Воплощение идеалов христианства в Византийской империи.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История костюма
  • 37 37 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 15.12.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ КАК РЕЛИГИОЗНАЯ КОМПАНИЯ
1.1. Пространства империи
1.2. Христианская империя
Глава II. ВИЗАНТИЙСКИЙ КОСТЮМ
2.1. Виды и формы одежды. Текстиль в Византийском костюме
2.2. Мужской и женский Византийский костюм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Фрагмент для ознакомления

Подлинный пурпур – это не ровный цвет, а такая окраска материи, когда льняная или шерстяная ткань приобретает блеск и, главное, тени в складках красного пурпура отливают синим, а тени в складках синего или фиолетового пурпура имеют багровые отсветы.
Пурпурные ткани бывали самых разнообразных оттенков – от розового до фиолетового (аметистового). Естественно, что именно трагический аметистовый пурпур стал излюбленным в христианском Константинополе в отличие от радостно-триумфального красного пурпура, предпочитаемого в античном Риме. У византийцев соединение синего и красного в пурпуре получило символически-религиозное толкование. Синий цвет, как самый нематериальный и мистический, олицетворял непостижимые тайны, божественную силу, небесную высоту. Право ставить подпись синими чернилами имели лишь высшие титулованные особы, дети и братья государя. Красный – это цвет Крови Христа, Его страданий во имя любви к людям.
Василеве восседал на троне, обитом пурпуром, на пурпурной же подушке, носил пурпурные сапоги. Он один мог подписываться пурпурными чернилами. Только он и императрица облачались в мантии фиолетового пурпура (вспомним мантии Юстиниана и Феодоры с мозаик храма Сан-Витале)».
«Зелёный цвет символизировал цветение, возрождение, надежду. Золотому цвету придавалось главенствующее значение: блеск золота ассоциировался с божественным сиянием. Всепобеждающая божественная энергия, сила, чистота – вот что означала отделка костюма византийских императоров золотыми чеканными бляшками, алтабасом и парчой».
«Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится «футляр», простой по покрою, делающий тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие.
Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником – оплечьем. Головной убор увеличивает размер головы человека».
«Для Византии характерно сочетание в одном костюме накладных и драпирующихся одежд. Нарамник, далматик, туника, стола, пенула, оплечье – накладные виды одежды; лорум, мафорий, плащ – драпирующиеся виды одежды».
2.2. Мужской и женский Византийский костюм
«Основными видами мужской одежды являются туника, штаны, далматик, пенула, лорум. По названиям они сходны с римскими, однако их формы претерпели существенные изменения. Из костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную мягкость и пластику заменили тяжелые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра».
«Длинная рубаха-юбка, наподобие греческого хитона или римской туники – основной компонент костюма византийцев, она приобретает иные формы, её поверхность лишена складок, появляются рукава, часто длинные и суженные книзу (Илл. 4).
Штаны как род одежды византийцы заимствуют на Востоке; они состоят из двух отдельных половин и крепятся к поясу тесемками. Длина штанов варьируется от коротких по колено до длинных по щиколотку, в другом варианте представляет собой чулки с полной носочной частью».
Верхней одеждой императора и знати был плащ-мантия. Это – длинная широкая накидка, закрепленная на правом плече или у шеи застежкой – фибулой. Плащ украшался декоративными полосами по разрезу, у шеи и различными нашивками, сословными знаками.
На мозаике церкви Сан-Витале в Равенне изображен император Юстиниан с придворными (Илл. 5). Император в белой короткой тунике. Её боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. Сверху – пурпурный плащ, ниспадающий тяжелыми круглыми фалдами. На правом плече он застегнут дорогой фибулой с тремя подвесками, на уровне груди – сословное украшение из золотой парчи с рисунком – клавус, на ногах – пурпурные вышитые башмаки. Так же одеты придворные, но на них плащи белые с пурпурным знаком сословия без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники.
