пути совершенствования процедуры аттестации педагогических работников муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 29" г. Екатеринбурга
Заказать уникальную дипломную работу- 154 154 страницы
- 56 + 56 источников
- Добавлена 28.12.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 5
1.Теоретико-методологические основы аттестации персонала 8
1.1аттестация персонала: понятие, цели, этапы проведения 10
1.2технологии оценки персонала 24
1.3аттестация педагогических работников в системе общего
среднего образования 42
1.3.1объекты экспертизы в ходе аттестации педагогических работников 47
1.3.2модель процесса аттестации, способствующая повышению уровня профессионально компетенции педагога 49
2.Анализ социально-экономической эффективности управления персоналом общеобразовательного учреждения на примере МОУ СОШ №29 г. Екатеринбурга 56
2.1общая характеристика предприятия МОУ СОШ №29 59
2.2анализ кадровой ситуации 64
3.Анализ проведения процедуры аттестации педагогических работников на примере общеобразовательного учреждения
МОУ СОШ №29 65
3.1цель, задачи, этапы аттестации педагогических работников 67
3.2процедура аттестации педагогических работников в
МОУ СОШ №29 68
4.Рекомендации и мероприятия совершенствования процедуры аттестации педагогических работников, проводимой в МОУ СОШ №29 82
5.Компьютерное обеспечение проекта 85
6.Расчет экономической эффективности по аттестации педагогических работников в МОУ СОШ №29 93
7.Санитарно-гигиеническая и экологическая экспертиза МОУ СОШ №29 98
7.1санитарно-эпидемиологические требования к процессу
обучения 98
7.2эрогомические требования к помещению образовательного
процесса 105
Заключение 112
Библиография 115
Глоссарий 120
Приложение 1 121
Приложение 2 124
Приложение 3 127
Приложение 4 129
Приложение 5 135
Приложение 6 136
Приложение 7 143
Приложение 8 145
Приложение 9 146
Приложение 10 149
Приложение 11 150
Приложение 12 152
Приложение 13 154
Трудности расчета общего эффекта связаны с тем, что эффект от различных видов затрат проявляется в разных формах и их трудно привести к общему знаменателю.
Кроме того, одни мероприятия распространяются на весь коллектив, другие – лишь на группу работников. Таким образом, при проведении анализа эффективности конкретного мероприятия необходимо исходит из эффекта, полученного для группы работников. Выводы по средним показателям носят общий характер и позволяют получить «вектор» направленности работ по управлению формированием кадрового потенциала организации.
В заключение хотелось бы отметить, что аттестация является одним из инструментов формирования кадрового потенциала в организации и от того, как она проводится, зависит эффективность использования имеющегося потенциала и возможности его развития.
Сами работники указывают на факторы, которые содействуют более полному использованию их трудового потенциала. Знание и учет этих факторов, их целенаправленное использование могут обеспечить повышение производительности труда, улучшение качества, личностный рост работников.
Завершая дипломную работу, хотелось бы отметить, что аттестация как способ оценки персонала – процесс непрерывный и взаимосвязанный с процессом развития самой организации.
Библиография
ОСТ 32.120 – 98. Нормы искусственного освещения на рабочем месте. М.: Госстандарт, - 1987. – 32 с.
Письмо Министерства Образования РФ от 15.08.2000 № 297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08.2000 №117 О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждено Приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. № 1908.
Актуальные проблемы управления персоналом. Под ред. Платонова Ю.П. - СПб: Делком, 1997.
Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
Андреев С.В. Кадровое делопроизводство (с учетом нового трудового кодекса). – М.: АЛЬФА press, 2003 г. – 316 с.
Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания. Вестник Московского университета. - N 4. - 1998
Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 1996 г.
Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова и др. Управление персоналом. М: ЮНИТИ, 2000.
Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. – СПб.: «Речь», 2003. – 152 с.
Бойдаченко П.Г., Служба управления персоналом предприятия, - М: 1996.
Большаков А.С., Менеджмент: Учебное пособие. - СПб: Питер,2000.
Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.
Бочкарев А., Кондратьев В. и др. Семь нот менеджмента. - М: ЗАО "Журнал Эксперт", 1998.
Веснин В.Р. Практический менеджмент. - М., 1997.
Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнёрами: Учебно-практическое пособие. – М.: ТД Элит – 2000, 2003. – 592 с.
Виханский О.С.; Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.
Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.1992 г.
Волина В. Методы адаптации персонала//Управление персоналом. - N 12. - 1998
Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: "Питер", 2000.
Дорошева М.В., Управление человеческими ресурсами в России и СНГ: сегодня и завтра//Управление персоналом. - N 6. - 1998
Дуракова И.Б. Управление персоналом, - М.: 1998.
Журавлев П.В., Карташов С.А. и др. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: "Экзамен", 1999.
История и современные проблемы управления персоналом: Учебное пособие: под ред. Данилова В.И. - СПб.: Издательство СЗАГС, 1999.
Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. - СПб.: "Издательский дом "Бизнес-пресса"", 2000.
Кафидов В.В. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 144 с.
Кибанов А.Я., Мамедзаде Г.А. Управление персоналом: регламентация труда. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2001 г.
Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: 1999.
Люди и организации//Сборник тезисов 3-ей Всероссийской конференции. - СПб, "ИММАТОН-М", 2000.
Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 192 с.
Мартиросян А. Сложности формирования руководителей среднего и малого бизнеса России//Проблемы теории и практик управления, 1999, N 3.
Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов / Ю.Г. Одегов, Л.В. Карташова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 256 с.
Основы менеджмента. Учебник для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Берёзкина, Н.А. Кислякова и др.;/Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2001. – 367 с.
Основы управления персоналом /Под редакцией А.Я.Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2002 г.
Охрана труда в Российской Федерации (Сборник нормативных документов по охране труда для председателей профсоюзных комитетов). – Челябинск: «Дизайн-Бюро», 2003. – 260 с.
Папанова Н.Е. С чего начать менеджеру по персоналу внедрение изменений//Сборник тезисов 3-ей Всероссийской конференции. - СПб, "ИМАТОН-М", 2000.
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом. (Под ред. С.И. Самыгина). Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512 с.
Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. - СПб, 2000.
Соломин И.Л. Выявление скрытой мотивации персонала//Сборник тезисов 3-ей Всероссийской конференции. - СПб, "ИММАТОН-М", 2000.
Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. - СПб.: ИВЭСЭП, "Знание", 2000.
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2002. –272 с.
Улучшение использования трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений: Сборник методических материалов / Под общей редакцией Б.И. Колесникова. – Екатеринбург, 1996. – 616 с.
Управление в России: как предприятия становятся компаниями//Сборник тезисов, 4-я конференция по управлению. - СПб.: 1998.
Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. – 2-е изд.. перераб. и доп… - М.: ИНФРА-М, 2001 г.
Управление персоналом на предприятии: Учеб. пособие для вузов/ под ред. проф. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 381 с.
Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002 г.
Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ. 2002 г.
Хруцкий В.Е., Толмачёв Р.А. Оценка персонала: Современные системы и технологии. Настольная книга кадровой службы. М.: Финансы и статистика, 2004. – 176 с.
Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб.: "Питер", 2001.
Цыпкин Ю.А. Управление персоналом.: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 г.
Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 399 с.
Шепеленко К.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. – Ростов – на – Дону: издательский центр «МарТ», 2001. – 544 с.
Шипунов В.Г., Е.Н. Кишкель. Основы управленческой деятельности. М. 2000 г. 102 с.
Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002 г. г. с 244
Энциклопедический словарь работника кадровой службы/под ред. Анисимова В.М. - М.: 1999.
Глоссарий
Анализ деятельности – кадровые мероприятия, направленные на определение целей, задач и компонентов конкретного вида работ, а так же условий ее эффективного выполнения.
