Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 18 18 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 04.03.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Оглавление- 1 -
Введение- 2 -
Понятие физической культуры- 3 -
Социальная роль физической культуры- 3 -
Основные понятия теории физического воспитания- 8 -
Организация физического воспитания в вузе- 14 -
Выводы- 17 -
Список литературы- 18 -

Фрагмент для ознакомления

-студенты должны овладеть системой практических умений и навыков, которые обеспечивают укрепление здоровья, совершенствование психофизических характеристик.
-получить опыт использования физкультурно-спортивной деятельности в достижении своих жизненных и профессиональных целей.
Законодательной базой предмета физической культуры является федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской федерации» (1999), в котором в статье14 «Развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» указано, что на основе закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение устанавливает формы занятий физической культурой, методику и продолжительность учебных занятий, основываясь на государственных образовательных стандартах и нормативах физической подготовленности. Для практической реализации указанных законов издано приказ Министерства Образования РФ «Об организации предмета физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» (1999), который является обязательным для всех государственных учебных заведений. В настоящее время происходит дальнейшая разработка законодательной базы физкультуры и спорта.
В учебном плане вузов на предмет физической культуры отводится 408 часов.
Физическое воспитание в вузе представлено в форме обязательных теоретических, практических, консультативных занятий; индивидуальных и групповых дополнительных занятий и консультаций; самостоятельных занятий по заданию с периодическим контролем преподавателем. Используются самостоятельные занятия во внеучебное время (кружки, секции), массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия, рекреационные мероприятия.
Регулярные тренировки во внеучебное время имеют 10-24% студентов. Система студенческого спорта включает доступность и возможность обязательных занятий по предмету «Физическая культура»; возможность в свободное время заниматься в вузовских спортивных секциях, атлетических залах; возможность систематически участвовать в массовых студенческих спортивных мероприятиях доступного уровня. Таким образом, каждый практически здоровый студент имеет возможность регулярно заниматься спортом.
Для освоения предмета физической культуры студенты подразделяются на три учебных отделения. На основное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной физкультурной групп. На специальное отделение – студенты, имеющие ограничения по состоянию здоровья. На спортивное отделение отбираются тренером с учётом желания самих студентов те, кто показал высокие результаты физической подготовленности. Перевод из одного отделения в другое возможен по окончанию семестра при наличии зачёта. Зачёт в основном отделении по окончании семестра проводится в форме устного опроса и в форме выполнения тестов по общей физической, профессионально-прикладной физической и спортивно-технической подготовке, то есть выполнение установленных нормативов.
В программу включены суммарные средние оценки тестов: 2,0 очка – удовлетворительно, 3,0 очка – хорошо, 3,5 очка – отлично. На специальном учебном отделении оценки устанавливаются кафедрой физического воспитания с учётом особенностей контингента студентов. Студенты специального отделения в конце каждого семестра готовят реферат объёмом 3-5 стр. по теме своего заболевания. В 1семестре – диагноз и краткое описание заболевания студента; во 2 – медицинские противопоказания при данном заболевании; в 3- рекомендуемые средства физической культуры при данном заболевании; в 4 – составление и обоснование индивидуального плана применения средств физической культуры.
В конце курса учебной дисциплины «Физическая культура» все студенты сдают экзамен в форме выполнения практических тестов и итоговой аттестации (устный опрос). К экзамену допускаются студенты, имеющие зачёты по всем семестрам и выполнившие тесты не ниже оценки «удовлетворительно». Тесты, характеризующие общую физическую подготовленность, являются обязательными во всех вузах страны. Заключительная оценка выставляется как средняя между теоретической и практической оценками.
Выводы
Физическая культура является частью общей культуры общества. В условиях ускорения научно-технического прогресса, дефицит двигательной активности определяет необходимость формирования культуры движений. Физическая культура личности формируется под влиянием социальных потребностей общества. Студенты рассматриваются как группа с повышенными факторами риска. Задачей физического воспитания на современном этапе является воспитание физической культуры личности студентов. В теории физического воспитания выделяются понятия физического воспитания, физического развития, физической подготовки и подготовленности, физического совершенства, спорта. Специализированная психофизическая подготовка расширяет адаптационные возможности молодого специалиста, позволяет наиболее полно реализовать свои профессиональные умения, повысить индивидуальную и общую производительность труда. Занятия физической культурой являются эффективным средством психофизической подготовки студентов. Предмет «Физическая культура» опирается на законодательную базу, разрабатываемую правительством Российской Федерации. Физическое воспитание в вузе включает теоретические и практические занятия: обязательные, консультативные, индивидуальные, самостоятельные оздоровительные занятия, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия. Физическая подготовка студентов имеет индивидуальный подход. В конце курса учебной дисциплины «Физическая культура» проводится экзамен и итоговая аттестация. Рациональное использование средств и методов физической культуры способствует совершенствованию общекультурной и профессиональной подготовки студентов.
Список литературы
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений. М.:Академия, 2004.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.
Образование и информационная культура. Социологические аспекты. / Под ред. Собкина В.С.. М.: Центр социологии образования РАО,2000.
Физическая культура: учебн. пособие/ Под ред. Е.В.Конеевой.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 5-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.30
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.10
Физическая культура: учебн. пособие/ Под ред. Е.В.Конеевой.- Ростов н/Д: Феникс,2006.-С.8;9
Физическая культура: учебн. пособие/ Под ред. Е.В.Конеевой.- Ростов н/Д: Феникс,2006.-С.452
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.117
Образование и информационная культура. Социологические аспекты. / Под ред. Собкина В.С.. М.: Центр социологии образования РАО,2000.-С.327.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений. М.:Академия, 2004.-С.26;93
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 5-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007.-С.6
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 5-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007.-С.8
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 5-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007.-С.9
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.20;173
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.5
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.26
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.168
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.28

































































- 18 -

Список литературы
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб. заведений. М.:Академия, 2004.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.
Образование и информационная культура. Социологические аспекты. / Под ред. Собкина В.С.. М.: Центр социологии образования РАО,2000.
Физическая культура: учебн. пособие/ Под ред. Е.В.Конеевой.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 5-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2007.