«С VII века неотъемлемой частью императорского костюма делается лорум – широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камнями. Ширина его составляла обычно 15 – 35 см, длина – 4 – 5 м. Лорум часто драпировался различными способами наподобие римской тоги. Лорум был главным декоративным и сословным элементом в костюме знати. Не менее важным был и воротник – оплечье – широкий круглый или фигурно вырезанный, пышно декорированный золотом и драгоценностями. Позднее лорум и оплечье превратились в нарамник с длинной задней и более короткой (до икр) передней частью, надевавшийся через голову. Большое влияние оказали эти элементы византийского костюма на костюм царя и бояр Древней Руси».
Обувь была мягкая, удобная: ремешковая по римскому образцу; закрытая, с узкими носами – соччи; узконосая домашняя типа шлепанцев-пантофли. Простолюдины носили кампаги – мягкую обувь черного цвета, придворные – яркие, пурпурные, с отделкой вышивкой, с золотыми бляшками и драгоценными камнями. Мягкие сапоги также были популярны. Чем длиннее были голенища у сапог, тем короче туника.
Головные уборы – колпаки с остроконечной или сферической тульей и слегка отстающим околышем. Прически мужчин – это в основном стрижки «под скобу» и «в кружок» до мочки уха. Бороды и усы были обязательным дополнением к прическе.
Основные виды женской одежды: туника, стола, далматик, пенула, мафорий, плащ-мантия. Так же как и в мужской одежде, силуэт женского костюма стремится к цилиндрической форме, маскирующей тело.
«На мозаике церкви Сан-Витале в Равенне изображена императрица Феодора со свитой. На ней белая стола с богатой вышивкой по бокам и внизу и пурпурная императорская мантия с каймой крупного орнамента. На шее – массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове – золотой венец, на ногах – вышитые золотом башмаки. Одухотворённость облика подчёркнута набелённостью худого лица с широко распахнутыми скорбными глазами и маленьким ртом, словно созданным для молитвы Роскошно одеты и придворные дамы. На них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей (Илл. 6).
«Наряду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в Византии появляется накидка мафорий, закрывающая верхнюю часть женской фигуры и голову. Концы ее перекрещиваются спереди и перебрасываются на спину. Вместе с длинной столой такая накидка придаёт фигуре аскетический вид. Этот костюм настолько соответствовал требованиям христианской религии и эстетики, что стал постоянной одеждой святых в иконописи.
Женщины неимущих классов, хотя и сохраняли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к условиям труда и быта, из дешевых, скромных тканей».
«С принятием христианства замужние женщины стали прятать волосы под головные уборы. Это правило господствовало на протяжении всего периода Средневековья вплоть до Ренессанса».
Популярные в Византии головные уборы – венцы, митры, тиары, различные диадемы, повязки, покрывала, платки, накидки.
Женская причёска, наиболее популярная в этот период, - валик из волос надо лбом, перевитый лентами и жемчужными нитями и закрывавший уши. Однако причёски замужних женщин обычно прятались под головные уборы, мафорий, покрывала, повязки, так как христианская мораль запрещала женщине ходить с непокрытой головой.
Продолжение византийских традиций в костюме и религии четко прослеживается в обычаях древней и средневековой Руси вплоть до реформ Петра I. Русь сохранила и развила византийский костюм, так как явилась прямой и главной наследницей этой сложной и многообразной культуры, соединившей в себе античные и христианские традиции погибшей цивилизации.
Византийские аристократки носили множество разнообразных украшений.
Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, обычно по две нити с каждой стороны лица. Подвески спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин – до середины груди. Очень популярны были диадемы, а также серьги из золота. Они инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями. Византийское оплечье поражало обилием камней и отделки. Очень широко использовался жемчуг.
Несмотря на запреты церкви, аристократки широко использовали косметические и парфюмерные средства. Так, жена императора Юстиниана, бывшая гетера и актриса, уделяла много внимания уходу за лицом и телом, а также делала яркие макияжи.
