федеральный бюджет как основной инструмент реакции государственной политики рф

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Бюджетные системы
  • 46 46 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 01.04.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Содержание
Введение
1Теоретические основы формирования государственных доходов и расходов
1.1Понятие государственных доходов, их состав и структура
Наименование статей
Субвенции
1.2Характеристика источников формирования государственных доходов
1.3Особенности формирования доходов и расходов бюджетов различных уровней
1.4Характеристика государственных расходов
2Анализ формирования доходной и расходной части Федерального бюджета и бюджета Орловской области
2.2 Анализ формирования доходной и расходной базы федерального бюджета за 2002-2005 год
2.2 Структура доходов и расходов бюджета Орловской области в 2006 году
2.3 Оценка эффективности бюджетной политики в области увеличения доходов бюджета Орловской области
3Проблемы и перспективы формирования доходов бюджетов разных уровней в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б

Фрагмент для ознакомления

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составят: в 2008 г. — 2383,1 млрд. руб. (6,8% к ВВП), в 2009 г. и 2010 г. 2351,9 млрд. руб. (5,9% к ВВП) и 2348,3 млрд. руб. (5,2% к ВВП) соответственно.
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на период до 2010 г., внешнеэкономическая деятельность в ближайшие три года будет характеризоваться динамичным развитием импорта и некоторым замедлением экспортной деятельности. При этом снижение объемов экспорта наблюдается не по всем группам товаров. Так, например, по оценкам Минэкономразвития России, физические объемы экспорта топливно-энергетических товаров будет расти в среднесрочной перспективе.
На формирование доходов федерального бюджета кроме макроэкономических факторов существенное влияние будет оказывать изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, с 2008 г. должен быть изменен порядок налогообложения доходов организаций, полученных в виде дивидендов. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации в российской или в иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предлагается установить в виде доли участия организации не менее 50%, при обязательном выполнении условия, согласно которому такая доля в абсолютном выражении будет составлять не менее 500 млн. руб.
С 1 января 2008 г. согласно Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как квартал. В настоящее время согласно ст. 163 НК РФ налоговый период установлен как календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых агентов), у которых ежемесячная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн. руб. — как квартал [8].
Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок по следующим видам подакцизных товаров: алкогольной продукции (включая вина), спирту и спиртосодержащей продукции, пиву, табачным изделиям и легковым автомобилям.
По своей величине основными источниками доходов федерального бюджета являются: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенные пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.
Поступления НДС в федеральный бюджет составят:
в 2008 г. - 2 168,5 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 872,3 млрд. руб.;
в 2009 г. - 2 797,6 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1 006,4 млрд. руб.;
в 2010 г. — 3 221,7 млрд. руб., в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1 149,4 млрд. руб [8].
При планировании поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.
Доходы федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций, планируемые на трехлетний период, должны составить: в 2008 г. — 534,5 млрд. руб., в 2009 г. и 2010 г. 587,6 млрд. руб. и 645,1 млрд. руб. соответственно.
Таким образом, положение бюджета в цело по стране, а также бюджетов субъектов Федерации улучшится по прогнозу на 2008-2010 год.

Совершенствование форм расходных средств в целях реализации государственных приоритетов


