Имидж политического лидера в России: гендерный аспект
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 21 + 21 источник
- Добавлена 21.05.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I глава - Теоретико-методологическая
1. Политическое лидерство в истории политической мысли
2. Проблемы исследования имиджа политического лидера
3. Гендер. Освоение гендерного равенства
II глава - Гендерный аспект (стереотипы) политического лидерства в современной России
2.1 Программа социологического исследования
2.1 Результаты исследования
Вывод
Список литературы
Для того чтобы встать на ноги, женскому движению было необходимо идейное подспорье. Философы, историки, социологи были убеждены в гражданской неполноценности и несостоятельности женщин. Особую роль в обосновании общественной значимости движения за женское равноправие сыграли марксисты.
Основные подходы к женскому вопросу изложены в работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Наемный женский труд создает экономические предпосылки для независимости и самостоятельности женщин. А это разрушает основы старой семьи. К тому же положение женщин-тружениц есть положение классовое. Они относятся к классу пролетариев, следовательно, их задача освобождения от социального неравенства совпадает с задачей освобождения пролетариата. Ведь только в обществе свободном от эксплуатации и угнетения возможны равноправные отношения между мужчиной и женщиной. Марксистский подход поддерживал только одно направление женского движения. Суффражистки, добивающиеся признания политических прав женщин, не нашли поддержки в их идеологии. Марксисты вели с суфражистками и всем либеральным феминизмом борьбу, как с представительницами буржуазной системы. Вплоть до 60-х годов эта борьба раскалывала женское движение, ослабляя его.
Несмотря на все преграды, женскому движению удавалось медленно, но верно добиваться прав. В конце XIX начале XX века женщинам удалось добиться права на образование, позднее право голоса и быть избранными в местные, затем в высшие эшелоны власти. Но вся сложность заключалась в том, что завоеванными правами надо было научиться пользоваться.
Освоение права быть избранными в структуры власти давалось тяжелее всего. Редкая женщина осмеливалась вступить на политическое поприще, ведь только особые обстоятельства заставляли идти их в политику. Политическое поведение женщин меняется к концу 60-х началу 70-х годов XX века.
В 1970-х годах предметом западных исследований стало положение женщины в СССР, в том числе ее политическая деятельность. Это произошло в значительной мере под влиянием женского движения и развития феминистских академических исследований. Взоры американских и европейских исследователей устремились в направлении той страны, которая одной из первых провозгласила равенство полов. Там, однако, они обнаружили, что вопреки декларациям женщины практически исключены из сферы принятия решений, у женщин отсутствует доступ в высшие политические сферы (напр., Browning 1985, Moses 1978). Объяснение причин давалось в том же ключе, что и для западных обществ (см. Темкина в этом же сб.): механизмы рекрутирования элиты в СССР в сочетании с процессом социализации определяет возможности для политической женщины (the political woman). Женщины либо не участвуют в политике, либо занимают в ней второстепенные позиции.
Политическая маргинальность женщин в советском обществе объяснялась, с одной стороны, недостаточной мотивированностью участия, а, с другой, - дискриминацией (Lapidus 1978).
Поскольку женщина в СССР и работала в общественном производстве, и выполняла основные обязанности в частной сфере, она была ограничена в возможностях политического участия (ситуационное объяснение).
В политике женщины в большинстве своем были ответственны за сферы здравоохранения, образования, социального обеспечения, за отрасли легкой промышленности (структурное объяснение).
Женщины, как правило, имели и имеют иное, по сравнению с мужчинами, образование. Социализация ориентирует мальчиков на технические профессии, а девочек - на те специальности, которые легче совмещаются с семейными обязанностями (учитель, врач и пр.) (Lapidus 1978: 224).
Разумеется, недемократический характер советского режима прежде всего определял сущность политического участия вообще и женского участия, в частности. Кроме того, особенности гендерной системы и социальной конструкции гендера влияли и продолжают влиять на политическое поведение женщин в переходный период.
Тема “женщина и политика” получила новое звучание в 90-е годы, поскольку появились возможности проведения конкретных исследований, и что не менее важно, появились новые интерпретации гендерного измерения политики (Сarnaghan & Bahry 1990, Voronina 1994, Константинова 1992, Кочкина 1992, Осадчая 1991). Воронина, например, считает, что феномен “женского политического аутсайдерства” объясняется советской эмансипацией, которая ориентировалась на мужчину как на образец; комбинацией формального равенства полов, отсутствия реального равенства и обструкции женского движения (Voronina 1994).
На мой взгляд, тенденции политического участия женщин определяются особенностями гендерной системы советского общества (среди которых существуют как общие социализационные, структурные и ситуационные факторы, так и специфические факторы, влияющие на политическую деятельность) и циклами политической трансформации
II глава - Гендерный аспект (стереотипы) политического лидерства в современной России
2.1 Программа социологического исследования
Женщины в политическом процессе современной России
Тема – роль гендерного аспекта в восприятии имиджа политического лидера в современной России.
Гипотеза – гендерный аспект влияет на формирование и восприятие имиджа политического лидера.
Цель – выяснить влияние гендерного аспекта на формирование и восприятие имиджа политического лидера.
Задача
Провести интеврьюирование,
Проанализировать влияние гендерного аспекта на формирование и восприятие имиджа политического лидера
Методология
Экспертный опрос – 10 экспертов
Анализ результатов
2.1 Результаты исследования
Проанализируем образ политического лидера , который сформировался в процессе интервьюирования.
Гендерное неравенство в политике, низкий уровень представленности женщин на уровне принятия политических решений в последнее время все чаще становится объектом исследований, и все большую значимость приобретает проблема его преодоления. Если с конца XIX в. и особенно первых десятилетий ХХ в актуальной проблемой было предоставление женщинам избирательных и других гражданских и политических прав, то в последние десятилетия социологи и политологи все чаще говорят также о проблеме вхождения женщин во власть, проблеме гендера, распределения властных ресурсов и полномочий. Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживают основанную на признаке пола социальную структуру, воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом. Индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно обуславливаемые ими, системы господства и властвования.
