История формирования науки управления. Основные направления развития менеджмента (товарное, сбытовое и маркетинговое), подходы к рассмотрению процесса управления
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 30.11.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Развитие современного менеджмента
1.1. Эволюция развития менеджмента
1.2. Менеджмент как фактор конкурентоспособности
Выводы
Глава 2. Реализация подхода к управлению с позиции бизнес-системы
2.1. Понятие бизнес-системы и бизнес-процесса
2.2. Моделирование бизнес-процессов предприятия
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Для формирования основных функций менеджмента также используется матрица – генератор, показанная на рис. 8.
Рис. 8. Матрица-генератор основных функций менеджмента
Для этого в компании сначала разрабатываются и утверждаются для всех менеджеров два базовых классификатора:
компоненты менеджмента – перечень используемых на предприятии инструментов (контуров) управления,
этапы управленческого цикла – технологическую цепочку операций, последовательно реализуемую менеджерами при организации работ в любом контуре управления.
Рассмотренные матричные генераторы позволяют формировать функции любой степени детализации. Повысить детальность описания можно двумя способами – более подробным описанием элементов как столбцов, так и строк матрицы.
Формирование зон ответственности за функционал компании выполняется с помощью матрицы-распределителя, представленной на рис. 9.
Рис. 9. Матрица-распределитель функций по звеньям
По форме этот трафарет напоминает известную игру «крестики и нолики». Крестиками помечены пересечения тех функций (столбцов) и организационных звеньев (строк), которые отвечают за выполнение этих функций. При этом наглядность такой процедуры легко позволяет добиться оптимального закрепления зон ответственности, при котором за каждую функцию в компании кто-нибудь персонально отвечает и при том кто-то один.
Трафарет потокового процессного описания приведен на рис. 10.
Рис. 10. Потоковая процессная модель
Такое описание дает представление о процессе последовательного преобразования ресурсов в продукты усилиями различных исполнителей на основании соответствующих регламентов. Например, под действием изменения потребительского спроса потребуется вывести на рынок новую модификацию продукта (корректируется модель целеполагания). Для ее воспроизводства будут необходимы новые бизнес-функции и соответственно новые функции управления процессом воспроизводства, которые надо дополнительно закрепить за организационными звеньями (корректируется организационно-функциональная модель). Это потребует организации новых бизнес-процессов (корректируются функционально-технологическая и процессно-ролевая модели). Реализация новых бизнес-процессов потребует новых затрат ресурсов и может принести определенные доходы от реализации новой модификации продукта (корректируется количественная модель). Потребуются новые отчеты и регламенты для управления новыми бизнес-процессами (корректируется модель структуры данных). Все указанные изменения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их реализация позволяет осуществить быструю реакцию компании на изменение внешней среды, оптимально настроив структуру компании для достижения новых целей.
Менеджмент предприятия может осуществляться и в качестве управления организационным развитием. В этом случае в бизнес-модель вносятся упреждающие изменения не под действием уже свершившихся изменений на рынке, а на основании стратегического прогноза таких изменений. Это обеспечивает чрезвычайно высокую конкурентоспособность организации.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что бизнес-модель предприятия является не только основой управления. Высокая прозрачность бизнеса, простота и доступность системного описания позволяет разработать исходное техническое задание на настройку системы управления ресурсами (например, ERP-системы). Более того, по мере накопления изменений в бизнес-модели, возможно осуществлять разработку новых требований по совершенствованию (подстройке) системы управления ресурсами. Это позволяет всегда обеспечивать необходимые ресурсы, требуемого качества, в необходимом количестве, в нужном месте, в заданное время, за приемлемую цену. Последнее самым серьезным образом способно снизить производственные издержки, обеспечив, таким образом, повышение конкурентоспособности.
Выводы
Систему менеджмента можно определить как целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять организацией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счет обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Таким образом, специфика менеджмента заключается в том, что он рассматривается как функция руководителей тех или иных структурных подразделений, входящих в систему управления предприятием.
