Этнос

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 22 22 страницы
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 26.11.2007
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Этнос. Его свойства и особенности
1.1. Человек в биосфере
1.2. Мозаичная антропосфера
1.3. Этнос - не общество
1.4. Этнос – не раса
1.5. Этнос – не популяция
1.6. Субэтносы
1.7. Энергия живого вещества
2. Пассионарность
2.1. Необоримая сила
2.2. Степени пассионарности
2.3. Заразительность пассионарности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Для удобства отсчета обозначим импульсы «жизнеутверждающие» знаком плюс, а импульсы «жертвенные» - знаком плюс. Тогда эти параметры можно развернуть в плоскостную проекцию, похожую на привычную систему Декартовых координат.
Вообще надо отметить, что только в общественной форме движения материи есть смысл противопоставлять прогресс застою и регрессу. Поиски осмысленной цели в дискретных процессах природы – неуместная телеология.
Остановимся подробнее на терминах. Положительным импульсом сознания будет только безудержный эгоизм, требующий для осуществления себя как цели рассудка и воли. Под рассудком понимается способность выбора реакции при условиях, допускающих это, а под волей – способность производить поступки согласно сделанному выбору. Следовательно, из этого разряда исключаются все тактильные и рефлекторные действия особей, равно как и поступки, совершенные по принуждению других людей или достаточно весомых обстоятельств. Но ведь внутренне давление – императив либо инстинкта, либо пассионарности – также детерминирует поведение. Значит, и его надо исключить наряду с давлением этнического поля и традиций. Для «свободных» или «эгоистичных» импульсов остается набольшая, но строго очерченная область, та, где человек несет за свои поступки моральную и юридическую ответственность.

Рис. 1. Психологическая классификация на уровне организмов
«Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. Она всем хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, но также никогда не выделялась в единый разряд. У всех людей имеется искреннее влечение к истине, к красоте, к справедливости. Это влечение сильно варьирует в силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность. В сфере сознания оно является как бы аналогом пассинарности и, следовательно, имеет тот же знак. Назовем его аттрактивностью (от латинского «attractio» - влечение).
Поэтому мы можем положить выделенные нами разряды импульсов на оси координат: подсознание – на абсциссу, сознание – на ординату (см. рис. 1). Тогда мы получим психологическую классификацию, пригодную для решения нашей задачи.
При равенстве величин возникает идеально гармоничная личность. Но есть еще и субпассионарии, у которых пассионарность меньше, чем импульс инстинкта. Для иллюстрации можно привести литературных героев А. П. Чехова. Все чеховские персонажи, или почти все, имеют кое-какие пассионарные замыслы. И такие герои мечтают выиграть, например, у соседа партию в шахматы, это удовлетворяет их тщеславие.
Наличие субпассионариев для этноса так же важно, как и наличие пассионариев, потому что они составляют известную часть этнической системы. Если их становится очень много, то они начинают тормозить своих духовных и политических вождей. С такими людьми совершенно невозможно предпринять какую-нибудь крупную акцию.
Реальное поведение особи, которое мы имеем возможность наблюдать, складывается из двух постоянных положительных величин (инстинктивность и «разумный эгоизм») и двух переменных отрицательных (пассионарность и аттрактивность). Следовательно, только последние определяют наблюдаемое в действительности разнообразие поведенческих категорий.
2.3. Заразительность пассионарности
Кроме того, пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно. Она заразительна. В подтверждение этому исторические сражения, яркие победы в которых заставляют восхищаться отвагой, мужеством воинов, грамотностью полководцев (Кутузов, Суворов, Наполеон). Когда участники сражений плотным маршем поражали противников, несмотря на неравность сил, будь то по оружию или численности.
Так с чем же связана индукция пассионарности? Очевидно, с каким-то настроем, который является связующим этнос началом. Что это за настрой?
Здесь необходимо вспомнить то, о чем говорилось ранее. Каждый живой организм обладает энергетическим полем, теперь можно сопоставить его с описанием особенностей этноса и, следовательно, назвать этническим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества.
Таким образом, если принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и применить ее к проблеме этноса, то этнос можно представить себе в качестве системы колебаний определенного этнического поля. А если это так, тогда мы можем сказать, в чем же различие этносов между собой. Очевидно, в частоте колебаний поля, т. е. в особом характере ритмов разных этнических групп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы попадают в унисон или строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мы чувствуем, что это чужой, не свой человек.
Эта гипотеза на современном уровне наших знаний удовлетворительно объясняет все наблюдаемые этнические коллизии. Основная задача – описание феномена, а интерпретация его причин может в будущем варьировать, что не будет влиять на полученные результаты.
Заключение
Когда Наука была в зачатке, люди представляли мир как собрание недвижимых предметов: звезд, гор, морей, а если им приходилось наблюдать движение – смену дни и ночи, произрастание трав или старение своих близких, то они считали эти формы движения цикличными. Осуждать их за это было бы не справедливо.
Однако уже Гесиод уловил линейное течение мирообразования: эпоха Урана – пространство без времени и энергии; эпоха Хроноса – добавление времени с броуновским движением чудовищ; эпоха Зевса – добавка энергий (молний). Это было примитивное учение об эволюции, прогрессе и линейном времени. В наше время оно сохранилось в геологии – учение о смене эр: палеозоя, мезозоя, кайнозоя.
Великий Гераклит сформулировал учение о вечной изменчивости: «Все течет, все изменяется, никто не может дважды войти в один и тот же поток, и к смертной сущности никто не прикоснется дважды!», а Зенон доказал, что движения нет ибо Ахилл не может догнать черепаху. Оба умозрительные заключения делают науку бессмысленной; гераклитовское потому что описывать исчезающие и неповторимые феномены невозможно, а зеноновское – потому что без движения нельзя приблизиться для обследования их.
Как ни странно, все эти философские подходы к Науке дожили до XX в., изменив формы, но не на столько, чтобы их нельзя было распознать.
Философские построения оказались неверными. Конечно, река и смертное тело изменяются, но в пределах законного допуска; следовательно, повторное «прикосновение» к ним возможно. Апорию Зенона, утверждавшую, что движение – лишь наше восприятие, поскольку оно не мыслимо, опровергло появление дифференциального исчисления: оказалось, что движение, которое действительно основа мироздания, не только наблюдаемо, но и мыслимо, причем непротиворечиво.
Стабильными явлениями можно назвать те явления и предметы, которые изменяются медленно, но и тут нужно учитывать, что характер изменений определяется не столько видимостью такового, сколько диалектическими законами: переходом количества в качество, единством и борьбой противоположностей и отрицанием отрицания. Эти законы подсказывают ученым необходимость учитывать третий вид движения – колебательное, которое, как мы увидим, лежит в основе многих явлений, в том числе этногенеза.
Факт этнического изменения внутри системы определяется либо накоплением, либо растратой энергии живого вещества биосферы (биохимической), а устойчивость неоднородной системы – законом единства и борьбы противоположностей. Дискретность этногенезов и этнической истории, или, что то же, существование «начал» и «концов», согласно которому рождение и смерть любой системы неразрывно связаны друг с другом.
Список литературы
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. СПб.:СЗКЭО, ООО Издательский Дом «Кристалл», 2003.
Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 1994.
Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.
Attractio

