Мотивация учения младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 01.09.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации учения младших школьников
1.1. Мотивация учебной деятельности
1.2. Цели в мотивации учения младших школьников
1.3. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности
1.4. Развитие внутренней мотивации как сдвиг мотива на цель
Выводы
Глава 2. Экспериментальное исследование мотивации учебной деятельности младших школьников
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы
Рекомендации
Заключение
Список литературы
в1. Интуитивный речевой анализ-синтез.
Инструкция: «А теперь я буду говорить тебе слова, а ты ищи, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к дружке подходят, а одно – неподходящее, лишнее, его и называй». Зачитывайте последовательность слов и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок.
озеро, река, море, мост, пруд.
кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
синица, голубь, воробей, птица, утка.
стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.
Оценка: Каждый правильный ответ равен одному баллу.
в2. Интуитивный визуальный анализ-синтез.
Покажите ребенку картинки.
Инструкция: «А теперь посмотри на эти картинки. Кто в верхнем ряду лишний? Покажи. А в следующем какая картинка лишняя?» И так далее. Запишите ответы.
Оценка: Каждый правильный ответ равен одному баллу.
Общая оценка за последние два задания:
0-1 – уровень патологии
2-3 – слабый уровень
4-5 – средний уровень, норма
6-7 – хороший уровень
8 – высокий уровень
Исследование направленности на учение.
Исследование направленности на учение проводилось по трем методикам из книги Ильина Е.П. «Мотивация и мотивы»: «Определение у дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника», методика «Представь себе…» для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» из книги «Готовность к школе: Руководство практического психолога» под редакцией И.В. Дубровиной.
1. Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка».
Описание: ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает у ребенка, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.
Выводы: дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.
2. Методика «Представь себе…» для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе.
Описание: предложите ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов «представь себе», а ты будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
Выводы: показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:
отказ от предложения еще год посещать детский сад или оставаться дома;
направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу;
отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;
предпочтение школы с определенными правилами;
ориентация на обучение в группе, классе;
выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если таких ответов больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации ребенка к обучению.
3. Методика «Определение у дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника».
Инструкция: задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).
Ты хочешь идти в школу?
Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?
Ты любишь, когда тебе читают книжки?
Ты сам просишь, чтобы тебе их почитали?
Почему ты хочешь идти в школу?
Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?
Обработка результатов: Учитываются все ответы, кроме 6 и 7. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:
№1. Хочу идти в школу.
№2. Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).
№3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)
№4. Люблю, когда мне читают книжки.
№5. Сам прошу, чтобы мне почитали.
№8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№9. Хочу быть учеником.
№10. Пусть будет длиннее урок.
2.3. Анализ результатов исследования
Обратимся к результатам диагностики уровня развития памяти, внимания, мышления и речи.
Таблица 1.
№
Память Внимание Мышление Речь зрительная слуховая линейное структур. понятийн. 1. 2 3 0.91 9 9 5 13 2. 5 3 0.89
10 5 4 10 3. 2.5 3 0.9 9 6 5 12 4. 8.5 3 0.85 7 4 3 9 5. 6 4 0.97 10 7 6 15 6. 6 4 0.87 7 3 3 7 7. 7 2 0.95 10 7 8 16 8. 7 5 0.87 8 9 3 10 9. 6 3 0.91 10 6 6 15 10. 4 2 0.9 8 8 3 10 11. 5 4 0.9 8 6 4 10 12. 7 5 0.87 9 7 5 14
Перейдем к анализу полученных результатов диагностики.
Зрительная память лучше развита у детей, чем память слуховая. В целом степень развития памяти можно оценить как средний, только у одного ребенка показатели хорошие.
Относительно внимания: у троих детей внимание слабо развито и только у одного ребенка – хорошие показатели. В целом ситуация – немного ниже нормы.
Результаты диагностики мышления более высокие. Лучше всего у дошкольников развито линейное мышление, показатели по этому типу мышления – сильно выше среднего. Немного слабее – структурное мышление, тут ситуация на уровне нормы. Что касается понятийного мышления, то у некоторых детей показатели сформированности низкие, однако у одного ребенка – высокий результат. В среднем показатели на уровне нормы.
Развитие речи в целом у данной группы детей чуть выше нормы. У некоторых детей показатели хорошие, у некоторых слабые.
Что касается мотивационной сферы, то результаты представлены в таблице 2.
Методика №1 – «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка».
Методика №2 – «Представь себе…» для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе.
Методика №3 – «Определение у дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника».