Для того чтобы лучше представить процесс управления, его можно структурировать, т.е. упорядоченно расчленить на приемы, операции (процедуры) и стадии. С усложнением решаемых проблем усложняется и сам процесс управления предприятием, при этом возможна параллельность выполнения технологических операций с одновременным увеличением или снижением значимости тех или иных стадий управленческого цикла. Другой характерной особенностью процесса управления является его цикличность – повторение заново и осуществление новых циклов.
Понимание руководителем организации технологии процесса, его стадий, циклов и характерных особенностей имеет большое значение для успешного и профессионального решения проблем в сфере менеджмента.
Заключение
Реструктуризация экономики России, обусловленная действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями во всех отраслях, которые требуют от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний. Проведенный анализ зарубежных и отечественных теорий управления позволяет обобщить проблематику современного менеджмента, основываясь на четырех наиболее важных фактора влияния на управление.
Во-первых, это фактор, связанный с тем, как понимается и описывается управление, каким образом оно измеряется. Машинное производство потребовало измерения производительности труда. Впервые в управлении появилась реальная система измерений, связанная с измерением трудозатрат. Управление с целью рационализации перешло на нормативную основу. Однако сразу же возникли проблемы определения мотивации труда и отношений между людьми в процессе совместной деятельности.
Школа человеческих отношений и различные мотивационные теории как раз и пытались решить эти проблемы. Далее был сделан следующий шаг – появились системный подход и системный анализ. Однако возникли новые проблемы измерения – проблемы, связанные с ситуационностью, непредсказуемостью поведения среды и, соответственно, входа и выхода. В это время развитие получили ситуационная теория, уделявшая внимание описанию отдельных ситуаций, а также теоретические основы стратегического управления, предлагавшие инструмент измерения положения организации в среде.
Второй фактор, имеющий принципиальное значение, – это то, как соединяется человек со средствами труда. Первоначально Тейлор попытался машинизировать человека. В 60–70-е и частично в 80-е годы происходит роботизация производства, т.е. человек уходит от подчинения машинами и начинает ими управлять. Возникают проблемы творчества в труде, использования человеческого потенциала, расширяется использование групповой формы организации труда. Соответственно принципиально изменяется и подход к управлению. В 80–90-е годы возникают и получают широкое распространение информационные системы. Изменения становятся еще более существенными, потому что появилась возможность «вынести» машину за пределы организации. Это значительно меняет систему взаимоотношений между людьми в коллективе.
Третьим очень важным фактором является продукт. Первыми продуктами являлись отчужденные элементы природы. Постепенно производство становилось мощнее, общество богаче, потребности развивались и изменялись. Возникла новая концепция продукта. На этой стадии выделилась и выдвинулась на первый план функция маркетинга. Как уже упоминалось, в 90-е годы одним из основных продуктов становится информация. Информационные продукты сейчас занимают все большее место на рынке, поэтому на ведущее место выдвигаются исследования и разработки.
Четвертый фактор – это культура. В 50–60-е годы возникла идея универсального менеджмента. Американский менеджмент стал восприниматься как эталон, поскольку американская экономика в эти годы давала гораздо лучшие результаты, чем европейская или японская. Потом возникла идея интегративного менеджмента, в частности, появилась «теория Z» Оучи. Затем распространилось мнение, что многие системы управления различны и имеют право на существование, так как они конкурентоспособны и тесно связаны с особенностями национальной культуры, таким образом, появилась концепция «различного менеджмента».
Система менеджмента предприятия – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счет обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Исходя из вышеизложенного, можно рассматривать признание того факта, что менеджмент не должен стремиться к унификации в силу того, что не существует единственно правильной системы управления.
В настоящее время основными факторами конкурентоспособности российских предприятий стали следующие: обеспеченность рабочей силой, степень ее мотивации, организационные структуры и формы работы, определяющие эффективность использования персонала.
Для того чтобы лучше представить процесс управления предприятием, его можно структурировать, т.е. упорядоченно расчленить на приемы, операции (процедуры) и стадии. С усложнением решаемых проблем усложняется и сам процесс управления предприятием, при этом возможна параллельность выполнения технологических операций с одновременным увеличением или снижением значимости тех или иных стадий управленческого цикла. Другой характерной особенностью процесса управления предприятием является его цикличность – повторение заново и осуществление новых циклов.
