Сказка как метод диагностики психологической готовности ребенка к школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 28 28 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 09.09.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………3


Глава I. Анализ исследований по проблеме психологической готовности ребенка к школе

1.1.Понятие готовности ребенка к школе …………………… 5
1.2.Методы диагностики интеллектуальной готовности
ребенка к систематическому обучению в условиях
образовательного учреждения ………………………………13


Глава II Практическое исследование интеллектуальной готовности ребенка к школе методом сказки

2.1. Применение метода сказки для определения
интеллектуальной готовности ребенка к школе …………………19
2.2. Условия и процедура экспериментального
исследования по теме курсовой работы ……………… …… 23
Заключение ……………………………… …….………………… .26
Список литературы …………………………… …………… …27
Фрагмент для ознакомления

Сказка активизирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности ребенка. Отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора, близость сказки к миру ребенка позволяет более успешно исследовать личностные образования, в частности интеллектуальную готовность ребенка к школе.
С помощью психологического метода сказки психолог проникает в область детской психики, которая недоступна при применении других методик.
Таким образом, метод сказки ученые относят к проективным методикам исследования психологический образований личности. Проективная методика ориентирована на изучение не вполне осознанных ребенком форм мотивации, выступающих в форме различных личностных целей. [23,45]
С этой точки зрения новизна курсового исследования заключается в том, что метод сказки применяется для изучения одного из аспектов психологической готовности ребенка к школе, интеллектуальной готовности.
В курсовой работе методом сказки исследованы состояния следующих психических процессов у детей на возрастном отрезке жизни 6-7 лет: внимание, мышление, память, воображение.
Содержание сказок.
Сказка 1. Выявление уровня развития произвольного внимания.
Учеба лисят.
Утром прилетела сорока на поляну, а лиса и лисята уже сидят на своих местах.
«Сейчас, - говорит лисятам лиса, я проверю, умеете ли вы сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы, когда услышите в слове звук с, поднимите свои лапки. А если в слове звука с нет, лапку поднимать не надо. Когда не надо поднимать лапку?»
Лиса называет слова: стол, дерево, куст, елка, лес, трава, сорока.
Психолог предлагает ребенку поучиться вместе с лисятами.
- Когда надо поднимать руку?

Сказка (басня) 2. Лев и мышь. (Диагностика уровня развития словесно-логического мышления.)
Мышь наскочила на льва. Лев поймал ее, хотел раздавить. Мышь сказала: «Лев, пусти меня: когда-нибудь и я тебе помогу». Лев сказал мыши: «Ты, я вижу забавница: ну где тебе помочь мне?» И он выпустил мышь.
Потом лев запутался в сети. Мышь услыхала его рев, прибежала, перегрызла сети и освободила льва.
Вопросы ребенку после чтения басни.
Что случилось с мышью?
Почему лев отпустил мышь?
Как мышь спасла льва?
Сказка в стихах. 3. Где обедал Воробей? Диагностика памяти.
-Где обедал воробей?
-В зоопарке у зверей,
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Был на праздничном обеде,
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Задания ребенку.
Вспомни, каких зверей посетил воробей, чтобы пообедать?
Назови зверей по порядку.[25. 201,232,309]

Сказка 4. Диагностика воображения.
(Фрагмент из сказки «Волшебная коробочка»)
У одной женщины был мальчик. Он ходил в школу. Каждое утро перед уходом мать давала ему денежку и говорила:
- Возьми, сыночек, эту денежку и купи себе коврижку.
Вот раз пошел он в школу и видит – трое злых мальчишек безжалостно стегают хворостинами маленькую собачонку.
- Эй, - крикнул мальчик, зачем бьете щенка?
-Не твое дело. Иди своей дорогой, не то мы и тебя поколотим!
А собачка визжит жалобно-прежалобно. Мальчик снова крикнул мучителям:
- Слушайте, если отдадите мне щенка, я дам вам денежку, а на нее вы коврижку себе купите. Согласны?
-Ладно, ответил один из них, - давай денежку!
Мальчик отдал денежку и взял с собой собачку. В тот день он остался голодным.(По сказке «Волшебная коробочка», Любимые русские сказки. М.: «Эксмо» - 2006- с.57)
Задание ребенку.
Прослушай сказку и придумай интересное продолжение.

