Проблемы будущего в науке.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 13 13 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 02.07.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Проблемы будущего в науке

Содержание

1. Понятие науки и научное познание
2. Особенности современного этапа науки
3. Наука и будущее
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Долгое время в развитии науки преобладала эволюционная модель, основанная на накоплении знаний, но в середине XIX в. в науке начинают формироваться новые теории, принципиально отличающиеся от предшествующих. Т. Кун пересмотрел понятие сущности науки и предложил рассматривать науку не как простое приращение знаний, а как комплекс знаний, соответствующей эпохи. Т. Кун ввел понятие «парадигмы» как основополагающей идеи, на которой базируются все основные научные концепции. Переход от одной парадигмы к другой идет через революцию, т. е. научная революция – это смена парадигмы.
Революция в науке – явление многогранное, но в каждой научной революции можно выделить три основные черты:
Существование необходимости теоретического обобщения нового эмпирического материала;
Наличие коренной ломки традиционных господствующих представлений о природе;
Возникновение в науке кризисных ситуаций.
В историческом развитии научного познания можно выделить несколько типов научных революций:
Частная (микрореволюция) – затрагивает одну отрасль знания;
Комплексная – революция, затрагивающая ряд областей знаний;
Глобальная – это революция, изменяющая основания науки.
В настоящее время идет поиск путей выхода из научного кризиса, намечаются черты будущего постмодернистского мировоззрения и постнеклассической науки.
По мнению большинства ученых, будущая постнеклассическая наука будет обладать следующими чертами:
Признавать равноправие таких сфер человеческой деятельности, как религия, философия, искусство. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности в качестве ведущей. Постнеклассическая наука должна быть гармонично вписана в систему человеческой культуры и мировоззрения.
Иметь тенденцию к гуманизации, т. е. включить в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании.
Познание в постнеклассической науке должно иметь диалогический характер.
Должна основываться на идее глобального эволюционизма –всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают структуры от физических полей, до биосферы и более крупных систем.
Иметь комплексный характер на основе стирания граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификации междисциплинарных исследований.
Должна опираться на новые достижения в сфере хранения и получения знаний.
Выступать как предпосылка производства и воспроизводства человека как субъекта исторического процесса, как личности и как индивидуальности.
Сегодня следует признать, что в науке действует немало внутренних и внешних ограничений, многие из которых неизбежны и, более того, существенны для ее развития.
Например, считается само собой разумеющимся, что:
количественные результаты, там, где их можно получить, предпочтительнее качественных;
важные эксперименты требуют повторения;
следует искать связи теории с практикой и т. д.
Существует немало и внешних ограничений, которые принимаются учеными как нечто вполне естественное, – например, те ограничения, которые связаны с экспериментированием на людях. Все это показывает, что само существование и развитие науки сегодня попросту невозможно без тех или иных форм и норм регулирования исследований и вообще научной деятельности.






Список литературы

Аруцев А.А., Ермолаев Б.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.; 1999.
Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.; 2007.
Концепции современного естествознания. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 2006.
Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Уфа: БГУ, 2003.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.
Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Стародубцев В. А. Концепции современного естествознания. – Томск; 2002.



Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 (с.89)

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004 (с. 8).

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004 (с. 21-25).

Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.; 2007 (с. 509).

Стародубцев В. А. Концепции современного естествознания. – Томск; 2002 (с. 167).
Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Уфа: БГУ, 2003 (с. 74-75).
Аруцев А.А., Ермолаев Б.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.; 1999 (с. 90).
Концепции современного естествознания. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 2006 (с. 118).
Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Уфа: БГУ, 2003 (с. 142).












7

Список литературы

1.Аруцев А.А., Ермолаев Б.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.; 1999.
2.Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.; 2007.
3.Концепции современного естествознания. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Юнити, 2006.
4.Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – Уфа: БГУ, 2003.
5.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.
6.Савченко В. Н., Смагин В. П. Начала современного естествознания. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
7.Стародубцев В. А. Концепции современного естествознания. – Томск; 2002.



Вопросы и ответы

Что такое наука?

Наука - это система знаний, полученных и организованных на основе определенных методов и принципов.

Какие новые теории появились в науке в середине XIX века?

В середине XIX века в науке начали формироваться новые теории, которые отличались от предшествующих. Примеры таких теорий могут быть: теория эволюции Дарвина, классическая физика Ньютона, теория относительности Эйнштейна и др.

Что предложил Т. Кун в отношении понятия науки?

Т. Кун предложил пересмотреть понятие науки и рассматривать ее не только как простое приращение знаний, а как комплекс знаний, основанных на определенных методах и принципах.

Какие особенности современного этапа науки можно выделить?

На современном этапе развития науки можно выделить такие особенности, как быстрый темп развития технологий, увеличение междисциплинарных исследований, использование больших объемов данных и высокопроизводительных вычислений, активное взаимодействие научных сообществ и наличие перспективных направлений исследований.

Как связана наука с будущим?

Наука имеет прямую связь с будущим, так как ее результаты и открытия могут повлиять на развитие технологий, медицины, экономики, окружающей среды и других сфер жизни. Поэтому развитие науки играет важную роль в формировании и предсказании будущего.

Что такое наука и какой процесс она представляет?

Наука - это систематическое и организованное исследование, основанное на использовании методов и принципов, направленных на получение новых знаний и понимание закономерностей окружающего мира. Процесс научного познания включает в себя формулирование гипотез, проведение экспериментов, сбор и анализ данных, а также выводы и обобщения.

Какие особенности современного этапа науки можно выделить?

Современный этап науки отличается от предыдущих тем, что исследования становятся все более специализированными и разнообразными, появляются новые области научного знания. Также в современной науке большое внимание уделяется междисциплинарным исследованиям, которые объединяют знания и методы разных научных дисциплин. Большую роль в современной науке играют также современные информационные технологии, которые облегчают доступ к научной информации и позволяют проводить более сложные вычисления и моделирования.

Как важно научное познание для будущего?

Научное познание играет огромную роль для будущего общества. Оно позволяет нам лучше понимать окружающий мир, разрабатывать новые технологии, решать глобальные проблемы, такие как изменение климата или распространение болезней. Без научного познания невозможно было бы достичь многих прогрессивных изменений в нашей жизни. Кроме того, научное познание способствует развитию критического мышления, умению анализировать информацию и принимать обоснованные решения.

Какие проблемы возникают в науке будущего?

В науке будущего возникают различные проблемы, связанные с быстротой развития научных технологий и появлением новых сложных вопросов и вызовов. Одна из таких проблем - это быстрое накопление научной информации и необходимость ее систематизации и сортировки. Также возникают этические вопросы, связанные с использованием новых технологий и их потенциальными последствиями. Кроме того, важно обеспечить доступность научной информации и сотрудничество между учеными разных стран и дисциплин.