Методика подготовки спринтеров и стайеров

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 30 30 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 22.02.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Роль и значение легкой атлетики как вида спорта и средства развития телесности, духовных качеств спортсмена
2. Классификация и общая характеристика бега на короткие, средние и длинные дистанции
3. Формы занятий по легкой атлетике для начинающих спортсменов
4. Подходы и положения к непрерывности тренировочного процесса
5. Примерные тренировочные нагрузки в недельных циклах (микроциклах) для спринтеров и стайеров в группах спортивного совершенствования
6. Примерные тренировочные нагрузки в недельных циклах (микроциклах) для спринтеров и стайеров в группах высшего спортивного мастерства
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Отдых.
5 день. По программе I дня. Поменять сочетания длинных отрезков в день.
6 день. Длительный равномерный бег 18-24 км по ровной местности
7 день. Отдых.
Всего: равномерный бег – 30-40 км; темповый кросс- 10-15 км бег на длинных отрезках - 8-16 км, ускорения на средних отрезках - 3 км' ускорения на коротких отрезках - 0,8-1,6 км.

Неделя специальной (соревновательной) подготовки (СП)

1 день. Разминка. Ускорения 100 м-4-5 раз. Старты 30-50 м -5 раз Интервальный бег на отрезках 400-600 м со скоростью 85-90 % объем 1,5 -3 км, отдых – 3-5 мин. Медленный бег - 2 км
2 день. Равномерный кроссовый бег- 12-15 км. Прыжковые и общеразвивающие упражнения с партнером.
3 день. Разминка. Ускорения 100 м-4-5 раз. Старты 30-50 м - 5 раз Интервальный бег на отрезках 200-300 м со скоростью 85 %, объем 1 5-3 км, отдых 1,5-3 мин. Медленный бег - 2 км.
4 день. Отдых.
5 день. Разминка. Ускорение - 5 раз. Повторный бег на отрезках 800-1600 м со скоростью 90 %, объем 2-4 км, отдых 5-6 мин. Медленный бег – 2 км.
6 день. Равномерный кроссовый бег- 15-18 км. Прыжковые и общеразвивающие упражнения с партнером.
7 день. Отдых.
Всего: равномерный бег - 33-39 км, бег на длинных отрезках - 2-4 км, на средних отрезках – 3-6 км, на коротких отрезках – 1,3- 1,5 км, старты - 10 раз.


























3. Примерные тренировочные нагрузки в недельных циклах (микроциклах) для спринтеров и стайеров в группах высшего спортивного мастерства

Недельный микроцикл спортсмена высокого класса (на примере бега на 800 м)

Дни Содержание занятия Пн Основное тренировочное занятие: разминочный бег 5 км; разминка; повторный бег 4 х 1000 м по пересеченной трассе, в паузах бег трусцой 300 м; круговая тренировка 20 мин (интенсивность 80%) с использованием ОРУ, многоскоков и ускорений; гимнастика 10 мин (комплекс упражнений с преимущественной направленностью на расслабление); заминка. Дополнительное тренировочное занятие: восстановительный бег 6 км; комплекс упражнений на гимнастических снарядах на мышечные группы, участвовали в основном тренировочном занятии Вт Основное тренировочное занятие: кроссовый бег 12 км (при беге в подъем — ЧСС 160 уд/мин, на ровных участках и спусках ЧСС 130-140 уд/мин; гимнастика; беговые упражнения 6 х 50 м; пробежки 6 х 100 м на технику, в паузах бег трусцой 100 м; заминка.
Дополнительное тренировочное занятие: восстановительный бег 6 км; гимнастика 30-40 мин (комплекс упражнений с преимущественной на-остью на гибкость и расслабление) Ср Основное тренировочное занятие: равномерный бег 10 км (по плато за «Верхним» стадионом); разминка с использованием упражнений барьеристов; беговые упражнения: 6 х (50 м, складывая голень и бедро + ускорение 50 м); 8 упражнений на тренажерах (отягощения - индивидуальные чтобы не было сильного напряжения мышц, они должны оставаться мягкими и расслабленными; заминка.
Дополнительное тренировочное занятие: восстановительный бег 6 км гимнастика 30-40 мин (комплекс упражнений с преимущественной на правлснностью на гибкость и расслабление Чт Восстановительный бег 10-12 км (или разминка); футбол 30-40 мин; баня. Пят Основное тренировочное занятие: разминка; повторный бег 3 х 2 км (6.28), ЧСС до 160 уд/мин; «Долина роз» - ускорения 6 х 150 м со сменой ритма, в паузах бег трусцой 200 м; заминка.
Дополнительное тренировочное занятие: восстановительный бег 6 км; упражнения с камнем 15-20 мин (камень необходимо подобрать такого веса, чтобы можно было выполнять «взрывные» броски) Суб Основное тренировочное занятие: равномерный бег 10 км (по плато за «Верхним» стадионом); разминка; беговые упражнения: 8 х (50 м, склады вая голень и бедро + ускорение 50 м); круговая тренировка на тренажерах (8 упражнений, отягощения - индивидуальные); заминка. Дополнительное тренировочное занятие: восстановительный бег 6 км; гимнастика 30-40 мин (комплекс упражнений с преимущественной на- правленностью на гибкость и расслабление Воскр Отдых После УТС - восстановительный микроцикл, 4 дня.





