Советская государственная система: ее структура и особенности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 11.04.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРИХОД К ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКОВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
2. ОБРАЗОВАНИЕ СССР: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
3. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Ст.10 Положения предусматривала подотчетность органов прокуратуры ВЦИК.
Создание СССР требовало объединения союзных прокуратур и учреждения общесоюзной прокуратуры. В 1924 г. была учреждена Прокуратура Верховного Суда СССР. Это был промежуточный этап образования общесоюзной прокуратуры.
С 1933 г. прокуроры республик были подчинены уже не республиканским Верховным Судам, а Прокурору СССР. 20 июля 1936 г. прокуратура была выведена из Наркомата юстиции.
Произошла и реорганизация центрального и местного аппаратов. К концу 1936 г. в Прокуратуру СССР входили: Главная военная прокуратура, Главная прокуратура ж/д транспорта, Главная прокуратура водного транспорта, отделы общего надзора, уголовно-судебный, гражданско-судебный, следственный по специальным делам, по надзору за местами заключения, по жалобам.
На практике в 30-е гг. Прокуратура зарекомендовала себя как верная политическая сила авторитарного режима. Генеральный прокурор А.Я. Вышинский вдохновенно и творчески участвовал в репрессиях, приложив немало сил в их развязывании.
Резюмируя особенности судебной системы в СССР, следует выделит ряд ключевых особенностей/
Во-первых, советское правительство максимально понизило и так невысокий статус суда в российском обществе, убрав наиболее профессиональных судей.
Во-вторых, проводимая большевиками внутренняя политика (например постановление СНК РСФСР «О красном терроре» от 5 сентября 1918 г.) не могла не вызвать у населения отрицательного отношения ко всей правоохранительной системе.
− события 1917 г. являются сильнейшим потрясением в российской истории, кардинальным изменениям подверглись все сферы жизни общества, не стала исключением и судебная система;
− вновь созданное советское законодательство являлось достаточно «схематичным» и содержало огромное количество пробелов и неточностей, что фактически санкционировало создание судами норм права;
− кадровый состав советских судов явно не отвечал объективным потребностям судебной системы и не мог обеспечить нормальный процесс отправления правосудия;
− слабое правосознание советского общества, а также репрессивная политика государства порождали отсутствие должного уважения к судебной власти;
− все вышеперечисленные факторы, безусловно, явились причиной того, что советские суды наряду со своей основной функцией – отправлением правосудия, вольно или невольно создавали новое право, т. е. осуществляли судебное правотворчество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для советского политического режима характерна бюрократическая жесткость, негибкость правительственных и партийных институтов и проводимой ими политики. В управленческой и законодательной сферах преобладают командно-административные приемы регулирования, а социалистическое право предстает таким способом дисциплинирования и контроля в обществе и государстве, который делает ставку на командную силу закона.
Следующей наиболее характерной и сущностной чертой этого режима стало сверхцентрализованное и сверхбюрократизированное управление государством, партией и массовыми общественными организациями. При этом монополия на партийную власть была в руках единственной и правящей коммунистической (рабочей) партии, что, в свою очередь, привело к превосходству партийной и подчиненной ей (или соединенной с ней) исполнительной власти над законодательной и судебной. Взаимоотношения между ветвями власти были взаимоотношениями между бюрократическими аппаратами, которые способны признать и поддержать некий бюрократический плюрализм и ни в коем случае не допустить существования плюрализма политического (прежде всего партийного).
Доктрина «социалистической законности» на первый взгляд исходила из нормативистской версии правопонимания. Однако, вопреки некоторым противоположным по смыслу формулировкам (например, о независимости судей и подчинении их только закону), она не означала установления верховенства закона, поскольку действовали на практике принципы целесообразности, аналогии и объективного вменения.
