Сущность и принципы взимания налога на доходы с физических лиц
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 11.06.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность подоходного налога
1.1. История подоходного налога в капиталистических и социалистических странах
1.2. Налогоплательщики налога, налоговая база
1.3. Налоговые вычеты и налоговые ставки
2. Статистический анализ подоходного налога
2.1. Общая сумма налогов
2.2. Сумма налогов на доходы физических лиц
2.3. Совершенствование подоходного налогообложения
Заключение
Список литературы
Основную часть налога на доходы физических лиц (97,5%) составил налог с доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%.
Таблица 2.2.
Поступление налога на доходы физических лиц
2006г. Справочно 2005г. млрд.рублей в % к итогу млрд.рублей в % к итогу Всего 929,9 100 706,6 100 в том числе:
с доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций 16,8 1,8 11,6 1,6 с доходов, облагаемых по налоговой ставке 13% 906,9 97,5 690,5 97,7 с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации 4,8 0,5 3,1 0,4 с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее 5 лет, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств 1,4 0,2 1,0 0,1 с доходов, полученных в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007г., а также с доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года 0,0 0,0 0,3 0,0
3. Совершенствование подоходного налогообложения
Наличие положительной связи между динамикой налогооблагаемой базы и предельной ставки налога дает возможность надеяться на продолжение тенденции легализации доходов, начавшейся в 2001 г. (это согласуется с предварительными результатами аналогичных оценок для 2002 г.). Здесь необходимы, во-первых, сохранение в течение продолжительного периода времени плоской ставки подоходного налога, во-вторых, повышение эффективности администрирования налога, в том числе за счет законодательного сокращения возможностей уклонения от уплаты налога и ужесточения наказания за уклонение.
Первое условие ключевое, так как очевидно, что в первые годы существования плоской ставки налога масштабы уклонения от уплаты налога существенно сократились, но оно не перешло из разряда массового явления в разряд редких или исключительных случаев. Важным фактором, способным повысить действенность второго из названных условий, является то, что при произошедшем значительном снижении предельной ставки обложения заработной платы использование различных схем для уклонения от уплаты налогов должно стать менее выгодным с учетом риска применения санкций за уклонение, чем соблюдение закона. В этой связи к определенным положительным последствиям могут привести дальнейшее снижение ставок социального налога и облегчение условий доступа предприятий к использованию регрессивной шкалы налога. Кроме того, вместо ужесточения режима контроля за осуществлением крупных расходов физическими лицами, что весьма трудно поддается эффективному администрированию, целесообразно создание правовых инструментов для оценки налоговыми органами базы налогообложения физических лиц на основе так называемых «внешних признаков» богатства. Следует отметить, что метод определения налоговой базы по внешним признакам применяется во многих странах, причем в некоторых из них, например, в Великобритании и США, налоговые органы имеют достаточно широкие полномочия в отношении определения действительных доходов налогоплательщиков и доначисления налогов по аналогии. Предоставление существенных полномочий налоговым органам в отношении указанных предложений в России, на наш взгляд, неприемлемо, так как еще больше смещает баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов в пользу последних. Тем не менее, следует учитывать в перспективе необходимость рассмотрения данных вопросов с целью повышения справедливости подоходного налогообложения. В этом отношении нам представляется продуктивным основываться на опыте Франции в данной сфере, которая применяет формализованные методы оценки налоговой базы налогоплательщиков при наличии веских оснований сомневаться в соответствии доходов и расходов налогоплательщиков.
Отсутствие однозначного ответа на вопрос о характере перераспределительных свойств подоходного налога в отношении совокупных доходов населения свидетельствует о том, что требуются разработка и внедрение комплекса мер по усилению прогрессивности налоговой системы в целом. В области подоходного налогообложения речь, в частности, идет о целесообразности отмены имущественного налогового вычета, вычетов расходов на благотворительность, о разработке системы прогрессивного обложения процентных доходов, совершенствовании методов обложения дополнительных натуральных выгод работников предприятий.
