Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 13.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Общие положения девиантного поведения как социально-педагогической проблемы
1.1. Понятие девиантного поведения
1.2. Субъекты девиантного поведения. Несовершеннолетние, как особый проблемный субъект девиантного поведения
1.3. Причины девиантного поведения как социально-педагогической проблемы
ГЛАВА 2. Виды девиантного поведения: их проблемы и особенности
2.1. Классификация девиатного поведения
2.2. Характеристика отдельных форм девиантного поведения
ГЛАВА 3. Проблемы профилактики девиантного поведения Отношение общества к проблеме девиации
3.1. Отношение общества к проблеме девиации
3.2. Меры профилактики девиантного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Приложение. Интерпретация ключевых понятий
а. Безусловно, да
б. Возможно наличие одной из форм (например, алкоголизм) может привести к другой (суицид)
в. Нет, они разные
14. Как Вы считаете, государство принимает достаточные меря к борьбе с девиантным поведением?
а. Да, государство принимает все возможные меры к решению данной проблемы
б. Думаю не совсем достаточные меры
в. Нет, иначе это не было бы социальным бедствием
15. Каково Выше личное отношение к лицам, страдающим девиантым поведением. Готовы ли Вы им помочь?
а. Мне их жаль, я готова им помочь
б. Ситуации бывают разные, я могу помочь тому, кто действительно страдает
в. Они сами виноваты, путь сами и справляются
В результате обработки результатов, можно сделать вывод, что
61% опрошенных считают, что несовершеннолетние наиболее подвержены девиантному поведению
Из перечисленных форм девинатного поведения опрошенные выделили, что наиболее частыми являются (в порядке убывания):
Наркомания (1)
Преступность (часто как следствие наркозависимости) (2)
Алкоголизм (3)
Суицид (4)
Проституция (5)
Из 100% опрошенных лишь у 21% в окружении есть люди, страдающие девиантным поведением
90% опрошенных уверенны в том, что с распространением девиантного поведения нужно бороться
86% опрошенных полагают, что начинать бороться нужно с исследования причин, корней данного поведения
По причинам отдельных типов девиантного поведения результаты опроса показали:
наиболее распространенная причина проституции - отсутствие или недостаток личных денежных средств (71%)
наиболее распространенная причина преступности - подражание героям криминальных сериалов (желание утвердиться, завоевать авторитет….)- (55%)
наиболее распространенная причина наркомании попал в зависимость по причине самонадеянности (51%)
наиболее распространенная причина алкоголизма – чувства ненужности в жизни - (44%)
наиболее распространенная причина суицида - Чувства ненужности в жизни (проблемы в общении с противоположным полом, возможно расставание с любимым человеком, отдаленность родителей и общества) - (82%)
86% из 100% находят, что различные формы девиантного поведения взаимосвязаны
70% опрошенных считают, что мер, принимаемых государством в отношении устранения данной социальной проблемы, недостаточно
61% опрошенных считают, что лица, страдающие девиантным поведением сами в этом виноваты и не готовы им помочь
3.2. Меры профилактики девиантного поведения
Так, как было отмечено, основой профилактики девиантного поведения должна быть борьба с причинами этого поведения.
Первая причина девиантного поведения - желание изведать неизведанное, жажда новых ощущений.
Альтернатива: изведать новые области науки, принять участие в экстремальных видах спорта, совершить подвиг, который вызовет приток адреналина.
Вторая причина: бегство от проблем. Человек желает замкнуться в себе, уйти от внешнего мира, спрятаться.
Альтернатива: Сейчас много анонимных психологов, служб доверия, которые помогут решить любую безвыходную ситуацию, обрести веру в будущее, в себя самого и в людей.
Третья причина: желание самоутвердиться и доказать другим, что ты смелее, сильнее, лучше. Человек, которого никто не замечает, хочет хоть как –то привлечь к себе внимание. Некоторые не сознают, что внимание то они привлекут, а потом не выпутаются., а некоторые убеждены в том, что раз попробуют., желаемого добьются, а потом вернуться к обычному существованию…Но ловушка на таких и рассчитана.