2.2. Условия и процедура экспериментального исследования по теме курсовой работы

Для исследования интеллектуальной готовности детей к школе были выбраны две подготовительных группы государственного детского сада №54 Петербурга. Первая группа обследована с помощью традиционных методов (контрольная группа). Вторая группа обследована методом сказки (экспериментальная). Возраст детей: седьмой год жизни. Обследование проводилось в апреле-мае. Это наиболее благоприятное время: подготовка к школе по программе детского сада уже завершена. С первого сентября все обследованные дети поступили в общеобразовательные школы города.
Дети подготовительных групп, в которых проводилось обследование, находились в равных социально-педагогических условиях. Для каждого ребенка был подготовлен буклет, в котором находились бланки методик, листы для рисования, письменные принадлежности.
Родители были извещены заранее о процедуре обследования, содержании методов, имели возможность присутствовать при ее проведении. Присутствие родителей предотвращает конфликты, так как у родителей нет оснований обвинять психолога в предвзятости либо в чрезмерной строгости.
Автор курсовой установил доброжелательные отношения с каждым ребенком, атмосферу доверия и поддержки стараний детей. Тревожные дети находили эмоциональную поддержку, поощрение: «Ты справишься!». Обследование проводилось в группах не более пяти человек и индивидуально. Результаты обследования были занесены в карту психического развития каждого ребенка.
Результаты обследования в экспериментальной группе.
Уровни развития оценивались качественно и количественно:
Высокий уровень– 3 баллов,
Средний уровень - 2 балла,
Низкий уровень – 1 балл.
Данные обследования представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1

Матрица показателей экспериментальной группы
Имена детей 1 2 3 4 Всего внимание мышление память воображение Таня 2 1 3 2 8 Саша 2 3 3 2 10 Иван 1 2 3 2 8 Настя 3 3 3 2 11 Олег 1 1 2 2 6 Юра 3 2 1 2 8 Руслан 2 1 2 2 7 Вика 3 2 3 3 11 Аделина 2 2 1 2 7 Катя 3 3 2 2 10 Марина 3 3 3 2 11 Света 2 3 2 3 10 Петя 3 2 2 3 10 Коля 3 3 3 2 10 Витя 1 2 2 2 7 Итого 34 33 35 33 135
В матрице: 1-ый столбец, имена детей», 2-ой столбец – мышление, 3-ий – память, 4-воображение.
Общее количество баллов – 135.
Рейтинг
память внимание мышление воображение 35 34 33 33 1 2 3 3
Таблица 2

Матрица показателей контрольной группы
Имена детей 1 2 3 4 Всего внимание мышление память воображение Миша 2 1 1 1 5 Ира 1 2 3 2 8 Игорь 1 2 2 1 6 Оксана 2 1 3 2 8 Дима 1 1 2 2 6 Юра 2 2 1 2 7 Гена 2 1 2 2 7 Вика 3 2 2 3 10 Зина 2 2 1 2 7 Марина 1 3 2 1 7 Катя 3 2 3 2 10 Егор 2 3 2 2 9 Петя 1 2 2 3 8 Андрей 3 1 3 2 9 Алексей 1 2 2 1 6 Итого 27 27 31 28 113
В контрольной группе использованы следующие методы исследования:
Внимание – Корректурная проба (2).
Мышление – «Объяснение сложных картин».
Память – Методика исследования механической памяти.
Воображение – Рисунок.

В матрице: 1-ый столбец, имена детей», 2-ой столбец – мышление, 3-ий – память, 4-воображение.
Общее количество баллов – 113
Рейтинг
память воображение мышление внимание 31 28 27 27 1 2 3 3

Сравнение показателей экспериментальной и контрольной групп.
Процессы Показатели
(экспериментальная группа) Показатели
(контрольная группа) Коэффициент Память 35 31 1,12 Внимание 34 28 1,21 Мышление 33 27 1,22 Воображение 33 27 1,22 Общее сравнение показателей по группам 135 113 1,19

Выводы по результатам исследования.