Instinctus

Passio

Ratio+Voluntas

Список литературы
1.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
2.Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
3.Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.
4.Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. СПб.:СЗКЭО, ООО Издательский Дом «Кристалл», 2003.
5.Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 1994.
6.Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

Вопросы и ответы

Какие свойства и особенности характеризуют этнос?

Этнос имеет свои уникальные свойства и особенности, которые включают в себя единство языка, культуры, обычаев, религии, менталитета и исторических корней. Он также имеет свою организацию и политическую систему, которые управляют этнической группой.

Что означает понятие "мозаичная антропосфера"?

Мозаичная антропосфера - это концепция, которая описывает многообразие культур и этнических групп в мире. Это представление о том, что человеческое общество состоит из различных этносов, которые существуют взаимозависимо и взаимодействуют друг с другом.

Как этнос отличается от общества?

Этнос и общество - разные понятия. Этнос описывает группу людей, объединенных общими культурными и историческими характеристиками, в то время как общество - это более широкое понятие, которое включает в себя всех людей, проживающих в определенной территории и подчиняющихся определенным правилам и нормам.

В чем разница между этносом и расой?

Этнос и раса - это разные понятия. Этнос определяется культурными и историческими характеристиками группы людей, в то время как раса - это биологическая характеристика, связанная с наследственными особенностями, такими как цвет кожи, форма черепа и т. д. Этническая принадлежность не должна путаться с расой.

Что означает понятие "пассионарность"?

Пассионарность - это необоримая сила, движущая этносом и его членами к достижению определенных целей и идеалов. Она проявляется в энергии и страсти, с которой люди стремятся к созданию и изменению, к высшей цели своей жизни.

Что такое этнос?

Этнос - это группа людей, объединенных общностью культуры, языка, истории и других факторов. Этнос состоит из людей, имеющих сходные характеристики и свойства.

Чем этнос отличается от общества?

Этнос - это более узкое понятие, чем общество. Общество включает в себя всех людей, населяющих определенную территорию, в то время как этнос - это группа людей с общими культурными и историческими чертами.

Какие свойства и особенности присущи этносу?

Этнос имеет свою уникальную культуру, язык, традиции, обычаи и верования. Он также характеризуется собственной историей и территорией, на которой люди этноса проживают и развиваются.

Что такое пассионарность и как она связана с этносом?

Пассионарность - это необоримая сила, присущая этносу, которая способствует его развитию и сохранению. Она проявляется в стремлении людей к самовыражению, улучшению условий жизни и укреплению своей культуры.

Какое значение имеет мозаичная антропосфера для этноса?

Мозаичная антропосфера - это совокупность географических и социокультурных элементов, которые влияют на формирование и развитие этноса. Она включает в себя природные условия, исторические события, социальные отношения и другие факторы, которые влияют на самобытность этноса.

Что такое этнос?

Этнос - это общность людей, объединенных общей культурой, языком, историей, территорией и другими свойствами.

Какое место занимает человек в биосфере?

Человек является неотъемлемой частью биосферы и влияет на нее своей деятельностью и воздействием на окружающую среду.