Альтернатива: добиться уважения товарищей, коллег своей отзывчивостью, пониманием, знаниями.
Четвертая причина: схожа с предыдущей. Если в компании один товарищ употребляет наркотики, алкоголь и т.д. как правило остальные осведомлены об этом, и не хотят быть «хуже него». Здесь и жажда подражания, и боязнь насмешки, что «ты трус» и т.д.
Альтернатива: понять, что потом, вас будут больше уважать, если сейчас вы проявите характер и откажетесь от дурного влияния. Конечно, лучше постараться убедить в этом друзей, но если это не дает результатов, держитесь в стороне от подобных компаний.
Пятая причина: попадание в сети.
Альтернатива: переезд на другое место жительства вместе с семьей, обращение в органы внутренних дел.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе исследовалась тема: девиантное поведение как социально-педагогическая проблема.
На основании изложенного, можно прийти к следующим выводам:
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
Субъектами девиантного поведения, а той или иной степени, можем оказаться мы все. Однако, есть субъекты, которые наиболее подвержены дивиации. Это лица, страдающие определенными формами психической патологией и несовершеннолетние.
Было бы неправильным считать, что девиатное поведение – это только социальное зло. Поступки, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе, не всегда сопряжены с наркоманией, алкоголизмом, проституцией и т.д. Они могут просто выходить за общепринятые рамки. Поэтому, вопрос о том, насколько вредны обществу девианты, риторичен.
Отклоняющееся поведение часто служит основным началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей.
Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны и самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически разрешен.
Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос. Действительно, какие нормы лучше: воспринятые нами в результате долгой борьбы республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета и нормы этикета наших отцов и дедов? На эти вопросы трудно дать удовлетворительный ответ. Вместе с тем не все формы отклоняющегося поведения требуют столь детального анализа.
Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм или наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.
Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играют деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.
Девиатное поведение, как было выявлено, является социально-педагогической проблемой и бороться с данной проблемой следует используя и социологические познания (например, данные опроса) и педагогические приемы. Для решения последней задачи необходимо проводить с детьми профилактические беседы, как со стороны родителей, так и со стороны школьных педагогов.
Список используемой литературы
Конституция Российской Федерации #G0от 12.12.93 #G0// #G0Российская газета. ––1993.–– №197.
Агорялова А.П. Будущее России // Комсомольская правда. - 2007.-10 февраля
Бушуева А.Д. Беспокойный подросток. – М., Психология для всех, 2007.- 440с.
Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении / Под ред. Невского И. А.- 1968.- 334с.
Веселкова А.Д. Борьба с наркоманией: шаги на месте // Домашний адвокат. – 2002. – № 4. – С. 21.
Воронцев А.Д. Отклоняющееся поведение // Антропология. – 2003. – № 4. – С. 19.
Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. - СПб: СПбФ РАН, 1993.
Гилинский Я.И Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. – М.: ИС РАН, 1996.
Гилинский Я.И Я.И. Девиантное поведение молодежи // Социология молодежи. - СПб: СПбГУ. – 1996.
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2. – С.13.
Исаев Д. Девиантное поведение детей и подростков // НарКом.- 2007.- №4.
Иванов В.Н. Социально отклоняющееся поведение // Антропология. – 2002. – № 10. – С. 11.
Игнатов А.В. Социальные нормы и отклонения от них // Социальная антропология. – 2004. – № 2. – С. 11.
Кофырин Н. “Тусовка” - тоже жизнь. // Аргументы и факты. 1990.––№40.––С.18.
Кудрявцев В.Н., Бородин С.В,, Нерсеянец В.С. Социальные отклонения., – М.: 1989. – С. 211.
Капустин Д. Отклоняющееся сексуальное поведение.- Минск, 2001.- 203с.
