Социальный работник и социальный педагог: сходства и различия.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 37 37 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 15.05.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
4.1 Методика оценки общительности
4.2. Тест-опросник уровня субъективного контроля
4.3 Обсуждение результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


Фрагмент для ознакомления

Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений.
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
З. Шкала интернальности в области неудач.
Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях.
Высокие показатели здесь, означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий показатель, указывает на то, что он считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений.
Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий показатель, указывает на то, что он склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению – невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений.
Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения, и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
Высокие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем, считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
4.3 Обсуждение результатов
В исследование участвовали 22 респондента в возрасте 23-57 лет, женщины, с различным стажем работы. Из них 10 социальных работников и 12 социальных педагогов. Среди опрошенных нет лиц, имеющих стаж менее 3 лет, следовательно, можно предположить у данной категории обследуемых лиц сформированности всех профессионально-важных качеств.
Данные результатов по тесту оценки общительности
Таблица № 1
Данные уровня общительности социальных работников

Из представленной таблицы видно, что в долях повышенный уровень общительности превалирует над нормальным, что является свойственным для профессионально-важных качеств социальных работников.
Таблица № 2
Данные уровня общительности социальных педагогов

На таблице № 2 представлена диаграмма уровня общительности социальных работников, из которой следует, что у социальных педагогов нормальный уровень превышает повышенный.
Данные результатов по тесту УСК
Таблица № 3
Таблица статистических значений по тесту УСК социальных работников

Психологический признак Среднее
Значение нормы Среднее
значение Стандартно отклонение Уровень надежности Общая интернальность 6,2 5,2 1,686548 1,206484 интернальность в области достижений 8,4 5,9 1,523884 1,090121 интернальность в области неудач 3,6 4,9 2,378141 1,70122 интернальность в семейных отношениях 11,8 5,7 2,110819 2,1108199 интернальность в области производственных отношений 2,4 5,2 2,043961 1,462162 интеральность в области межличностных отношений 4,4 6,1 1,911951 1,367727 интернальность в области здоровья и болезни 3,5 3,5 1,873796 1,340433
Оценки данных результатов представляются по шкалам:
Оценка шкала общей интернальности (Ио). Данные среднего значения снижены, что соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
Из шкалы интернальности в области достижений (Ид) видно резкое снижение показателя. Данные значения говорят о тенденции того, что социальные работники приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач (Ин). Данные среднего значения незначительно снижены, что позволяет судить о том, что испытуемые склонны приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Данные этого показателя резко завышены, что соответствуют осознанию социальных работников себя ответственными за события, происходящие в их семейной жизни.
Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Данные среднего значения резко снижены, что соответствует осознанию респондентами своих действий не столь важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении.
Шкала интернальности в межличностных отношениях. Данные значений незначительно снижены, что говорит о том, что среди социальных работников преобладают следующие мнения, они не считают себя способными активно формировать свой круг общения, и склонны считать свои отношения результатом действия своих партнеров.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Данные этого показателя находятся в пределах нормы и соответствуют тому, что социальные работники считают себя во многом ответственными за свое здоровье.
Таблица № 4
Таблица статистических значений по тесту УСК социальных педагогов

Психологический признак Среднее
Значение нормы Среднее
значение Стандартно отклонение Уровень надежности Общая интернальность 6,2 5,92 1,240112 0,78793 интернальность в области достижений 8,4 6,83 1,193416 0,758261 интернальность в области неудач 3,6 6,42 1,928652 1,225407 интернальность в семейных отношениях 11,8 6,17 1,337116 0,849563 интернальность в области производственных отношений 2,4 5,08 1,311372 0,833206 интеральность в области межличностных отношений 4,4 6,58 1,240112 0,78793 интернальность в области здоровья и болезни 3,5 5,91 1,621354 1,030159