Виды византийского костюма менялись в течение веков, но общим было одно: по композиции, пропорциям и облику он напоминал христианские базилики. Митра с крестом и мафорий на голове ассоциировались с куполом храма. Футлярообразные объёмные одежды напоминали тело храма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни в одном государстве, за исключением, быть может, Древнего Египта, религия не играла столь существенной роли в образе жизни людей и ходе истории страны, как в Византии. Ни в одной другой стране дела церковные, теологические догматы не пронизывали столь глубоко и всепроникающе жизнь и мысли целого народа.
Византийцы создали уникальную культуру, сплавившую воедино эстетические традиции античности и воззрения христианства. Красота во всех её проявлениях – главная черта этой культуры. Ибо сам Бог есть Абсолютная Красота и Первообраз прекрасных вещей. Материальная, зримая красота – символ, отблеск высокой, божественной красоты, творения Верховного Художника. Созерцая и наслаждаясь красотой, человек приобщался к божественному, устремляясь от земного к небесному. Видимый свет – отражение божественного, а цвет – уплотнённый свет. Поэтому прекрасно всё, что способно отражать и преломлять свет: сверкающие украшения, драгоценные металлы, полированный мрамор, златотканые одежды. Земное было отражением небесного; они не противоречили, но гармонично дополняли друг друга, раскрывая полноту мира. Умение византийцев творить «небо» на земле поражало всех иностранцев. В их числе были и посланцы великого князя Киевского Владимира.
Византийский костюм оказал большое влияние на костюм средневековой Европы и особенно Древней Руси, с которой был развит культурный и торговый обмен. Футлярообразный силуэт, закрытые одежды, соответствовавшие основным идеям христианства, долго бытовали в Европе. Великолепные, художественно отделанные ткани были образцом подражания в изготовлении одежды для знати. Такие виды античной одежды, как туника, далматик, пенула, мантия, претерпев соответствующие изменения в византийском костюме, оказались приспособленными к жизни века. Они отразили принципиально новое отношение к костюму, который должен был скрыть природные формы и пропорции человеческого тела.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев В.С., Трифонова Н.О. История средних веков. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
Блейз А.И., Чалтыкьян Д.А. История в костюмах: от фараона до денди. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 159 с.
Блохина И.В. Всемирная история костюма, моды и стиля. – Минск: Харвест, 2007. – 400 с.: ил.
Буркхард Я. Век Константина Великого / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 367 с.
Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.: ил.
Каплан М. Золото Византии / Пер. с фр. Ю. Розенберг. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 176 с.: ил.
На перекрёстке цивилизаций: Сборник (П. Лемерль. История Византии / Д. Кицикис. Османская империя / Пер. с франц. М.: Издательство «Весь Мир», 2006. – 240 с., карты.
Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. Стили и направления. – М.: Академия, 2004. – 224 с.: ил.
Райс Дэвид Т. Византийцы. Наследники Рима / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 204 с.
Современная энциклопедия Аванта+. Мода и Стиль. Гл. редактор Володин В.А. – М.: Аванта+; 2002. – 480 с.: ил.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – 432 с.: ил.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Жители Византии. Начало VI в. н.э. Женщина в длинной, доходящей до ступней столе, полностью закрывающей фигуру, длинные рукава с прорезью отделаны бахромой. Плащ из плотной ткани, украшенный каймой. Воротник, диадема и пояс украшены драгоценными камнями. Священнослужитель в далматике и верхнем плаще-мантии, отделка капюшона – кайма с христианскими символами.
2. Христос возлагает венец на императора Романа IV и императрицу Евдоксию. XI в. Национальная библиотека, Париж.
3. Византийская ткань с символическими изображениями животных.
4. Принципы кроя и отделки туники. Основным отделочным материалом служила тесьма.
5. Император Юстиниан с архиепископом Максимианом и свитой. Мозаика. 547 г. Церковь Сан-Витале. Равенна. Туники, палудаментум императора, пенула епископа сохраняют древнеримские названия. Однако длина одежд и рукавов, жёсткие, топорщащиеся ткани создают совершенно иной облик, чем в античные времена. На щитах императорской стражи – монограмма Христа.
6. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. 547 г. Церковь Сан-Витале. Равенна.
ПРИЛОЖЕНИЯ



