Принципы налогообложения
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 15.06.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность принципов налогообложения
1.1. Понятие и функции налогов
1.2. Понятие принципов налогообложения и их виды
2. Классические принципы налогообложения
2.1. Принцип справедливости
2.2. Принцип определенности налогообложения
2.3. Принцип удобства и простоты определения налоговой обязанности
2.4. Принцип эффективности и нейтральности
3. Юридические и организационные принципы налоговой системы
3.1. Юридические принципы налоговой системы
3.2. Организационные принципы налоговой системы
4. Статистические данные
4.1. Налоговая статистика
4.2. Налоговые системы зарубежных стран
Заключение
Список литературы
рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 9,3%.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 апреля 2007г. составила 772,0 млрд.рублей, сократившись за месяц на 1,8%. По сравнению с 1 января 2007г. она увеличилась на 1,9%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 22,2%, налогу на прибыль организаций - на 5,4%, акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт сырец из всех видов сырья) - на 11,4%, вина - на 12,3%, пиво - на 23,1%. Сократилась задолженность по налогу на добавленную стоимость - на 0,3%, акцизам в целом - на 7,6%, из нее по акцизам на легковые автомобили и мотоциклы - на 3,1%, автомобильный бензин - на 38,7%, дизельное топливо - на 28,1%, табачную продукцию - на 6,8%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) - на 4,2%.
Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 апреля 2007г. составила 726,8 млрд.рублей, что ниже задолженности по налогам и сборам на 5,9% (Рис. 4.2.).
Рис. 4.2.
4.2. Налоговые системы зарубежных стран
Испания. В соответствии с административно-территориальным делением, налоговая система Испании трехуровневая. Юридические и физические лица платят федеральные, региональные и местные налоги. После проведения в 1994 году частичной налоговой реформы, осталось пять видов основных федеральных налогов:
подоходный налог (38% доходов федерального бюджета),
налог на прибыль корпораций (8,2% доходов федерального бюджета),
налог на добавленную стоимость (24,9%),
акцизы на алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили и некоторые другие товары (13,2%),
а также таможенные пошлины и пени за просрочку налоговых платежей.
Региональные доходы состоят из:
налога на собственность (1,7% от доходов регионального бюджета),
налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения (2%),
налога на передачу имущества (6,4%),
налога на игорный бизнес (2,2%),
налога на игру бинго (0,6%),
налогов на водопровод и систему водоснабжения и канализации (0,3%),
налога на страхование жизни и ряда других мелких налогов.
Среди местных налогов, устанавливаемых провинциями, необходимо отметить следующие:
налог на недвижимость (14,9% муниципального дохода),
налог на экономическую деятельность (3,4%),
налог на автотранспорт (4,1%),
налог на возрастающую стоимость земельных участков,
налог на строительство зданий общественной значимости, налог на вывоз мусора и т.д.
Таким образом, в основе формирования региональных бюджетов лежат не столько собственные источники, сколько субсидии, то есть налоги перераспределяются «сверху вниз».
Налог на прибыли компаний. Финансовую отчетность компаний в Испании составляют следующие документы: отчетный баланс, отчет о доходах и годовой отчет в своих стандартных формах плюс финансовый отчет, составляемый руководством компаний по всем основным вопросам финансового состояния компании и результатам ее деятельности за год. Все это представляется в соответствующие органы в срок не позже трех месяцев после завершения отчетного периода.
Прибыли, получаемые иностранным юридическим лицом через постоянное деловое представительство, облагаются налогом по обычной 35 %-ной ставке. Для доходов, получаемых из источников в Испании, таких как дивиденды, проценты, роялти, доходы от сдачи в аренду недвижимости, предусмотрено обложение налогом у источника по твердой ставке 25%, и по переводимой за рубеж перестраховочной премии- по ставке 4%. Платежи "за управление" и в погашение "общих административных расходов", переводимые в пользу головной конторы отделениями и деловыми учреждениями иностранных компаний, облагаются по фиксированной ставке- 14%. Для доходов в виде прироста капитала действует стандартная ставка 35%.
