Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 22 22 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 15.04.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение- 3 -
Психофизиологические особенности учебного труда и интеллектуальной деятельности- 4 -
Образ жизни студентов в условиях образовательного процесса- 4 -
Особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов- 13 -
Средства физической культуры в регулировании работоспособности- 16 -
Выводы- 21 -
Список литературы- 22 -

Фрагмент для ознакомления

Гигиенические факторы являются неотъемлемой частью общей физической культуры, повышая эффективность воздействия других средств физической культуры. Большое значение имеет соблюдение режим труда и отдыха, гигиена сна, рациональное питание, гигиена тела, спортивной и повседневной обуви, гигиена места занятия, отказ от вредных привычек. Большое значение придаётся гигиене сна. Недопустимо рассматривание времени сна как резервного времени. Несоблюдение режима сна и бодрствования ведёт к ухудшению качества сна. Интенсивная интеллектуальная деятельность непосредственно перед сном ведёт к трудностям засыпания, сохранению ситуационных сновидений. Это значительно снижает продуктивность учебного труда.
Чтобы быть здоровым, надо двигаться. Для сохранения работоспособности студентам рекомендуется включать в свою деятельность малые формы занятий физической культурой. К ним относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, попутная тренировка.
Людям любой профессии полезно начинать утро с зарядки. Утренняя гигиеническая гимнастика активизирует все процессы в организме и ускоряет его настройку на рабочий лад. Во время сна центральная нервная система находится в состоянии покоя, интенсивность всех физиологических процессов в организме снижена. После пробуждения функциональная активность организма постепенно повышается, но этот процесс имеет некоторую длительность.
В этот временной период остаётся сниженной, в сравнении с обычной, работоспособность (умственная и физическая). Это сказывается и на самочувствие: человек ощущает себя сонливым, вялым, возможно проявление беспредметной раздражительности, ухудшение поведенческих реакций.
Подобное состояние значительно снижает продуктивность учебного труда. Физические упражнения, проводимые после пробуждения, активизируют потоки нервных импульсов от работающих мышц и стимулируют центральную нервную систему, приводя её в деятельное состояние. Появляется ощущение прилива бодрости, что улучшает процесс врабатывания. По литературным данным, скорость врабатывания в учебную деятельность в 2,7 раза выше у тех людей, кто занимается зарядкой.
Утренняя гимнастика проводится в течение 10-15 минут и состоит из 8-12 упражнений. Простейший комплекс гимнастики должен включать упражнения с вовлечением наибольшего числа мышц. Принципы подбора комплекса: от простого к сложному, от лёгкого к трудному. Вначале выполняется ходьба либо потягивание. Дальнейшие упражнения подбираются по анатомическому принципу - для мускулатуры рук, плечевого пояса, туловища, живота, ног. В завершении комплекса выполняются бег, прыжки, подскоки. В самом конце – ходьба с постепенным замедлением темпа, упражнения на расслабление мышц, на восстановление дыхания. Кроме чисто физиологического влияния на организм, задача зарядки – вызвать у человека положительные эмоции. Объём и интенсивность выполняемых упражнений не должны вызывать утомления.
Физкультурная пауза представляет собой активный отдых во время работы, помогающий снизить утомление и повысить работоспособность. Эффект от выполнения комплекса из 7-8 упражнений в течение 5 минут проявляется сразу и сохраняется 1,5-2 часа. Физкультпауза может быть комплексной, сочетающейся с приёмами самомассажа, элементами психорегулирующей тренировки и др.
Насыщенный график учебного дня студента, при невозможности выделения времени на физкультурную паузу, может включать физкультурные минутки, имеющими тоже назначение. Для людей интеллектуального малоподвижного труда полезно проводить упражнения, включающие попеременное напряжение (3-5 секунд) и расслабление (8-10) секунд мышц конечностей и туловища. Рекомендуется выполнять пять таких циклов общей продолжительностью 1-2 минуты. Средства. Одноминутное динамическое упражнение (бег на месте в темпе 1 шаг в 1секунду) по эффективности соответствует выполнению позотонических упражнений в течение 2-х минут. Позотонические упражнения выполняются сидя на стуле: последовательно отклонить корпус назад, вперёд, вновь назад с прогибанием спины. При продолжительной умственной работе следует проводить произвольное общее расслабление скелетных мышц в сочетании с ритмичными сокращениями небольших мышечных групп (сгибание и разгибание пальцев рук, мимические движения).