Заключение

Система подготовки спортсменов спринтеров и стайеров предусматривает овладение необходимыми знаниями в области организации и проведения отбора одаренных детей и подростков для занятия избранным видом спорта. При этом следует учитывать изменение структуры общей и специальной подготовленности спортсменов в спортивном онтогенезе, которая обеспечивает достижение поставленной цели. Важно учитывать динамику факторов специальной работоспособности и соревновательной деятельности, нормативные показатели тренировочного процесса, определяющие достижение цели. Данный комплекс является основой рационального построения программ тренировки спортсменов-легкоатлетов с учетом современных тенденций, в том числе использования нетрадиционных средств.
Развитие методики тренировки спортсменов – легкоатлетов в разных возрастных группах предусматривает преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена, укреплению здоровья, гармоническому развитию органов и систем организма. Этому служит идея целевой направленности стратегии подготовки спринтеров и стайеров по отношению к этапу высшего спортивного мастерства, последовательность применения средств, методов и организационных форм подготовки всех возрастных групп. При достижении поставленной цели необходимо соблюдение основополагающих принципов: обеспечение всесторонней общей и специальной физической подготовки занимающихся; опережающее формирование технико-тактического мастерства; соразмерность дистанционной подготовленности на каждом этапе возрастного развития; эффективность развития общей выносливости и специальной подготовленности в соответствии с возрастными особенностями спринтеров и стайеров; комплексность системы контроля и анализа функционального состояния легкоатлетов.

Список литературы

Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта/В. А. Булкин. - СПб.: СПбГАФКим. П. Ф. Лесгафта, 1996. - 47 с.
Бондарчук А. П. Тренировка легкоатлета. - Киев, 1986.
Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М., 1985.
Легкая атлетика / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. - М., 1989.
Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев, 1999.
Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. -М., 2002.
Полунин А.И. Управление подготовкой бегунов на средние и длинные дистанции. -М.: Советский спорт, 1992. - 150 с.











