Центральный банк России и его место в кредитной системе государства
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 28.02.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)» – его положения, основные цели, задачи
Глава 2. Функции и операции Центрального банка
Заключение
Список использованной литературы
Во второй половине октября Банк России повысил ставки по операциям "валютный своп" (на 2%) и по депозитным операциям (дважды по 0,5%), а с 12.11.2008 и с 1.12.2008 были повышены ставки уже по всему спектру проводимых им операций. В конце 2008 г. ставка по депозитным операциям "том-некст" была равна 6,75% годовых, а ставка по кредитам овернайт – 13% годовых (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Ставки по основным операциям ЦБ РФ и ставка MIACR в 2006-2009 гг. (в % годовых)
5. Дополнительным источником ликвидности кредитных организаций являлся механизм размещения временно свободных средств федерального бюджета на банковские депозиты (в основном на сроки 7 и 35 дней). За период с апреля по ноябрь 2008 г. общий объем размещения составил 1,8 трлн. руб., а средняя дневная задолженность кредитных организаций – около 280 млрд. рублей. Вместе с тем в ноябре было принято решение о приостановлении использования данного механизма, который фактически был полностью замещен инструментами Банка России по предоставлению ликвидности.
6. Банк России смягчил условия получения банками денежных средств с использованием отдельных видов обеспечения. Принятое решение о снижении требований к уровню рейтинга эмитентов облигации, включаемых в Ломбардный список ЦБ РФ, до уровня "В–"/ "В3" по версии рейтинговых агентств "Fitch Ratings", "Standard & Poor’s" / "Moody’s Investors Service" соответственно, позволило в IV кв. 2008 г. вклю-чить в Ломбардный список ЦБ РФ 16 новых выпусков ценных бумаг 12 эмитентов.
Таким образом, в начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2008 г. была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе.
Необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.
1. Меры денежно-кредитного характера:
поддержание курса рубля, адекватного установленному в январе 2009 г. коридору колебаний рубля к бивалютной корзине, и обеспечение его стабильности;
снижение ставки рефинансирования до 8 – 10%, что повысит доступность кредитов для предприятий и населения, и в результате стимулирует производство и внутренний спрос, снизив уровень дефолтов заемщиков.
2. Повышение капитализации банковской системы:
снижение ставки налога на прибыль (или введение нулевой ставки) в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка;
освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков;
законодательное упрощение регулирования капитала банков
3. Государственное содействие консолидации банковского сектора с целью повышения устойчивости банковской системы:
разработка механизма предоставления капитала крупнейшим банкам (с государственным участием) для приобретения неплатежеспособных банков
повышение требований к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций,
совершенствование процедуру реорганизации кредитных организаций и упрощение процедуры их банкротства.
4. Государственное стимулирование процесса формирования базы привлеченных пассивов банков за счет источников внутреннего рынка:
страхование средств юридических лиц в банках;
увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц (нескольких млн. руб.), чтобы избежать ухода крупнейших частных вкладчиков в более защищенные банковские системы мира;
обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;
предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу).
5. Упорядочение рынка проблемных активов
формирование единой системы классификации проблемных активов;
вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков;
покрытие обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.
формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества;
создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков;
ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество;
обеспечение возможности погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства;
создание единой государственной торговой площадки для торговли проблемными активами;
разработка Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;
создание государственного бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.
Представляется, что самое основное в среднесрочной перспективе – это продолжать обеспечивать ликвидность и продолжать обеспечивать ее эффективно на всех уровнях банковской системы. Необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры денежно-кредитного характера для нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.
Заключение
В условиях рыночной экономики первостепенное значение имеет осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора страны, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, теоретическое и организационное совершенствование системы банковского регулирования и надзора, которое реализуется Центральным банком Российской Федерации.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса Банк России в полном объеме выполнял возложенные на него функции и, используя предусмотренный законодательством инструментарий с целью нормализации банковской системы предпринял комплекс мер по стабилизации банковского рынка, его ликвидности и повышения доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования (за счет увеличения сроков рефинансирования по отдельным операциям, расширения доступа к ним за счет снижения требований к контрагентам и принимаемому обеспечению и т.п.).
В современных условиях для восстановления показателей функционирования и дальнейшего развития отечественной банковской системы Банку России необходимо меньше полагаться на распределение средств через межбанковский рынок, а предоставить больший объем средств посредством иных инструментов, например, поменяв ставку валютного свопа или расширив круг банков, которые допускаются к бюджетным аукционам. Также нужно расширить круг финансовых инструментов, которые могут быть использованы в качестве залога, и расширить круг банков, которые получат доступ к бюджетным средствам.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации. – М.: Юрист, 2009. – 70 с.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»
Федеральный закон №173-ФЗ от 13.10.2008 г. «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»
О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года: Заявление Правительства РФ №983п-П13 и Банка России №01-01/1617 от 05.04.2005
Положение Банка России №302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»
Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития // Деньги и кредит. –2009.-№3.–С.3-8
Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. 2 кн. – М.: Дело, 2005. –179 с.
Мартыненко В. Неизвестная политика Банка России. – 2-е изд. – М.:ИСПИ РАН, 2008. – 441 с.
Мурычев А.В. Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит. – 2007. - №4. – С. 7-19
Тютюнник А.В. Какой будет российская банковская система после кризиса // Банковское Дело. – 2009 - №2. – С.22-26
. Федотова И. Впервые Центробанк обнаружил преднамеренное банкротство // Российская газета. – 2005. - 25 марта. – С. 7
ст.3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»
Мурычев А.В. Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит. – 2007. - №4. – С. 7
О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года: Заявление Правительства РФ №983п-П13 и Банка России №01-01/1617 от 05.04.2005.