+ положительный мотив к учению
-- отрицательный мотив к учению
Перейдем к обсуждению мотивационной сферы – определению положительного и отрицательного мотива к учению. Мотив к учению исследовался с помощью трех методик и в целом положительный и отрицательный мотив уравновешивают друг друга по группе.
Таблица 2.
№ М.№1 Методика №2 Методика №3 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 8 9 10 1. + + + -- + -- -- + + -- + + + -- + + 2. -- -- -- -- -- -- -- + + + + + -- -- -- -- 3. -- -- + -- -- -- -- -- -- -- + -- + -- -- -- 4. -- -- -- -- -- -- -- + -- + + + + + + -- 5. -- + -- + + + + + + + -- -- + + + + 6. -- + + -- + + -- + -- -- + -- + + + + 7. -- + + + + + + + + -- -- -- + + + + 8. -- -- -- -- -- -- -- + -- + + + + + + -- 9. + + -- -- -- -- + + + + + + + -- + + 10. -- -- -- -- -- -- -- + -- -- + -- + -- -- -- 11. -- + + + + + -- + -- + + + + -- + + 12. -- + + -- + + -- -- -- -- + -- + -- -- -- +% 20 50 40 20 40 30 30 90 50 50 80 50 90 50 70 50 -% 80 50 60 80 60 70 70 10 50 50 20 50 10 50 30 50
Преобладает положительный мотив по результатам третьей методики - «Определение у дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника». Почти все дети хотели бы пойти в школу. Больше чем в половине случаев можно говорить о сформированности внутренней позиции школьника у детей. Однако результаты второй методики, «Представь себе…» для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе, говорят о преобладании отрицательного мотива. Только 2 ребенка направлены на процесс обучения в школе. И еще у двоих детей такая тенденция присутствует. Результаты первой методики «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» говорят о преобладании игрового мотива в деятельности детей. Опять же только у двоих детей выявлен познавательный мотив.
Выводы
Таким образом, в целом по группе одинаково выражен и положительный и отрицательный мотив к учебе. То есть у половины детей сочетается и сформированная внутренняя позиция школьника и направленность на учебную деятельность. Дополним эти данные результатами диагностики психических процессов: памяти, внимания, мышления и речи. В целом группа находится на уровне нормы. Так же из пяти детей, которые отличаются психологической готовностью к учебе по крайней мере у четырех наблюдается средний и хороший уровень развития психических процессов. То есть готовность к школе носит гармоничный характер.
Формирование мотивации учения у младших школьников должно основываться на знании психологических особенностей данного возраста, основных потребностей учащихся. На основе проделанной работы можно выделить следующие пути формирования мотивации учения младших школьников: организация у школьников них деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практического действия, актуализации эмоций по средствам дидактических игр.
Рекомендации
Для формирования мотивации необходима организация специальных развивающих занятий. Результаты диагностики мотивации учебной деятельности позволяют сделать вывод о необходимости специальной работы, направленной на адаптацию детей к школе.
Актуальность данной программы обуславливается тем, что младший школьный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Во время занятий по программе, детям предоставляется возможность как активного развития познавательных процессов, так и социальных навыков.
Цель программы: улучшение адаптации детей к школе.
Объектом являются ученики младшего школьного возраста.
Предмет: адаптация детей к школе.
Контингентом с которым проводится работа являются дети младшего школьного возраста
Основные задачи:
Формирование общеинтеллектуальных умений (выделение существенных признаков и закономерностей, операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; гибкость мыслительных процессов).
Формирование психологической готовность детей к школьному обучению.
Развитие социальных навыков поведения.
Методы, используемые в ходе работы: игры, упражнения, беседа.
Условия реализации программы. Для реализации этой программы, желательно выбрать просторное помещение, которое может обеспечить работу за партами и проведение двигательных упражнений.
Также для занятий потребуются тетради (12 листов), ручки, карандаши.
Длительность программы: 5-6 занятий по 40-45 минут или 10-12 занятий по 20-25 минут.
Тематический план представлен в таблице 1.
Таблица 1. Тематический план
номер тема продолжительность Кто такой школьник? 45 минут Школьный распорядок 45 минут Школьные правила 45 минут Предметы и учителя 45 минут Наш будущий класс 45 минут Наша будущая школа 45 минут Итог 6 академических часов Заключение
Учение выделяется как особый вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к школе позволяют более обоснованно говорить о том, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, каково его психическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. В качестве основных факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, выделяют: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективная форма деятельности, оценка учебной деятельности, стиль деятельности учителя (воспитателя).