Оценки данных результатов представляются по шкалам:
Оценка шкала общей интернальности (Ио). Данные среднего значения снижены, что соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
Из шкалы интернальности в области достижений (Ид) видно резкое снижение показателя. Данные значения говорят о тенденции того, что социальные работники приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач (Ин). Данные среднего значения выше нормы, что позволяет судить о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях.
Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Данные этого показателя снижены и указывают на то, что социальные педагоги считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семьях.
Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Данные среднего показателя имеют высокие значения. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.
Шкала интернальности в межличностных отношениях. Данные значений выше нормальных значений. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Данные этого показателя выше нормальных показателей. Высокие показатели, свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.
Сравнение средних показателей по тесту УСК
Таблица № 5

Из данной таблицы, видны следующие различия:
У социальных работников значения по шкалам общей интернальности, интернальности в области неудач, интернальности в области производственных отношений и области здоровья и болезни ниже, чем у социальных педагогов.
Вывод: в результате проведенного исследования получены данные, позволяющие судить о различиях в деятельности социального работника и социального педагога.
Заключение
В заключении следует обобщить полученные данные.
При исследовании уровня общительности было выявлено, что у социальных работников преобладает повышенный уровень общения, в то время как у социальных педагогов нормальный. Это объясняется различиями в профессиональной деятельности. Педагогическая техника – это выработанные навыки. Это значит – умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как развиваются речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к поступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоанализа, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.
Социальному педагогу необходимо в своей работе обращать внимание на культуру и технику речи. По С.И.Ожегову, культура речи – это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа создает развитие мысли. Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться и это меняет отношение социального педагога своего профессионального отношения к общению.
Различия, полученные по тесту УСК, говорят о следующих выводах:
1) Социальные педагоги считают не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в их семьях, в отличии от социальных работников, которые отдают отчет, о том, что профессиональные издержки накладывают отпечаток на семейные отношения.
2) Высокий показатель, полученный у социальных педагогов, свидетельствует о том, они считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д., в отличие от социальных работников, которые считают свои действия не столь важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе и в своем продвижении.
3) Высокий показатель социальных педагогов, свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Социальные работники не считают для себя возможным контролировать данные отношения.
4) Высокие показатели, свидетельствуют о том, что социальные педагоги считают себя во многом ответственными за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Социальные работники реально контролируют ситуацию и адекватно реагируют на проявления своего нездоровья.
Вывод: в результате проведенного исследования можно утверждать о наличии принципиальных различий в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника, а также наличии различий в их психологических составляющих как профессиональной, так личностной сферы.
Список литературных источников
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.В. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2004. – 528 с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 2004. – 246 с.
Винокуров Л.В., Скрипка И.И. Организационная психология. СПб.: Питер, 2004. – 511 с.
Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессий. Психология здоровья. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2000. – 312 с.
Водопьянова Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления Психология здоровья. Под ред. Г. С Никифорова. СПб.: Питер, 2003. – 356 с.
Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. – 246 с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
Гринберг Д. Управление стрессом. СПБ.: Питер, 2002. – 496 с.
Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Питер, 2004. – 612 с.
Демина Л. Д., Рамникова И. А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2000. – 236 с.
Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
Золотарева Т.Ф., Минингалиева М.Р. Основы психологической самопомощи социального работника. М.: ПЕР СЭ, 2001. – 198 с.
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., ЭКСМО-Пресс, 2004 – 336 с.
Мучински П. Психология. Профессия. Карьера. СПБ.: Питер, 2004. – 539 с.
Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 418 с.
Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М.: МПСИ, 2004. – 156 с.
Основы социальной работы. Под редакцией Паленок П.Д. М.: ИНФА-М, 2004. – 456 с.
Психология профессионального здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю. МН.: Харвест, 2004. – 800 с.
Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Под редакцией Козлова А.А. М.: Логос, 2004. – 368 с.
Психология труда и организационная психология. Под ред. Е. А. Климова, И. В. Екевичевой, О. Г. Носковой. М.: РПО, 1997.
Практикум по дифференциальной диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 768 с.
Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2006. – 479 с.
Экспериментальная психология. Пол редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
Основы социальной работы. Под редакцией Паленок П.Д. М.: ИНФА-М, 2004 с 10 – 12.
Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. – 211 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 11 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 16 с.
Василькова Ю.В., Васильков Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2004. – 66 с.
Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. – 208 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 15 с.
Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. – 209 с.
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2002. – 13 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2004. – 56 с.
Практикум по дифференциальной диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 584 с.
Василькова Ю.В., Васильков Т.А. Социальная педагогика. М.: Академия, 2004. – 65 с.