Увеличение социальных налоговых вычетов на первый взгляд может привести к снижению степени прогрессивности подоходного налога. Тем не менее, оно может быть оправдано тем, что установление вычетов на образовательные расходы обусловит возникновение положительных экстерналий в виде повышения привлекательности вложений в человеческий капитал, а принципы горизонтальной справедливости оправдывают предоставление вычета на медицинские расходы. Если при обычных предпосылках этими вычетами в большей степени пользуются налогоплательщики с высокими доходами, то в нашей ситуации (когда, согласно действующему законодательству, максимальная сумма возврата является весьма небольшой при достаточно сложной схеме ее получения) повышение величины вычета способно оказать стимулирующее воздействие на процесс легализации доходов.
Существует также необходимость совершенствования подоходного налогообложения пенсионных и страховых схем, в особенности частных. Повышению нейтральности налога на доходы физических лиц будет способствовать совершенствование налогообложения доходов от пенсионных и страховых выплат, прежде всего гармонизация налогообложения государственных и частных пенсионных и страховых схем (предоставление вычетов по взносам в частные специализированные организации), что в перспективе позволит расширить частный рынок пенсионных и страховых услуг.
Возможным путем повышения прогрессивности подоходного налога послужит увеличение необлагаемого минимума. Однако данная мера требует тщательного анализа с точки зрения бюджетных потерь и, по-видимому, должна носить поэтапный характер.
Заключение
Подоходный налог - основной вид прямых налогов, взимаемый с доходов физических и юридических лиц (заработной платы, прибыли и т.д.).
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
При определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.
Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2006г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 30,8%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,4%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 17,0% и налога на доходы физических лиц - 17,1%.
В 2006г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 929,9 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 31,6% больше, чем за 2005г., в декабре 2006г. - 131,7 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в предыдущем месяце. Основную часть налога на доходы физических лиц (97,5%) составил налог с доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%.
Существует необходимость совершенствования подоходного налогообложения пенсионных и страховых схем, в особенности частных.
Возможным путем повышения прогрессивности подоходного налога послужит увеличение необлагаемого минимума.
Список литературы
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ в ред. от 23.03.2007г. № 38-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223-ФЗ в ред. от 29.12.2006г. № 258-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации от 15.12.2001г. № 167-ФЗ в ред. от 02.11.2006г. № 492-О // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» от 19.03.2001г. № 201 // http://www.consultant.ru.
Приказ Федеральной Налоговой Службы «О форме уведомления» от 07.12.2004г. № САЭ-3-04/147@ // http://www.consultant.ru.
Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПБ.: Питер, 2006. – 320 с.
Юткина Т.М. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 293 с.
Исаков В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано // Налоговая политика и практика. №3, 2007.
Синельников - Мурылев С., Баткибеков С., Некипелов Д. Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации // Вопросы экономики. №6, 2003.
http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ в ред. от 23.03.2007г. № 38-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 207.
Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации от 15.12.2001г. № 167-ФЗ в ред. от 02.11.2006г. № 492-О // http://www.consultant.ru. Ст. 2.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ в ред. от 23.03.2007г. № 38-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 208.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223-ФЗ в ред. от 29.12.2006г. № 258-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ в ред. от 23.03.2007г. № 38-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» от 19.03.2001г. № 201 // http://www.consultant.ru.
Приказ Федеральной Налоговой Службы «О форме уведомления» от 07.12.2004г. № САЭ-3-04/147@ // http://www.consultant.ru.
http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
Синельников - Мурылев С., Баткибеков С., Некипелов Д. Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации // Вопросы экономики. №6, 2003. С. 77.
2
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ в ред. от 23.03.2007г. № 38-ФЗ // http://www.consultant.ru.
2.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223-ФЗ в ред. от 29.12.2006г. № 258-ФЗ // http://www.consultant.ru.
3.Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном пен-сионном страховании в Российской Федерации от 15.12.2001г. № 167-ФЗ в ред. от 02.11.2006г. № 492-О // http://www.consultant.ru.
4.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утвер-ждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в меди-цинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» от 19.03.2001г. № 201 // http://www.consultant.ru.
5.Приказ Федеральной Налоговой Службы «О форме уведомления» от 07.12.2004г. № САЭ-3-04/147@ // http://www.consultant.ru.
