"Теоретические основы государственного регулирования экономики. Особенности марксистского и кейнсианского подходов."
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 24.04.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
2.1. МЕРКАНТИЛИЗМ
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА
2.3. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
2.4. КОНЦЕПЦИЯ МОНЕТАРИЗМА
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ С ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КЕЙНСИАНСКИМИ МЕТОДАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Общество в целом, и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и др.
Стабилизация экономики, как писал К.Маркс - контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.
По мнению философа, стабилизация экономики - самая новая и в некоторых отношениях самая важная функция государства, которая заключается в том, чтобы стабилизировать экономику, т. е. помогать частной экономики обеспечивать и полную занятость ресурсов, и стабильный уровень цен. Ключевой момент здесь сводится к тому, что уровень цен производства непосредственно зависит от общего, или совокупного, объёма расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, а это условие, в свою очередь, предопределяет необходимость добиваться высокого уровня использования и материальных, и людских ресурсов. [10, с. 137]
В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В её основе лежит реальная рыночная реформа, призванная модифицировать экономический механизм России. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа). [5, с. 88]
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
4. Государственное регулирование кейнсианскими методами
Кейнсианская концепция базируется на идеях одного из крупнейших экономистов ХХ столетия Джона Мейнарда Кейнса. Он произвел революцию в экономической науке своего времени, создав концепцию рыночной экономики как целостной системы.
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) - выдающийся английский экономист, государственный деятель и публицист. Основные работы: "Трактат о деньгах" (1930 г.), "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Основоположник одного из наиболее значимых течений экономической жизни ХХ столетия - кейнсианства.
Д. Кейнс ввел в научный оборот понятие макроэкономики, которая как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. его главной книги "Общая теория занятости, процента и денег". Разработанные им агрегированные модели макроэкономических показателей получили не только количественную определенность, но собственный измеритель - деньги.
Крайне скептически Д. Кейнс относился к принципу "невидимой руки", сформулированному А. Смитом. В своем главном научном труде Д. Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие.
Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы.
Таким образом, согласно этой теории, изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство поощряет активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики.
Акцент в этой политике делается на совокупных расходах и их элементах, вытекающих из основного кейнсианского уравнения:
Y = C + I + E - J + G, где Y - уровень экономической активности, С - потребление, I - инвестиции, E - экспорт, J - импорт, G - государственные расходы.
Следует отметить, что доля государственных расходов в бюджетах большинства стран мира на протяжении прошлого столетия имела устойчивую тенденцию к росту.
На протяжении 18 века для промышленно развитых стран были характерны невысокие доли государственных расходов в ВВП. За период с 1870 по 1996 гг. доля государственных расходов возросла в % к ВВП во Франции с 12 до 55, в Нидерландах с 9 до 50, в Германии с 10 до 49, Италии с 12 до 53, Японии с 9 до 36 и в США с 4 до 33%.
По данным ОЭСР в 2004 г. доля государственных расходов в ВВП Франции составляла 54%, Германии - 47%, Великобритании - 45%, США - 36%.
На протяжении 80-х и 90-х годов прошлого столетия наиболее эффективно кейнсианские методы фискальной политики использовали новые индустриальные страны Азии - Гонконг, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань.
Среди промышленно развитых стран достаточно активно проводили политику гибкого изменения налоговых ставок и государственных расходов Новая Зеландия, Австрия, Великобритания, Австралия, США, Япония, Швеция, Швейцария.
Особенно сложными проблемами Д. Кейнс считал подверженность рыночного хозяйства экономическим кризисам и безработицу. Поэтому одной их важных его заслуг является разработка основ антикризисной политики государства.
Современная трактовка кейнсианства не отрицает, а интегрирует и консолидирует в едином механизме "настройки" финансовые инструменты регулирующие рыночные процессы с сильной финансовой политикой государства, возрастающей централизацией бюджетных ресурсов, используемых на цели социально-экономического развития.
Развивая идеи Д.Кейнса, его последователи в 40-60-х годах прошлого столетия создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством, нередко называемую кейнсианской смешанной экономикой.