Расходы федерального бюджета в 2008 году составят 6570,3 млрд. руб., или 18,8% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП больше, чем в текущем году.
Непроцентные расходы федерального бюджета в 2008 году в реальном выражении увеличатся на 12,4% (несмотря на снижение доходов в реальном выражении на 6,1%) и составят 18,2% ВВП, что на 0,4 процентных пункта ВВП выше, чем в 2007 году (закон). В 2008-2010 годах непроцентные расходы составят в среднем 18,0% ВВП против 16,0% в 2005-2007 годах.
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году предусматривается направить:
в специальный фонд для эффективной работы по реформированию ЖКХ средства в объеме 250 миллиардов рублей;
300 миллиардов рублей на капитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других;
100 миллиардов рублей на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов;
130 миллиардов рублей в управление специально создаваемой Российской корпорации нанотехнологий.
Непроцентные расходы федерального бюджета возрастут в 2008 году на 1075,7 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом (закон). Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.
Расходы на национальную экономику в 2008 году по сравнению с текущим годом возрастут на 221 млрд. рублей, на национальную оборону – 137,6 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 108,3 млрд. рублей, на социальную политику – на 57,4 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются на 44%, на социальную политику – на 27%, на национальную оборону и национальную безопасность – на 17 и 16% соответственно, на культуру, кинематографию и СМИ – на 22%.
В 2008-2010 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. К началу 2011 года планируется соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека. Изменение методологии МРОТ приводит к необходимости, начиная с конца 2007 года, поэтапного перехода на системы оплаты труда, отличные от применяемой сегодня Единой тарифной сетке [9].
В 2008-2010 годах продолжится реализация приоритетного национального проекта «Образование».
В среднесрочной перспективе продолжится реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Целью политики в сфере здравоохранения на 2008-2010 годы будет являться повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета, составят в 2008 году 85,9 млрд. руб., в 2009 году – 91,5 млрд. рублей.
В 2007 году высокотехнологичная медицинская помощь будет оказана 170 тыс. человек, в 2008 году - 195 тыс. человек и в 2009 году – 220 тыс. человек. Расходы на эти цели за 3 года увеличатся в 1,5 раза.
Продолжится реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России".
Расходы федерального бюджета в рамках проекта увеличатся по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза в 2008 году и в 1,4 раза – к 2010 году.
Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры.
Расходы федерального бюджета на дорожное хозяйство по оценке составят в 2008 г. более 249,0 млрд. рублей, а в 2009 г. - более 260 млрд. рублей.
В соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г.)" в 2008-2009 гг. будет построено 9,3 тыс. км. автодорог, проведена реконструкция и ремонт 45,5 тыс. км. автодорог.
Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ составляет: в 2008 году – 671,4 млрд. рублей, в 2009 году - 724,0 млрд. рублей, в 2010 году – 499,1 млрд. рублей.
Предусмотрены средства для повышения устойчивости обеспечения населения и экономики электроэнергией. В 2008-2009 гг. из федерального бюджета в уставные капиталы системообразующих организаций электроэнергетики ("Федеральная сетевая компании Единой энергетической системы", "Федеральная гидрогенерирующая компания", "Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы") будет направлено 30,0 млрд. рублей в 2008 году и 60,0 млрд. рублей в 2009 году.
Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения. В целом на поддержку авиационной сферы в 2008-2010 годах будет направлено 21,3 28,4 и 34,1 млрд. руб. соответственно. На поддержку судостроения в 2008-2010 годах будет направлено 2,1 2,9 и 4,4 млрд. руб. соответственно.
В полном объеме будет финансироваться демографическая программа. Общие расходы на реализацию основных мероприятий по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, составят: 43,9 млрд. рублей - в 2008 году; 47,6 млрд. рублей - в 2009 году; более 90 млрд. рублей - в 2010 году (с учетом расходов на предоставление материнского (семейного) капитала) [9].
Трансферты внебюджетным фондам возрастут с 3,5% ВВП в 2007 году до 4,1% ВВП в 2010 году, расходы на общегосударственные вопросы сократятся с 2,1% до 1,8%, на национальную экономику – с 1,6% до 1,2%.



Заключение


Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.
На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.
Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта [9].
Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально – экономическую роль в стабилизации переходного периода.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.