Подобные упражнения обеспечивают мощный поток импульсов в кору головного мозга, стимулируют восстановление работоспособности. При интенсивном интеллектуальном труде и развитии высокой утомляемости в физкультурные паузы можно присоединять дополнительные средства восстановления – раздражение различных рецепторных зон (умывание и смачивание головы прохладной водой, прослушивание музыки).
Попутная тренировка рекомендуется студентам как одна из малых форм занятий физической культурой: ходьба пешком на короткие расстояния вместо поездок на транспорте, отказ от использования лифтом.
Таким образом, для повышения работоспособности используются средства физической культуры – физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Активно применяются малые формы физической культуры – утренняя гимнастика, физкультурные паузы, попутные тренировки.
Выводы
Научно технический прогресс увеличил долю профессий, связанных с интенсивным интеллектуальным трудом. Интеллектуальная, и в том числе учебная, деятельность сопряжена с повышенными психоэмоциональными нагрузками, гиподинамией.
Основная нагрузка при интеллектуальном труде падает на центральную нервную систему. Для сохранения работоспособности необходимо достаточное кровоснабжение коры головного мозга. Продуктивность учебной деятельности определяется объективными (неравномерность учебной нагрузки в течение дня, недели, семестра, дефекты организации образовательного процесса) и субъективными (особенности характера, наличие хронических заболеваний) факторами. Учебный труд вызывает изменение физиологических параметров организма. Мобилизация возможностей организма подчиняется принципам теории стресса. Основным фактором учебной деятельности является утомление.
Критическим периодом в жизнедеятельности студентов является экзаменационная сессия. Интенсивность учебного труда повышается практически в два раза. В период экзаменов патофизиологические изменения в организме значительно увеличиваются.
Физическая культура является эффективным средством повышения продуктивности учебного труда. В регулировании работоспособности используются физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Физические упражнения должны использоваться рационально с учётом физической подготовленности студентов. Учебные занятия по физической культуре не в полной мере восполняют двигательный дефицит. Студентам рекомендуется использовать также утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные паузы, попутные тренировки.
Адекватно используемые средства физической культуры способствуют воспитанию у студентов стремления к физическому самосовершенствованию, соблюдению принципов здорового образа жизни, и в конечном итоге, улучшают качество профессиональной подготовки молодого специалиста.
Список литературы
1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие, - М.,:Гардарики,2007.
2. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.
3. Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. – М.: Знание,1988.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт»; №3)
4. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. / Под ред. Собкина В.С.. М.: Центр социологии образования РАО,2000.
5. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. – 2-е изд. перераб. и доп. М.: Медицина,1990.
6. Физическая культура: учебн. пособие/ Под ред. Е.В.Конеевой.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
7. Физическая культура студента: Учебник /под ред. В.И. Ильинича/ М.: Гардарики,1999.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.117.
Физическая культура: учебн. пособие/ Под ред. Е.В.Конеевой.- Ростов н/Д: Феникс,2006.-С.166.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.144.
Образование и информационная культура. Социологические аспекты. / Под ред. Собкина В.С.. М.: Центр социологии образования РАО,2000.-С.327.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.144.
Физическая культура: учебн. пособие/ Под ред. Е.В.Конеевой.- Ростов н/Д: Феникс,2006.-С.447.
Физическая культура студента: Учебник /под ред. В.И. Ильинича/ М.: Гардарики,1999.-С.178.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.124.
Физическая культура: учебн. пособие/ Под ред. Е.В.Конеевой.- Ростов н/Д: Феникс,2006.-С.486.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.144.
Физическая культура студента: Учебник /под ред. В.И. Ильинича/ М.: Гардарики,1999.-С.176.
Физическая культура студента: Учебник /под ред. В.И. Ильинича/ М.: Гардарики,1999.-С.180.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.153.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие, - М.,:Гардарики,2007.-С.55.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.155.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.19.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.161.
Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. – 2-е изд. перераб. и доп. М.: Медицина,1990.-С.44.
Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.-С.161.
Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. – М.: Знание,1988.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт»; №3) –С.38.





