К наиболее яркими последователями кейнсианской концепции можно отнести следующих ученых:
американский экономист Пол Антони Сэмуэльсона лауреат Нобелевской премии (1970 г.);
американский экономист Лоуренс Роберт Клейн лауреат Нобелевской премии (1980 г.);
американский экономист Джеймс Тобин лауреат Нобелевской премии (1981г.);
американский экономист Франко Модильяни , лауреат Нобелевской премии (1985 г.);
американский экономист Роберт Мертон Солоу, лауреат Нобелевской премии (1987г.);
американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт.
Основу смешанной экономики составляет частная собственность. Государство - своеобразное дополнение к ней и потому не должно выступать в качестве конкурента частного капитала. Государство выполняет функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) неустойчивость социально-экономического развития.
Известный американский экономист Пол Самуэльсон считал, что смешанная экономика фактически является гигантской системой общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни.
На основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас более известного как конъюнктурного) регулирования и теории экономического роста.
Главное направление государственной политики экономического роста - это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются:
государственный бюджет;
налоговая политика;
регулирование нормы процента.
Из методов регулирования решающее значение придается государственным расходам, расширение которых иногда обеспечивается в определенной степени дефицитным финансированием.
Основная цель роста государственных расходов - увеличение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложений.
Важнейшие направления государственных расходов, согласно этой концепции, - научные исследования, производственная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание).
В результате применения комплекса мер возникает эффект мультипликации, согласно которому инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике валового внутреннего продукта, обеспечивают рост занятости, расширяют потребление.
Механизм его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный импульс, способствуют расширению производства в смежных отраслях. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления.
Политика стимулирования экономического роста способствовала развитию научно-технической революции, использованию ее достижений в самых различных сферах экономики. Расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным повышение общего уровня квалификации занятых в общественном производстве. Кроме того, удалось в определенной степени сгладить циклические колебания.
Совершенно очевидно, что без серьезной государственной поддержки многим европейским странам и США не удалось бы создать и развить современные отрасли экономики.
В частности, суммарная государственная помощь крупнейшей американской корпорации "Боинг" по состоянию на 2005 г. оценивалась в 25 млрд. долл. Европейский концерн "Аэробус" со дня основания в 1967 г. получил различных видов государственных субсидий примерно на 15 млрд. долл.
В 1992 г. между этими компаниями был подписано соглашение, согласно которому общий объем государственных субсидий не должен превышать трети от собственных инвестиций компаний.
В периоды же начинающегося экономического бума, или перегрева грозящего кризисом перепроизводства, предлагаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций и, следовательно, производства. Именно такую политику проводит Китай с начала третьего тысячелетия, пытаясь сократить высокие темпы экономического роста.
Использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных экономистов уверенность в том, что была найдена почти идеальная модель смешанной экономики.
Как ни парадоксально, но Россия, где долгие годы существовала жесткая система централизованного планирования, и традиционно было велико вмешательство государства в экономику, на протяжении 90-х годов переживала глубокий бюджетный кризис.
За годы экономических реформ в России в конце прошлого столетия удельный вес государственных расходов сократился к 2005 г. до 27,7% от ВВП.
По степени эффективности фискальной политики Россия уступала не только большинству промышленно развитых стран, но и многим развивающимся государствам. В начале 90-х годов по этому показателю Россия занимала 43-е место в мире.
Интересно отметить, что из 15 стран, которые в начале 90-х годов имели наиболее высокий рейтинг по степени эффективности фискальной политики, 9 стран (Гонконг, США, Япония, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Индонезия и Индия) в том же году входили в первую десятку стран мира по такому синтетическому показателю, как степень экономической свободы.
Этот показатель основывается на 8 критериях, учитывающих, в частности, долю государственных расходов в ВВП, степень государственного вмешательства в функционирование финансового рынка, наличие ограничений в торговле и др.
В начале экономических преобразований в России были полностью устранены планирующие органы и разрушены крупные промышленные комплексы. В таких условиях появление клановых и мафиозных образований гораздо выше, чем вероятность появления рынка, где господствует добросовестная конкуренция.
Заняв позицию невмешательства, государство предоставило возможность отечественного варианта капиталистической экономики формироваться под бдительным оком других институтов, приведших к глубокому экономическому и финансовому кризису.