6.Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПБ.: Питер, 2006. – 320 с.
7.Юткина Т.М. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: ИН-ФРА-М, 2005. – 293 с.
8.Исаков В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано // Налоговая политика и практика. №3, 2007.
9.Синельников - Мурылев С., Баткибеков С., Некипелов Д. Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации // Вопросы экономики. №6, 2003.
10.http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы госу-дарственной статистики
Вопрос-ответ:
Какая сущность у подоходного налога?
Подоходный налог - это налог, который взимается с физических лиц на их доходы. Он представляет собой определенный процент от дохода, который должен уплатить каждый житель страны в соответствии с установленными правилами и ставками. Взимание подоходного налога является одним из основных источников доходов государственного бюджета.
Какую историю имеет подоходный налог в капиталистических и социалистических странах?
Подоходный налог существует как в капиталистических, так и в социалистических странах. В капиталистических странах подоходный налог часто является основным источником дохода государства и широко используется для финансирования социальных программ и государственных нужд. В социалистических странах подоходный налог может быть использован как средство регулирования распределения доходов населения.
Кто является налогоплательщиками подоходного налога и какая является налоговая база?
Налогоплательщиками подоходного налога являются физические лица, получающие доходы на территории страны. Налоговая база включает все виды доходов физических лиц, такие как заработная плата, проценты по вкладам, дивиденды, арендная плата, доходы от продажи недвижимости и другие.
Что такое налоговые вычеты и налоговые ставки в подоходном налоге?
Налоговые вычеты - это суммы, которые можно вычесть из налогооблагаемого дохода для уменьшения налоговой обязанности. Они могут быть предоставлены на определенные категории расходов, такие как образование, медицинские расходы, пенсионные взносы и другие. Налоговые ставки - это процентные ставки, по которым рассчитывается размер подоходного налога от налогооблагаемого дохода.
Каким образом можно совершенствовать подоходное налогообложение?
Совершенствование подоходного налогообложения может включать в себя упрощение процедуры уплаты налога, снижение налоговых ставок, расширение списка налоговых вычетов, повышение прозрачности системы взимания налогов и другие меры. Цель таких мер - сделать налогообложение более справедливым и эффективным для всех участников экономики.
Какая сущность у подоходного налога?
Подоходный налог относится к категории прямых налогов и представляет собой обязательный платеж, который граждане и резиденты страны обязаны уплачивать из своих доходов в бюджет государства. Он рассчитывается на основе размера дохода физического лица и налоговых ставок, установленных законодательством. Таким образом, сущность подоходного налога заключается в его регулирующей роли и важности для финансирования государственных нужд.
Как развивался подоходный налог в разных странах?
История подоходного налога различается в капиталистических и социалистических странах. В капиталистических странах он начал развиваться с конца XIX века, когда государства столкнулись с необходимостью обеспечить финансирование развития и социальных программ. В социалистических странах подоходный налог присутствовал уже при утверждении самой их экономической системы.
Кто является налогоплательщиками подоходного налога, и что включает налоговая база?
Налогоплательщиками подоходного налога являются физические лица, получающие доходы в стране. Налоговая база включает в себя все виды доходов физических лиц, такие как заработная плата, проценты по депозитам, дивиденды, арендная плата и другие источники доходов.
Что такое налоговые вычеты и какие налоговые ставки применяются при взимании подоходного налога?
Налоговые вычеты представляют собой сумму, которую физическое лицо может отнести на себя и учесть при определении налоговой базы. Налоговые ставки устанавливаются на различные категории доходов и могут быть прогрессивными, т.е. возрастать с ростом дохода, или фиксированными, т.е. оставаться на постоянном уровне независимо от величины дохода.
Какие основные показатели можно получить при статистическом анализе подоходного налога?
При статистическом анализе подоходного налога можно получить общую сумму уплаченных налогов, сумму налогов на доходы физических лиц, а также провести анализ по группам налогоплательщиков, ставкам и налоговым вычетам. Эти показатели позволяют оценить эффективность системы налогообложения и выявить возможные улучшения.