3


Список литературы

1.Александрова Г. В. Алгоритмы формирования модельно-диаг-ностических комплексов (МДК) оценки подготовленности квали-фицированных спортсменов/ Г. В. Александрова // Моделиро¬вание системы физической подготовки и спорта: сб. науч. тр. - Л.: ВДКИФК, 1987. - С. 28-36.
2.Алабин В. Г. К проблеме тренировочных заданий как элемента структуры тренировочного процесса в спорте // Теория и прак¬тика физ. культуры. 1996,№ 12, с.30-31.
3.Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и техно¬логий спортивной подготовки и физического воспитания (мето-дологический аспект)/ В. К. Бальсевич// Теория и практика физ. культуры, 1999. - № 4. - С. 21-27 и 39-40.
4.Бальсевич В. К. Перспективы модернизации современных об-разовательных систем физического воспитания на основе интег-рации национальной физической и спортивной культуры (акто¬вая речь) / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002. - 30 с.
5.Бугаев Г. В. Построение индивидуальных программ трениров¬ки в легкоатлетическом спринтерском беге девушек в соревно-вательном периоде подготовки на этапе спортивного совершен-ствования: Автореф. канд. дис. М., 1998. - 26 с.
6.Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культу¬ры и спорта/В. А. Булкин. - СПб.: СПбГАФКим. П. Ф. Лесгафта, 1996. - 47 с.
7.Булкин В. А. Комплексный педагогический контроль в систе¬ме подготовки квалифицированных спортсменов // Средства и методы этапного педагогического контроля и индивидуализация тренировочного процесса: сб. науч. тр./ В. А. Булкин. — Л.: ЛНИ-ИФК, 1983. - С. 3-13.
8.Бондарчук А. П. Тренировка легкоатлета. - Киев, 1986.
9.Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочно¬го процесса. - М., 1985.
10.Гужаловский А. А. Итоги и перспективы изучения закономер¬ностей онтогенеза физических способностей человека /А. А. Гу¬жаловский//Теория и практика физ. культуры. - 1987. - № 12 - С. 31-33.
11.Зелинченок В. Б., Никитушкин В. Г. Критерии отбора в легкой атлети¬ке. - М., 2000.
12.Киселев Ю. Я. Использование результатов психологического контроля для индивидуализации подготовки спортсменов// Сред-ства и методы этапного педагогического контроля и индивидуа-лизации тренировочного процесса/Ю. Я. Киселев: сб. науч. тр. - Л.:ЛНИИФК„ 1983. - С. 95-100.
13.Куликов А.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адап¬тация, здоровье. - М., 1995.
14.Купцов Ю. А. Программирование трениро¬вочных заданий в упражнениях с различными режимами при воспитании локальной силовой выносливости у юных бегунов на средние дистанции: 2002. - 24 с.
15.Легкая атлетика/А.Н.Макаров, В.З.Сирис, В.П.Теннов. - М., 1987.
16.Легкая атлетика / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. При¬макова. - М., 1989.
17.Легкая атлетика в школе / Ж. К. Холодов, В.С.Кузнецов, Г. А. Колод-ницкий. - М., 1993.
18.Матвеев Л. П. Общая теория спорта. - М., 1997.
19.Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев, 1999.
20.Медведев В. Н. Педагогические аспекты оценки уровня и со-стояния подготовленности спортсменов при проведении массо¬вых комплексных обследований/В. Н. Медведев //Унифициро-ванные методы комплексного педагогического контроля при про¬ведении массовых обследований спортсменов: сб. науч. тр. - Л.: ЛНИИФК, 1987. - С. 19-27.
21.Моторно-психическое обеспечение деятельности квалифици-рованных спортсменов/ В. А. Булкин, Е. Н. Ершова, Б. А. Головин и др.//Современные достижения спортивной науки: тез. докл. меж-дунар. конф. - СПб., 1994. - С. 92-93.
22.Нормативно-правовые основы, регулирующие деятель¬ность спортивных школ / Сост. В. Г. Бауэр, Е. П. Гончарова, В.Н. Панкратова; Гос. комитет РФ по физ. культуре и спорту. М„ 1995. - 31 с.
23.Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. -М., 2002.
24.Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев, 1984.
25.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпий¬ском спорте. — Киев, 1997.
26.Полунин А.И. Соревновательная деятельность бегунов на длинные дистанции. -М.: Советский спорт, 1990. - 62 с.
27.Полунин А.И Методические особенности подготовки высококвалифицированных бегунов на длинные дистанции. - М.: Советский спорт, 1990. - 45 с.
28.Полунин А.И. Соревновательные аспекты тренировки бегунов на средние и длин¬ные дистанции. - Ставрополь: Кавказская здравница, 1991. - 101 с.
29.Полунин А.И. Управление подготовкой бегунов на средние и длинные дистанции. -М.: Советский спорт, 1992. - 150 с.
30.Сахновский К. П. Подготовка спортивного резерва. — Киев, 1990.
31.Селуянов В.Н., Сарсания С. К. Пути повышения спортивной работо¬способности: Методические рекомендации. - М., 1987.
32.Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф. П. Сусло¬ва, В.Л. Сыча, Б.Н.Шустина. - М., 1995.
33.Соловцов В. В. Разработка и применение стандартных трени¬ровочных заданий на этапе спортивной специализации юных лег¬коатлетов 10-12 лет в условиях спортивного класса: Автореф. канд. дис. Минск, 1987. - 22 с.
34.Типовой план-проспект учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР // Сб. офиц. документов и материалов Госкомспорта РФ по физ. культуре, спорту и туризму. 2001, № 5, - с. 27-42.
35.Теория и методика спорта / Под ред. Л.П.Матвеева. - М., 1992.
36.Тер-Ованесян И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. — М., 2000.
37.Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. — М., 1987.
38.Фомин Н. А. На пути к спортивному мастерству/ Н. А. Фомин, В. П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 78, 88.
39.Ченегин В. М. Системный подход к изучению влияния двига-тельной активности на процессы онтогенеза/ В. М. Ченегин// Системные механизмы двигательной деятельности спортсменов: сб. науч. тр. - Волгоград: ВГИФК. - 1980. - С. 65-84.

Вопросы и ответы

Какая роль и значение легкой атлетики как вида спорта и средства развития телесности и духовных качеств спортсмена?