Список использованной литературы



Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.- 412 с.
Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11. - С. 10.
Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Б. Малинина.- М.: «Эксмо-Пресс».- 2006.- 639 с.
Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник.М.-2003.- с. 325
Доклад всемирного банка об экономике России (июнь 2007)//обществоИЭ.-2007.-№5-6.-с.74-103
Л.А.Васильева. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9.
Алиев А.Б. Финансы. Книга 2. Москва: «Ади-ЛАТ».-2005.- 399 с.
Портнов А. На развалинах- бюджет России [о проблемах российской экономики] /А.Портнов//Молодая гвардия.-2006.-№11/12.-с.198-199
Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сборник/ Росстат.-М.,2006,-806 с.
Расчеты доходов и расходов // под редакцией Морозовой Т.А.-Москва.-Эксмо Пресс.-2004.- 508 с.
Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 426 с.





Приложение А

(справочное)

Распределение доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы в 2005 году

Таблица 3 – Распределение доходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровням бюджетной системы в 2005 году
Федеральный бюджет (млрд.руб.) Консолидированные буджеты субъектов РФ (млрд.руб.) Доходы- всего
из них: 5127,2 2999,9 Налог на прибыль организаций 377,6 955,3 Налог на доходы физических лиц 0,0 707,0 Единый социальный налог 267,5 0,4 Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1025,7 0,1 на товары, ввозимые на территорию РФ 446,5 - Акцизы по продакцизным товарам (продукции): производимым на территории РФ 89,5 146,6 ввозимым на территорию РФ 17,6 - Налоги на совокупный доход - 71,7 Налоги на имущество 0,0 253,1 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 872,3 56,3 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 9,8 33,2 Доходы от внешнеэкономической деятельности 1680,9 - Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 80,3 154,9 Платежи при пользовании природными ресурсами 57,9 15,1 Безвозмездные поступления 86,6 442,3 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 56,2

Приложение Б

(справочное)

Доходы Федерального бюджета Российской Федерации за 2002 год

Таблица 4 – Доходы Федерального бюджета Российской Федерации за 2002 год

сумма Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, % Налоговые доходы, всего 1 726 310 100,0 81,21% Налог на прибыль 207 443 700,0 9,76% Налог на игорный бизнес 1 009 200,0 0,05% Налог на добавленную стоимость 773 508 000,0 36,39% Акцизы 224 815 000,0 10,58% Лицензионные и регистрационные сборы 804 100,0 0,04% Налог на покупку иностранных денежных знаков 1 849 400,0 0,09% Налоги на совокупный доход 5 677 600,0 0,27% Налоги на имущество 920 000,0 0,04% Платежи за использование природными ресурсами 183 715 700,0 8,64% Таможенные пошлины 324 108 900,0 15,25% Прочие налоги, пошлины и сборы 2 458 500,0 0,12% Неналоговые доходы, всего 104 284 200,0 4,91% Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций 50 472 500,0 2,37% Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства 2 779 400,0 0,13% Перечисление прибыли Банка России 4 000 000,0 0,19% Платежи от государственных организаций 13 972 400,0 0,66% Плата за пользование водными биологическими ресурсами 7 000 000,0 0,33% Доходы от использования лесного фонда 1 950 000,0 0,09% Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций 4 822 300,0 0,23% Доходы от продажи земли и нематериальных активов 290 000,0 0,01% Административные платежи и сборы 804 100,0 0,04% Доходы от внешнеэкономической деятельности 47 911 900,0 2,25% Прочие неналоговые доходы 3 114 300,0 0,15% Доходы целевых бюджетных фондов, всего 13 893 900,0 0,65% Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет 281 230 000,0 13,23% Всего доходов 2 125 718 200,0 100%