Анализ человеческих ресурсов – концепция, рассматривающая персонал как важный ресурс организации, в использовании которого скрыты значительные резервы и которые могут быть охарактеризованы через оценку экономической эффективности.
Аттестация – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня исполнения трудовой деятельности, а также качеств и потенциала личности предъявляемым требованиям.
Кадровая информация – определенным образом организованное множество данных о персонале организации.
Методы оценки персонала – способы количественного и качественного измерения трудового участия работников в деятельности организации и сопоставления с заданными нормами труда.
Обучение персонала – кадровая программа развития персонала, ориентированная на передачу новых знаний по важным для организации направлениям, умений разрешать конкретные производственные ситуации и опыта поведения в профессионально значимых ситуациях.
Оценка персонала – процесс определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач организации с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений.
Персонал – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
Приложение 1
Приложение 1
к Положению о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных
образовательных учреждений
Аттестационный лист
Фамилия, имя, отчество________________________________________
__________________________________________________________________
2. Год и дата рождения______________________________________________
__________________________________________________________________
3.Сведения об образовании и повышении квалификации_________________________________________________________________________________________________________________________________________
(какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, звание, ученая степень, ученое звание и др.)
4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Общий трудовой стаж______________________________________________________
6. Стаж педагогической работы (работы по специальности) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение аттестационной комиссии______________________________________
___________________________________________________________________________
Результат голосования.
Количество голосов за__________, против___________.
9. Рекомендация аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются) ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Примечания_____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дата аттестации «______»_______________ _________г.
Председатель аттестационной комиссии /подпись/
Секретарь аттестационной комиссии /подпись/
Присвоена_____________________квалификационная категория сроком на 5 лет_______________________________________________________
(дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения)
М.П. Подпись руководителя
С аттестационным листом ознакомлен(а)___________________________________________________
(подпись работника и дата)
Приложение 2 Диагностическая карта аттестации педагогических кадров
Показатели Качественные характеристики, соответствующие квалификационным категориям Вторая категория Первая категория Высшая категория Уровень
теоретических
знаний Знание основных направлений модернизации российского образования Глубокие знания предмета и методики его преподавания, основ теории педагогики, возрастной психологии и физиологии Разносторонние глубокие знания преподаваемого предмета и смежных дисциплин, теоретических основ педагогики, психологии и физиологии. Знание особенностей и принципов методики преподавания предмета, особенностей и требований Государственного образовательного стандарта по преподаваемому предмету и смежным дисциплинам, содержания и особенностей образовательных технологий и условий их применения. Глубокие разносторонние знания преподаваемого предмета, смежных дисциплин в объеме, значительно превышающий программный уровень, особенностей стандартизации в образовании; основ философии образования, теории, истории педагогики, психологии, физиологии.
Знание методологии развития содержания современного образования и организации познавательной деятельности учащихся, особенностей и содержания современных и перспективных педагогических технологий. Знание профессиональной литературы и умение использовать ее в профессиональной деятельности Знание и использование литературы по методике преподаваемого предмета. Эпизодическое использование описанных достижений педагогической науки и передовой практики, в основном готовых разработок из предметно-методических, научно-методических изданий. Знание и использование современных литературных источников по методике преподаваемого предмета, педагогике, психологии. Наличие двух крайних позиций:
- приверженность одному источнику информации, одной теории и следование им без учета реальной педагогической ситуации;
- излишняя увлеченность применением описанных в литературе приемов педагогической деятельности. Знание и использование различных источников информации по вопросам дидактики, психологии, физиологии, управления познавательной деятельностью учащихся.
Соблюдение принципа необходимости и достаточности описанных в литературе подходов к организации образовательного процесса.
Показатели Качественные характеристики, соответствующие квалификационным категориям Вторая категория Первая категория Высшая категория Уровень
аналитических
умений Определение достижений и недостатков в своей работе на основе характеристики деятельности учащихся (иногда без установления причин возникающих затруднений).
Способность добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако эти изменения не системны и касаются частных вопросов. Конкретных педагогических ситуаций. Умение в целом характеризовать собственную деятельность по организации учебно-воспитательного процесса. Выделение ее достижений и недостатков: на основе этого нахождение оптимальных решений.
Анализ не только учебной деятель-
ности учащихся, но и собственной профессиональной. Систематическая работа над собой, активное включение в те виды деятельности, которые способствуют разрешению возника-ющих проблем. Соотнесение своей деятельности с направлениями разви-тия образовательного учреждения. Умение всесторонне анализировать образовательный процесс (деятель-
ность учащихся и педагога). Выделение факторов, влияющих на образовательный процесс, в т.ч. уровня своей профессиональной компетентности. Соотнесение своей деятельности не только с направлении-
ями развития конкретного образова-
тельного учреждения, но и с основны-
ми тенденциями развития образования
Умение на основе самомониторинга выбрать оптимальные формы повышения уровня профессионального мастерства. Уровень
проектировочных
умений Умение отбирать и структурировать необходимую для изучения информацию, ставить цели и задачи, проводить анализ деятельности учащихся и на основе этого проектировать формы организации обучения (например, комбинированный урок, практикум, лекцию, семинар и т.д.)
Умение разрабатывать дидактические материалы для различных групп учащихся. Умение ставить цели, отбирать содер-
жание учебного материала, проводить психолого-педагогическую диагнос-
тику для последующего проектирова-
ния учебно-воспитательного процесса с использованием различных форм, методов и средств обучения.
Умение на основе данных педагогичес
кого мониторинга корректировать проекты собственной деятельности и деятельности учащихся, разрабатывать учебно-программную документацию, методические материалы с учетом особенностей обучающихся, специи-
фики образовательного учреждения. Умение адаптировать личностно ориентированные технологии обучения и воспитания с учетом специфики педагогических условий, оценивать их эффективность. Умение разрабатывать учебно-наглядные средства обучения, учебно-програм-
мную документацию, диагностические материалы с учетом специфики исполь
зуемой технологии, индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательной деятельности школы.
Разработка и внедрение авторских технологий, направленных на решение выявленных проблем. Показатели Качественные характеристики, соответствующие квалификационным категориям Вторая категория Первая категория Высшая категория Уровень
практических
умений Умение реализовывать проекты педагогической деятельности и оценивать их эффективность (см.характеристики, предложенные выше) Осуществление образовательного процесса на основе традиционных технологий с учетом современных требований Осуществление образовательного процесса с элементами инноваций; применение методов и средств активизирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Реализация в образовательном процессе индивидуальной технологии обучения (личностно ориентированной, активизирующей самостоятельную познавательную деятельность учащихся, обеспечивающей должное качество образования). Осуществление образовательного процесса с использованием личностно ориентированных технологий обучения.
Создание комплексного методического обеспечения образовательного процесса. Осуществление педагогического контроля традиционными способами, мониторинга профессиональной деятельности. Умение диагностировать уровень обученности, развитости учащихся различными методами и оценивать полученные данные. Управление образовательным процессом на диагностической основе и использованием различных средств
в соответствии с поставленными целями.
Продуктивность (результативность) труда педагога Достижение учащимися результатов обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Осуществление диагностики обученности учащихся и учет факторов, влияющих на качество образования. Осуществление мониторинга уровня образованности учащихся и факторов, влияющих на результат.
Оценка изменения в развитии учащихся, соотнесение полученных и планируемых результатов.
Положительная динамика изучаемых показателей в соответствии с поставленными педагогическими целями, спецификой деятельности ОУ и контингента учащихся.
Показатели Качественные характеристики, соответствующие квалификационным категориям Вторая категория Первая категория Высшая категория Стабильная положительная динамика в течение нескольких лет (3-5 лет).
