Речь в межличностном общении

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 11 11 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 02.07.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Особенности речи в межличностном общении
Структура речевой коммуникации
Фатическое и информативное речевое поведение
Разновидности речи и речевые жанры
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Разговор и беседа часто употребляются как синонимы. Разговор, беседа, обсуждение предполагают наличие двух или нескольких участников, которые в непринужденной обстановке высказывают свои мнения, соображения по тому или иному поводу. Разговор может вестись на разных уровнях от формальном до глубоко интимного. Гадамер в эссе «Неспособность к разговору» пишет: «Разговор способен преображать человека. Разговор, если он удался, оставляет что-то нам, он оставляет что-то в нас, и это «что-то» изменяет нас. Так что разговор – в непосредственной близости к дружбе. Только в разговоре друзья могут найти друг друга – хорошо еще если и удастся посмеяться вместе, когда взаимосогласие устанавливается уже без всяких слов; тогда и возникает та общность, в которой каждый остается для другого одним и тем же, ибо каждый обретает себя в другом, изменяя себя по образу другого». Такой разговор выполняет особые функции в герменевтически обоснованных межличностных отношениях: мировоззренческую (онтологическую); ценностную (аксиологическую); образовательно-воспитательную (гносеологическую); консолидирующую (социальную).
Спор – столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны. Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Спор - важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в достаточной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные. Используемые в споре аргументы могут быть корректными и некорректными. В корректных может присутствовать элемент хитрости, но в них нет прямого обмана. Вторые ничем не ограничены и простираются от умышленно неясного изложения и намеренного запутывания до угрозы наказанием и самого применения грубой физической силы. Целью спора может быть обнаружение истины или достижение победы. Задачей спора может стать убеждение оппонента. При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден, либо в чем он должен быть убежден по долгу службы или в силу каких-либо обстоятельств. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает. Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Причем полемисты добиваются ее по разным мотивам: одни считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы, другим победа нужна для самоутверждения, третьи просто любят побеждать.
Заключение
Речь в межличностном общении – это устная разговорная речь, для которой характерны персональность адресации, спонтанность и непринужденность, ситуативность речевого поведения и эмоциональность. Компонентами речевого акта являются: отправитель (адресант), получатель (адресат), канал связи, сообщение, код, контекст (ситуация).
Выделяют два основных вида речевого поведения говорящих и слушающих: фатическое речевое поведение (общение) и информативное речевое поведение (сообщение).
Задача фатического речевого поведения, или ассоциативного способа, – говорить, чтобы высказаться и встретить понимание. Информативное речевое поведение в межличностном взаимодействии может проявляться как совместное решение задач, задавание вопросов, уточнение понимания.
Литература
Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 596 с.
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с.
Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарика, 2002. – 412 с.
Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2002. – С. 29.
Там же, С. 31.
Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2002. – С. 30.
Там же, С. 31.
Там же, С. 35.
Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2002. – С. 42.
Там же.
Там же, С. 23.
Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2002. – С. 71.
Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – С. 87.
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.- С. 527.















11

1.Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 596 с.
2.Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с.
3.Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарика, 2002. – 412 с.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности речи в межличностном общении?

Особенности речи в межличностном общении включают в себя использование вербальных и невербальных средств коммуникации, адаптацию речи к собеседнику, активное слушание и использование эмпатии.

Какова структура речевой коммуникации?

Структура речевой коммуникации включает в себя вводную часть, основную часть и заключительную часть. Вводная часть содержит приветствие и описание темы общения. Основная часть включает в себя основные идеи, аргументы и примеры. Заключительная часть содержит обобщение и выводы.

Что такое фатическое и информативное речевое поведение?

Фатическое речевое поведение ориентировано на поддержание контакта с собеседником и установление социальных отношений. Информативное речевое поведение направлено на передачу информации и выражение мыслей и идей.

Какие существуют разновидности речи и речевые жанры?

Существуют различные разновидности речи, такие как научная, публичная, деловая, литературная и др. Речевые жанры включают в себя монолог, диалог, презентацию, доклад, эссе и многое другое.

В чем отличия между разговором и беседой?

Разговор и беседа обозначают процесс общения между двумя или несколькими участниками, но различаются по степени формальности и глубине общения. Разговор может быть более поверхностным и непринужденным, в то время как беседа предполагает более глубокое и содержательное общение.

Какие особенности имеет речь в межличностном общении?

Речь в межличностном общении имеет ряд особенностей, таких как активное слушание, взаимодействие, участие в диалоге и использование невербальных средств коммуникации.

Какова структура речевой коммуникации в межличностном общении?

Структура речевой коммуникации включает в себя вводную фазу, основную фазу и заключительную фазу. Вводная фаза включает приветствие и установление контакта, основная фаза представляет собой обмен информацией и идеями, а заключительная фаза включает подведение итогов и прощание.

Чем отличается фатическое и информативное речевое поведение?

Фатическое речевое поведение направлено на поддержание контакта и установление социальных отношений, в то время как информативное речевое поведение предназначено для передачи информации и обмена знаниями.

Какие разновидности речи и речевые жанры существуют в межличностном общении?

В межличностном общении существуют различные разновидности речи и речевые жанры, такие как диалог, монолог, презентация, дискуссия, интервью и т.д. Каждый из них имеет свои особенности и цели.

В чем отличие между разговором и беседой в контексте межличностного общения?

Разговор и беседа в межличностном общении часто используются как синонимы, но есть различия в использовании этих терминов. Разговор подразумевает свободный обмен мнениями и идеями между двумя или более участниками, в то время как беседа обычно имеет более неформальный и менее структурированный характер.

Что такое межличностное общение?

Межличностное общение – это процесс передачи информации, который происходит между людьми в рамках их взаимодействия.