В результате исследования проведенного в соответствии с целью и задачами курсовой выявлено: диагностика интеллектуальной готовности детей к обучению в школе методом сказки дает более высокие показатели.
Результативность метода сказки обеспечивается активизацией эмоциональной сферы личности ребенка, так как сказка часть внутреннего мира ребенка. Следовательно, в процессе исследования мы получили доказательства преимущества сказки, как метода диагностики психологической готовности ребенка к школе по сравнению с другими методами.




Заключение

В курсовой работе на тему «Сказка как метод диагностики психологической готовности ребенка к школе» исследована проблема применения в диагностике психологической (интеллектуальной) готовности детей подготовительной группы детского сада к школе метода сказки.
На основе специальной литературы проанализирован процесс формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе, проведен анализ понятия «Психологическая готовность к школе».
Проведен анализ методов диагностики интеллектуальной готовности ребенка к систематическому обучению в условиях школы с целью выявления более эффективных, надежных методов, интересных для детей и психологов, педагогов.
В процессе экспериментальной работы выявлено преимущество метода сказки в практическом исследовании интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Сказка как метод диагностики, а так же и другие методы дают возможность своевременно диагностировать уровень готовности к обучению в школе в 6-7 летнем возрасте, позволяет выявить аспекты психологической готовности, которые необходимо развивать, следовательно, создавать условия для предупреждения школьной неуспеваемости.
Исследования по теме курсовой могут быть продолжены в плане расширения содержания.
Материалы, полученные в результате исследования, рекомендуется использовать для диагностики интеллектуальной готовности к школе в детских садах и других образовательных учреждениях.


Список литературы
1.Бабкина Н.И. Оценка психологической готовности детей к школе. /Пособие для психологов и специалистов коррекционного образования. Айрис. -2005.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.:, 1968.
3.Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Психологическая готовность ребенка к школе. Академический проект.- 2005
4.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве.//Современное дошкольное бразование. Теория и практика. – 2008 , № 1
5.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Играем в сказку «Теремок». М. -2007
6.Герасимова А. Тесты для подготовки к школе. М. Айрис-Пресс. – 2004
7.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М. - 1996.
8.Готовность к школе. /Под ред. И.В. Дубровиной/ Москва. 1995 г.И.В. Дубровиной/ Москва. 1987 г.
9.Демоз Л. Психотерапия (Эволюция детства). Ростов –на – Дону, 2000
10.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., Посвещение. - 1988
11.Куриленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Дис. … доктора культурологических наук. 24.00.01. Самара. 1999
12. Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. — 1985. — № 6.— С. 85–92
13.Лешли Д. Работать с малолетними детьми, поощрять их развитие и проблемы. М. - 1991
14. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара. -1997
15. Мид М. Культура и мир детства. Москва. -1988
16. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М. -1998
17. Мухина В.С. шестилетний ребенок в школе. М.:, Просвещение. 1986
18.Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. / Под ред.М.В. Артамоновой, М.М. Кольцовой, М.: 1983
19.Особенности психического развития детей 6-7 возраста./Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М. -1988
20. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ,- 1966
21.Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос. -2000
22. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении.// Вопросы психологии. -1996- №2- с.5-13
2.Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. Учебное пособие. – М., Издательство Московского университета. - 1980.
24. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. — СПб.; - 2002
25.Энциклопедия обучения и развития дошкольника.- А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова. – Нева. - 2002
26.Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю.М. Донца. Под общ. Ред. В. Зелексного. – СПб: БСК 1997
27.Яковлева В.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти.//Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, -1992