2

1.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.
2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.В. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2004. – 528 с.
3.Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 2004. – 246 с.
4.Винокуров Л.В., Скрипка И.И. Организационная психология. СПб.: Питер, 2004. – 511 с.
5.Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессий. Психология здоровья. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2000. – 312 с.
6.Водопьянова Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления Психология здоровья. Под ред. Г. С Никифорова. СПб.: Питер, 2003. – 356 с.
7.Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. – 246 с.
8.Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
9.Гринберг Д. Управление стрессом. СПБ.: Питер, 2002. – 496 с.
10.Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: Питер, 2004. – 612 с.
11.Демина Л. Д., Рамникова И. А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2000. – 236 с.
12.Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
13.Золотарева Т.Ф., Минингалиева М.Р. Основы психологической самопомощи социального работника. М.: ПЕР СЭ, 2001. – 198 с.
14.Маркова А. К. Психология профессионализма. М., ЭКСМО-Пресс, 2004 – 336 с.
15.Мучински П. Психология. Профессия. Карьера. СПБ.: Питер, 2004. – 539 с.
16.Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 418 с.
17.Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М.: МПСИ, 2004. – 156 с.
18.Основы социальной работы. Под редакцией Паленок П.Д. М.: ИНФА-М, 2004. – 456 с.
19.Психология профессионального здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
20.Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю. МН.: Харвест, 2004. – 800 с.
21.Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Под редакцией Козлова А.А. М.: Логос, 2004. – 368 с.
22.Психология труда и организационная психология. Под ред. Е. А. Климова, И. В. Екевичевой, О. Г. Носковой. М.: РПО, 1997.
23.Практикум по дифференциальной диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 768 с.
24.Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2006. – 479 с.
25.Экспериментальная психология. Пол редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

Опубликовано

Введение

Актуальность и важность круга вопросов, связанных с развитием социально-педагогических отношений определяется тем, что профессии "социальная помощь" и "социальная педагогика" для России относительно молоды. Появление этих специальностей во многом было обусловлено изменениями, которые произошли во всех сферах жизнедеятельности россиян в начале девяностых годов. В данный момент, реальность продиктовала необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищенными слоями населения. В то же время, распад государственной идеологии воспитания повлек за собой появление большого количества детей, оставшихся вне воспитательного воздействия. Среди наук о человеке, вероятно, наиболее активное и результативное взаимодействие социальной работы и социальной педагогикой.

На протяжении всего времени существования этих профессий ведутся споры о том, является ли было выделять социальную педагогику в вид деятельности, отделяя этим ее от социальной помощи. Если это действительно самостоятельная наука, как она дополняет или противоречит практике социальной.

Взаимосвязь социальной педагогики и социальной оправданным: оба этих видов деятельности, культурно и исторически связаны между собой, что подтверждает, что с теоретической и практической точек зрения.

Теоретико-методологические основы социальной работы по этой теме были рассмотрены Л. Гусляковой, П. Д. Павленком, Л. В. Топчим, Е. И. Холостовой.

Предмет исследования - теоретические и практические основы социальной педагогики и социальной.

Предмет исследования - взаимосвязь социальной педагогики и социальной.

Цель исследования-определить взаимосвязь социальной и социальной педагогики, проанализировать проблемы их взаимодействия.

Задачи исследования:

- изучить особенности социальной работы и социальной педагогики как научная дисциплина;

- раскрыть специфику профессий социальный работник и социальный педагог;

- проанализировать и выявить связь, сходство и различия социального работника и социального педагога;

Теоретическая и методологическая база.

Теоретической основой исследования являются статьи, публикации, социологические исследования, монографии, статистические данные. В основе методологической вступил как общенаучные (индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, синтез, типологизация и сравнение), так и частнонаучные (исторический, сравнительно-правовой, системный).