1. Жители Византии. Начало VI в. н.э.


2. Христос возлагает венец на императора Романа IV и императрицу Евдоксию. XI в.

3. Византийская ткань с символическими изображениями животных.


4. Принципы кроя и отделки туники. Основным отделочным материалом служила тесьма.




5. Император Юстиниан с архиепископом Максимианом и свитой. Мозаика. 547 г. Церковь Сан-Витале. Равенна.


6. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. 547 г. Церковь Сан-Витале. Равенна.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – С. 201.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – С. 201 – 202.
Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. – С. 23.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – С. 202.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – С. 202 – 203.
Там же. – С. 203.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – С. 203.
Там же. – С. 203 – 204.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – С. 204.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – С. 204 – 205.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – С. 205 – 206.
Там же. – 206.
Буркхард Я. Век Константина Великого / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – С. 287.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – С. 209.
Средние века / Под ред. В.П. Будановой. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2006. – С. 210.
Райс Дэвид Т. Византийцы. Наследники Рима / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – С. 146 – 147.
Райс Дэвид Т. Византийцы. Наследники Рима / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – С. 147.
Там же. – С. 147.
Там же. – С. 148.
Райс Дэвид Т. Византийцы. Наследники Рима / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – С. 148 – 149.
Там же. – С. 149.
Райс Дэвид Т. Византийцы. Наследники Рима / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – С. 149.
Там же. – С. 150.
Райс Дэвид Т. Византийцы. Наследники Рима / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – С. 150 – 151.
Алексеев В.С., Трифонова Н.О. История средних веков. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 74.
Там же. – С. 74 – 75.
Там же. – С. 75.
Там же. – С. 75.
Алексеев В.С., Трифонова Н.О. История средних веков. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 76.
Там же. – С. 76.
Там же. – С. 76.
Алексеев В.С., Трифонова Н.О. История средних веков. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 76.
Там же. – С. 77 – 78.
Алексеев В.С., Трифонова Н.О. История средних веков. Конспект лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 78.
Современная энциклопедия Аванта+. Мода и Стиль. Гл. редактор Володин В.А. – М.: Аванта+; 2002. – С. 84.
Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. – С. 23.
Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. – С. 24.
Современная энциклопедия Аванта+. Мода и Стиль. Гл. редактор Володин В.А. – М.: Аванта+; 2002. – С. 82.
Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. Стили и направления. – М.: Академия, 2004. – С. 43.
Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. – С. 24.
Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. Стили и направления. – М.: Академия, 2004. – С. 43.
Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. – С. 25.
Блохина И.В. Всемирная история костюма, моды и стиля. – Минск: Харвест, 2007. – С. 40.
Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. – С. 25 – 26.
Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. – С. 26 – 27.
Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. Стили и направления. – М.: Академия, 2004. – С. 44.












33

1. Жители Византии. Начало VI в. н.э. Женщина в длинной, доходящей до ступней столе, полностью закрывающей фигуру, длинные рукава с прорезью отделаны бахромой. Плащ из плотной ткани, украшенный каймой. Воротник, диадема и пояс украшены драгоценными камнями. Священнослужитель в далматике и верхнем плаще-мантии, отделка капюшона – кайма с христианскими символами.
2. Христос возлагает венец на императора Романа IV и императрицу Евдоксию. XI в. Национальная библиотека, Париж.
3. Византийская ткань с символическими изображениями животных.
4. Принципы кроя и отделки туники. Основным отделочным материалом служила тесьма.
5. Император Юстиниан с архиепископом Максимианом и свитой. Мозаика. 547 г. Церковь Сан-Витале. Равенна. Туники, палудаментум императора, пенула епископа сохраняют древнеримские названия. Однако длина одежд и рукавов, жёсткие, топорщащиеся ткани создают совершенно иной облик, чем в античные времена. На щитах императорской стражи – монограмма Христа.
6. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. 547 г. Церковь Сан-Витале. Равенна.