Лавриненко В.Н. Основы социологических знаний. М.: 2004
Лавриненко В.Н. Социология. Учебник для ВУЗов. – М., 2004.
Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4.- С.14.
Материалы научно-практической конференции «Социальная дезадаптаци и нарушения поведения у детей и подростков» // Жизнь. – 2003. – № 112. – С. 8.-9.
Майерс Д. Социальная психология. — СПб, 2000. — 449 с.
Мертон Р. Референтная группа и социальная структура. – М. Ин.–т. молодежи. – 1991. – С, 46.
Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - №9.
Проценко Е.Д., Ростов К.Т., Петрова Ф. Алкоголизм как социальная проблема // Жизнь.- 2007.- №33.- С.17.
Павленок П.Д. Основа социальной работы. – М: 1998 – С. 274.
Свеженцева Ю. А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 124–127.
Социология П.Д.Петерский, М., Союз, 2003
Стариков В. Маргиналы или размышления на старую тему: «Что с нами происходит?» // Знамя. – 1989. –– № 10. – С. 5.
Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004
Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением / Основные направления современной психотерапии. - М., 2000.- 404с.
Приложение
Интерпретация ключевых понятий
Дивиантное поведение- — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе
Нормативная личность — личность, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность — статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций
Преступность- совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание, как массовое явление. Преступность – это не только сумма отдельных преступлений, это явление, обладающее определенными закономерностями.
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.
Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию.
Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству.
Проституция- продажа женщинами своего тела с целью добычи средств к существованию. Проституция- порождение антагонического классового общества.
Причина дивиантного поведения- явления, обуславливающие возникновение и формирование дивиантного поведения.
2
1
2
3
4
5
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Российская газета. ––1993.–– №197.
2.Агорялова А.П. Будущее России // Комсомольская правда. - 2007.-10 февраля
3.Бушуева А.Д. Беспокойный подросток. – М., Психология для всех, 2007.- 440с.
4.Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении / Под ред. Невского И. А.- 1968.- 334с.
5.Веселкова А.Д. Борьба с наркоманией: шаги на месте // Домашний адвокат. – 2002. – № 4. – С. 21.
6.Воронцев А.Д. Отклоняющееся поведение // Антропология. – 2003. – № 4. – С. 19.
7.Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. - СПб: СПбФ РАН, 1993.
8. Гилинский Я.И Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. – М.: ИС РАН, 1996.
9. Гилинский Я.И Я.И. Девиантное поведение молодежи // Социология молодежи. - СПб: СПбГУ. – 1996.
10.Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. - № 2. – С.13.
11.Исаев Д. Девиантное поведение детей и подростков // НарКом.- 2007.- №4.
12.Иванов В.Н. Социально отклоняющееся поведение // Антропология. – 2002. – № 10. – С. 11.
13.Игнатов А.В. Социальные нормы и отклонения от них // Социальная антропология. – 2004. – № 2. – С. 11.
14.Кофырин Н. “Тусовка” - тоже жизнь. // Аргументы и факты. 1990.––№40.––С.18.
15.Кудрявцев В.Н., Бородин С.В,, Нерсеянец В.С. Социальные отклонения., – М.: 1989. – С. 211.
16.Капустин Д. Отклоняющееся сексуальное поведение.- Минск, 2001.- 203с.
17.Лавриненко В.Н. Основы социологических знаний. М.: 2004
18.Лавриненко В.Н. Социология. Учебник для ВУЗов. – М., 2004.
19.Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4.- С.14.
20.Материалы научно-практической конференции «Социальная дезадаптаци и нарушения поведения у детей и подростков» // Жизнь. – 2003. – № 112. – С. 8.-9.
21.Майерс Д. Социальная психология. — СПб, 2000. — 449 с.
22.Мертон Р. Референтная группа и социальная структура. – М. Ин.–т. молодежи. – 1991. – С, 46.
23.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998. - №9.