Мартыненко В. Неизвестная политика Банка России. – 2-е изд. – М.:ИСПИ РАН,2008. – С.50
Федотова И. Впервые Центробанк обнаружил преднамеренное банкротство // Российская газета. – 2005. - 25 марта. – С 7
ст.4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»
Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»
п. 1.1 введен Федеральным законом от 13.10.2008 №171-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №317-ФЗ
п. 2 в ред. Федерального закона от 27.10.2008 № 176-ФЗ
ст.46 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»
Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. 2 кн. – М.: Дело, 2005. –С.11
по данным ММВБ
Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности.– М.: Дело, 2005. – с.67
Федеральный закон №173-ФЗ от 13.10.2008 г. «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»
По данным Банка России
Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2008 году Режим доступа: [http://www.cbr.ru/analytics/print.asp?file=08-IV.htm]
Тютюнник А.В. Какой будет российская банковская система после кризиса // Банковское Дело. – 2009 - №2. – С.25
Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития // Деньги и кредит. –2009.-№3.–С.3
25
1.Конституция Российской Федерации. – М.: Юрист, 2009. – 70 с.
2.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»
3.Федеральный закон №173-ФЗ от 13.10.2008 г. «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»
4.О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года: Заявление Правительства РФ №983п-П13 и Банка России №01-01/1617 от 05.04.2005
5.Положение Банка России №302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
6.Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»
7.Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития // Деньги и кредит. –2009.-№3.–С.3-8
8.Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. 2 кн. – М.: Дело, 2005. –179 с.
9.Мартыненко В. Неизвестная политика Банка России. – 2-е изд. – М.:ИСПИ РАН, 2008. – 441 с.
10.Мурычев А.В. Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит. – 2007. - №4. – С. 7-19
11.Тютюнник А.В. Какой будет российская банковская система после кризиса // Банковское Дело. – 2009 - №2. – С.22-26
12.. Федотова И. Впервые Центробанк обнаружил преднамеренное банкротство // Российская газета. – 2005. - 25 марта. – С. 7
Вопросы и ответы
Что регулирует Федеральный закон "О Центральном банке (Банке России)"?
Федеральный закон "О Центральном банке (Банке России)" регулирует деятельность Центрального банка России и определяет его основные положения, цели и задачи.
Какие цели и задачи ставит перед собой Центральный банк России?
Центральный банк России имеет следующие основные цели: обеспечение стабильности рубля, обеспечение финансовой устойчивости и развития банковской системы, защита прав и интересов клиентов банков. Основные задачи Центрального банка России включают: регулирование денежной массы и кредитных отношений, осуществление монетарной политики, регулирование банковской деятельности и обеспечение финансовой стабильности.
Какие функции и операции осуществляет Центральный банк России?
Центральный банк России осуществляет следующие функции и операции: эмиссия денежных знаков и установление порядка их обращения, регулирование денежного рынка, установление ключевой ставки и ставки рефинансирования, управление золотовалютными резервами страны, осуществление валютно-кредитной политики, контроль за банковским сектором, оказание финансовой поддержки кредитных организаций и правоохранительных органов, участие в международных организациях.
Почему Банк России повысил ставки по операциям "валютный своп" и по депозитным операциям в 2008 году?
Банк России повысил ставки по операциям "валютный своп" и по депозитным операциям в 2008 году для укрепления финансовой устойчивости рубля и банковской системы страны. В это время происходило международное финансовое кризис, и Центральный банк России принимал меры для сдерживания инфляции, поддержания стабильности рубля и укрепления доверия к банковской системе.
Какие ставки были повышены Банком России в конце 2008 года?
В конце 2008 года Банк России повысил ставку по депозитным операциям "том-" и ставки по всему спектру проводимых им операций. Это было сделано в целях борьбы с инфляцией и обеспечения финансовой стабильности рубля.
Что регулирует федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)»?
Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)» регулирует деятельность Центрального банка России и определяет его положения, основные цели и задачи.
Какие основные цели установлены для Центрального банка России?
Основными целями Центрального банка России являются обеспечение стабильности рубля, обеспечение финансовой устойчивости и развитие финансового рынка.
Какие задачи возложены на Центральный банк России?
Центральному банку России возложены задачи в области денежно-кредитной политики, эмиссионной политики, финансового регулирования, валютной политики и другие задачи, связанные с обеспечением стабильности финансовой системы России.
Какие функции и операции выполняет Центральный банк России?
Центральный банк России выполняет функции и операции, такие как эмиссия денежных знаков, осуществление кредитно-денежной политики, регулирование и контроль финансового рынка, установление ставок по операциям с валютой, проведение операций по обеспечению ликвидности банковской системы и другие операции, необходимые для обеспечения стабильности и развития финансовой системы страны.
Почему в конце 2008 года ставки по депозитным операциям были повышены?
В конце 2008 года ставки по депозитным операциям были повышены в связи с необходимостью ужесточения кредитно-денежной политики Центрального банка России для борьбы с инфляцией и поддержания стабильности финансовой системы в условиях глобального финансового кризиса.
Что регулирует Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)»?
Федеральный закон «О Центральном банке (Банке России)» регулирует деятельность Центрального банка России, определяет его основные цели и задачи, а также права и обязанности.
Какие основные цели и задачи устанавливает Федеральный закон о Центральном банке?
Основными целями и задачами Центрального банка России являются обеспечение стабильности рубля, разработка и реализация валютно-кредитной политики, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.