Вопросы и ответы

Каким было пространство Византийской империи?

Византийская империя раскинулась на территории Греции, Балканских и Черноморских стран, Анадолии, Сирии, Палестины и Египта. Отличительной чертой этой империи было то, что ее территория охватывала важные пути торговли и культурного обмена, что сделало ее культурным, политическим и религиозным центром.

Что значило "христианская империя" в контексте Византийской империи?

Византийская империя приняла христианство как государственную религию в IV веке и с тех пор стала неразрывно связана с христианской верой. Церковь играла огромную роль в жизни империи и оказывала сильное влияние на политику и культуру. Византийские императоры были также главами церкви и считались "Христос-еожемыслимыми" правителями, которые должны были воплощать идеалы христианского правления.

Какие виды и формы одежды использовались в Византийском костюме?

В Византии было принято носить различные виды одежды, включая туники, плащи, опоясывающие пояса, плащ-тента, и многое другое. Костюмы могли различаться в зависимости от социального статуса и положения человека в обществе. Текстиль также играл важную роль в оформлении костюма, и использовались различные материалы, такие как шелк, лен, шерсть и золотая нить.

Как отличался мужской и женский Византийский костюм?

Мужской и женский костюмы в Византии имели свои особенности. Мужчины носили туники и плащи, которые могли быть украшены различными вышивками и узорами. Женский костюм включал в себя платья, пелерины и покрывала для головы. Женская одежда также могла быть украшена драгоценными камнями и бисером.

Что такое подлинный пурпур в Византийском костюме?

Подлинный пурпур - это особая окраска материи, которая придавала ей блеск и тени в складках. Обычно это была льняная или шерстяная ткань, которую окрашивали в яркий пурпурный цвет. Этот цвет был символом роскоши и статуса и часто использовался в императорском костюме.

Каким было пространство Византийской империи?

В пространстве Византийской империи находились различные географические регионы, включая Балканский полуостров, Анатолию, Средиземноморье, Египет и другие территории. Империя также включала в себя множество городов и градов, таких как Константинополь, Салоники, Александрия и Антиохия.

Какое значение имело христианство в Византийской империи?

Христианство было государственной религией Византийской империи. Императоры считались Божьими представителями и пропагандировали христианскую веру. Церковь имела сильное влияние на политику и общество, идеалы христианства воплощались в законах и нормах поведения. Церковь также играла важную роль в образовании и культурной жизни империи.

Каковы виды и формы одежды в Византийском костюме?

В Византийском костюме были различные виды и формы одежды. Это включало пеплы, пончо, туники, ризы, плащи, одеяния с открытыми плечами и длинные мантии. Они могли быть украшены различными узорами, вышивкой, кружевами и мозаикой. Текстиль, такой как шелк, лен и шерсть, был широко использован в Византийском костюме.

Как отличался мужской и женский Византийский костюм?

Мужской и женский Византийский костюм имели свои особенности. Мужчины носили туники, плащи, одеяния с открытыми плечами и мантии. Женщины обычно надевали туники, пеплы, плащи и различные виды мантий. Женский костюм часто был более декоративным и украшенным, с использованием вышивки, кружев и драгоценных камней. В обоих случаях использовался роскошный текстиль и разнообразие цветов.

Какие идеалы христианства воплощались в Византийской империи?

Византийская империя воплощала такие идеалы христианства, как единая вера, церковь как духовное и моральное руководство, монархия как Божественное предназначение, соблюдение святости и моральных норм, поклонение святым и иконам, а также стремление к духовному совершенству и спасению души.