24.Проценко Е.Д., Ростов К.Т., Петрова Ф. Алкоголизм как социальная проблема // Жизнь.- 2007.- №33.- С.17.
25. Павленок П.Д. Основа социальной работы. – М: 1998 – С. 274.
26.Свеженцева Ю. А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. — Харьков: Торсинг, 2000. — С. 124–127.
27.Социология П.Д.Петерский, М., Союз, 2003
28.Стариков В. Маргиналы или размышления на старую тему: «Что с нами происходит?» // Знамя. – 1989. –– № 10. – С. 5.
29.Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004
30.Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением / Основные направления современной психотерапии. - М., 2000.- 404с.
Вопрос-ответ:
Что такое девиантное поведение?
Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от общепринятых социальных норм и правил. Оно может выражаться в различных формах, таких как преступления, нарушения правил общения, агрессивное поведение и т.д.
Кто является субъектом девиантного поведения?
Субъектами девиантного поведения могут быть различные категории людей, но особую проблему представляют несовершеннолетние, которые находятся в периоде формирования личности и часто подвержены различным негативным влияниям.
Какие причины лежат в основе девиантного поведения?
Причины девиантного поведения могут быть разнообразными и зависят от множества факторов, таких как семейная среда, образование, генетическая предрасположенность, социальная среда и т.д. Важно помнить, что девиантное поведение не всегда связано с негативными намерениями, оно может быть результатом отсутствия адекватных возможностей или незнания социальных норм и правил.
Какие виды девиантного поведения существуют?
Существует множество видов девиантного поведения, которые можно классифицировать. Это, например, преступления, наркомания, алкоголизм, нарушение правил общения, агрессия и т.д. Каждый вид девиантного поведения имеет свои особенности и проблемы.
Зачем изучать девиантное поведение как социально-педагогическую проблему?
Изучение девиантного поведения как социально-педагогической проблемы имеет большое значение, так как позволяет разрабатывать и внедрять эффективные методы и программы в работе с девиантными субъектами. Это помогает предотвратить и снизить уровень девиантного поведения, способствует социализации и интеграции этих людей в общество.
Что такое девиантное поведение?
Девиантное поведение – это такое поведение, которое отличается от принятых в определенном обществе норм и стандартов. Оно может проявляться в различных формах, таких как агрессия, нарушение правил, употребление наркотиков и др.
Кто является субъектами девиантного поведения?
Субъектами девиантного поведения могут быть различные категории людей, включая несовершеннолетних. Несовершеннолетние являются особым проблемным субъектом девиантного поведения, так как их поведение часто связано с недостаточной социализацией, негативными влияниями окружающей среды и другими факторами.
Какие причины лежат в основе девиантного поведения?
Причины девиантного поведения как социально-педагогической проблемы могут быть разнообразными. Они могут включать неблагоприятные условия семьи, недостаток внимания и заботы, негативное воздействие окружающей среды, образовательные и воспитательные проблемы и т.д. Все эти факторы могут влиять на формирование девиантного поведения.
Как классифицируется девиантное поведение?
Девиантное поведение может быть классифицировано по различным признакам. В зависимости от вида нарушения, оно может быть поделено на агрессивное, асоциальное, преступное поведение и др. Также оно может быть классифицировано по возрастным показателям, полу, социальному статусу и т.д.
Какие особенности характерны для отдельных форм девиантного поведения?
Отдельные формы девиантного поведения могут иметь свои особенности. Например, при наркомании характерно употребление наркотиков, при агрессивном поведении – использование физической и вербальной агрессии. Эти особенности зависят от конкретного вида девиантного поведения и его причин.
Какие общие положения можно выделить в понятии девиантного поведения?
Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от установленных социальных норм и стандартов. Оно нарушает общепринятые правила и вызывает негативные реакции в обществе. Девиантное поведение может проявляться различными способами и иметь разные причины. Оно является социально-педагогической проблемой, так как требует вмешательства педагогов и специалистов для предотвращения и коррекции.