Законом также определен ряд ситуаций, в которых налог в Испании не удерживается, несмотря на то, что доход получен в Испании. Такие льготы действуют в следующих случаях: для нерезидентов, получающих доходы от вложений в испанские государственные облигации, при условии, что получатель не имеет постоянного делового учреждения в Испании; для доходов, получаемых от сдачи в аренду контейнеров и в бербоут-чартер морских и воздушных судов, используемых в международных перевозках. Кроме того, аналогичная льгота предусмотрена для резидентов стран-членов ЕС, получающих доходы от их вложений в испанские предприятия, при условии, что получатель не имеет существенного интереса в капитале испанского предприятия (более 25% его акционерного капитала) и что это предприятие не занимается в основном инвестированием в испанскую недвижимость. 1
Облагаемым доходом считается прибыль, рассчитываемая как разница между валовым доходом предприятия и расходами, непосредственно связанными с деятельностью, приносящей доходы предприятию.
Стандартная ставка налога на прибыль составляет 35%. Кроме того, все компании должны платить в пользу местных торговых палат специальный налог по ставке, составляющей 1,5% суммы начисленного налога на прибыль.
Для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний ставка налога увеличена до 40%, но они при этом имеют существенные льготы в виде свободного определения норм амортизационных отчислений, применения широких скидок на истощение недр и т.д. Компании взаимного страхования и кредитные кооперативы платят налог на прибыль по ставке 26%, производственные кооперативы - по ставке 20%.
США. Для современной американской налоговой системы характерно параллельное использование основных видов налогов как федеральным правительством, так и правительствами штатов и местными органами власти. Это относится к подоходным налогам и акцизам на отдельные товары, к налогам с наследств и дарений, к взносам в фонды социального страхования.
В результате население уплачивает три вида подоходного налога (федеральный, штатный и местный), два вида поимущественного налога и универсального акциза (штатный и местный). В цене ряда товаров широкого потребления, например, табачных и винно-водочных изделий, горючего, содержится пять видов акциза (федеральный акциз, штатные и смежные универсальные и специфические акцизы) акцизы на отдельные товары в отличие от общего, или универсального, акциза (общего налога с продаж, которым облагаются все виды товаров и целый ряд услуг). Отдельные налоги взимаются либо только федеральным правительством (таможенные пошлины), либо правительствами штатов и местными органами власти (поимущественные налоги и универсальные акцизы).
Наиболее значительными в современной налоговой системе федерального правительства являются подоходные налоги, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог.
Более 70% всех налоговых поступлений дают прямые налоги.
В прямых налогах большой удельный вес в настоящее время занимают федеральные подоходные налоги - более 40%.
Заключение
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.
В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. Начиная с Адама Смита (1776) четырьмя основными принципами или канонами налогообложения считаются справедливость, определенность, удобство и эффективность или нейтральность.
Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права, ибо налогообложение есть смен форм собственности:
1) принцип равного налогового бремени;
2) принцип установления налогов законами;
3) принцип отрицания обратной силы налоговых законов;
4) принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами;
5) принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе;
6) принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.
Организационные принципы налогообложения – это положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов:
1) Принцип единства налоговой системы
2) Принцип подвижности (эластичности)
3) Принцип стабильности
4) Принцип множественности налогов
5) Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 30.12.2006г. № 6-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ в ред. от 30.12.2006г. № 268-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право – М.: Юриспруденция, 2000.
Грисимова Е.Н. Налогообложение. – СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2002.
Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Згурский О. Налоговая система Испании // Школа бухгалтера. № 9, 2005.
Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М.: Фонд «Правовая культура», 2005.
Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПБ.: Питер, 2007.
Риккардо Д. Принципы политической экономии и индексации. – М., 1975.
Смит А. Здоровье нации. – М., 1950.
http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
http://www.polpred.com
Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 6.
Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ в ред. от 30.12.2006г. № 268-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 8.
Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПБ.: Питер, 2007. С. 19.
Грисимова Е.Н. Налогообложение. – СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2002. С. 9.
Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПБ.: Питер, 2007. С. 20.
Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 14.
Смит А. Здоровье нации. – М., 1950.
Риккардо Д. Принципы политической экономии и индексации. – М., 1975.
Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1999. С.52.
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право – М.: Юриспруденция, 2000.
Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ в ред. от 30.12.2006г. № 268-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 3.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) в ред. от 30.12.2006г. № 6-ФКЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 75.
Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 64.
Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ в ред. от 30.12.2006г. № 268-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 3.
Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ в ред. от 30.12.2006г. № 268-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 4.
Там же. Ст. 3.
http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
http://www.polpred.com
Згурский О. Налоговая система Испании // Школа бухгалтера. № 9, 2005.
Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М.: Фонд «Правовая культура», 2005. С. 23.
29
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993г.) в ред. от 30.12.2006г. № 6-ФКЗ // http://www.consultant.ru.
2.Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ в ред. от 30.12.2006г. № 268-ФЗ // http://www.consultant.ru.
3.Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право – М.: Юриспру-денция, 2000.
4.Грисимова Е.Н. Налогообложение. – СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2002.
5.Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2005.
6.Згурский О. Налоговая система Испании // Школа бухгалтера. № 9, 2005.
7.Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
8.Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. – М.: Финансы и стати-стика, 1999.
9.Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). – М.: Фонд «Правовая культура», 2005.
10.Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПБ.: Питер, 2007.
11.Риккардо Д. Принципы политической экономии и индексации. – М., 1975.
12.Смит А. Здоровье нации. – М., 1950.
13.http://www.gks.ru – официальный сайт Федеральной службы го-сударственной статистики
14.http://www.polpred.com
Вопрос-ответ:
Какова сущность принципов налогообложения?
Сущность принципов налогообложения заключается в определении основных правил и норм, которые регулируют процесс и условия налогообложения в стране. Они обеспечивают справедливость, прозрачность и эффективность системы налогового обложения.
Для чего нужны налоги?
Основная функция налогов - финансирование государственных расходов. Налоги обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами для обеспечения функционирования и развития государства, осуществления социальных программ и услуг.
Какие принципы налогообложения существуют?
Существуют различные принципы налогообложения, включая принцип справедливости, принцип определенности налогообложения, принцип удобства и простоты определения налоговой обязанности, принцип эффективности и нейтральности, юридические и организационные принципы.
Что такое принцип справедливости налогообложения?
Принцип справедливости налогообложения предполагает, что налоги должны быть распределены справедливо и пропорционально доходам и возможностям налогоплательщиков. Это означает, что те, у кого больше доходов, должны платить больше налогов, а те, у кого меньше доходов, должны платить меньше налогов.
Какие организационные принципы применяются в налоговой системе?
В налоговой системе применяются организационные принципы, такие как принцип единства налогообложения (когда налогообязательства рассчитываются и уплачиваются единообразно для всех налогоплательщиков), принцип прямого налогообложения (когда налоги уплачиваются непосредственно налогоплательщиками), принцип учета нормативов, снижающих налоговое бремя (когда предусматривается использование социальных дополнений и налоговых льгот для снижения налоговых платежей).
Что такое налоги и каковы их функции?
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в целях финансирования его деятельности. Они выполняют несколько функций: фискальную (получение средств для бюджета), регулирующую (воздействие на экономику и социальные процессы) и распределительную (сокращение неравенства в обществе).
Каковы основные принципы налогообложения?
Основные принципы налогообложения - это справедливость, определенность, удобство и простота определения налоговой обязанности, эффективность и нейтральность. Справедливость предполагает равномерное распределение налоговой нагрузки, определенность - понятность и предсказуемость налоговой системы. Удобство и простота определения налоговой обязанности означает минимальные затраты на администрирование налогов. Эффективность и нейтральность налоговой системы позволяют не искажать экономические решения субъектов хозяйствования.
Какие принципы относятся к юридической стороне налоговой системы?
К юридической стороне налоговой системы относятся принципы легитимности, правовой равноправности, адекватности и оправданности налогового бремени, принципы стабильности и защиты налогоплательщиков. Легитимность предполагает соответствие налогового законодательства правовым принципам. Правовая равноправность означает равные права и возможности для всех участников налогообложения. Адекватность и оправданность налогового бремени предполагают соответствие объема и структуры налоговых доходов и возможностей налогоплательщиков. Принципы стабильности и защиты налогоплательщиков гарантируют стабильность налоговой системы и защиту интересов налогоплательщиков.