Системный характер коррекционной работы не только в рамках предмета, но и на уровне ОУ, образовательной области. Результативность творческой деятельности учащихся Мотивация учащихся к творческой деятельности и создание условий для нее на уроках и во внеклассной работе. Подготовка отдельных учащихся к конкурсным творческим формам (турниры, олимпиады, научно-практические конференции и т.д.). Положительные результаты Стабильный, системный характер подготовки учащихся к творческой деятельности.
Результативная творческая деятельность учащихся на уровне города, района. Примечание. Могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие результативность деятельности педагога, материалы внутришкольного контроля, педагогического мониторинга.
Приложение 3
Приложение 1
к Положению о порядке аттестации
педагогических и руководящих работников
государственных и муниципальных
образовательных учреждений
_____________________________________
(наименование аттестационной комиссии)
от___________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_____________________________________
(должность, место работы)
Заявление
Прошу аттестовать меня в 20____году на _______________________ква
лификационную категорию по должности (должностям)_______________________________________________
___________________________________________________________
С Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ознакомлен(а).
Наличие квалификационной категории, срок ее действия__________
___________________________________________________________
Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Считаю наиболее приемлемым прохождение аттестации в форме______________________________________________________
Сообщаю о себе следующие сведения:
образование (какое образовательное учреждение окончил, полученная специальность и квалификация)_____________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
стаж педагогической работы (по специальности)_______________лет,
в данной должности_________лет
стаж работы в данном учреждении______________________________
наличие наград, званий, ученой степени, ученого звания____________
____________________________________________________________
Сведения о повышении квалификации
____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
«______»_____________20____г. Подпись_________________
Телефон дом.____________
сл.______________________
Приложение 4
Разъяснения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 декабря 2000 г. № 22-06-1448
Министерство образования Российской Федерации, проанализировав поступившие предложения органов управления образованием различных уровней и заявления педагогических работников и граждан, сообщает.
В процессе аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в связи с вводом нового, утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 г. № 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000 г., регистрационный № 2322), на местах возникает ряд общих вопросов по его применению. Поэтому просим принять к сведению и использованию в практической деятельности следующие разъяснения.
I. О порядке аттестации
В соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений отнесено к компетенции Российской Федерации.
В связи с этим не допускается установления другого порядка проведения аттестации федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием и образовательными учреждениями.
В соответствии с п. 1.8 Положения все региональные и ведомственные положения об аттестации педагогических и руководящих работников с 1 сентября 2000 г. должны быть признаны утратившими силу.
Формы и процедуры аттестации, применяемые в практике аттестации и не противоречащие Положению, должны быть доведены до региональных ведомственных, местных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений отдельным нормативным правовым актом.
Положение не предусматривает делегирование права проведения аттестации педагогических работников на первую квалификационную категорию аттестационным комиссиям образовательных учреждений за следующим исключением.
В соответствии с п. 3.2 Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений только федерального подчинения и только непосредственно образовательному учреждению. В указанном случае образовательному учреждению делегируется и право присвоения таким работникам первой квалификационной категории.
Вопросы формирования аттестационной комиссии, регламент ее работы должны определяться в порядке, предусмотренном Уставом образовательного учреждения, или в порядке, установленном органом самоуправления образовательного учреждения.
II. Об аттестации руководителей на первую категорию
Следует различать два вида аттестации руководителей:
аттестация, которая проводится до (и при) назначения на должность, именно о ней идет речь в п. 2.4 Положения;
аттестация, которая проводится в процессе трудовой деятельности (раз в пять лет).
Первая из них проводится учредителем образовательного учреждения и не связана жестко со сроками, регулярностью, процедурами и технологиями второй аттестации. Для ее осуществления учредителю образовательного учреждения целесообразно разработать и принять отдельный нормативный правовой акт о процедуре назначения на должность руководителей образовательных учреждений в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона Российской Федерации «Об образовании ».
III. О вариативных формах и процедурах аттестации
Пункт 2.3 Положения предполагает проведение аттестационных (экспертных) процедур на основе действующих тарифно-квалификационных характеристик. При этом экспертная оценка производится по двум основным параметрам: по профессиональной компетентности аттестуемого и по эффективности его труда.
В то же время необходимо, чтобы предлагаемые на выбор аттестуемому формы и процедуры:
были не более сложны, чем в предшествующем Положении;
реально давали аттестуемым возможность их широкого выбора (не менее 3-4 вариантов).
Традиционная схема прошлых лет предполагала два направления аттестации со следующими наборами форм экспертизы:
профессиональная компетентность аттестуемого - экзамен, собеседование, результаты Повышения квалификации, защита рефератов, представление методических разработок аттестуемого;
результаты деятельности аттестуемого на основе анализа результатов образовательного процесса, проведенных внеклассных (внешкольных) мероприятий, ознакомления с результатами освоения обучающимися образовательных программ (на основании внутришкольного и итогового контроля).
Обращаем внимание на то, что на уровне аттестационной) комиссии образовательного учреждения оценка компетентности работника производится на основе анализа документально зафиксированных результатов повышения его квалификации, а также участия в реализации планов работы учреждения (творческие отчеты, выступления на совещаниях, советах и семинарах и т.п.). Рассмотрение авторских разработок аттестуемого производится только на основе его личного желания предъявить собственные разработки для обсуждения.
Оценка эффективности труда аттестуемого производится на основе сравнительного анализа документально зафиксированных результатов внутришкольного контроля, осуществляемого руководством данного учреждения (собеседования, анализ выполнения должностной инструкции, результатов письменного или устного контроля и т.п.).
При аттестации руководителя образовательного учреждения учитывается представление органа самоуправления учреждения на аттестуемого, а именно совета, педагогического совета, попечительского совета и т.д. образовательного учреждения.
Внешняя экспертиза компетентности и эффективности труда педагогических и руководящих работников производится на уровне соответствующей аттестационной комиссии согласно п. 3.1 Положения.
При этом внешняя оценка компетентности работника производится на основе документально зафиксированных результатов его участия в реализации планов работы педагогического сообщества подведомственной территории (мероприятия районного (городского), областного (краевого, республиканского), федерального уровней; публикации, конкурсы профессионального мастерства, работа в профессиональных объединениях и т.п.).
Внешняя оценка эффективности труда работника производится и на основе документально зафиксированных результатов инспектирования (изучение служебной документации) и планового итогового контроля.
Изучение и оценка текущих и промежуточных результатов труда работника производится внешними экспертами на основании приказа по образовательному учреждению, при этом желание работника пригласить дополнительных внешних экспертов для оценки текущих результатов его труда должно быть оформлено личным заявлением.
Педагогические работники имеют право в дополнение к указанному перечню представить в аттестационные комиссии; любые документально зафиксированные результаты, подтверждающие его личную компетентность и эффективность ого труда (результаты предметных олимпиад, конкурсов, соревнований его учеников, выступления, доклады на научно-практических конференциях и др.).
Минобразование России считает, что приведенный перечень вариативных форм и процедур может играть роль минимального набора, предлагаемого аттестуемым педагогам для выбора согласно п. 2.3 Положения.
В соответствии с законодательством учитывается регулярность повышения квалификации работника в рамках системы дополнительного профессионального педагогического образования. Решением коллегии Минобразования России в 2000-2001 учебном году Академии повышения квалификаций и переподготовки работников образования поручено разработать пакет учебных программ, нацеленных на помощь аттестуемым работникам и экспертам соответствующих аттестационных комиссий.
IV. О полномочиях аттестационных комиссий и правах аттестуемых
Основной целью изменения Положения об аттестации было установление более гуманных, разумных, щадящих педагога правил аттестации. В связи с этим представляется целесообразным реализация двух следующих принципов:
лучше всего знает работу педагога и наиболее объективно может его оценить педагогический коллектив, в котором работает аттестуемый;
аттестуемый педагог вправе выбирать своих экспертов.