В целом область деятельности, называемая менеджментом предприятия, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Понимание руководителем организации технологии процесса, его стадий, циклов и характерных особенностей имеет большое значение для успешного и профессионального решения проблем управления предприятием.
Список литературы
Алабутин А.А. Теория и практика менеджмента: Учебное пособие. Челябинск: ЧГТУ, 2004. 154 с.
Андрющенко М.Н. и др. Философские основы моделирования сложных систем управления // Системный подход в технических науках (методологические основы): Сб. научных трудов, СПбГУ, 2005. С.89-92.
Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. М. 2006. 238 с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 2005. 274 с..
Волчков С., Балахонова И. Бизнес-моделирование для совершенствования деятельности промышленного предприятия // КомпьютерПресс. 2007. № 1. С. 4-11.
Волчков С., Балахонова П. Моделирование для непрерывного улучшения бизнес-процессов на базе стандартов ЕRP и ISO от 2000 года // Методы менеджмента качества. 2007. № 4. С. 22-28.
Галенко В.П., А.И. Рахманов, Страхова О.А. Менеджмент. 2-е изд. СПб: Питер, 2006. 224 с. (Серия «Учебник для вузов)
Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. М.: Дело, 2004. 496 с.
Горелик С. Моделирование бизнес-процессов // Human resources. 2006. № 9. С. 28-51.
Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. М.: Дело, 1999. 272 с.
Кораблин М.А. Конструирование динамических взаимодействий в объектно-ориентированных системах // Программирование, 2005, № 6, С.97-102.
Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг. Учебное пособие. М.: «Изд-во ПРИОР», 2006. 256 с.
Кредисов А.И. История учений менеджмента. Киев, ВИРА-Р, 2003. С.46.
Математическое моделирование: методы описания и исследования сложных систем / Под ред. А.А.Самарского, М.: Наука, 2005. 224 c.
Менеджмент: век ХХ – век XXI: Сборник статей / Под ред. О.С. Виханского, А.И. Наумова; сост. И.А. Петровская. М.: Экономистъ, 2007. 336 с.
Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Соломатина. М:ИНФРА-М, 2006. 522 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер с англ. М.: Дело, 1992. 702 с.
Репин В.В., Елиферов В.Г. Непрерывное совершенствование бизнес-процессов на российских предприятиях. Экономика, 2007. 214 с.
Хаммер М. , Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ.- СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 2004. 156 с.
Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2004. 234 с.
Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы: Пер. с англ. М.: Просветитель, 2004. 112 с.
Источники:
www.orgmaster.ru
Приложения
Приложение 1
Процесс логического познания специфики управления
Приложение 2
Система взглядов на понятие «менеджмент» зарубежных и отечественных ученых
Приложение 3
Структурная характеристика науки управления как системы
Приложение 4
Современные научные подходы к менеджменту
Приложение 5
Менеджмент ресурсов и организации
Приложение 6
Системообразующие понятия и факторы развития предприятия
Галенко В.П., А.И. Рахманов, Страхова О.А. Менеджмент. 2-е изд. СПб: Питер, 2006. С.26.
Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Соломатина. М: ИНФРА-М, 2006. С.17-18.
Алабутин А.А. Теория и практика менеджмента: Учебное пособие. Челябинск: ЧГТУ, 2004, С. 46.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. 4-е изд. М.: Гардарика, 2005. С.67.
Галенко В.П., А.И. Рахманов, Страхова О.А. Менеджмент. 2-е изд. СПб: Питер, 2006. С.27.
Кредисов А.И. История учений менеджмента. Киев, ВИРА-Р, 2003. С.46.
Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1983. С. 76.
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 47- 51.
Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. 2003. №2. С. 43-44
Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг. Учебное пособие. М.: «Изд-во ПРИОР», 2002. С.117-119. 256 с.
Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. М.: Дело, 1999. С.73-74.
Тищенко Г. Бизнес–инжиниринг и миссия компании // Рекламные идеи-YES!. 2000. №4. С.62-68.
Андрющенко М.Н. и др. Философские основы моделирования сложных систем управления // Системный подход в технических науках (методологические основы): Сб. научных трудов, СПбГУ, 2004. С.89-92..