В конце 90-х годов, когда более трети ВВП производилась в теневом секторе вернуть "руководящую и направляющую" роль государства оказалось задачей архи трудной.
Структуры, заполнившие институациональный вакуум российской экономики, были неспособны на реальную трансформацию общества на рыночных принципах, что привело к развитию так называемого "бандитского капитализма", последствие которого Россия не может преодолеть до сих пор.
Новые институациональные формы могут заменить уже сложившиеся только во время драматических эпизодов истории - таких как войны, открытые социальные конфликты или системный кризис.
Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, по мнению Кейнса, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены задачи и принципы государственного регулирования рыночной экономики.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования рыночной экономики;
2. Рассмотрены функции государственного регулирования рыночной экономики;
3. Дана характеристика кейнсианского и марксистского подходов к государственному регулированию экономики.
Роль современного государства в экономике (иными словами, в экономическом кругообороте) огромна. Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики составляет суть государственной экономической политики.
Для регулирования хозяйственной жизни государством используются многочисленные экономические, политические и юридические меры. С их помощью государство вмешивается в экономические процессы, чтобы достичь стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры.
Государство регулирует рыночные процессы, противодействуя монополизму и поощряя конкуренцию. Во время кризисов вмешательство государства в экономику смягчает их негативные последствия и ускоряет выход из них. Государство также само участвует в таких видах экономической деятельности, которые жизненно необходимы для всего общества в целом, но из-за малой прибыльности (а иногда и убыточности) не привлекает частный капитал. Для снятия социальной напряженности государство участвует в процессе перераспределения доходов, оказывая помощь малоимущим слоям населения.
Прямое вмешательство оказывает непосредственное воздействие на экономику в целом - на совокупный спрос и совокупное предложение.
Наиболее важной формой прямого вмешательства в экономику является создание государственного сектора. Выражая интересы всех экономических субъектов, государство организует производство и реализацию продукции отраслей, которые не привлекают частный капитал ввиду своей низкой рентабельности. Госсектор предназначен для обеспечения нормального функционирования хозяйства в целом. Как правило, он менее эффективен, чем частный, и бывает убыточным. Поэтому ему выделяются дотации. В разных странах доля производства госсектора существенно различается (даже в одной стране она не остается постоянной в зависимости от экономической конъюнктуры, а также от целей и задач конкретного курса правительства).
При использовании второй важной формы прямого вмешательства государства в экономику, перераспределения доходов, значительная часть национального дохода целенаправленно перераспределяется, например, в виде субсидий, оплаты научно-исследовательских работ, выплаты процентов по ценным бумагам, пособий по безработице.
Через третью форму своего прямого вмешательства различные экономические программы государство содействует серьезным структурным сдвигам в экономике. Приоритетные направления программ обычно финансируются из государственного бюджета.
Косвенные формы государственного вмешательства оказывают непрямое, опосредованное воздействие на экономику, совокупный спрос и совокупное предложение.
Первая из них - кредитно-денежная система - используется для воздействия на экономику через учетную ставку, операции на открытом рынке и систему обязательного резервирования;
Посредством налоговой системы государство влияет на размер доходов, которые направляются на производство, путем манипулирования с налоговой ставкой. Кроме того, многие налоги выступают в качестве ценообразующих факторов и их изменение непосредственно отражается на ценах товаров и услуг.
Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Список литературы
Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник. М.: Юристъ, 2006.
Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. История мирового хозяйства. – М.: Юристъ, 2006.
Злобин Г.Н. Кейнсианство и его роль в истории экономики. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2007.
История экономики. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2007.
История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2007.
Классика экономической мысли: Учебник/ Под ред. В.Д. Камева. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Курс истории экономики. Учебник./Под ред. Б. А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Лешкевич Т.Г. Экономическая философия: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2007.
Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. История экономических учений. - М.: Просвещение, 2006.
Молчанов Г.К. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: ТД “ГРАНД”, 2007.
3
1.Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник. М.: Юристъ, 2006.
2.Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. История мирового хозяйства. – М.: Юристъ, 2006.
3.Злобин Г.Н. Кейнсианство и его роль в истории экономики. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2007.
4.История экономики. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2007.
5.История экономических учений: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2007.