Во многих обществах мужчин и женщин не только воспринимают и оценивают поразному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в способностях различия в распределении власти между ними.
Традиционный подход к разделению понятий мужское и женское неизбежно предполагал заведомое неравенство мужчин и женщин, мужское доминирование и женское подчинение. Власть в целом, и политическая власть в частности, традиционно, на протяжении многих веков и даже тысячелетий ассоциировалась исключительно с мужским полом. Власть, как правило, основываемая на насилии, могла принадлежать и принадлежала только мужчинам. В общественном сознании и практике доминировала схема распределения властных полномочий, при которой мужчина, как правило, рассматривался как субъект власти, а женщина – ее объект, причем эта схема была характерна для всех общественных сфер (от семьи до государственного управления).
Решающее влияние на социализацию пола оказало так называемое первичное разделение труда между мужчиной и женщиной, определившее кардинально различные условия существования для них, распределение их социальных ролей и позиций в обществе в целом и доступе к власти в различных его институтах. На ранних этапах развития человеческого общества естественное разделение труда не привело поначалу к экономическому неравенству мужчин и женщин, т.к. доминировали коллективные формы производства и потребления, однако, со временем, с появлением и развитием частной собственности и государства это разделение углублялось. Сосредоточение основных
материальных богатств в руках группы людей вело не только к классовому, но и гендерному неравенству. Несмотря на то, что именно женщины выполняли
чрезвычайно ценную для общества функцию – репродуктивную, именно они оказались в результате этого разделения в зависимом положении, стали объектом «мужской власти».
В самое последнее время, может быть, под влиянием даже западных феминистских направлений, у нас стали, наверное, к женщинам относитсяс уже большим пониманием. Так что, женщины и в политике, и в других сферах деятельности, могут, действительно, преуспеть. Раньше у нас прокламировалось равенство. Но, на самом деле, традиции очень сильны: патриархальные, традиционные. Поэтому, всегда было, что женщина – это, прежде всего, семья. Мужчина – это, прежде всего, работа. Это до сих пор сохраняется, появляется феминизм, снобизм, но это воспитывает Петербург, а в провинциях, не смотря на средства массовой информации, всё равно, все вот эти образы. Трудно об этом говорить, потому что в каждой позиции есть свои плюсы и минусы. Если мы хотим развивать рождаемость, тогда женщина должна сидеть дома и заниматься семьёй. Если мы хотим, действительно, идти по европейскому пути, тогда женщина участвует во всех сферах деятельности, тогда уже её не будут открывать дверь, не будут уступать место, надо быть готовым к этому тогда.
Женщин-политиков очень мало. Представительная теория демократии, ставящая в основу принцип естественной справедливости или символического равенства, дает базис для требования женщин иметь равноправный доступ к политической власти, к управлению в различных сферах (образование, бизнес, производство и т.д.), так как, говоря словами американской исследовательницы Сьюзан Кэролл, «большее представительство их рассматривается как демократическое право, отсутствие активного участия женщин видится как индикатор того, что демократическая система работает неисправно». Согласно этой логике, законодательный орган может функционировать демократически только в том случае, если он действует как общественный форум для выражения всех точек зрения. Ввиду этого парламентская демократия требует увеличения присутствия женщин как самоцель, безотносительно, привносит ли оно перемены. Близко к этому взгляду находятся идеи о пропорциональном представительстве. Согласно теории пропорционального представительства, различные группы населения, в том числе женщины, должны быть представлены в верхних эшелонах власти пропорционально их количеству в общей массе населения.
В центре второй группы доказательств находится взгляд, что вхождение большего числа женщин в политические структуры и доступ их к власти в целом послужило бы оздоровляющим началом в исправлении дурной славы, которую приобрели и политики, и политическая жизнь в последние годы. Исключение женщин из процесса принятия решений сохранило их имидж неиспорченным участием в политической коррупции. Таким образом, от них скорей можно ожидать действий «свободных от влияния специальных интересов». Сторонники этой теории считают, что женщины в силу их достаточного образовательного уровня (образовательный и профессиональный уровень современных женщин во многих странах находится на уровне мужчин или даже опережает его) способны занимать важные посты, дискриминация, и как результат неиспользование их на ответственных должностях, становится существенной потерей для общества. В третьих, представительная демократия требует более активного вхождения женщин во власть потому, что тогда, согласно мнению сторонников этой теории, значительным изменениям могли бы подвергнуться и политическая культура, и политическая повестка. В силу отличия жизненного опыта их политические приоритеты отличаются от приоритетов мужчин. И, следовательно, избрание большего числа женщин на властные посты привело бы к изменениям в общественной политике. Исследователи, опираясь на опыт стран с развитым представительством женщин, утверждают, что они склонны больше внимания уделять таким вопросам, как защита окружающей среды, ядерное разоружение, здоровье, забота о детях. Чем больше женщин достигает политических вершин, тем свободнее они себя чувствуют, поднимая «женские» вопросы, большее их число на ответственных постах облегчает артикуляцию интересов, ценностей, стимулирует обсуждение важных с точки зрения проблем, по которым чаще могут приниматься законы.
Вместе с тем присутствие женщин на ответственных и важных должностях в преимущественно мужских по составу органах власти (например, парламент, кабинет министров, городской совет), т.е. их символическое представительство, обычно слабо отражается на политических приоритетах и не гарантирует, что перемены произойдут. Как отмечает британская исследовательница Джил Бестидински «при таких условиях женщины добиваются доступа к власти либо потому, что действуют как мужчины, либо они находят мало поддержки среди своих коллег – мужчин, если они стараются выразить взгляды, отражающие женские интересы».