Волчков С., Балахонова И. Бизнес-моделирование для совершенствования деятельности промышленного предприятия // КомпьютерПресс. 2001. № 11. С. 4-11.
Математическое моделирование: методы описания и исследования сложных систем. Под ред. А.А.Самарского, М.:Наука, 2001. С.124.
Кораблин М.А. Конструирование динамических взаимодействий в объектно-ориентированных системах // Программирование, 2005, № 6, С.99.
Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2001. С.87-89.
Хаммер М. , Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ.- СПб.:Изд-во С.- Петербургского университета, 2000.С.63.
Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы: Пер. с англ.- М.: Просветитель, 2001. С.19.
Волчков С. Балахонова П. Моделирование для непрерывного улучшения бизнес-процессов на базе стандартов ЕRP и ISO от 2000 года // Методы менеджмента качества. 2001. № 2. С. 22-28.
Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. М.: Дело, 2002. С.258-261.496 с.
Горелик С. Моделирование бизнес-процессов // Human resources. 2006. № 9. С. 32.
www.orgmaster.ru
www.orgmaster.ru
www.orgmaster.ru
www.orgmaster.ru
www.orgmaster.ru
www.orgmaster.ru
www.orgmaster.ru
www.orgmaster.ru
25
Материальный
П о т о к
Информация\
материалы
Информационный
Человеческие
Материальные
Коммуникативная
Деятельность
Р е с у р с ы
Преобразовательная
Бизнес-процесс
Ц Е Л И
Базовые понятия, характеризующие процесс
функционирования фирмы
Циклы развития
предприятия
Вещественные, энергетические и информационные связи предприятия
Структурные изменения как форма адаптации к воздействию внешних факторов
Факторы развития предприятия
Интенсивность производственно-экономических структурных сдвигов
Минерально-сырьевая база и тип потребления ресурсов
Темпы роста
и абсолютные приросты объема производства и продаж
Организационно-управленческие структурные изменения
Топливно-энергетическая база функционирования
Динамика инвестиций, фондовооружен-ности и производи-
тельности труда
Информационно- управляющая инфраструктура
предприятия
Социально- мотивационные
изменения в работе персонала
Международные
и национальные
колебания рыночной конъюнктуры
Жизнедеятельность предприятия по периодам развития
2.Андрющенко М.Н. и др. Философские основы моделирования сложных систем управления // Системный подход в технических науках (методологические основы): Сб. научных трудов, СПбГУ, 2005. С.89-92.
3.Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. М. 2006. 238 с.
4.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 2005. 274 с..
5.Волчков С., Балахонова И. Бизнес-моделирование для совершенствования деятельности промышленного предприятия // КомпьютерПресс. 2007. № 1. С. 4-11.
6.Волчков С., Балахонова П. Моделирование для непрерывного улучшения бизнес-процессов на базе стандартов ЕRP и ISO от 2000 года // Методы менеджмента качества. 2007. № 4. С. 22-28.
7.Галенко В.П., А.И. Рахманов, Страхова О.А. Менеджмент. 2-е изд. СПб: Питер, 2006. 224 с. (Серия «Учебник для вузов)
8.Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. М.: Дело, 2004. 496 с.
9.Горелик С. Моделирование бизнес-процессов // Human resources. 2006. № 9. С. 28-51.
10.Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. М.: Дело, 1999. 272 с.
11.Кораблин М.А. Конструирование динамических взаимодействий в объектно-ориентированных системах // Программирование, 2005, № 6, С.97-102.
12.Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг. Учебное пособие. М.: «Изд-во ПРИОР», 2006. 256 с.
13.Кредисов А.И. История учений менеджмента. Киев, ВИРА-Р, 2003. С.46.
14.Математическое моделирование: методы описания и исследования сложных систем / Под ред. А.А.Самарского, М.: Наука, 2005. 224 c.
15.Менеджмент: век ХХ – век XXI: Сборник статей / Под ред. О.С. Виханского, А.И. Наумова; сост. И.А. Петровская. М.: Экономистъ, 2007. 336 с.
16.Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Соломатина. М:ИНФРА-М, 2006. 522 с.
17.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер с англ. М.: Дело, 1992. 702 с.
18.Репин В.В., Елиферов В.Г. Непрерывное совершенствование бизнес-процессов на российских предприятиях. Экономика, 2007. 214 с.