Нагнетаемая в последующие годы в обществе атмосфера борьбы за ликвидацию остатков враждебных эксплуататорских классов, внутрипартийные склоки и периодические «чистки» ее рядов, а также непреходящая ситуация чрезвычайной напряженности в международных отношениях обусловили развитие в стране массированного репрессивного карательного законодательства и судопроизводства, которые, в свою очередь, наложили на весь процесс строительства социализма неизгладимую печать партийно-государственного насилия и произвола.
Абсолютизация власти И.В. Сталиным являлась логичным продолжением отечественной политико-правовой традиции, во все времена ориентированной на сосредоточение властных полномочий в персонифицированном центре, т.е. у суверена.
Таким сувереном, абсолютным и всемогущим владыкой, «отцом народов» и стал к середине 30-х гг. Генеральный секретарь ЦК ВКП (б), а по сути своей – российский император, И.В. Сталин.
К 1980-м гг. правовая система оказалась в состоянии хронического недомогания вследствие разрыва между законодательными установлениями и претворением их на практике, отставанием законодательной политики от назревших потребностей, а также присущим советской системе неравенством граждан перед судом и законом (вследствие безответственности слоя партийно-государственной номенклатуры) и др.
После распада СССР начался качественно новый этап обновления и кодификации законодательства, проводимых, впрочем, с той же спешкой, слабой общественной согласованностью и политической непоследовательностью, как и в предшествующие периоды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 1999. – 542 с.
Востриков В.Н. Советское общество в 30-е годы ХХ века: Лекция для студентов всех спец. и форм обучения по дисциплине «Отеч. история» / Сиб. ун-т потреб. кооп. – Новосибирск, 2008. – 27 с.
Гросул В. Образование СССР (1917-1924 гг.). – М.: ИТРК, 2007. – 215 с.
Денисевич М.Н. История отечественного государства и права : Учеб.-метод. пособие / Денисевич М. Н., Побережников И. В.; Урал. гуманитар. ин-т, Урал. отд-ние РАН. Ин-т истории и археологии. – Екатеринбург, 2000. – 107 с.
Журавлев В.В. Послеоктябрьский большевизм: от «авторитета идей» к «авторитету власти» (октябрь 1917-1920) // Политические партии в российских революциях в начале XX века. – М., 2005. – С. 337-351.
История государства и права России (Советский период): Учеб. пособие / И.В. Архипов и др.; Под ред. Ю. М. Понихидина. – Саратов: Слово, 1998. – 146 с.
Камалова Г.Т. Подразделения ВЧК – ГПУ – ОГПУ в системе органов государственной власти (1921–1929 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. – № 2. – С. 127–132.
Корчин А.А. Становление органов судебной власти советского государства и судебное правотворчество // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 2. – С. 184-190.
Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Учеб.-практ. пособие для системы высш. и доп. образования / М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Междунар. акад. наук высш. шк. – М., 2002. – 279 с.
Мелихова А.В. Функции советского и современного российского государства: Автореф. дис. ... канд. наук; Юридические науки: 12.00.01 / Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань, 2006. – 40 с.
Мунчаев Ш. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Сов. Власти. – М.: НОРМА-НФРА-М, 1999. – 789 с.
Пономарев Е.Г. Концептуальные основания однопартийной системы в политической доктрине партии большевиков // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. – Ставрополь, 2003. – Вып. 1. – С. 88-97.
Сунгуров А.Ю. Функции политической системы: от застоя к постперестройке. – СПб.: Стратегия, 1998. – 271 с.
Харченко О.В. Система органов государственного управления в механизме Советского государства и их трансформация в органы исполнительной власти Российской Федерации // Мир юридической науки. – 2009. – № 2. – С. 22-29.
Чернев А.Д. Правящая партия в системе советского государственного управления // Проблемы отечественной истории. – М., 2004. – Вып. 8. – С. 149–185.
Чудакова М.С. Органы госбезопасности России: сравнительный анализ деятельности // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 304. – С. 111-117.
Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция // Российская история. – М., 2010. – № 1. – С. 64-81.