6.Классика экономической мысли: Учебник/ Под ред. В.Д. Камева. – М.: ВЛАДОС, 2004.
7.Курс истории экономики. Учебник./Под ред. Б. А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2006.
8.Лешкевич Т.Г. Экономическая философия: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2007.
9.Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. История экономических учений. - М.: Просвещение, 2006.
10.Молчанов Г.К. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: ТД “ГРАНД”, 2007.
Вопросы и ответы
Что такое государственное регулирование экономики?
Государственное регулирование экономики - это совокупность мер, которые принимаются правительством для влияния на экономические процессы в стране. Оно может включать в себя различные инструменты, такие как фискальная и денежно-кредитная политика, регулирование рынков и другие.
Какие особенности марксистского подхода к государственному регулированию экономики?
В марксизме предполагается, что государство является инструментом буржуазии, то есть класса владеющего средствами производства. Марксисты считают, что государство использует свою власть и меры регулирования в интересах буржуазии, поддерживая ее экономическое превосходство и контроль над рабочим классом.
В чем заключается концепция монетаризма в регулировании экономики государством?
Монетаризм - это экономическая концепция, развиваемая школой экономической мысли, основанной на идеях Мильтона Фридмена. По мнению монетаристов, основной роль государства в регулировании экономики заключается в контроле над денежной массой и денежной политикой. Они считают, что стабильная и предсказуемая денежная политика способствует росту экономики и снижению инфляции.
Какие методы государственного регулирования экономики применяются по кейнсианской экономической концепции?
По кейнсианской концепции, государство имеет активную роль в регулировании экономики. Ключевым методом является государственное вмешательство в сферу доходов и расходов. В кризисных ситуациях, правительство может проводить рыночные операции, инвестировать в инфраструктуру, увеличивать государственные расходы и снижать налоговую нагрузку для стимулирования экономического роста и сокращения безработицы.
Какова сущность государственного регулирования экономики?
Государственное регулирование экономики - это комплекс мер, применяемых государством для влияния на экономические процессы в стране. Оно направлено на достижение стабильности и устойчивого развития экономики, а также на решение социально-экономических задач.
Какие особенности марксистского подхода к государственному регулированию экономики?
Марксистский подход к государственному регулированию экономики основан на идее классовой борьбы и диктатуре пролетариата. Согласно марксистской теории, государство должно контролировать и регулировать экономические отношения с целью ликвидации частной собственности и установления социализма.
Какие особенности кейнсианского подхода к государственному регулированию экономики?
Кейнсианский подход к государственному регулированию экономики основан на идее, что государство должно активно вмешиваться в экономику для регулирования уровня занятости и экономического роста. Согласно кейнсианской теории, государство может стимулировать экономику через инвестиции, потребление и государственные расходы.
Какие школы экономической мысли различаются в подходе к государственному регулированию экономики?
Существует несколько школ экономической мысли, которые имеют различные подходы к государственному регулированию экономики. Это меркантилизм, классическая школа, неоклассическое направление и концепция монетаризма. Каждая из этих школ имеет свои особенности и принципы регулирования экономики.
Какие методы государственного регулирования экономики применяются по марксистской концепции?
По марксистской концепции, государство должно применять методы централизованного планирования экономики, контроля над производством и распределением ресурсов, коллективизации собственности и управления производством в интересах рабочего класса и достижения коммунистического общества.
Какова сущность государственного регулирования экономики?
Сущность государственного регулирования экономики заключается в осуществлении мер и инструментов со стороны государства для воздействия на экономику страны с целью достижения определенных экономических и социальных результатов. Государство вмешивается в экономическую систему в целях стимулирования экономического роста, регулирования инфляции, поддержки отраслей экономики, устранения неравенств, обеспечения социальной защиты населения и других задач.
Каковы особенности марксистского подхода к государственному регулированию экономики?
Марксистский подход к государственному регулированию экономики основывается на теории марксизма, которая утверждает, что государство служит интересам экономической элиты и используется для поддержания капиталистической системы. Марксисты считают, что государство должно быть полностью лишено экономической власти и заменено диктатурой пролетариата. Они критикуют государственное вмешательство в экономику как средство сохранения эксплуатации и неравенства.