Минобразования России отмечает интересный опыт ряда органов управления субъектов Российской Федерации (Красноярский край, Новгородская, Новосибирская, Астраханская, Вологодская, Липецкая, Московская области и др.), предложения Союза российских городов по передаче полномочий по экспертизе аттестуемых педагогов на уровень образовательного учреждения. Особое внимание при этом должно быть уделено условиям такой передачи — обучению экспертов по соответствующим сертифицированным программам механизму защиты педагога от возможной предвзятости, обеспечению эквивалентности требований в различных учреждениях.
V. О возможностях либерализации аттестационных процедур
Министерство считает целесообразной разработанную в ряде регионов практику упрощенной процедуры экспертизы при повторной аттестации, аттестации при достижении пенсионного возраста, передачи ее непосредственно в образовательное учреждение, продления срока действия квалификационных категорий в ряде исключительных случаев (болезнь, беременность и пр.).
До введения в установленном порядке вариативных форм и процедур аттестации федеральные ведомственные органы управления образованием и органы управления образованием субъектов Российской Федерации, по согласованию с региональными органами профсоюза, могут при проведении аттестации предусматривать особые процедуры для педагогических и руководящих работников, в том числе и имеющих государственные, ведомственные награды (знак, орден и т.д.), ученую степень.
Министерство считает возможным максимальное использование в рамках экспертизы аттестуемых документально подтвержденных фактов положительного опыта их работы в период со времени предыдущей аттестации — результатов участия педагога в семинарах, выставках, презентациях, демонстрации его уроков и внеурочных мероприятий с обучающимися, диагностики и результатов образовательного процесса, данных проводимого за этот период мониторинга руководством органа управления образованием или образовательного учреждения.
Вполне соответствует целям, задачам и принципам Положения такая ситуация, когда при аттестации опытного, эффективно работающего педагога положительное решение принимается только на основе изучения документов, подтверждающих необходимый уровень его работы.
Министерство продолжает анализ существующей практики и апробацию аттестационных процедур, для этого образован временный творческий коллектив. В направления его работы входит ряд перспективных вопросов данной проблемы, в т.ч.:
требования к аттестационным процедурам и формам;
тарифно-квалификационные характеристики педагогических и руководящих работников образования;
разработка программ повышения квалификации и переподготовки различных категорий педагогических и руководящих работников образования;
модернизация структуры ЕТС, совершенствование мер по стимулированию профессионального роста и социальной защиты аттестуемых;
конкретизация и уточнение конкретных форм и процедур аттестации для отдельных категорий педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
Просим вас вопросы, пожелания и предложения, возникающие при реализации Положения в практической деятельности по данной проблеме (а также по другим аттестационным процедурам) на местах, в срок до 01.03.2001 направлять по адресу: 101856 Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6, Минобразование России, Управление общеобразовательных учреждений и инспектирования.
Контактные телефоны: 925-51-51, 923-87-12.
Первый заместитель министра А.Ф. Киселев
Приложение 5
Письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 7 февраля 2003 г. № 03-8 ИН/22-03/11
«О направлении Разъяснений по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений, утвержденного приказом
Минобразования России от 26.06.2000 г. № 1908»
Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации направляют для практического использования в работе Разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 г. № 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000 г., регистрационный № 2322) (прилагаются).
В А. Болотов
Первый заместитель министра образования Российской Федерации
Заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Г.И. Меркулова
Приложение 6
Приложение
к письму Минобразования РФ и Профсоюза
работников народного образования и науки РФ
от 7 февраля 2003 г. № 03-8 ИН/22-03/11
Разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 26.06.2000 г. № 1908
В целях единообразного применения органами управления образованием, образовательными учреждениями Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений,
утвержденного приказом Министерства образования Российской федерации от 26.06.2000 г. № 1908 (зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2000 г., регистрационный № 2322), (далее — Положение) Министерство образования Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской федерации разъясняют:
В соответствии с пунктом 1.8 Положения не допускаетсяустановление федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления образованием субъектовРоссийской Федерации, местными (муниципальными) органамиуправления образованием, образовательными учреждениямииного порядка проведения аттестации, а также установление иныхквалификационных категорий, званий, ступеней к квалификационным категориям и др.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения аттестация длякаждого педагогического и руководящего работника осуществляется индивидуально согласно графику, утверждаемому соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения.
Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения.
По письменному заявлению работника в случаях его временной нетрудоспособности в период прохождения им аттестации, нахождения в командировке или другим уважительным причинам продолжительность его аттестации может быть увеличена соответственно руководителем органа управления образованием, образовательного учреждения.
3. Положение определяет единый порядок проведения аттестации для всех педагогических и руководящих работников без каких-либо исключений и преимуществ в отношении аттестуемого.
До утверждения Минобразованием России вариативных форм 1ттестации применяются формы, определенные федеральными ведомственными органами управления образованием, органами Управления образованием субъектов Российской Федерации и не противоречащие Положению, в т.ч. могут применяться особые формы аттестации для педагогических и руководящих работников, имеющих государственные или ведомственные награды, Ученые степени и звания, победителей и лауреатов профессиональных конкурсов и др.
4. Положение не содержит ограничений в прохождении работником аттестации на более высокую квалификационную категориюо истечения срока имеющейся у него квалификационной категории в порядке, установленном Положением.
В соответствии с пунктом 2.6 Положения работники (преподаватели вузов, специалисты органов управления образованиемметодических кабинетов и др.), выполняющие педагогическуюработу в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях на условиях совместительства, проходят аттестацию на общих основаниях.
Порядок формирования аттестационной комиссии образовательного учреждения, регламент ее работы осуществляются в порядке, предусмотренном уставом образовательного учреждения.
На основании пункта 3.6 Положения представитель соответствующего профсоюзного органа в обязательном порядке включается в состав аттестационной комиссии любого уровня.
8. В соответствии с пунктом 3.2 Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений федерального подчинения только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения.
Присвоение работникам первой квалификационной категории в указанных случаях осуществляется руководителем образовательного учреждения.
9. Проведение аттестации педагогических и руководящихработников на высшую квалификационную категорию находитсяв исключительной компетенции центральной и главной аттестационных комиссий, а присвоение высшей квалификационнойкатегории — в компетенции соответствующих органов управления образованием, при которых созданы указанные аттестационные комиссии.
Проведение аттестации педагогических работников навторую квалификационную категорию центральной, главной имуниципальной аттестационными комиссиями Положением непредусмотрено.
Аттестация руководителя образовательного учреждениякак педагогического работника осуществляется соответствующейаттестационной комиссией в зависимости от квалификационнойкатегории, на которую он претендует.
Для педагогических и руководящих работников, достигшихпенсионного возраста, Положением не предусмотрено особогопорядка аттестации. Аттестация таких работников осуществляется на общих основаниях.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения на основаниирешения аттестационной комиссии руководитель образовательного учреждения в месячный срок издает приказ о присвоении «ботинку квалификационной категории со дня принятия решения аттестационной комиссии и вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника.
14. По результатам аттестации в трудовую книжку работника (раздел «Сведения о работе») о присвоенной квалификационной категории вносятся следующие записи:
в графе 1 — порядковый номер вносимой записи;
в графе 2 — дата решения аттестационной комиссии;
в графе 3 — «Присвоена вторая (первая, высшая) квалификационная категория по должности "учитель", "преподаватель" (без указания преподаваемого предмета), "воспитатель" и т.п.»; «присвоена первая (высшая) квалификационная категория по должности "директор"» (заведующий, начальник) и т.д.;
в графе 4 —т дата и номер приказа органа управления образованием, образовательного учреждения, на основании которого внесена запись.