Мы знаем женщину-губернатора, мы знаем несколько женщин в Думе, теперь в Законодательном Собрании у нас больше женщин стало, раньше была одна Евдокимова, фактически. Это - редкая птица женщина-политик, профессиональный политик. Ещё с советских времён – Терешкова, ещё несколько таких, министр культуры Фурцева. Это – очень, всегда, редкие птички. Да и сейчас, в Думе мало женщин, в Законодательном Собрании Петербурга стало 5 женщин, что это? Всё равно, мало. Если у нас в населении преобладают женщины, то в политике, здесь, несопоставимы эти данные. Ну, это нормально. Тут и дети, и семья, и женская сфера... Хотя есть Оксана Дмитриева, которая сразу всё совмещает. Ну. Вот, видите, я сразу всех и назвал. Матвиенко, вот, Оксана Дмитриева, значит, Горячева и ещё, там, несколько, Слизка, там, в Думе. Но, опять же, если кто-то очень яркая, возьмём из Питерских дам, у нас, вот, те же, Матвиенко, Оксана Дмитриева и, пожалуй, Евдокимова. Вот три наших женщины, за всю эту пост… историю только три эти дамы и возникли. Всё. Все остальные в самом начале пути приобщения женщин к политике. Хотя сейчас на уровне, начиная с малого бизнеса и гражданского общества, там уже женщины начинают работать и это – очень хорошо.
Во-первых, нет единого варианта. Как минимум, выделяется 4 образца. 1-й вариант – это женщина-политик советского образца, то есть: она может претендовать на смягчённый образ, но, по большому счёту, такая женщина-функционер. Госпожа Слизка. Кроме того, вы немало подобных образцов найдёте в государственной Думе среди женщин, которые представляют КПРФ. 2-й образец – это женщина-интеллектуалка, на самом деле. Редкий случай реально. Наиболее типичный образец – это Оксана Дмитриева. 3-й типаж – это бизнес-леди в политике. Ну, понятно, что Хакамада сюда напрашивается и, по большому счёту, Валентина Ивановна тоже, на сегодняшний день. Ну, и 4-й типаж, он такой, как бы, очень расплывчатый – это такой, как бы, сильный образ, где женщина пытается. По сути дела, на уровне принятия политических решений использовать стратегии частной приватной жизни. Вы меня извините, пожалуйста. Вот, госпожа Малиновская. Она лидером не является, но тем не менее, это некая претензия.
Она заявляет открыто. Я – не женщина, я – политик. Всё – сразу. То есть, ни с какими женскими вопросами, там, женские общественные организации, они её поддержали во время выборов. А впоследствии, она с ними не общается. И даже не пытается озвучить сугубо женскую проблематику. Почему? Потому что ей это повредит. И здесь возникает вопрос: имеет ли профессия гендер? И мы отвечаем, я говорю о социологах, об исследователях: да, имеет. И политика имеет мужской гендер. Почему она так говорит: Я – не женщина, я – политик? При этом, во внешнем своём облике, она даже перебарщивает, на мой взгляд, с атрибутами женственности.
Позиционирует себя как супер женщины. Сладкий. Сладкий. Обилие украшений. При этом, если будут украшения, то будут и цветы какие-то искусственные, и шарфы и т.д. Сейчас длинные волосы, посмотрите, отпустила вместо стрижки. Обязательно, помимо брючных костюмов, она носит и платья, и юбки. Большое количество вышивки, то есть, действительно, женственная одежда. Маникюр, макияж, духи. Всё это она использует. Именно как женщина и как женщина, такая, традиционная, которая должна следить за собой. Она, в конце концов, могла бы как Анжела Меркель выглядеть, вот такая не яркая, у неё – очень лёгкий макияж и, в общем-то, одежда, никак не скажешь, что она – элегантная, с точки зрения женственности. Костюм, чаще всего, брючный тёмных тонов, никаких украшений она не надевает, кроме небольших серёг. Наша Валентина Ивановна, посмотреть на неё, - это гламурная, вообще, дамочка. Высокие каблуки обязательно. Зачем ей в её возрасте эти высокие каблуки? Зачем? Шпилька – это, вообще, атрибут женственности. Более того, атрибут сексуализированного имиджа. Тем не менее, она это носит. Она демонстрирует, что принадлежит к женской половине человечества, а ведёт себя по мужскому гендеру.
Многоуровневость мышления помогает женщинам-политикам. Поскольку женщина тоже на протяжении длительного исторического периода научилась держать в руках и в поле своего зрения массу вещей, массу предметов. Представим, мужчина уходит на охоту. Он занимается только тем, что выслеживает зверя. Выследить. Завалить и т.д. Женщина, оставаясь дома, должна держать в руках массу нитей. Она должна контролировать очаг, приготовление пищи, здоровье детей, где они находятся, бдеть их постоянно, чтобы они никуда не потерялись, обеспечивать быт, жёстко планировать своё время, очень чётко по минутам и по секундам плюс ещё планировать всё на завтра и т.д. И вот это умение держать массу вещей в поле своего зрения, оно в политике является, конечно, очень ценным. И это женщинам может помочь. Плюс, конечно, эти женские технологии устанавливать контакты, общаться, говорить, уметь выслушать и услышать своего собеседника, избирателя с традиционно, например, женскими проблемами, если это – проблемы семьи, проблемы детей и т.д. Женщины имеют гигантский опыт в этом. Есть даже такое понятие женская культура и дары, которые мы получаем как женщины, усваивая эту женскую культуру: умение кормить, умение заботиться, умение поддержать слабого, умение держать весь жизненный уклад в своих руках. Это, конечно, помогает. Но женщина не сможет быть успешной в качестве политика, не имея прочный тыл. Если муж и дети не поддерживают её…
Они, по факту, политики, по роду деятельности. Если они представлены в сферах власти, то они, по определению, политики. Другое дело, что если помимо профессиональных качеств и успешности ещё есть некая модель поведения, которая воспринимается весьма адекватно окружающими. Тут всё сложней. Вот, даже, с той же Оксаной Дмитриевой, когда мы смотрели уровень известности – 17%. Смехотворный показатель. Правда, те кто её знает, её поддерживают и доверяют.