2

1.Бабкина Н.И. Оценка психологической готовности детей к школе. /Пособие для психологов и специалистов коррекционного образования. Айрис. -2005.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.:, 1968.
3.Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Психологическая готовность ребенка к школе.
Академический проект.- 2005
4.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве.//Современное дошкольное бразование. Теория и практика. – 2008 , № 1
5.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Играем в сказку «Теремок». М. -2007
6.Герасимова А. Тесты для подготовки к школе. М. Айрис-Пресс. – 2004
7.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М. - 1996.
8.Готовность к школе. /Под ред. И.В. Дубровиной/ Москва. 1995 г.И.В. Дубровиной/ Москва. 1987 г.
9.Демоз Л. Психотерапия (Эволюция детства). Ростов –на – Дону, 2000
10.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., Посвещение. - 1988
11.Куриленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Дис. … доктора культурологических наук. 24.00.01. Самара. 1999
12. Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вестник АН СССР. — 1985. — № 6.— С. 85–92
13.Лешли Д. Работать с малолетними детьми, поощрять их развитие и проблемы. М. - 1991
14. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара. -1997
15. Мид М. Культура и мир детства. Москва. -1988
16. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М. -1998
17. Мухина В.С. шестилетний ребенок в школе. М.:, Просвещение. 1986
18.Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. / Под ред.М.В. Артамоновой, М.М. Кольцовой, М.: 1983
19.Особенности психического развития детей 6-7 возраста./Под ред.
Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М. -1988
20. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ,- 1966
21.Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
М.: Владос. -2000
22. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении.// Вопросы психологии. -1996- №2- с.5-13
2.Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. Учебное пособие. – М., Издательство Московского университета. - 1980.
24. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. — СПб.; - 2002
25.Энциклопедия обучения и развития дошкольника.- А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова. – Нева. - 2002
26.Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю.М. Донца. Под общ. Ред. В. Зелексного. – СПб: БСК 1997
27.Яковлева В.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти.//Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, -1992

Вопрос-ответ:

Какие исследования были проведены по проблеме психологической готовности ребенка к школе?

В главе I статьи рассматривается анализ исследований по данной проблеме. Были проведены исследования о понятии готовности ребенка к школе и о методах диагностики интеллектуальной готовности.

Что такое готовность ребенка к школе?

Понятие готовности ребенка к школе рассматривается в главе I. Оно относится к психологической готовности и подразумевает комплексное развитие ребенка, его готовность к обучению, адаптация к новым условиям и требованиям школы.

Какие методы используются для диагностики интеллектуальной готовности ребенка к систематическому обучению в школе?

В главе I статьи рассматриваются методы диагностики интеллектуальной готовности. Они включают в себя тестирование, наблюдение за развитием ребенка, а также использование метода сказки.

В чем заключается практическое исследование интеллектуальной готовности ребенка к школе методом сказки?

В главе II статьи исследуется применение метода сказки для диагностики интеллектуальной готовности ребенка к школе. Сказка используется в качестве инструмента, с помощью которого можно определить уровень развития ребенка и его готовность к обучению.

Каким образом применяется метод сказки для диагностики интеллектуальной готовности ребенка к школе?

Метод сказки применяется для определения интеллектуальной готовности ребенка путем наблюдения за его реакциями и ответами на вопросы, связанные с содержанием сказки. Это позволяет выявить уровень представления ребенка о мире, его мышления, воображения и способности к абстрактному мышлению.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе - это комплекс психологических качеств и навыков, которые позволяют ребенку успешно адаптироваться к школьной среде, учиться и развиваться в ней.

Какие методы используются для диагностики интеллектуальной готовности ребенка к школе?

Для диагностики интеллектуальной готовности ребенка к школе используются различные методы, такие как тесты, игры, наблюдение за поведением и реакциями ребенка, а также метод сказки.

Что такое метод сказки для диагностики психологической готовности ребенка к школе?

Метод сказки для диагностики психологической готовности ребенка к школе - это способ использования различных сказок для оценки психологических качеств и возможностей ребенка, таких как воображение, речь, эмоциональная сфера, социальные навыки и др.

Как проводится практическое исследование интеллектуальной готовности ребенка к школе методом сказки?

Практическое исследование интеллектуальной готовности ребенка к школе методом сказки проводится следующим образом: специалист задает ребенку вопросы, связанные с содержанием сказки, наблюдает за его реакцией и интерпретирует полученные данные для определения уровня психологической готовности ребенка к школе.