Руководителю образовательного учреждения, прошедшему аттестацию по должности руководителя и педагогического работника, в трудовую книжку вносятся две записи по соответствующим должностям.
15. Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам в соответствии с Положением,учитываются в течение срока их действия на всей территорииРоссийской Федерации, в том числе:
при работе в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от типа и вида образовательного учреждения, преподаваемого предмета (дисциплины);
при возобновлении работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе;
при переходе из негосударственного образовательного учреждения, а также учреждений и организаций, не являющихсяобразовательными, на работу в государственные и муниципальные образовательные учреждения, при условии, если аттестация этих работников осуществлялась в соответствии с Положением;
при переходе работников с одной руководящей должностина другую руководящую должность из одного образовательного учреждения в другое образовательное учреждение;
при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы, в следующих случаях:
Другие случаи учета квалификационной категории при работе на разных педагогических должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы, рассматриваются соответствующим органом управления образованием (в том числе ведомственным), к чьей компетенции относится присвоение квалификационной категории, на основании письменного заявления работника.
16. Срок действия квалификационной категории по заявлению работника в исключительных случаях (например, временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком, нахождение в командировке по специальности за рубежом, возобновление педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или ухода на пенсию, нахождение в отпуске в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и другие причины) может быть продлен до одного года соответствующими органами управления образованием.
Заявления должны быть адресованы: на продление высшей квалификационной категории — федеральному, федеральным ведомственным органам управления образованием, органам Управления образованием субъектов Российской Федерации; на продление первой и второй квалификационных категорий — местным (муниципальным) органам управления образованием. Кроме того, орган управления образованием субъекта Российской Федерации может принять общее решение по данному вопросу.
Срок рассмотрения заявлений граждан, в том числе и по указанному вопросу, не должен превышать одного месяца.
17. В соответствии с пунктом 4.3 Положения трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Административная процедура рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением не предусмотрена, поэтому вышестоящие аттестационные комиссии или органы управления образованием не могут отменить решение нижестоящих аттестационных комиссий.
2.4. Перечень документов по вопросам аттестации в образовательном учреждении
1. Приказы:
о проведении аттестации педагогических работников;
о составе аттестационной комиссии;
об экспертных группах при аттестационной комиссии;
о присвоении второй квалификационной категории.
Аналитические материалы по результатам проведенияаттестации.
Книги (журналы):
протоколов заседаний аттестационной комиссии;
регистрации заявлений педагогических работников дляпроведения аттестации.
4. Нормативные документы по аттестации педагогическихи руководящих работников.
График проведения экспертной оценки профессиональной компетентности педагогических работников.
Материалы внутришкольного контроля, касающиесядеятельности аттестуемых работников.
Материалы школьных методических объединений, свидетельствующие о результативности методической работыаттестуемых педагогов.
Экспертные заключения на аттестуемых работников.
Аттестационные листы в личном деле работника.
10. Стенд или папка «В помощь педагогу, готовящемуся прохождении аттестации ».
11*. Диагностические материалы для оценки эффективности педагогического труда.
12*. Методические материалы по вопросам аттестации.
Приложение 7
Анкета учителя по диагностике его профессиональной подготовки
1. Удовлетворены ли вы своей профессиональной подготовкой? 1)Да.
Нет.
Не совсем.
2. По каким направлениям профессиональной подготовки Вы хотели бы усовершенствовать свои знания? Проставьте № по убыванию значимости:
научно-педагогическая подготовка;
предметно-методическая подготовка;
психолого-педагогическая подготовка.
3. Считаете ли Вы необходимым углубить, обновить профессиональные знания по следующим проблема,:
изучение личности учащегося и коллектива;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
проектирование собственной педагогической деятельностис учетом тенденций развития образования, направленийразвития образовательного учреждения;
проектирование деятельности класса, отдельных учащихся;
организация личного труда;
активизация познавательной деятельности учащихся;
контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся, организация мониторинговой деятельности.
4. Какими своими профессиональными умениями Вы не удовлетворены:
аналитическими;
проектировочными;
коммуникативными;
дидактическими.
5. Хотелось бы Вам их усовершенствовать?
Да-
Нет.
Затрудняюсь ответить.
6. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений Вы отдали бы предпочтение? Проставьте № по убыванию значимости:
самообразование;
обучение в педагогическом коллективе;
теоретические семинары;
практико-ориентированные семинары;
творческие группы учителей по проблемам;
предметные методические объединения;
обучение на курсах повышения квалификации;
индивидуальные консультации, стажировка у специалистов.
7. Если бы Вам предоставили возможность выбора темы семинаров (творческих групп учителей) для совершенствования профессиональных знаний, какие бы из предложенных Вы бы выбрали в первую очередь? Проставьте № по убыванию значимости:
психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастных групп;
психологические основы процесса обучения;
проблемы социализации учащихся;
педагогическое сотрудничество с учащимися;
типы уроков, методика их подготовки и проведения;
формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
методы обучения и их эффективное использование;
дифференциация и индивидуализация обучения;
проблемы активизации познавательной деятельности учащихся;
организация самостоятельной творческой деятельности учащихся;
учет и оценка знаний учащихся;
организация контрольно-коррекционной деятельности;
проблемы здоровьесбережения учащихся;
особенности профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся.
Другие...
Приложение 8
Анкета
«Исходный уровень профессиональной деятельности»
1. Методическая тема
Выбрана с учетом:
а) Ваших профессиональных интересов;
б) основных направлений развития образовательного учреждения;
в) особенностей контингента учащихся;
г) по другой причине ________
Укажите, по каким учебным программам Вы работаете (программа, рекомендованная МО РФ; модернизированная; компилятивная; авторская)
Перечислите разработанное (спроектированное) Вами к данному моменту (учебно-программная документация, педагогический, диагностический инструментарий)
Что из вышеперечисленного внедрено, апробировано (когда,в течение скольких лет)
Какую образовательную технологию Вы применяете в настоящее время?
В педагогической практике использую элементы таких технологий, как:
В т.ч. методы:
Формы организации учебного процесса:
Средства обучения:
6. Для управления педагогическим процессом отслеживаютсяпоказатели результата образования:
Для этого используются следующие средства диагностики ипедагогического контроля:
7. Педагогические затруднения, проблемы, противоречия, возникшие в педагогической деятельности, решение которых необходимо для успешности профессиональной деятельности
Приложение 9
Индивидуальная программа педагога
" Уважаемый коллега!
Перед Вами форма документа, с которой Вам предстоит работать в межаттестационный период. Этот документ поможет Вам осуществлять мониторинг Вашей профессиональной деятельности.
Под мониторингом понимается организация процесса наблюдения за каким-либо процессом, состоянием в течение длительного времени. В данном случае — это самонаблюдение за процессом и результатом собственной деятельности в соответствии с подготовленным Вами творческим проектом, в т.ч. и Вашим профессиональным развитием.
Предлагаемая форма:
максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, а следовательно, экономитВаши время и силы при подготовке к последующей аттестации;
позволяет планировать собственную профессиональнуюдеятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и Ваших профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени(межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);
• ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.
При работе с этим документом придерживайтесь правил:
не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа — пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»;
не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите прежде всего то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в большей степени;
стремитесь быть достоверным при оценке своего труда, незабывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности.