Гросул В. Образование СССР (1917-1924 гг.). – М.: ИТРК, 2007. – 215 с; Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Учеб.-практ. пособие для системы высш. и доп. образования / М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Междунар. акад. наук высш. шк. – М., 2002. – 279 с; Мунчаев Ш. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Сов. Власти. – М.: НОРМА-НФРА-М, 1999. – 789 с; Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция // Российская история. – М., 2010. – № 1. – С. 64-81.
Журавлев В.В. Послеоктябрьский большевизм: от «авторитета идей» к «авторитету власти» (октябрь 1917-1920) // Политические партии в российских революциях в начале XX века. – М., 2005. – С. 337-351; Сунгуров А.Ю. Функции политической системы: от застоя к постперестройке. – СПб.: Стратегия, 1998. – 271 с; Пономарев Е.Г. Концептуальные основания однопартийной системы в политической доктрине партии большевиков // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. – Ставрополь, 2003. – Вып. 1. – С. 88-97; Чернев А.Д. Правящая партия в системе советского государственного управления // Проблемы отечественной истории. – М., 2004. – Вып. 8. – С. 149-185.
Камалова Г.Т. Подразделения ВЧК – ГПУ – ОГПУ в системе органов государственной власти (1921–1929 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. – № 2. – С. 127–132; Корчин А.А. Становление органов судебной власти советского государства и судебное правотворчество // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 2. – С. 184-190; Чудакова М.С. Органы госбезопасности России: сравнительный анализ деятельности // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 304. – С. 111-117.
Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 1999. – С. 89.
Журавлев В.В. Послеоктябрьский большевизм: от «авторитета идей» к «авторитету власти» (октябрь 1917-1920) // Политические партии в российских революциях в начале XX века. – М., 2005. – С. 338.
Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Учеб.-практ. пособие для системы высш. и доп. образования / М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Междунар. акад. наук высш. шк. – М., 2002. – С. 81.
Сунгуров А.Ю. Функции политической системы: от застоя к постперестройке. – СПб.: Стратегия, 1998. – С. 96.
Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция // Российская история. – М., 2010. – № 1. – С. 70.
Гросул В. Образование СССР (1917-1924 гг.). – М.: ИТРК, 2007. – С. 76.
Корчин А.А. Становление органов судебной власти советского государства и судебное правотворчество // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 2. – С. 185.
Камалова Г.Т. Подразделения ВЧК – ГПУ – ОГПУ в системе органов государственной власти (1921–1929 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. – № 2. – С. 128.
Мунчаев Ш. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Сов. Власти. – М.: НОРМА-НФРА-М, 1999. – С. 139.
Сунгуров А.Ю. Функции политической системы: от застоя к постперестройке. – СПб.: Стратегия, 1998. – С. 99.
Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 1999. – С. 185.
Гросул В. Образование СССР (1917-1924 гг.). – М.: ИТРК, 2007. – С. 71.
Денисевич М.Н. История отечественного государства и права : Учеб.-метод. пособие / Денисевич М. Н., Побережников И. В.; Урал. гуманитар. ин-т, Урал. отд-ние РАН. Ин-т истории и археологии. – Екатеринбург, 2000. – С. 73.
История государства и права России (Советский период): Учеб. пособие / И.В. Архипов и др.; Под ред. Ю. М. Понихидина. – Саратов: Слово, 1998. – С. 63.
Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Учеб.-практ. пособие для системы высш. и доп. образования / М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Междунар. акад. наук высш. шк. – М., 2002. – С. 132.
Пономарев Е.Г. Концептуальные основания однопартийной системы в политической доктрине партии большевиков // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. – Ставрополь, 2003. – Вып. 1. – С. 90.
Сунгуров А.Ю. Функции политической системы: от застоя к постперестройке. – СПб.: Стратегия, 1998. – С. 92.
Чернев А.Д. Правящая партия в системе советского государственного управления // Проблемы отечественной истории. – М., 2004. – Вып. 8. – С. 151.
Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция // Российская история. – М., 2010. – № 1. – С. 70.
История государства и права России (Советский период): Учеб. пособие / И.В. Архипов и др.; Под ред. Ю. М. Понихидина. – Саратов: Слово, 1998. – С. 82.
Пономарев Е.Г. Концептуальные основания однопартийной системы в политической доктрине партии большевиков // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. – Ставрополь, 2003. – Вып. 1. – С. 90.
Чернев А.Д. Правящая партия в системе советского государственного управления // Проблемы отечественной истории. – М., 2004. – Вып. 8. – С. 150.
Мунчаев Ш. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Сов. Власти. – М.: НОРМА-НФРА-М, 1999. – С. 210.
Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 1999. – С. 106.
Шейнис В. Образование СССР и его первая Конституция // Российская история. – 2010. – № 1. – С. 75.
Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 1999. – С. 149.
Гросул В. Образование СССР (1917-1924 гг.). – М.: ИТРК, 2007. – С. 88.
Корчин А.А. Становление органов судебной власти советского государства и судебное правотворчество // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 2. – С. 187.
Харченко О.В. Система органов государственного управления в механизме Советского государства и их трансформация в органы исполнительной власти Российской Федерации // Мир юридической науки. – 2009. – № 2. – С. 23.
Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 1999. – С. 156.
Востриков В.Н. Советское общество в 30-е годы ХХ века: Лекция для студентов всех спец. и форм обучения по дисциплине «Отеч. история» / Сиб. ун-т потреб. кооп. – Новосибирск, 2008. – С. 15.
Денисевич М.Н. История отечественного государства и права: Учеб.-метод. пособие / Денисевич М. Н., Побережников И. В.; Урал. гуманитар. ин-т, Урал. отд-ние РАН. Ин-т истории и археологии. – Екатеринбург, 2000. – С. 32.
Журавлев В.В. Послеоктябрьский большевизм: от «авторитета идей» к «авторитету власти» (октябрь 1917-1920) // Политические партии в российских революциях в начале XX века. – М., 2005. – С. 340.
История государства и права России (Советский период): Учеб. пособие / И.В. Архипов и др.; Под ред. Ю. М. Понихидина. – Саратов: Слово, 1998. – С. 96.
Гросул В. Образование СССР (1917-1924 гг.). – М.: ИТРК, 2007. – С. 83.
Чернев А.Д. Правящая партия в системе советского государственного управления // Проблемы отечественной истории. – М., 2004. – Вып. 8. – С. 161.
Сунгуров А.Ю. Функции политической системы: от застоя к постперестройке. – СПб.: Стратегия, 1998. – С. 112.












