Основные направления мотивации трудовой деятельности.
Заказать уникальный реферат- 10 10 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 05.07.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Определение мотивации
2. Основные понятия и механизмы мотивации
3. Методы мотивации трудовой деятельности
Список использованной литературы
Стимул не всегда перерастает в мотив, например, если он требует невозможных или неприемлемых действий от работника. Для возникновения определенных мотивов стимул должен быть осознан и принят работником. В процессе восприятия и оценки стимула и образования неактуализированного мотива стимул может быть предварительно принят или отторгнут человеком. Если стимул предварительно принимается, происходит актуализация мотива, то кратчайший путь к действиям обеспечивается при наличии определенной установки.
Установка - это готовность, предрасположенность человека к определенным действиям или поведению в конкретной ситуации [8, С.43-44]. Она связывает притязания и ожидания с прошлым опытом действий в аналогичной ситуации.
Установка обеспечивает стереотипное восприятие стимула и сокращает путь от потребности к деятельности. Функция установки в мотивационном механизме - превращение волевого импульса, идущего от потребности, в актуализированный мотив, если установка позитивна при наличии негативной установки - отторжение мотива, его ослабление или консервация.
В том случае, если работник сталкивается с совершенно новой для него ситуацией, относительно которой у него отсутствуют прошлый опыт и установки, в механизм мотивации включатся еще одно звено - познавательный рационально-оценочный процесс. Его содержание заключается в анализе имеющейся в стимуле информации, соотнесении ее с личными ценностями, ситуацией, в оценке возможного ущерба, который может произойти в процессе достижения стимула, рассмотрении других мотивов, если они существуют. Происходит борьба мотивов и принимается решение об актуализации мотива или его консервации, или отторжении. Актуализированный мотив превращается в движущую силу поведения человека и завершает цикл мотивационного механизма.
Механизм мотивации характеризует лишь общие звенья мотивационного процесса и не дает представления о формировании, силе, длительности действия, структуре, субординации, особенностях взаимодействия различных мотивов. Все эти аспекты процесса мотивации содержатся в теориях трудовой мотивации.
3. Методы мотивации трудовой деятельности
Выделяют четыре основных метода мотивации:
1. Принуждение - основывается на страхе увольнения, наказания.
2. Вознаграждение - осуществляется в виде систем материального и нематериального стимулирования труда.
3. Солидарность - реализуется путем формирования у персонала ценностей и целей, близких или совпадающих с ценностями и целями организации, и осуществляется с помощью убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятного рабочего климата.
4. Приспособление - подразумевает оказание влияния на цели и задачи организации путем частичного приспособления их к целям менеджеров высшего и среднего уровней [9, С. 134-136]. Этот вид мотивации требует передачи полномочий на нижние уровни, и это становится внутренним мотивом, объединяющим цели менеджмента и персонала организации.
Список использованной литературы
Архипова Н.И., Артемов О.Ю., Ермакова И.Н. Овчинникова Н.В. Кадровый менеджмент. - М.: ПРИОР, 2001, 456 с.
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник. Гриф МО РФ. Издательство "Юнити". 2005. - 560 с.
Векша Л.Н. Концепции мотивации и регуляции поведения личности в психологии: учебное пособие: М. – 2001 - С. 32
Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2006. – 624 с.
Дятлов В.А.и др. Управление персоналом. - М.:ПРИОР, 2000.-511 с.
Магура М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления // Управление персоналом. - 2003. - №6.- С.22-23
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 309 с.
Травин В.В. Дятлов В.А Основы кадрового менеджмента: Учебное пособие. - М.: Феникс, 2001. – С.127
Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. М.: "Экзамен", 2006.- 368 с.
2
1.Архипова Н.И., Артемов О.Ю., Ермакова И.Н. Овчинникова Н.В. Кадровый менеджмент. - М.: ПРИОР, 2001, 456 с.
2.Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник. Гриф МО РФ. Издательство "Юнити". 2005. - 560 с.
3.Векша Л.Н. Концепции мотивации и регуляции поведения личности в психологии: учебное пособие: М. – 2001 - С. 32
4.Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2006. – 624 с.
5.Дятлов В.А.и др. Управление персоналом. - М.:ПРИОР, 2000.-511 с.
6.Магура М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления // Управление персоналом. - 2003. - №6.- С.22-23
7.Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 309 с.
8.Травин В.В. Дятлов В.А Основы кадрового менеджмента: Учебное пособие. - М.: Феникс, 2001. – С.127
9.Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. М.: "Экзамен", 2006.- 368 с.
Вопрос-ответ:
Что такое мотивация?
Мотивация - это внутреннее состояние, которое побуждает человека к определенным действиям или достижению целей.
Какие понятия и механизмы связаны с мотивацией?
Основными понятиями и механизмами мотивации являются потребности, цели, ожидания, удовлетворение и стимулы. Потребности влияют на формирование мотивов, цели направляют действия, ожидания оценивают вероятность достижения цели, удовлетворение является результатом достижения цели, а стимулы предоставляют внешние факторы, которые активизируют мотивацию.
Какие методы используются для мотивации трудовой деятельности?
Для мотивации трудовой деятельности применяются различные методы, такие как материальное стимулирование, нематериальное стимулирование, развитие возможностей для карьерного роста, создание комфортных условий работы, поощрение и признание достижений, установление четких целей и ожиданий, обратная связь и пр.
Может ли стимул стать мотивом, даже если он требует невозможных действий от работника?
Нет, стимул не всегда перерастает в мотив, особенно если он требует невозможных или неприемлемых действий от работника. Для возникновения мотивации стимул должен быть осознан и принят работником.
Какие факторы оказывают влияние на формирование мотивации?
Формирование мотивации зависит от ряда факторов, таких как профессиональные интересы, ценности и убеждения, справедливость и равноправие, социальная поддержка, возможности для саморазвития, оценка и признание, вознаграждение и пр.
Что такое мотивация?
Мотивация - это внутренняя или внешняя сила, побуждающая человека к выполнению определенных действий или достижению целей.
Какие основные понятия и механизмы мотивации существуют?
Основные понятия и механизмы мотивации включают в себя потребности, ценности, ожидания, удовлетворение, выбор, усиление и др.
Какие методы мотивации трудовой деятельности существуют?
Методы мотивации трудовой деятельности могут включать финансовые стимулы, повышение квалификации, возможности развития и карьерного роста, признание и поощрение результатов работы, установление четких целей и т.д.
Почему стимул не всегда перерастает в мотив?
Стимул не всегда перерастает в мотив, если он требует невозможных или неприемлемых действий от работника. Для возникновения определенных мотивов стимул должен быть осознан и принят работником.