Работу над программой можно условно разделить на этапы:
1. Прогностический и проектировочный — включает оценку профессиональной компетентности в начале межаттестационного периода. На основании Вашего творческого проекта, подученных результатов работы в предыдущем учебном году, тенденций развития образовательного учреждения, региональной системы образования, потребностей учащихся, родителей, рынка труда осуществляется целеполагание в различных аспектах педагогической деятельности. Вам предстоит разработать программу саморазвития; выделить педагогические технологии, которые Вы собираетесь реализовывать; спрогнозировать результат образования, который Вы хотите получить. Это станет основанием оценки профессиональной деятельности и результативности Вашего труда.
Технологический — реализация намеченной программыдеятельности. Вам необходимо вносить данные о результатахпроведенных Вами «открытых» учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, об участии в творческой деятельности(педагогических чтениях, семинарах, работе творческихобъединений и т.д.), о результатах внедрения передовогопедагогического опыта, педагогических исследованиях;Данные диагностики учащихся; справки о внедрении, апробации; рецензии, статьи, тезисы и тексты выступленийи т.д.
Аналитический — в конце учебного года составляетсянебольшая аналитическая справка, предполагающая соотнесение полученных результатов с ранее поставленнымиЦелями и задачами, а также с учетом результатов внутри-Школьного контроля.
4. Заключительный — на основании ежегодных аналитических справок в последний год межаттестационного периодаМожет быть подготовлена аттестационная работа с элементами педагогического проектирования. Этот документ представляется Вами для прохождения последующей аттестации.
В области развития и совершенствования профессиональной
деятельности существуют проблемы:
Для решения этих проблем ставлю следующие задачи:
1- Изучение психолого-педагогической литературы. (Какой?)
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. (Какого?)
Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
4. Выбор критериев и показателей результата образования,■ разработка диагностического инструментария.
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих, экспериментальных групп;проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
По каждому из пунктов программы в качестве приложений могут быть представлены любые материалы, свидетельствующие о реализации намеченного.
Приложение 10
Анкета учащегося
Уважаемый учащийся!
В нашей школе проводится изучение мнения о качестве преподавания учебных предметов и педагогическом мастерстве преподавателей. С этой целью просим Вас оценить качество преподавания Ваших учителей по следующей шкале:
0 баллов — высокий уровень преподавания практическиотсутствует;
балл — проявляется редко;
балла — проявляется часто;
балла — проявляется практически всегда;
балла — проявляется на творческом уровне, дает хорошиерезультаты.
Преподаватель_
№ Показатель Оценка 1 Объясняет материал четко, доступно, понятно 2 Задает вопросы, побуждающие на уроке к спору, разговору, дискуссии 3 Разъясняет, выделяет'трудные места в материале 4 Умеет вызвать и поддержать интерес к предмету 5 Рассказывает о возможности применения изучаемого материала в практике 6 Речь четкая, понятная, образная 7 Умеет снять напряжение и усталость на уроке 8 Умеет налаживать контакты с учащимися 9 Справедливо решает конфликты, споры 10 Доброжелателен, тактичен, терпелив 11 Требователен 12 Многое знает, кроме своего предмета 13 С ним можно поговорить по душам, я ему доверяю 14 Справедливо и объективно оценивает каждого учащегося 15 Помогает учиться, заинтересован в успехе каждого 16 Разнообразно и интересно ведет уроки 17 Разнообразно и интересно проводит внеурочные занятия по предмету 18 Всегда замечает удачный ответ и хвалит за него, правильно выполненное задание 19 Можно обратиться за помощью по предмету 20 Располагает к себе обаянием, манерой поведения, чувством юмора
Приложение 11
Анкета для родителей
Уважаемый родитель
В нашей школе проводится изучение мнения о качестве преподавания учебных предметов и педагогическом мастерстве преподавателей. С этой целью просим Вас оценить качество преподавания Ваших учителей по следующей шкале:
0 баллов — высокий уровень преподавания практическиотсутствует;
балл — проявляется редко;
балла — проявляется часто;
балла — проявляется практически всегда;
балла — проявляется на творческом уровне, дает хорошиерезультаты.
Преподаватель
№ Показатель Оценка 1 Обаятелен, располагает к себе манерой поведения, профессиональной компетентностью 2 Умело планирует и проводит учебные мероприятия, способствует сплочению и развитию детского коллектива, созданию комфортного микроклимата 3 Умеет поддерживать хорошее, бодрое настроение в классе 4 В работе детей скорее отмечает хорошее, чем плохое 5 Уважительно и бережно относится к времени и труду родителей 6 Умело содействует предупреждению и разрешению конфликтов «ученик—ученик», «ученик—учитель» 7 Обладает высокими нравственными, коммуникативными качествами (чуткость, доброжелательность, педагогический такт, общительность) 8 Заботится не о процентах успеваемости и показном благополучии, а о хорошем качестве образования, развития, воспитания каждого ребенка 9 Учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка 10 1! Объективно оценивает учащихся
Выдержан, сгоряча не принимает мер, не унижает достоинство детей, но не оставляет без внимания неадекватное поведение учащихся
12 Предлагает родителям квалифицированные методические рекомендации по обучению, воспитанию учащихся 13 Прислушивается к высказываниям родителей 14 После объяснения учителя у детей не появляется необходимости в помощи родителей по освоению изучаемого материала Приложение 12
Примерная структура экспертного заключения
(по результатам экспертизы)
Ф.И.О. аттестуемого, должность, специальность, местоработы, квалификационная категория (год присвоения).
Ф.И.О. эксперта, категория.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ:
ЗНАНИЯ
Эксперт фиксирует соответствие (несоответствие) уровня профессиональных знаний требованиям категории, на которую претендует аттестуемый (указывается документ о повышении квалификации); характеризует наличие профессиональных знаний и умений в области технологий индивидуализации образовательного процесса и методов психолого-педагогической диагностики:
владение (невладение) знаниями, позволяющими вестипреподавание на различных уровнях в соответствии с образовательными программами и уровнем подготовленностиучащихся;
свободное ориентирование (неориентирование) в современной литературе в области базовой науки, педагогике, психологии, методике; умение применять его в своей деятельности;
• владение (невладение) знаниями по смежным дисциплинам.Вывод: по уровню знаний соответствует (не соответствует)
категории.
УМЕНИЯ
Эксперт характеризует:
умение (неумение) управлять учебной деятельностью учащихся, обеспечивающей развитие их самостоятельности;
умение (неумение) рационально распределять время навсех этапах занятия, педагогически целесообразно определять тип занятия, его структуру, формы организациидеятельности учащихся, планируемый результат;
степень владения педагогическими технологиями и использование их в процессе деятельности (разноуровневая дифференциация, использование проблемного, частично – поискового, экспериментального, исследовательского обучения и т.д.);
умение (неумение) строить образовательный процесс на диагностической основе с учетом знаний индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей;
умение (неумение) решать профессионально педагогические задачи с различными по уровню развития способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся, в т.ч. путем применения профильных, разноуровневых программ;
умение (неумение) проектировать профессиональную деятельность и деятельность учащихся с учетом современных требований к качеству образования.
Вывод: По уровню профессиональных умений соответствует(не соответствует) требованиям _________категории.
4- ПРОДУКТИВНОСТЬ деятельности аттестуемого педагога.
Эксперт характеризует результативность профессиональной деятельности педагога, приводя статистические данные по уровню предметной обученности, а также по другим показателям, в т.ч. предложенным самим педагогом:
результаты контрольных работ учащихся, анализа итоговых аттестаций;
участие воспитанников в различных конкурсных мероприятиях, соревнованиях и т.д.;
продолжение образования по соответствующему профилю;
информацию, свидетельствующую об умениях педагогасоздать комфортный микроклимат в процессе обучения(анкеты учащихся, их родителей и др.).
Вывод: Соответствует требованиям________ категории.
5- КОММУНИКАТИВНОСТЬ.