7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 1999. – 542 с.
2.Востриков В.Н. Советское общество в 30-е годы ХХ века: Лекция для студентов всех спец. и форм обучения по дисциплине «Отеч. история» / Сиб. ун-т потреб. кооп. – Новосибирск, 2008. – 27 с.
3.Гросул В. Образование СССР (1917-1924 гг.). – М.: ИТРК, 2007. – 215 с.
4.Денисевич М.Н. История отечественного государства и права : Учеб.-метод. пособие / Денисевич М. Н., Побережников И. В.; Урал. гуманитар. ин-т, Урал. отд-ние РАН. Ин-т истории и археологии. – Екатеринбург, 2000. – 107 с.
5.Журавлев В.В. Послеоктябрьский большевизм: от «авторитета идей» к «авторитету власти» (октябрь 1917-1920) // Политические партии в российских революциях в начале XX века. – М., 2005. – С. 337-351.
6.История государства и права России (Советский период): Учеб. пособие / И.В. Архипов и др.; Под ред. Ю. М. Понихидина. – Саратов: Слово, 1998. – 146 с.
7.Камалова Г.Т. Подразделения ВЧК – ГПУ – ОГПУ в системе органов государственной власти (1921–1929 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. – № 2. – С. 127–132.
8.Корчин А.А. Становление органов судебной власти советского государства и судебное правотворчество // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 2. – С. 184-190.
9.Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Учеб.-практ. пособие для системы высш. и доп. образования / М-во образования Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Междунар. акад. наук высш. шк. – М., 2002. – 279 с.
10.Мелихова А.В. Функции советского и современного российского государства: Автореф. дис. ... канд. наук; Юридические науки: 12.00.01 / Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань, 2006. – 40 с.
11.Мунчаев Ш. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Сов. Власти. – М.: НОРМА-НФРА-М, 1999. – 789 с.
12.Пономарев Е.Г. Концептуальные основания однопартийной системы в политической доктрине партии большевиков // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. – Ставрополь, 2003. – Вып. 1. – С. 88-97.
13.Сунгуров А.Ю. Функции политической системы: от застоя к постперестройке. – СПб.: Стратегия, 1998. – 271 с.
14.Харченко О.В. Система органов государственного управления в механизме Советского государства и их трансформация в органы исполнительной власти Российской Федерации // Мир юридической науки. – 2009. – № 2. – С. 22-29.
15.Чернев А.Д. Правящая партия в системе советского государственного управления // Проблемы отечественной истории. – М., 2004. – Вып. 8. – С. 149–185.
16.Чудакова М.С. Органы госбезопасности России: сравнительный анализ деятельности // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – № 304. – С. 111-117.
17.Шейнис В.Л. Образование СССР и его первая Конституция // Российская история. – М., 2010. – № 1. – С. 64-81.