- 2 -

1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие, - М.,:Гардарики,2007.
2. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: Учебник – М.: Гардарики,2005.
3. Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. – М.: Знание,1988.- (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Физкультура и спорт»; №3)
4. Образование и информационная культура. Социологические аспекты. / Под ред. Собкина В.С.. М.: Центр социологии образования РАО,2000.
5. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру. – 2-е изд. перераб. и доп. М.: Медицина,1990.
6. Физическая культура: учебн. пособие/ Под ред. Е.В.Конеевой.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
7. Физическая культура студента: Учебник /под ред. В.И. Ильинича/ М.: Гардарики,1999.

Вопросы и ответы

Какие психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности?

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности включают в себя множество аспектов, такие как мозговая активность, концентрация внимания, память, мышечная работоспособность и др. Все эти аспекты взаимосвязаны и влияют на процесс учебы и познавательную деятельность.

Какой образ жизни приводит к повышенной работоспособности у студентов?

Образ жизни студентов, включающий рациональное питание, достаточную физическую активность, регулярный отдых и сон, а также умение эффективно распределять время между учебой и отдыхом, способствует повышению работоспособности и успешной учебной деятельности.

Какие особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов?

В период экзаменов у студентов наблюдается повышенная нервная напряженность, стресс, снижение физической активности, недостаток сна и неправильное питание. Эти факторы негативно сказываются на работоспособности и качестве учебной деятельности студентов.

Какие средства физической культуры помогают регулировать работоспособность студентов?

Средства физической культуры, такие как физические упражнения, спортивные игры, йога или пилатес, помогают улучшить общую физическую форму, повысить уровень энергии, снять напряжение и стресс, улучшить концентрацию внимания и память, а также улучшить работоспособность студентов.

Какие выводы можно сделать на основе данной статьи?

На основе данной статьи можно сделать следующие выводы: психофизиологические особенности влияют на учебный процесс и интеллектуальную деятельность; рациональный образ жизни способствует повышению работоспособности и успеху в учебе; период экзаменов требует особого внимания к физической и психической подготовке; средства физической культуры являются эффективным способом регулирования работоспособности студентов.

Какие основные психофизиологические особенности учебного труда и интеллектуальной деятельности?

Основные психофизиологические особенности учебного труда и интеллектуальной деятельности включают высокую психическую активность, значительную умственную нагрузку, обучаемость и памятные функции, способность к логическому мышлению, творческому решению проблем, концентрацию внимания, устойчивость к стрессам и умение саморегулировать свою работоспособность.

Каковы особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов?

В период экзаменов студенты испытывают повышенную эмоциональную напряженность, стресс, зачастую имеют нарушения сна и питания. Они часто вынуждены тратить больше времени на подготовку к экзаменам, что может привести к недостаточной физической активности и снижению общей работоспособности.

Какие средства физической культуры помогают регулировать работоспособность?

Средства физической культуры, такие как физические упражнения, спорт, йога, помогают регулировать работоспособность путем улучшения физического и эмоционального состояния человека. Физическая активность способствует выработке эндорфинов, улучшает кровообращение, повышает уровень энергии и снижает уровень стресса.

Что можно сказать о гигиенических факторах в учебном процессе?

Гигиенические факторы в учебном процессе играют важную роль в сохранении и повышении работоспособности студентов. К ним относятся правильная организация рабочего места, режим труда и отдыха, правильное питание, достаточная физическая активность, умеренное использование электронных устройств, регулярное проветривание помещений и т.д.

Какие выводы можно сделать по данной статье?

Из данной статьи можно сделать вывод, что психофизиологические особенности учебного труда и интеллектуальной деятельности имеют значительное влияние на работоспособность студентов. Особенности жизнедеятельности в период экзаменов требуют особого внимания и заботы. Средства физической культуры могут быть эффективным средством для регулирования работоспособности. Гигиенические факторы в учебном процессе имеют важное значение для сохранения и повышения работоспособности студентов.

Какие психофизиологические особенности связаны с учебным трудом и интеллектуальной деятельностью?

Учебный труд и интеллектуальная деятельность требуют концентрации внимания, памяти, мышления и других когнитивных процессов. От человека требуется высокая работоспособность, способность к самостоятельной деятельности, эмоциональная устойчивость. Также психофизиологические особенности могут включать физическую выносливость, силу нервной системы и т. д.