Эксперт характеризует коммуникативные и организаторские способности, умение строить отношения с коллегами, учащимися, их родителями, наличие педагогического такта, а также умение педагога выражать мысли ясно, логично, доступно в письменном, устном, графическом виде.
6- ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
Приложение 13
Развивающая модель процесса аттестации
Предаттестационный период
Деятельность учителя
Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002., с. 45
Основы управления персоналом: Учебник для вузов. / Б.М.Генкин Г. А. Коновалова, В.И.Кочетков и др. – М.: Высшая школа, 1996 г., с. 114
Управление персоналом на предприятии: Учеб. пособие для вузов/ под ред. проф. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003., с. 56
Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ. 2002 г., с. 31
Улучшение использования трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений: Сборник методических материалов /Под общей редакцией Б.И. Колесникова. – Екатеринбург, 1996., с. 243
Там же, с. 151
Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002., с. 97
Там же, с. 99
Там же, с. 100
Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002., с. 103
Там же, с. 110
Улучшение использования трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений: Сборник методических материалов/Под общей редакцией Б.И. Колесникова. – Екатеринбург, 1996. , с. 340
Улучшение использования трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений: Сборник методических материалов/Под общей редакцией Б.И. Колесникова. – Екатеринбург, 1996. , с. 342
Там же, с. 342
Разъяснения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 декабря 2000 г. № 22-06-1448
Там же
Основы управления персоналом / Под редакцией А.Я.Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2002 г., с. 98
Разъяснения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28 декабря 2000 г. № 22-06-1448
Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002 г., с. 114
Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002 г., с. 110
Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. – СПб.: «Речь», 2003., с. 65
Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003., с. 76
Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003., с. 78
Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003., с.79
Там же, с. 81
Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003., с. 81
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2002., с. 56
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2002., с. 57
Там же, с. 59
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2002., с. 60
Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2002., с. 65
Там же, с. 67
Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003., с. 113
Там же, с. 114
Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003., с. 116
Там же, с. 117
Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003., с. 121
Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003., с. 123
там же, с. 134
Основы менеджмента. Учебник для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Берёзкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2001., с. 225.
Там же. С. 226
Кибанов А.Я., Мамедзаде Г.А. Управление персоналом: регламентация труда. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2001 г., с. 314
Кибанов А.Я., Мамедзаде Г.А. Управление персоналом: регламентация труда. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2001 г., с. 316
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждено Приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. № 1908.
Там же
¹Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/Авт.-сост. И.А, Фоменко. – М.: АРКТИ, 2005., с. 34
Там же, с. 37
Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/Авт.-сост. И.А, Фоменко. – М.: АРКТИ, 2005., с. 41
Там же, с. 42
Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/Авт.-сост. И.А, Фоменко. – М.: АРКТИ, 2005., с. 47
Там же, с. 50
Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/Авт.-сост. И.А, Фоменко. – М.: АРКТИ, 2005., с. 57
Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/Авт.-сост. И.А, Фоменко. – М.: АРКТИ, 2005., с. 59
Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/Авт.-сост. И.А, Фоменко. – М.: АРКТИ, 2005., с. 61
Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/Авт.-сост. И.А, Фоменко. – М.: АРКТИ, 2005., с. 69
Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/Авт.-сост. И.А, Фоменко. – М.: АРКТИ, 2005., с. 66
Там же, с. 67
Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: Методические рекомендации и материалы/Авт.-сост. И.А, Фоменко. – М.: АРКТИ, 2005., с. 69
Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1998,стр.933.
Охрана труда на железнодорожном транспорте: Справ. – книга. Под ред. В.Ф. Крутякова М.: Транспорт, 1987 г. – 321 с.
СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" от 28.11.02
СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" от 28.11.02
СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" от 28.11.02
Там же
Там же п. 2.9
СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" п. 2.11
Там же, п. 2.11
СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" от 28.11.02, п. 2.11
СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" от 28.11.02, п. 2.11
СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" от 28.11.02
СанПин 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» от 03. июня 2003 (с изм. от 25 апреля 2007)
СанПин 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» от 03. июня 2003 (с изм. от 25 апреля 2007) п. 1.1.3
СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" от 28.11.02
Там же
СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" от 28.11.02
148
48
Рейтинговая, или, графическая шкала
Метод рейтинговых шкал наблюдения за поведением (BOS)
Оценка по 3600
Градация
Ранжирование
Метод рейтинговых шкал поведенческих установок (BARS)
Метод критических случаев
Управление по целям
(MBO)
Метод письменных характеристик
Общие методы
Оценка рабочего поведения
Оценка результатов труда
Методы оценки персонала организации
Реализация индивидуальной
программы
Деятельность учителя
Научно-методическое сопровождение
Деятельность администрации ОУ
Внутришкольный контроль
Самодиагнос-
тика
Участие в методической работе
Повышение квалифика-
ции
Выявление проблем,
возникших в ходе реализации индивидуальной программы и требующих решения в последующий период; аттестационная работе с элементами проектирования
Последующая аттестация – процедура и комплекс требований к педагогам, подтверждающим квалификационную категорию.
Форма – защита аттестационной работы с элементами проектирования, образовательной технологии
Присвоение квалификационной категории
Результат
Межаттестационный период
Самопознание
Постановка целей
Оценочное собеседование
Оценка работы
Оплата труда
Результат
Присвоение квалификационной категории
Выявление проблем
педагогической деятельности,
направлений профессионального роста
Творческий проект, индивидуальная программа
Результат
Первичная аттестация – процедура и комплекс требований к педагогам, аттестуемым впервые.
Форма – защита аттетстационной работы, индивидуальной программы педагога
Результат
Внутришкольный контроль
1.ОСТ 32.120 – 98. Нормы искусственного освещения на рабочем месте. М.: Госстандарт, - 1987. – 32 с.
2.Письмо Министерства Образования РФ от 15.08.2000 № 297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08.2000 №117 О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02
4.Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждено Приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. № 1908.
5. Актуальные проблемы управления персоналом. Под ред. Платонова Ю.П. - СПб: Делком, 1997.
6.Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
7.Андреев С.В. Кадровое делопроизводство (с учетом нового трудового кодекса). – М.: АЛЬФА press, 2003 г. – 316 с.
8.Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания. Вестник Московского университета. - N 4. - 1998
9.Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 1996 г.
10.Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова и др. Управление персоналом. М: ЮНИТИ, 2000.
11.Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. – СПб.: «Речь», 2003. – 152 с.
12.Бойдаченко П.Г., Служба управления персоналом предприятия, - М: 1996.
13.Большаков А.С., Менеджмент: Учебное пособие. - СПб: Питер,2000.
14.Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.
15.Бочкарев А., Кондратьев В. и др. Семь нот менеджмента. - М: ЗАО "Журнал Эксперт", 1998.
16.Веснин В.Р. Практический менеджмент. - М., 1997.
17.Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнёрами: Учебно-практическое пособие. – М.: ТД Элит – 2000, 2003. – 592 с.
18.Виханский О.С.; Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.
19.Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.1992 г.
20.Волина В. Методы адаптации персонала//Управление персоналом. - N 12. - 1998
21.Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: "Питер", 2000.
22.Дорошева М.В., Управление человеческими ресурсами в России и СНГ: сегодня и завтра//Управление персоналом. - N 6. - 1998
23.Дуракова И.Б. Управление персоналом, - М.: 1998.
24.Журавлев П.В., Карташов С.А. и др. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: "Экзамен", 1999.
25.История и современные проблемы управления персоналом: Учебное пособие: под ред. Данилова В.И. - СПб.: Издательство СЗАГС, 1999.
26.Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей. - СПб.: "Издательский дом "Бизнес-пресса"", 2000.
27. Кафидов В.В. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 144 с.