Вопросы и ответы

Какие изменения произошли в государственном аппарате после прихода к власти большевиков?

После прихода к власти большевиков произошла радикальная реорганизация государственного аппарата. Была учреждена Советская система власти, основанная на принципе советов, которые стали основными органами государственного управления.

Какие политические предпосылки послужили основанием для образования СССР?

Основной политической предпосылкой для образования СССР стала победа большевиков в Гражданской войне и установление их контроля над всей территорией бывшей Российской империи. Это позволило болшевикам провести централизацию власти и объединить все советские республики в единое государство.

Какую роль играла судебная система в советской модели государственности?

Судебная система была важной составляющей советской модели государственности. Статья 10 Положения предусматривала подотчетность органов прокуратуры ВЦИК. В ходе создания СССР необходимо было объединить союзные прокуратуры и учреждения общесоюзной прокуратуры. Таким образом, была учреждена Прокуратура Верховного Суда СССР в 1924 году.

Какие были особенности советской государственной системы после прихода большевиков к власти?

Одной из основных особенностей советской государственной системы после прихода большевиков к власти было установление диктатуры пролетариата и полное отсутствие политической плюрализма. Власть концентрировалась в руках партии коммунистов, и все государственные органы подчинялись ее руководству.

Когда была создана Прокуратура Верховного Суда СССР и какова была ее роль в советской государственной системе?

Прокуратура Верховного Суда СССР была учреждена в 1924 году. Ее роль заключалась в подотчетности органам прокуратуры ВЦИК. В ходе создания СССР требовалось объединение союзных прокуратур и создание общесоюзной прокуратуры для обеспечения единообразия государственной системы.

Какие были основные преобразования государственного аппарата после прихода большевиков к власти?

После прихода большевиков к власти произошли значительные изменения в государственном аппарате. Они отменили ранее существовавшие монархические, буржуазные и контрреволюционные учреждения и ввели советскую систему власти. Были созданы Совет народных комиссаров (СНК) и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) как высшие органы государственной власти.

Каковы были политические предпосылки и последствия образования СССР?

Политическими предпосылками образования СССР было объединение управления различных советских республик и создание единой советской федерации. Образование СССР позволило централизовать власть и ресурсы, повысить стабильность и эффективность государственного аппарата. Однако, это также привело к установлению жесткого контроля со стороны коммунистической партии и ограничению прав и свобод граждан.

Какую роль играла судебная система в советской модели государственности?

Судебная система была важной составляющей советской модели государственности. Статья 10 Положения предусматривала подотчетность органов прокуратуры ВЦИК, а в 1924 году была создана Прокуратура Верховного Суда СССР. Это был шаг к объединению союзных прокуратур и формированию общесоюзной прокуратуры. Судебная система в советской модели государственности служила для поддержания порядка, контроля за исполнением законов и поддержки социалистического строя.

Какие изменения произошли в государственном аппарате после прихода большевиков к власти?

После прихода большевиков к власти произошли реформы в государственном аппарате. Они отменили предыдущие учреждения и ввели советскую систему власти. Были созданы Совет народных комиссаров (СНК) и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) как высшие органы государственной власти. Были проведены мероприятия по национализации и государственному контролю над промышленностью и сельским хозяйством.

Какие изменения произошли в государственном аппарате после прихода большевиков к власти?

С приходом большевиков к власти произошли значительные изменения в государственном аппарате. Были созданы новые органы власти, такие как ВЦИК и СНК, которые стали основными исполнительными и законодательными органами государства. Также была проведена департизация, то есть сокращение численности и должностей в государственном аппарате. Ключевой принцип работы государственных органов стал коллегиальный подход, а руководство осуществлялось на основе партийной линии и принципа демократичности.