Результаты проведенного исследования психологической готовности детей к школе говорят о том, что в целом по группе одинаково выражен и положительный и отрицательный мотив к учебе. То есть у половины детей сочетается и сформированная внутренняя позиция школьника и направленность на учебную деятельность. Дополним эти данные результатами диагностики психических процессов: памяти, внимания, мышления и речи. В целом группа находится на уровне нормы. Так же из шести детей, которые отличаются психологической готовностью к учебе по крайней мере у четырех наблюдается средний и хороший уровень развития психических процессов. То есть готовность к школе носит гармоничный характер.
Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Цель данной работы заключалась в том, чтобы выявить факторы, влияющие на мотивацию учения в младшем школьном возрасте. Цель работы достигнута, результаты исследования позволяют подтвердить гипотезу о том, что формирование мотивации учения детей 7 лет в образовательном учреждении будет более эффективным, если учебно-воспитательный процесс организовать на идеях, предусматривающих использование игровой деятельности как ведущей в качестве приемов развития направленности на учение.
Список литературы
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000.
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: М.: Просвещение, 1983.
Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.
Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. - М.,1988.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, I960
Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996
Ясюкова Л. Я. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб., 2003
39
1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968.
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
3.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000.
4.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.
5.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., Педагогика, 1986. Т. 1 Психическое развитие ребенка.
6.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
7.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986
8.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: М.: Просвещение, 1983.
9.Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.
10.Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. - М.,1988.
11.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
12.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз, I960
13.Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996
Вопрос-ответ:
Что такое мотивация учения младших школьников?
Мотивация учения младших школьников - это внутреннее стремление ребенка к достижению знаний и развитию, которое побуждает его к активной учебной деятельности.
Какие цели мотивируют учение младших школьников?
Цели, мотивирующие учение младших школьников, могут быть разными: получение высоких оценок, удовлетворение любопытства, соответствие общественным ожиданиям или желание приобрести новые навыки и знания.
Какая мотивация может быть у ученика - внутренняя или внешняя?
У ученика может быть как внутренняя, так и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация основывается на интересе к предмету и желании узнать что-то новое. Внешняя мотивация включает в себя внешнюю похвалу, награды или избегание наказания.
Что такое развитие внутренней мотивации у ученика?
Развитие внутренней мотивации у ученика - это процесс, при котором мотивация переходит с внешних факторов на внутренние цели и стремления ребенка. Внутренняя мотивация более эффективна для учебной деятельности, так как она побуждает ученика к самостоятельному и активному обучению.
Как проводилось экспериментальное исследование мотивации учебной деятельности младших школьников?
Экспериментальное исследование мотивации учебной деятельности младших школьников проводилось путем наблюдения, тестирования и опроса детей. Были использованы стандартизированные методы исследования, а также разработаны специальные тесты и анкеты для оценки мотивации учащихся.
Что такое мотивация учебной деятельности?
Мотивация учебной деятельности – это внутреннее состояние, которое побуждает ребенка к обучению и активности в процессе учебы. Это внутренняя сила, которая побуждает ученика стремиться к достижению знаний, развитию своих умений и навыков.
Какие цели преследуют младшие школьники в мотивации учения?
Цели младших школьников в мотивации учения могут быть различными. Они могут стремиться получить высокие оценки, понравиться учителю, достичь признания своих родителей, показать свои способности и таланты, удовлетворить свое любопытство и познавательные потребности. Каждый ребенок может иметь свои индивидуальные цели.
Чем отличается внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности?
Внутренняя мотивация учебной деятельности связана с самим ребенком и его внутренними потребностями, интересами и ценностями. Она является более продуктивной и длительной, поскольку ребенок сам по себе стремится к обучению и развитию. Внешняя мотивация, напротив, основывается на внешних стимулах, таких как похвала, награды или страх наказания. Она менее эффективна, так как ребенок учится не для саморазвития, а для удовлетворения внешних требований.
Как развить внутреннюю мотивацию учебной деятельности у младших школьников?
Для развития внутренней мотивации учебной деятельности у младших школьников необходимо создать условия, которые будут стимулировать их интерес и активность. Важно давать возможность выбора, предлагать интересные и значимые задачи, поощрять самостоятельность и творчество, создавать атмосферу доверия и поддержки. Также важно не забывать о похвале и признании достижений ребенка.
Что такое мотивация учебной деятельности?
Мотивация учебной деятельности – это совокупность побуждающих младших школьников к учению факторов, включающих их интерес, желание достичь определенных результатов и стремление к саморазвитию.