Легкая атлетика является одним из самых популярных видов спорта, который имеет огромное значение и роль как в развитии физических качеств, так и в развитии духовных качеств спортсмена. Она способствует развитию выносливости, скорости, силы, гибкости и координации движений. Для спортсмена легкая атлетика также является средством самореализации и самовыражения, помогает развить такие качества, как настойчивость, целеустремленность, дисциплина, смелость, амбициозность и самодисциплина.

Что такое бег на короткие, средние и длинные дистанции? Какие характеристики они имеют?

Бег на короткие дистанции (100 м, 200 м, 400 м) характеризуется максимальной скоростью и силой выстрела. Бег на средние дистанции (800 м, 1500 м) требует высокой выносливости и способности поддерживать высокую скорость на протяжении всей дистанции. Бег на длинные дистанции (3000 м, 5000 м, 10000 м) требует высокой выносливости и способности поддерживать равномерное темпо на протяжении всего забега.

Какие существуют формы занятий по легкой атлетике для начинающих спортсменов?

Для начинающих спортсменов существуют различные формы занятий по легкой атлетике. В основном, это включает в себя техническую подготовку, физическую подготовку, силовые тренировки, тренировки на скорость и выносливость, а также тренировки на развитие гибкости и координации движений. Важно учить правильной технике бега, строить тренировочные планы и программы с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, а также вести контроль за радостью и интересом спортсмена к занятиям.

Зачем нужна легкая атлетика и каким образом она способствует развитию спортсмена?

Легкая атлетика является одним из самых популярных видов спорта, и она имеет огромное значение как для развития телесности, так и для развития духовных качеств спортсмена. Во-первых, занятия легкой атлетикой способствуют развитию физических характеристик, таких как сила, выносливость, гибкость и координация движений. Во-вторых, этот вид спорта помогает развитию воли, самоконтроля, целеустремленности и настойчивости, что безусловно полезно как в спорте, так и в жизни в целом.

Какова классификация бега на короткие, средние и длинные дистанции?

Бег на короткие дистанции включает дистанции до 400 метров, на которых спортсменам требуется высокая скоростная подготовка и максимальное развитие силовых характеристик. Бег на средние дистанции включает дистанции от 800 до 1500 метров, на которых спортсмены должны обладать хорошей скоростной и выносливостной подготовкой. Бег на длинные дистанции включает дистанции от 3000 метров и более, на которых спортсменам требуется прежде всего выносливость и способность управлять своей энергией.

Какие формы занятий по легкой атлетике подходят для начинающих спортсменов?

Для начинающих спортсменов наиболее подходят формы занятий, направленные на общее развитие физических качеств и подготовку основных групп мышц. Это может быть бег на месте, пробежки на определенную дистанцию, упражнения на развитие координации движений, силовые тренировки и растяжка. Важно начинать занятия с небольших нагрузок и постепенно увеличивать их, учитывая индивидуальные особенности спортсмена.

Какие подходы и положения следует принимать к непрерывности тренировочного процесса в легкой атлетике?

Непрерывность тренировочного процесса является одним из ключевых моментов в легкой атлетике. Для достижения лучших результатов необходимо регулярно заниматься и следовать плану тренировок, учитывая принципы периодизации и прогрессивности нагрузок. Также важно обеспечивать достаточный отдых и восстановление после тренировок, чтобы избежать переутомления и травм.

Какую роль играет легкая атлетика как вид спорта и средство развития телесности и духовных качеств спортсмена?

Легкая атлетика выполняет важную роль как вид спорта, так и средство развития телесности и духовных качеств спортсмена. Как вид спорта, легкая атлетика представляет собой набор дисциплин, включающих бег, прыжки и метания, которые требуют высокой физической подготовки и специальных навыков. Кроме того, легкая атлетика является фундаментом многих других видов спорта, так как развивает базовые физические качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость и координацию движений. Как средство развития телесности и духовных качеств, легкая атлетика помогает развить самодисциплину, силу воли, настойчивость, стремление к достижению поставленных целей и самореализацию.

Какова классификация и общая характеристика бега на короткие, средние и длинные дистанции?

Бег на короткие, средние и длинные дистанции является одной из основных дисциплин легкой атлетики. Короткие дистанции включают спринт (100 метров, 200 метров) и ближний спринт (60 метров). Они характеризуются максимальной скоростью и высокой интенсивностью. Средние дистанции включают бег на 400 метров и 800 метров. Эти дистанции требуют сочетания скорости и выносливости. Длинные дистанции включают бег на 1500 метров, 5000 метров и 10000 метров. Они требуют высокой выносливости и умения поддерживать устойчивый темп на протяжении длительного времени.