2



Доходы Регионального бюджета

Доходы
Внебюджетных
фондов


Доходы
Населения

Доходы экономики

Доходы
Федерального
бюджета

Список использованной литературы



1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.- 412 с.
2.Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11. - С. 10.
3.Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.- 601 с.
4.Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник.М.-2003.- с. 325
5.Доклад всемирного банка об экономике России (июнь 2007)//обществоИЭ.-2007.-№5-6.-с.74-103
6.Л.А.Васильева. Доходы Федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9-с.8-9.
7.Носков А.И. Государственный бюджет. М.: Прогресс, 1998. -121 с.
8.Орловская область 2000-2006/ Территориальный орган государственной статистики по Орловской области.-Орел,2007.-421 с.
9.Портнов А. На развалинах- бюджет России [о проблемах российской экономики] /А.Портнов//Молодая гвардия.-2006.-№11/12.-с.198-199
10.Российский статистический ежегодник. 2006: стат. сборник/ Росстат.-М.,2006,-806 с.
11.Расчеты доходов и расходов // под редакцией Морозовой Т.А.-Москва.-Эксмо Пресс.-2004.- 508 с.
12.Фамичев Д.И. Государственный бюджет. М.: Финансы и статистика, 1998. 218 с.
13.Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2000.-515 с.
14.Финансы /Под ред. И.И. Ясневой. М.: ЮНИТИ, 1999.- 385 с.
15.Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 426 с.
16.Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.- 380 с.



Вопросы и ответы

Какие источники формирования государственных доходов?

Источниками формирования государственных доходов являются: налоги, неналоговые доходы, непредставляющие собой доходы, но увеличивающие средства государства, внешний долг, утилизационные платежи и т.д.

Какие особенности формирования доходов и расходов бюджетов различных уровней?

Формирование доходов и расходов бюджетов различных уровней имеет свои особенности. Например, федеральный бюджет формируется на основе налоговых доходов, в то время как местные бюджеты получают доходы в основном от местных налогов и субвенций из федерального бюджета.

Какие статьи составляют государственные доходы?

Государственные доходы включают такие статьи, как налоги на прибыль, НДС, акцизы, налоги на имущество, налоги на доходы физических лиц и многие другие. Также государственные доходы могут включать неналоговые доходы, например, выручку от продажи государственного имущества.

Что такое субвенции в составе государственных доходов?

Субвенции - это денежные средства, которые передаются из федерального бюджета местным бюджетам для финансирования определенных программ и мероприятий. Субвенции являются одной из важнейших статей государственных доходов, так как они помогают реализовывать социальные и экономические программы на местном уровне.

Какие статьи составляют государственные расходы?

Государственные расходы включают такие статьи, как социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), затраты на образование и здравоохранение, оборонные расходы, расходы на инфраструктуру, научные исследования и многое другое. Государственные расходы отражают приоритеты и задачи государственной политики и являются важным инструментом реализации государственных функций.

Какие статьи входят в состав государственных доходов РФ?

В состав государственных доходов РФ входят такие статьи как налоги, сборы, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от использования государственного имущества и другие.

Какова особенность формирования доходов и расходов бюджетов различных уровней?

Одной из особенностей формирования доходов и расходов бюджетов различных уровней является то, что уровни бюджетов имеют разный источник доходов. Например, федеральный бюджет получает доходы от налогового сбора на всей территории РФ, в то время как региональные бюджеты получают доходы от налогового сбора только на своей территории.

Каким образом формируются государственные расходы в бюджете РФ?

Государственные расходы в бюджете РФ формируются путем утверждения бюджетных программ и целевых программ. Они включаются в расходную часть бюджета и предусматривают расходы на различные сферы деятельности государства, такие как образование, здравоохранение, оборона, социальная помощь и другие.

Какие источники являются основными для формирования государственных доходов РФ?

Основными источниками для формирования государственных доходов РФ являются налоговые и неналоговые доходы. Налоговые доходы включают налоги на прибыль, налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество и другие. Неналоговые доходы включают доходы от использования государственного имущества, от внешнеэкономической деятельности и другие.

Каким образом формируется бюджет ООН?

Бюджет ООН формируется путем взносов государств-членов. Каждое государство-член ООН вносит определенную сумму в зависимости от своей экономической силы и вклада в международную деятельность. Эти взносы составляют основную часть доходов бюджета ООН.