Однако, не стоит забывать, что мужчины и женщины имеют разный опыт, знания, интуицию. Учет видения тех и других может привести к формулированию и проведению более сбалансированной и просвещенной государственной политики.
Интересно, что все перечисленные аргументы актуальны для России переходного периода, особенно во времена, когда сама правомерность демократических реформ ставится под сомнение общественностью, когда для выхода из кризиса необходимы очень неординарные решения, гибкость, стабильность и мир. Кроме того, женщины склонны заниматься решением насущных вопросов, которые мало интересуют иди вообще не интересуют мужчин.
Как показывает исследование гендерных аспектов российской элиты, существуют гендерные различия в сфере интересов деятельности депутатов ГД РФ. Ответы на вопрос о том, работу в каких двух парламентских комитетах, кроме того, членом которого они являются в настоящее время, предпочли бы депутаты в '"первую" и "вторую" очередь, не являются гендерно нейтральными. Ни один из опрошенных мужчин-депутатов не намерен выбирать комитеты, имеющие дело со здравоохранением, семейной политикой, социальным обеспечением, гендерным равенством, причем ни в первую, ни во вторую очередь
Первая проблема связана с тем, что политические решения у нас принимаются не в законодательных структурах, а в рамках, так называемых, неформальных практик, в саунах, ресторанах и т.д., и т.д. куда женщина, по определению, попасть не может. 2-й момент, то, что связано непосредственно с продвижением. Ну, практика показывает, что достаточно успешны женщины, которые первоначально идут за плечами политика. Если возьмём, допустим, городской уровень, депутатов законодательного собрания прошлого созыва, Зоя Заушникова, которая стала депутатом. Только благодаря тому, что, будучи помощником Миронова, фактически пришла на его место при его поддержке.
Завоевание женщинами политической власти связано с многочисленными трудностями на пути ее удержания и эффективного использования. Человеческая история это история господства так называемой патриархатной модели общества, в основе которой лежит мужское доминирование. В прошлом оно провозглашалось вербально и закреплялось идеологически и институционально. Женщины оказались подвластны мужьям внутри семьи, а в составе группы – мужской власти. Властные позиции мужчин поддерживались в обществе и формально с помощью права, и неформально – общепринятыми правилами повседневной жизни, обычаями, традициями. И если в законодательном порядке в абсолютном большинстве стран ограничения на доступ женщин к политике и власти сняты, то неофициальные ограничения и преграды продолжают существовать. В конце ХХ – начале ХХI вв. несмотря на разработанные законодательства, определенный прогресс, содействие различных международных организаций, мужское доминирование поддерживается как на уровне сознательных стереотипов (например, политика – не женское занятие), так и на уровне бессознательного (пример – язык)
Очень хороший пример депутата законодательного собрания Сергей Николаевича Никешина, который пришёл совсем мальчишкой, там, лет 30 , даже меньше ему было, когда он пришёл в Законодательное собрание, отсидел там уже 4 срока, был председателем бюджетного комитета и когда это место занял Барканов, он не впал не в прострацию, не в ярость, никаких действий не демонстрировал. Результат – более, чем показательный. Теперь человек возглавляет строительный комитет. А для Петербурга, который сейчас собираются реконструировать, важнейший пост, на самом деле. Пример гибкости. Гибкости и осторожности.
Бывают женщины и с довольно экстремистскими взглядами. В том –то и проблема этой темы. Что имеется в виду гендер не как пол мужчина и женщина, а как социальный пол в восприятии людей.
Гендерность влияет на восприятие политического лидера. Если существует стереотипность, то как она действует. Образ, имидж должен соответствовать стереотипу, женщина - защитница слабых, ей ближе человеческие проблемы.
Само понятие гендера многозначно, поскольку гендер – это социальный пол. И, в общем-то, в науке речь идёт о гендерах, по сути. Поскольку, в европейской культуре, а мы живём в рамках европейской культуры, есть нормативные представления о гендере: мужской гендер, женский гендер; каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина. Представление складывалось на протяжении всей европейской и, в том числе, нашей российской истории. Поэтому есть такое понятие как гендерная норма. И в связи с этим у нас есть чёткие представления какой должен быть мужчина, что такое мужественность, какой должна быть женщина, что такое женственность. Мужчина олицетворяется с человеком активным, напористым, ответственным, который принимает серьёзные решения. У нас, в данном случае, когда мы говорим о политике России, это – отец, защитник, да, вот такой архетип. Отец, защитник, заступник, которой является прочной опорой для женщины и т.д. Женщина отвечает, прежде всего, за приватную сферу, семья, рождение детей. Соответственно, она должна быть терпеливой, мягкой, заботливой. В то же время, европейский и российский образ отличаются. У нас женщина в славянской культуре, это ещё и активные личности и история знает таких. Вот. Ну, чтобы тут не скатиться к лекции о гендерной психологии, скажу, что в связи с нашими представлениями, мы и обращаем внимание на гендер политика. В связи с тем, что у нас у каждого есть гендерные стереотипы, понимание гендерных ролей в нашем сознании.