Вопросы и ответы

Какое значение имеет физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов?

Физическая культура играет важную роль в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Она способствует укреплению здоровья и совершенствованию психофизических характеристик. Кроме того, через занятия физической культурой студенты получают опыт и навыки, которые могут пригодиться им в профессиональной деятельности.

Какую социальную роль выполняет физическая культура?

Физическая культура выполняет ряд социальных ролей. Во-первых, она способствует формированию здорового образа жизни и профилактике различных заболеваний. Во-вторых, занятия физической культурой способствуют развитию физической активности, что важно в условиях сидячего образа жизни. В-третьих, физическая культура способствует формированию ценностных ориентаций, таких как дисциплина, упорство, ответственность. В-четвертых, она способствует социализации студентов и созданию благоприятной социальной обстановки.

Какие основные понятия теории физического воспитания существуют?

В теории физического воспитания существуют различные понятия. Например, понятие "физическая культура" означает систему физической подготовки, занятий спортом, физического развития. Понятие "физическое воспитание" означает комплекс мероприятий по развитию физических качеств и формированию полноценной физической культуры личности. Понятие "физическая активность" означает двигательную деятельность, выполняемую с определенной интенсивностью и регулярностью. Все эти понятия являются основой для разработки программ физического воспитания и организации занятий по физической культуре.

Какую роль в общекультурной подготовке студентов играет физическая культура?

Физическая культура играет важную роль в общекультурной подготовке студентов. Она способствует укреплению здоровья, развитию физических и психических характеристик, формированию привычки здорового образа жизни. Также она помогает развить такие ценности, как дисциплина, усидчивость, командный дух и ответственность перед собой и другими.

Какие практические умения и навыки должны овладеть студенты в процессе физической культуры?

Студенты должны овладеть системой практических умений и навыков, которые обеспечивают укрепление здоровья, совершенствование психофизических характеристик. Это может включать в себя умение правильно выполнять физические упражнения, контролировать свое дыхание, развивать координацию движений, гибкость, силу и выносливость.

Как организовано физическое воспитание в вузах?

Физическое воспитание в вузах организовано в виде специальных занятий и тренировок. Студенты имеют возможность выбрать себе спортивную секцию или группу по интересующему виду спорта. Также вузы обеспечивают доступ к спортивным площадкам и залам, где студенты могут заниматься индивидуально или в группе под руководством тренеров.

Какие основные понятия теории физического воспитания важны для студентов?

Основные понятия теории физического воспитания, которые важны для студентов, включают понятия здоровья, физической культуры, физической подготовки, физического развития. Студенты также должны быть знакомы с принципами и методами физического воспитания, такими как регулярность тренировок, постепенное увеличение нагрузки, контроль за питанием и отдыхом.

Какую роль играет физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов?

Физическая культура играет важную роль в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Она способствует укреплению здоровья студентов, развитию физических и психофизических характеристик, а также формированию системы практических умений и навыков. Отличная физическая форма помогает студентам успешно справляться с нагрузками учебы и повышает их работоспособность. Кроме того, занятия физической культурой способствуют развитию дисциплины, самодисциплины, усидчивости и целеустремленности.

Какие основные понятия теории физического воспитания можно выделить?

В теории физического воспитания можно выделить такие основные понятия, как физическая культура, здоровье, физическое воспитание, физическая подготовленность, физическая активность. Физическая культура охватывает все сферы жизнедеятельности человека, включая его физическое, психическое, социальное и интеллектуальное развитие. Здоровье играет ключевую роль в физическом воспитании, так как является основой для успешной жизнедеятельности. Физическое воспитание направлено на формирование и развитие физических качеств, а физическая подготовленность — на достижение определенного уровня физической подготовки. Физическая активность — это уровень физической активности человека, выражающийся в его двигательной активности и участии в спортивных мероприятиях.

Как организовано физическое воспитание в вузах?

Физическое воспитание в вузах организовано в виде специальных учебных занятий, которые проводятся на занятиях в спортивных залах или на открытом воздухе. В программу физической культуры включены различные виды спорта и физических упражнений, направленных на развитие основных физических качеств, укрепление здоровья и формирование системы практических умений и навыков. Вузы также обеспечивают доступ к спортивным сооружениям и тренажерным залам для самостоятельных тренировок студентов. Физическое воспитание также включает участие студентов в спортивных соревнованиях и мероприятиях.

Зачем студентам овладевать практическими умениями и навыками в физической культуре?

Студенты должны овладеть системой практических умений и навыков, которые обеспечивают укрепление здоровья, совершенствование психофизических характеристик и способствуют нормализации функционального состояния организма. Это помогает им не только в общекультурной сфере, но и в их профессиональной деятельности, так как физическая активность повышает работоспособность, улучшает мозговую активность и способствует развитию выносливости и силы.