Проблемы современной массовой культуры
Заказать уникальное эссе- 10 10 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 01.03.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Очевидно, что реальные желания людей часто переменчивы, неопределенны, иррациональны и регрессивны. Поэтому желания нужно формировать, ими нужно управлять. Опасна та свобода «быть собой», которая подразумевает противопоставление индивида обществу. Зато безобидна свобода обладать вещами, поскольку она примиряет потребителя одновременно и с самим собой, и со своей группой [1].
Войдя в новое время после Запада, Россия оказалась впереди Запада именно в этом “постмодерном” своем качестве — в культуре сознательной и бессознательной вторичности, подражательства, “симуляции”. И наиболее ярко и сконцентрированно это проявляется в современной массовой культуре.
Важное место в рамках массовой культуры принадлежит спорту. Спорт давно перестал быть чисто соревновательной практикой, в основе которой лежит достижение победного результата. Спорт – это сфера экономики, вложения в которую приносят прибыль в десятки миллиардов долларов; это разновидность шоу-бизнеса, собирающая на трибунах и у телевизоров огромные аудитории зрителей; это область массовой культуры, производящая образцы и модели поведения, героев и «звезд»; это школа воспитания маскулинного характера и многое другое. Как никакой другой феномен, спорт стал проводником и фактором процессов глобализации в жизни человечества.
Совершенство, с которым современные социальные механизмы умеют усиливать внешний эффект массовых мероприятий, ничего не меняет в том факте, что ни олимпиады, ни организация занятий спортом в университетах, ни шумно пропагандируемые соревнования между странами не могут возвысить спорт до уровня деятельности, творящей культуру. Каково бы ни было его значение для участников соревнований и зрителей, он остается бесплодной функцией, в которой древний игровой фактор по большей части уже успел отмереть [8, с.266].
Из единства духовного и физического он сохранил только низменную физическую сторону. Но ведь спорт, как и культурная игра - игра общественная и общедоступная. С точки зрения массовой культуры нет ничего плохого в массовости - в огромном количестве участников-зрителей. Но для Й. Хейзинга, известного специалиста в области массовой культуры, чем больше в игре участников и меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности. Все же не согласимся с такой его трактовкой, что массовый спорт разрушает личность, Или, видимо, Хейзингу просто повезло, что он не дожил до других, более мощных факторов её разрушения.
Современный спорт как элемент массовой культуры формировался как сублимативное явление, поэтому соперничество и даже формы насилия на спортивных аренах участников по отношению друг к другу носят характер замещения определенной разрушительной энергии в человеке. Он воплощает архаическую состязательность ради победы над противником, причём как в действиях самих участников, так и в поступках зрителей.
В целом формирование массовой культуры в России в последние десятилетия происходит под сильным воздействием процессов медиатизации и виртуализации. Нередко сконструированные нормы и воспринятые нами имиджи оказываются искусственными, виртуализированными.
Вообще массовая культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены массовой культуры (комикс, "черный" криминальный роман, семейная сага, любовные романы, «мыльные оперы» и т.д.,) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Сегодня нередко называют и торгово-развлекательные комплексы новым элементом массовой культуры, заменившие и клубы, и вообще проведение досуга. Поэтому значимость конкретного продукта массовой культуры определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени [5, с.409].
Литература
Абанкина Т. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» // Отечественные записки. – 2005. - № 4 // http://magazines.russ.ru/oz/2005/4/2005_4_10.html
Бартов А. Эпоха и стиль // Нева. – 2004. - № 6 // http://magazines.russ.ru/neva/2004/6/ba12.html.
Дубин Б.В. Будни и праздники // Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. - М., 2004 – 352 с.
Дубин Б.В. Классическое, элитарное, массовое // Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004. – С.11-31.
Жбанков М.Р. Массовая культура // Новейший философский словарь. – Минск, 1999 г. – С.409.
Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. - СПб., 2007. – 398 с.
Ионии Л.Г. Социология культуры. — СПб., 2007. – 274 с.
Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 466 с.
Апофеозом телетрансляций стала передача Гордона 20 февраля 2009 г. на первом канале на тему «Гламур и антигламур», последовавшая за показом фильма «Дьявол носит Прадо».
10
2.Бартов А. Эпоха и стиль // Нева. – 2004. - № 6 // http://magazines.russ.ru/neva/2004/6/ba12.html.
3.Дубин Б.В. Будни и праздники // Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. - М., 2004 – 352 с.
4.Дубин Б.В. Классическое, элитарное, массовое // Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004. – С.11-31.
5.Жбанков М.Р. Массовая культура // Новейший философский словарь. – Минск, 1999 г. – С.409.
6.Ильин В.И. Быт и бытие молодежи российского мегаполиса: социальная структурация повседневности общества потребления. - СПб., 2007. – 398 с.
7.Ионии Л.Г. Социология культуры. — СПб., 2007. – 274 с.
8.Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 466 с.
Вопросы и ответы
Какие проблемы современной массовой культуры?
Современная массовая культура имеет ряд проблем, таких как формирование неопределенных и регрессивных желаний у людей, поддержка свободы обладания вещами в ущерб свободе быть собой.
Какие примеры иррациональных и переменчивых желаний людей в современной массовой культуре?
Примерами могут быть желание следовать модным трендам, безрассудные покупки, стремление к неконтролируемому потреблению и быстрому удовлетворению.
Почему свобода быть собой считается опасной для общества?
Свобода быть собой может противопоставить индивида обществу и нарушить его структуру, что рассматривается как опасное явление.
Как свобода обладания вещами примиряет потребителя с самим собой и своей группой?
Свобода обладания вещами позволяет удовлетворить желания и потребности, что способствует примирению и согласованию интересов человека как с собой, так и с его социальной группой.
В чем заключается лидерство России перед Западом в отношении проблем современной массовой культуры?
Россия стала лидером, предоставляя альтернативные модели развития, которые смягчают и решают проблемы современной массовой культуры.
Какие проблемы современной массовой культуры описывает статья?
Статья описывает проблему переменчивости, неопределенности, иррациональности и регрессивности реальных желаний людей. Она также выделяет опасность свободы "быть собой" и подчеркивает безобидность свободы обладать вещами.
Какие причины приводят к переменчивости и неопределенности желаний?
Статья не указывает конкретные причины, но отмечает, что реальные желания людей могут быть переменчивыми, неопределенными, иррациональными и регрессивными.
Опасна ли свобода "быть собой"?
В статье утверждается, что свобода "быть собой" опасна, так как она подразумевает противопоставление индивида обществу.
Чем безобидна свобода обладать вещами по мнению статьи?
Свобода обладать вещами безобидна, потому что она примиряет потребителя одновременно и с самим собой, и со своей группой.
Почему Россия оказалась впереди Запада в развитии потребительской культуры?
Статья описывает, что Россия оказалась впереди Запада в этом "по", то есть в понимании и управлении реальными желаниями людей.
Какие проблемы современной массовой культуры описаны в статье?
В статье описываются проблемы изменчивости, неопределенности, иррациональности и регрессивности реальных желаний людей. Также обращается внимание на опасность свободы быть собой и противопоставления индивида обществу. В то же время, подчеркивается безобидность свободы обладать вещами, которая примиряет потребителя с самим собой и его группой.
Почему желания людей нужно формировать и управлять ими?
Желания людей часто переменчивы, неопределенны, иррациональны и регрессивны, поэтому формирование и управление ими помогает обеспечить более стабильное и предсказуемое поведение общества. Это позволяет контролировать потребления и стремления людей, чтобы они соответствовали определенным целям и интересам.