Проблема завоевания и удержания власти женщинами связана также с неравным распределением в обществе властных ресурсов. Как известно, существует несколько типов ресурсов власти – экономические, социальные, культурноинформационные, но самыми эффективными и влиятельными считаются ресурсы силовые (оружие, армия, полиция, суд, прокуратура), т.к. они могут лишить человека самых важнейших его ценностей – имущества, свободы и жизни. Во всех странах традиционно обладателями силовых ресурсов являются мужчины. В абсолютном большинстве стран служба в армии женщин не является обязательной, в отличие от мужчин. Даже в тех странах, где женщин по достижении совершеннолетнего возраста призывают на службу, они все равно
выполняют меньше обязанностей будучи в армии и при ведении военных действий их как правило не отправляют на передовую.
В России демографическая картина каким образом выглядит: 53 % населения в России – это женщины, 47- мужчины. В Петербурге – 55% - женщины, 45 – мужчины. Что мешает женщинам, если бы выбирали по признакам пола, выбрать парламент из женщин, президента – женщину, ну, губернатор у нас сейчас женщина, получилось так, что 2 женщины вышли в финал. Вот. Мы бы, вообще, выбирали женщин. Но, вместе с тем, у нас на 65% электорат, те люди, кто приходит и голосует реально, - это женщины в старшем возрасте в большинстве своём. Самые активные избиратели – это женщины старшей возрастной категории, 65 %. Это данные Романа Менделеевского по выборам 11 марта. Значит, что мы женщин не выбираем, потому что у нас всего 5 женщин в парламенте. В России мы надеемся на то, что мужчина должен руководить, он главарь семьи, он – отец, патриарх. Ельцина выбирали женщины, Путина выбирали женщины, если говорить о постсоветской России. Почему? Ельцин напоминал вот такое мощную опору, да, он и патриарх, он – и отец, и муж, и дед, у него и внуки. Ему прощались даже некоторые позорные вещи в связи с тем, что у него такое желание иметь опору. Путин сейчас, и сумасшедший этот рейтинг, почему? Потому что он олицетворяет собой такого надёжного мужчину. ОН - и муж, и – отец, ни пьёт, ни курит, спортивный, или там он плавает, или летает и т.д. Хотя много недостатков в политике и проблем, но ему тоже прощают. Вот. Мы много мужчин потеряли в XX веке в результате всех наших событий и войн, и т.д., и т.п. Нам не хватает мужчин, у нас страна работающих женщин. И женщины, вы знаете, после войны впрягались во всё, что только можно. Мужчины очень много занимались не устройством реального быта, а укреплением мощи государства, служили в армии, работали на фронт Дальнего Востока, Сибири и т.д., и т.д. мужского плеча надёжного в Росси женщинам не хватает и поэтому, когда речь идёт о политиках, мы хотим видеть такое мужское плечо, я не говорю о ролях стереотипов. И очень часто даже говорят, избиратели, ну что у нас женщинам делать в политике, пусть она домом займётся. Смотрите, дети бегают. Пусть мужчина там занимается. У нас - это тоже традиция, традиция, которая уходит корнями в гендерную модель общества. С точки зрения радикального феминизма гендерная модель выстроена иерархическим образом. Мужчина главный, женщина второстепенна. Это – один из подходов. С точки зрения гендерного подхода, мужчина и женщина просто договорились о распределении обязанностей: Женщина отвечает за приватную сферу, мужчина – за общественную, социальную. Но они обе – важные и значимые. Убери одну, если у нас плохо в тылу, в семье, то у нас плохо и в работе, и – в карьере. Если плохо в политике, это всё отражается на семье. Если плохо в политике, это всё отражается на семье. Если не правильные решения принимаются, то – страдает семья. Поэтому, конечно, здесь гендер играет очень большую роль.
Вы знаете, считается, что женщины-политики, в большей степени заинтересованы, допустим, в решении проблем социальных, проблем семьи, молодёжи, детей и т.д., и т.д. Но я знаю, что есть женщины-политики и были такие женщины-политики, которым это всё было не важно. Почему, потому что они были одинокими и не имели такого опыта. Я знаю такого политика и все знаю у нас – Марина Солье, которая, вообще, призывала к тому, чтобы устроить у нас Нюрнбергский процесс, значит, судить КПСС. И она выступила с таким предложением на конгрессе женского либерального интернационала. Я там была, присутствовала. И когда она выступила с такой идеей, надо судить по примеру Нюрнбергского процесса КПСС, наши коллеги из Европы, из Евросоюза, парламентарии, женщины из европейских стран, они, буквально, были в шоке. А она вот так стала утверждать. Это - абсолютно экстремистский призыв. Абсолютно. Почему, потому что, там мы судили фашистских преступников, здесь кого мы будем судить? Членов КПСС было 18 млн., давайте помножим на 3, как правило, на членов их семей, значит, 18 на 3 это сколько будет, 54 млн.. По образу и подобию Нюрнбергского процесса, со смертными приговорами. 54 млн. давайте пустим под нож. Почему Европа рухнула просто, делегаты этого конгресса были просто в шоке. Женщина призывает, хотя, с точки зрения гендерных стереотипов, женщина милосердна, по определению, она – добра, она должна заботиться, она должна сохранять саму жизнь. А Марина Солье выступила, давайте 54 млн. уничтожим. Я конкретно выступала и говорила, а на каком основании? Вам именно КПСС позволила перестройку, демократию. Именно КПСС. Потому что Горбачёв был генеральным секретарём и сейчас члены партии у власти. Где бы вы были, если бы сверху это всё не началось? Надо было бы тогда призвать судить всех членов НРСДР в Германии. Но там были люди, которые занимались интеллектуальной деятельностью, ни убивали, ни грабили и т.