19.Хаммер М. , Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ.- СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 2004. 156 с.
20.Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2004. 234 с.
21.Шеер А.В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы: Пер. с англ. М.: Просветитель, 2004. 112 с.
Источники:
www.orgmaster.ru
Вопросы и ответы
Какие основные направления развития менеджмента можно выделить?
Основные направления развития менеджмента включают товарное, сбытовое и маркетинговое управление.
Что такое бизнес-система и бизнес-процесс?
Бизнес-система - это комплекс взаимосвязанных элементов, включающих в себя организацию, людей, информацию, технологии и процедуры, существующих для достижения определенной цели. Бизнес-процесс - это последовательность связанных между собой действий и операций, направленных на достижение определенных результатов.
Какие подходы существуют к рассмотрению процесса управления?
К рассмотрению процесса управления существуют различные подходы, включая функциональный, системный, процессный и контингентный подходы. Каждый из них имеет свои особенности и принципы работы.
Какова эволюция развития менеджмента?
Эволюция развития менеджмента прошла через несколько этапов. На первом этапе акцент делался на управлении производством, на втором - на управлении трудовыми ресурсами, на третьем - на управлении качеством, а на четвертом - на управлении знаниями. Современные подходы в менеджменте уделяют внимание инновациям, развитию персонала и адаптации к изменениям внешней среды.
Чем менеджмент является фактором конкурентоспособности?
Менеджмент является фактором конкурентоспособности, так как правильное руководство и управление организацией позволяют ей эффективно функционировать, достигать поставленных целей и конкурировать на рынке. Качественное управление включает в себя планирование, организацию, мотивацию, контроль и оценку результатов.
Какова история формирования науки управления?
Наука управления начала свое развитие в конце XIX - начале XX века, когда возникла необходимость в систематизации знаний и методов управления организациями. Первые шаги в развитии управления были сделаны классиками науки управления, такими как Фредерик Тейлор и Хенри Файоль. С тех пор управление прошло через несколько этапов эволюции и стало отдельной наукой с собственными методами и теориями.
Какие основные направления развития менеджмента существуют?
Основными направлениями развития менеджмента являются товарное, сбытовое и маркетинговое управление. В рамках товарного управления осуществляются процессы планирования, контроля и совершенствования производства товаров. Сбытовое управление, в свою очередь, занимается организацией процессов распространения товаров на рынке. Маркетинговое управление направлено на исследование и анализ рынка, а также формирование и реализацию маркетинговых стратегий.
Какие подходы существуют к рассмотрению процесса управления?
Существует несколько подходов к рассмотрению процесса управления. Один из них - традиционный подход, основанный на иерархической структуре и четком разделении функций. Другой подход - системный, рассматривает организацию как сложную динамическую систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Еще одним подходом является контингентный подход, который учитывает влияние внешних факторов на процесс управления.
Чему способствовало развитие современного менеджмента?
Развитие современного менеджмента способствовало широкому использованию научных методов и подходов в управлении организациями. Также значительную роль сыграли технологические инновации, которые позволили автоматизировать и оптимизировать процессы управления. Важным фактором является также развитие теорий и моделей управления, которые помогают разобраться в сложности и многообразии управленческих задач.
Что такое бизнес-система и бизнес-процесс?
Бизнес-система - это организация, которая функционирует как единое целое, объединяя в себе людей, процессы, технологии и ресурсы для достижения поставленных целей. Бизнес-процесс - это последовательность взаимосвязанных действий и операций, направленных на достижение определенного результата в рамках бизнес-системы.
Какие основные направления развития менеджмента существуют?
Основные направления развития менеджмента - товарное, сбытовое и маркетинговое. В рамках товарного управления осуществляется планомерный анализ и управление товарным ассортиментом предприятия, разработка стратегий ценообразования и контроль за качеством продукции. Сбытовое управление, в свою очередь, занимается организацией процесса реализации товаров или услуг, определением каналов сбыта и формированием маркетинговой стратегии. Маркетинговое управление фокусируется на исследовании рынка и потребительского спроса, разработке маркетинговых стратегий и техник продвижения товаров или услуг на рынке.