28. Кибанов А.Я., Мамедзаде Г.А. Управление персоналом: регламентация труда. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2001 г.
29.Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: 1999.
30.Люди и организации//Сборник тезисов 3-ей Всероссийской конференции. - СПб, "ИММАТОН-М", 2000.
31.Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 192 с.
32.Мартиросян А. Сложности формирования руководителей среднего и малого бизнеса России//Проблемы теории и практик управления, 1999, N 3.
33.Одегов Ю.Г., Карташова Л.В. Управление персоналом, оценка эффективности. Учебное пособие для вузов / Ю.Г. Одегов, Л.В. Карташова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 256 с.
34.Основы менеджмента. Учебник для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Берёзкина, Н.А. Кислякова и др.;/Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2001. – 367 с.
35. Основы управления персоналом /Под редакцией А.Я.Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2002 г.
36.Охрана труда в Российской Федерации (Сборник нормативных документов по охране труда для председателей профсоюзных комитетов). – Челябинск: «Дизайн-Бюро», 2003. – 260 с.
37.Папанова Н.Е. С чего начать менеджеру по персоналу внедрение изменений//Сборник тезисов 3-ей Всероссийской конференции. - СПб, "ИМАТОН-М", 2000.
38.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом. (Под ред. С.И. Самыгина). Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512 с.
39.Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. - СПб, 2000.
40.Соломин И.Л. Выявление скрытой мотивации персонала//Сборник тезисов 3-ей Всероссийской конференции. - СПб, "ИММАТОН-М", 2000.
41.Спивак В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу. - СПб.: ИВЭСЭП, "Знание", 2000.
42.Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2002. –272 с.
43.Улучшение использования трудовых ресурсов в условиях рыночных отношений: Сборник методических материалов / Под общей редакцией Б.И. Колесникова. – Екатеринбург, 1996. – 616 с.
44.Управление в России: как предприятия становятся компаниями//Сборник тезисов, 4-я конференция по управлению. - СПб.: 1998.
45. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. – 2-е изд.. перераб. и доп… - М.: ИНФРА-М, 2001 г.
46.Управление персоналом на предприятии: Учеб. пособие для вузов/ под ред. проф. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 381 с.
47.Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002 г.
48.Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ерёмина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ. 2002 г.
49.Хруцкий В.Е., Толмачёв Р.А. Оценка персонала: Современные системы и технологии. Настольная книга кадровой службы. М.: Финансы и статистика, 2004. – 176 с.
50.Цветаев В.М. Управление персоналом. - СПб.: "Питер", 2001.
51. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом.: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 г.
52.Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 399 с.
53.Шепеленко К.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. – Ростов – на – Дону: издательский центр «МарТ», 2001. – 544 с.
54. Шипунов В.Г., Е.Н. Кишкель. Основы управленческой деятельности. М. 2000 г. 102 с.
55.Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002 г. г. с 244
56.Энциклопедический словарь работника кадровой службы/под ред. Анисимова В.М. - М.: 1999.
Вопросы и ответы
Какие основные цели аттестации педагогических работников?
Основными целями аттестации педагогических работников являются определение качества их профессиональной подготовки и компетенций, выявление потребностей в повышении квалификации и развитии, а также разработка программ развития персонала.
Какие этапы проводятся в процедуре аттестации педагогических работников?
Процедура аттестации педагогических работников включает несколько этапов: подготовительный, сбор и анализ информации, проведение экспертизы, вынесение решения и оценка результатов, а также разработка программы развития персонала.
Какие технологии используются для оценки персонала в процессе аттестации?
В процессе аттестации педагогических работников могут применяться различные технологии оценки, такие как наблюдение за уроками, анкетирование коллег и учеников, проведение экспертных интервью, самооценка работников и другие методы сбора информации о профессиональной деятельности педагогов.
Какие объекты экспертизы рассматриваются при аттестации педагогических работников?
При аттестации педагогических работников рассматриваются различные объекты экспертизы, включая выполнение учебных программ, организацию и проведение уроков, взаимодействие с учениками и родителями, самообразование и профессиональное развитие, а также соответствие требованиям должностной инструкции и особенностям образовательного учреждения.
Как осуществляется аттестация педагогических работников в системе общего среднего образования?
Аттестация педагогических работников в системе общего среднего образования осуществляется в соответствии с утвержденными процедурами и требованиями, которые определяются законодательством и положениями образовательного учреждения. Обычно в процессе аттестации проводятся наблюдение за уроками, анализ документов, интервьюирование и другие формы оценки качества профессиональной деятельности педагога.
Какие основные цели аттестации педагогических работников муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 29" г. Екатеринбурга?
Основными целями аттестации педагогических работников данного учреждения являются: определение уровня профессиональной компетентности педагогов, выявление и поддержка талантливых и перспективных работников, а также обеспечение качества образовательного процесса.
Какие этапы проведения аттестации персонала включает процедура аттестации педагогических работников "Средней общеобразовательной школы № 29" г. Екатеринбурга?
Процедура аттестации педагогических работников данной школы включает следующие этапы: подачу заявления о согласии на аттестацию, сбор и анализ документов, оценку профессиональной компетентности, проведение педагогического эксперимента (при необходимости), защиту выпускной квалификационной работы (при наличии), а также принятие решения о подтверждении квалификационной категории.
Какие технологии оценки персонала используются при аттестации педагогических работников в "Средней общеобразовательной школе № 29" г. Екатеринбурга?
При аттестации педагогических работников данной школы используются различные технологии оценки, включая анализ документов, наблюдение за уроками, проведение анкетирования и интервьюирования, оценку результатов работы, а также экспертные оценки. Это позволяет получить комплексную информацию о профессиональной деятельности педагога и его компетентности.
Какие объекты экспертизы включены в процесс аттестации педагогических работников "Средней общеобразовательной школы № 29" г. Екатеринбурга?
В ходе аттестации педагогических работников данной школы осуществляется экспертиза таких объектов, как качество подготовки и проведения уроков, организация класcного руководства и воспитательной работы, научно-методическая деятельность, работа с родителями и детьми, соблюдение этических норм и требований профессиональной этики.
Какие теоретико-методологические основы лежат в основе процедуры аттестации педагогических работников?
Теоретико-методологические основы аттестации педагогических работников включают в себя различные подходы и концепции, направленные на оценку профессиональных качеств и компетенций педагогов. Одним из главных принципов является учет индивидуальных особенностей каждого педагога, а также учет контекста, в котором он работает. Также важными аспектами являются использование разнообразных методов и критериев оценки, проведение систематической и объективной экспертизы, а также обратная связь и поддержка со стороны администрации.
Какие цели преследует аттестация педагогических работников?
Аттестация педагогических работников имеет несколько целей. Во-первых, она позволяет оценить эффективность педагогической деятельности и уровень профессиональной подготовки педагогов. Это важно для повышения качества образования и обеспечения оптимальных условий обучения для учащихся. Во-вторых, аттестация является инструментом развития педагогов, помогая им определить свои сильные и слабые стороны, развивать профессиональные навыки и компетенции. Наконец, аттестация также служит базой для принятия решений о повышении квалификации, награждении и продвижении педагогических работников.
Какие этапы включает процедура аттестации педагогических работников?
Аттестация педагогических работников состоит из нескольких этапов. Первый этап - подготовительный, включает определение критериев оценки, разработку анкет и других инструментов для сбора информации о педагогах. Затем следует этап сбора и анализа данных, на котором собирается информация об успехах и достижениях педагогов, их методиках работы и результативности обучения. После этого проводится экспертиза, на которой специалисты анализируют собранные данные и делают выводы о компетентности и квалификации каждого педагога. Наконец, последний этап - принятие решений и обратная связь, на котором педагогам сообщается о результатах аттестации и предлагаются меры для дальнейшего развития.