д. Так же и у нас. То есть, вот вам экстремистские игрища, вот вам экстремистские призывы и пример того, что женщина выступает с таким вещами. И женщины могут с ними выступать. Возьмите Маргарет Тэтчер, она что жалела тех горняков шахты которых закрывала и выбрасывала их на улицу? Нет. Где там это милосердие? Или возьмём женщин в политике в другом аспекте. Мадлен Олбрайт, государственный секретарь соединённых штатов, разбомбила Югославию. И рука не дрогнула, да? И сейчас, пожалуйста, Кандализа Райз, что предлагает. А давайте бомбить, там, Иран и Северную Корею, и т.д. Так что не всегда женщины проявляют. Почему, потому что, материнство – это не биологическая категория. Это – социальная категория. Материнство воспитывается. Марина Солье не была за мужем, у неё никогда не было детей и за ней никого не было. Поэтому, после меня – хоть потоп. Таким образом. На мой взгляд, на привязываться не к полу, а к гендеру. И если человек гендерно действительный, то он понимает значимость социальной политики, значимость такого социального института как семья, значимость решения проблем молодёжи, стариков и т.д. Для меня не важно будет кто в качестве министра или депутата этим будет заниматься: мужчина или женщина. Для меня не признак пола играет значение, а гендерное составляющее, понимание гендерных отношений. А гендерные отношения предполагают умение мыслить между двумя социо-демографическими группами: мужской и женской. И здесь нужно перестроить своё мышление. Речь идёт не только категориями, понятиями, обычно любой курс лекций, любая наука начинается с определений терминов, понятий и т.д. Гендерный подход предполагает умение мыслить отношениями. Делаем мы Невский проспект прогулочным проспектом, открываем рестораны и т.д. и т.д., мы должны подумать о том, а станут ли там жить семьи нормальные, а куда они будут ходить за хлебом, за молоко, куда можно будет послать ребёнка в магазин, старушка, сможет ли она что-то купить или отец семейства, который по пути может зайти и не дорого купить продукты? На Невском проспекте останутся такие точки или нет, или нужно будет иметь машину, чтобы уехать в “Ленту”, в “О’КЕЙ”, а “Патерсон”, там, и т.д. Кто думает об этой гендерной составляющей? Нужно ли открывать казино в жилом доме, как это повлияет на гендерные отношения, на гендерную тематику? Гендерно чувствительный человек, он никогда не позволит открыть казино или игорный клуб, или гомосексуальны, лесбийский клуб в жилом доме. В 1-м этаже. А у нас сплошь и рядом это делается. Потому что никто не мыслит этими категориями, как это повлияет на мужчину, на женщину, на семью, на детей и т.д., и т.д. А это должно быть, это должно быть обязательно. Поэтому, никак не связан пол с гендером в политике, на мой взгляд. Можно быть экстремистом и абсолютно дегуманизированной личностью, будучи женщиной, на которую традиционно возлагается функция защиты. Сейчас идёт феминизация армии и что – женщина теряет там свои черты, которых у неё не было и нет, женщины тоже убивают и пытают даже. Армия в Ираке американская показала, что женщины тоже участвовали в пытках заключённых.
Она должна одеваться так, как нравится её электорату. А у нас электорат – кто? Это – пожилые люди. Они этих излишеств в одежде не любят. Значит должен быть строгий стиль нормальный, понятный основной части населения, которая ходит на выборы. Если бы у нас ходила одна молодёжь, а старики бы не голосовали, конечно, можно было бы одеть там …, хотя не вся молодёжь у нас такая.
Мужчина, он больше ориентирован на соперничеств, а женщина должна добиться и показать. Что она может быть и жёсткой. Она недолжна быть ориентирована на какую-то одну линию поведения или на компромисс, или на соперничество, или на сотрудничество. Потому что будут сотрудничать с человеком, который может проявить любые методы поведения от гибкости, жёсткости до великодушия. Женщина должна быть более гибкой, конечно, и в политике, и в жизни
Женщина – это семья, это дом¸ забота о близких, в первую очередь. Поэтому всем интересно узнать о каких-то интимных делах женщины-политика. Ещё есть стереотип, что в политику идут женщины, у которых не всё в порядке с головой или с личной жизнью.
Женщина-политик представляет собой довольно противоречивый конструкт. Желательная роль женщины вязана с ориентацией на семью и домашнее хозяйство. Однако, на практике эта роль невыполнима. Женщины играют относительно активную роль в общественной жизни в России и даже имеют в ней некоторые преимущества. Посмотрим, с чем связаны эти преимущества в формулировках рассказчиц.
(1) "Женская привлекательность".
"Я достаточно привлекательная женщина, представительная. Я этим очень много пользовалась... Мужчину можно купить и женским началом, это даже выигрышная ситуация. Но чтобы доводить до абсурда - переспать - нет! Я никогда не позволяла мужику в себя влюбляться... На работе меня нет как женщины... Для деловой женщины очень важна одежда, умение преподнести себя - это и макияж, и обувь. Женщина должна преподнести себя мужчине, должна убить его своей внешностью, но построить разговор так, чтобы он сказал: да, это может быть интересно." (Директор государственного предприятия, около 50 лет)
(2) Россия- эта женская страна и наше достояние – это женщины. И они живут лучше, более моральные, более здоровые…Сейчас идёт разваливание страны, потому что нет это самой морали. Источник этой морали, в основном, женщина, конечно. Она, прежде всего, заинтересована и так Богом создана.
(3) "Особенности женской роли". Еще один тип преимуществ объясняется особенностью женской роли, и ее продолжением в политике.
"Женщина в политике - это иной механизм влияния... Женщина -хранительница очага, она идет в политику для создания очага. Не для того, чтобы звать на демонстрации, а чтобы по-домашнему строить." (Администратор, около 50 лет)
Жизнь подтвердила, что женские способы действия в политике разнообразнее мужских. С одной стороны, женщина политик может в некоторых ситуациях избрать чисто мужскую тактику поведения. Такая женщина смело принимает решения и не особенно разборчива в выборе средств достижения целей. С другой стороны, современные исследования европейского женского движения показывают, что женскому политическому участию в меньшей степени свойственны такие качества классической «мужской» политики как агрессивность и авторитаризм. Именно женщины составляли большинство лидеров антивоенного и экологического движения, использующего тактику
ненасильственного протеста
"Если бы женщины пришли в политику... У них есть чисто женское чувство охраны семьи, охраны очага... Мужчина строит дом, а порядок в нем наводит женщина. Женщина будет охранять дом, она быстрее расправится с преступностью. Женщина принесет отсутствие конфронтации, стабильность, сбалансированность. Все равно все мужики несут деньги - куда? Женщине. 90 процентов женщин распоряжается деньгами." (профессиональный политик, около 35 лет)
(4) "Особенности женской психологии". Женщина более моральна, более ответственна, внимательна, больше ориентируется на компромисс, чем на конфликт; обладает большим чувством юмора, меньше думает о карьере, чем мужчина; более чувствительна, менее склонна к интригам, лучше работает.
"Если уж женщины взялись за политику, то действительно это жизнь заставила. А потом я все-таки считаю, что женщина - человек мобильный, ответственный в тобой ситуации. И несмотря на то, что она идет на компромиссы, но она меньше идет на сделки, какие-то махинации, вот в этом я убеждена. Понимаете, она все-таки из себя что-то представляет, более чистое, нормальное. Хотя я не огульно всех мужчин под вторую категорию подвожу." (Профессиональный политик, около 40 лет)
"У нас в районном совете 120 депутатов, из них 10 женщин и 110 мужчин, Из 10 женщин 5 работали на износ, и из 110 мужчин - тоже пятеро. Вот вам эффект. Активность у женщин выше, коли уж они попали." (Профессиональный политик, около 60 лет)
Мужской шовинизм, который лежит на поверхности. Я думаю, что слабая мобилизация женщин, слабая мобилизация женщин. Когда у нас были интересные события в этой связи? В 90-е годы, в 90-е годы. В 93-й год - выборы в 1-ю государственную Думу и выборы во 2-ю государственную Думу женщины консолидировано выступали на выборах в политическом процессе и соответствующие организации, которые их представляли. А потом снизился этот вот мобилизационный потенциал чисто женского движения. Вот. Но, я думаю, что женское движение имеет право на самостоятельное существование.
Существуют ли препятствия для политической деятельности женщин? Что думают по этому поводу женщины, которые имеют опыт (хотя бы минимальный) такой деятельности?
Они считают, что распространено негативное отношение к женскому политическому участию:
"Восприятие наших людей таково; женщина в политике - это неприлично"; "в женщин почему-то не верят".
Ряд качеств, приобретенных женщинами в процессе социализации, мешают им в политическом участии, Среди них наши респондентки называли "нерешительность", "закомплексованность", "неуверенность в себе", "отсутствие достаточного опыта". По утверждению одной из респонденток, "стереотипы мешают женщине, не каждая женщина может бороться", "мало кто может сделать первый шаг, многим мешают стереотипы женской скромности". Ситуация у многих женщин такова, что "женщине в политике сложно. Если заниматься политикой, очень сложно совместить: дом, семья, обеды". "Женщине некогда заниматься политикой, если у нее семья".
Женщины часто остаются только на вторых ролях:
"На меня всегда сваливают всю техническую работу". "В партии я всегда выступаю на вторых и третьих ролях".
Существует и проблема дискриминации. Как сказала одна из наших респонденток:
"Дискриминация женщин есть, была и будет. Всегда". "Мужики просто норовят запихать локтями, у них какая-то мужская солидарность очень развита." "Дискриминация есть. Еще не было ни одного, извините, не сочтите за хвастовство, мужчины-начальника, который был бы умнее меня. Но его ставили начальником, потому что он мужчина".
Имеет место и проблема сексуального домогательства, хотя для российского контекста артикуляция данной проблемы не характерна.
"Женщин в политических кругах очень мало. У нас традиционная привычка: женщина - никто, она только мешает. Мужчины рациональны, они должны сопоставить, обладает ли человек способностями. Но как только возникает женщина, возникает и вторая тема: а как бы сделать так, чтобы еще и попользоваться. Как только говоришь: нет, господа, эта тема ; не пройдет, сразу возникает тормоз".
Вывод
Поскольку количество женщин на высших и главных должностях в системе государственной власти не соответствует их роли в обществе, Президент РФ 30 июня 1996 г. подписал Указ "О повышении роли женщин в с системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором подчеркивалось, что участие женщин в принятии ответственных государственных решений способствовало бы повышению качества этих решений и эффективности их исполнения, а также предусматривался ряд мероприятий, направленных на повышение роли женщин в управлении делами государства. Однако в ноябре 2001 г. этот нормативный документ был отменен.
Государственная служба - весьма жесткий институт. Основные этапы ее прохождения, ограничения, квалификационные требования регулируются нормативно-правовыми актами. Госслужащие имеют особые государственные социальные гарантии, призванные мотивировать их к добросовестному исполнению служебных обязанностей и компенсировать особые условия труда. В результате возникает своеобразная ловушка: на государственную службу приходят женщины, ориентированные на социальные гарантии, а не на высокие заработки и карьерное продвижение
Женщины-лидеры в силу своего социального специфически женского опыта решения семейных проблем, воспитания детей, заботы о больных и престарелых, сохранения мира в семье, организации домашнего хозяйства и повседневной жизни накопили уникальный опыт сопереживающего, сочувствующего, ищущего неординарных, гуманистических, неагрессивных решений, стиля лидерства.
Принимаемые решения воздействуют, прежде всего, на качество повседневной жизни, а также учитываются специфически женские интересы (репродуктивные права, семья, гендерное равенство, насилие в отношении женщин и др).
Что касается качественных показателей представительства женщин, демократические изменения позволили обеспечить представительство женских интересов через использование смешанной избирательной системы и формирование независимых женских организаций в форме появления женских фракций в российском парламенте. В течение нескольких лет ведется дискуссия о том, какой тип избирательной системы наиболее предпочтителен для выдвижения женщин.
Различие гендерного подхода в формировании политики на местном уровне проявилось в том, что депутатки отстаивали интересы населения в отношении местных проектов, например, сохранение рынка в центре города, что удобно особенно для женщин. Связь с избирателями - это то, что выгодно отличает женщин-депутатов от депутатов-мужчин.
Приостановки характерных для социализма проектов, порожденных пристрастием к гигантомании и долгострою, означает, что сэкономлены немалые средства, необходимые для реализации малых экономичных проектов.
Первоначальной неопытностью и неуверенностью женщин пользовались думские руководители-мужчины, эксплуатируя их чувство долга, ответственности и присущую большинству женщин жертвенность. Одна из депутаток получала 1/2 причитающейся ей зарплаты, деля ее с коллегой, который работал на неосвобожденной основе
Средства массовой информации, серьезно влияющие на формирование общественного сознания, в свою очередь являются достаточно верным его отражением.
Примечательно, что газеты больше интересуются сугубо личными моментами жизни женщин-политиков, чем их собственно профессиональной деятельностью. Например, Ирина Хакамада перешла из Госдумы в аппарат правительства, возглавив один из комитетов, однако это не нашло отражения на полосах, например, такой популярной газеты, как "Московский комсомолец" и не инициировало даже элементарного интервью, не говоря уж о комментарии специалиста: газета по-прежнему писала о И. Хакамаде как о "стильной женщине". А фразу в Давосе можно считать типичной: "Самая элегантная, как всегда Ирина Хакамада в прекрасном норковом манто".
Взгляд на женщину сквозь призму ее взаимоотношений с мужчиной также довольно типичен для СМИ. Сама женщина как таковая как бы не является полноценным, достаточным объектом журналистского внимания. Главное в женщине - это ее роли по отношению к мужчине, мать (чаще всего солдата), жена (политика или деятеля культуры), подруга (рок-звезды). В 1997т этот традиционный ролевой набор расширился за счет появления дочери (президента).
Основное препятствие для совместных действий женских организаций - не просто их разобщенность, вызванная недостаточным взаимопониманием, а -определенное соперничество, в некоторых случаях доходящая до готовности стереть с лица земли другую женскую организацию, которую воспринимают не как союзницу, а как конкурента или даже врага. Все это - проявления традиционных стереотипов общественного сознания, сложившихся в то время, когда карьера жены была единственно возможной для женщины. Когда ее социальный успех измерялся удачным замужеством, и она была вынуждена вступать в борьбу за более “выгодного” мужа. Это болезнь роста не только женских организаций, это болезнь роста демократии в России.
Опыт участия женщин в избирательных кампаниях дал очень важные знания о том, сколько стоят голоса избирателей и сколько стоят услуги штабных работников, как расплачиваться за проигранные выборы, если деньги предоставил частный бизнеса, родственники или друзья, чем отличаются выборы в Государственную Думу от выборов в Законодательные собрания городов или областей, женщины через себя пропустили понимание того, что есть «административный ресурс». Они поняли, что действующими политиками становятся лишь те, кто от постановки социально и экономически значимых проблем перходят к делу и проходят это горнило. И, главное, они понимают, что каковы бы ни были идеалы и социальные ценности женщин политиков, они должны действовать по тем правилам, которые установлены в юридическом порядке для кандидатов и действующих депутатов, поэтому процесс вступления политика в должность до того как он или она получает право принимать политические решения, имеет ничуть не меньший вес, а даже больший вес в понимании того, кто он или она есть на самом деле и насколько он или она в состоянии проявлять те или иные качества, отстаивать интересы тех или иных групп населения.
Список литературы
Бабаева Л., Нельсон Л. Деловая активность женщин в новых экономических структурах// Социологические исследования, 1992, N 5, с.101-111.
Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги)// США:ЭПИ, 1993, N11-12.
Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение// США:ЭПИ, 1994, N 2-3.
Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках// THESIS, 1994, N 6.
Вулли Ф. Феминистский вызов неоклассической экономической теории// THESIS, 1994, N 6.
Iващенко О.В. Про розвиток жiночого пiдприемництва в Украiнi// Фiлософська i соцioлогiчна думка, 1994, N 1-2.
Поллак Р. Трансакционный подход к изучению семьи и домашнего хозяйства// THESIS, 1994, N 6.
Лорбер Дж. Пол как социальная категория// THESIS, 1994, N 6.
Мезенцева Е. Равенство возможностей в занятости или "защитные меры": женщины перед лицом выбора// Женщины и социальная политика (гендерный аспект) - Серия:Демография и социология, ИСЭПН РАН, М, 1992.
Тезисы докладов XXXIV итоговой студенческой научной конференции/ УдГУ; Отв. ред. Н.С. Ладыжец. Ижевск, 2006. 428 с.
Хоткина З. Новые тенденции в занятости женщин, М, 1992.
Женщины в бизнесе. Реферативный сборник, ИНИОН РАН, М., 1993.
Barron R., Norris G.M. Sexual divisions and the dual labour market. In D.L.Barker & S.Allen (Eds.), Dependence andexploitation in work and marriage. New York, Longman, 1976.
Becker G.S. A Treatise on the family. Cambridge; London: Harvard University Press, 1991, ch.4, p.108-134.
Bergmann B. The Economic Emergence of Women. New York: Basic Books, 1986.
Bragstad T. On the Significanse of Standarts for the Division of Work in the Household. Mimeo. University of Oslo, 1989.
Einhorn B., Yeo E.J.(Eds.) Women and market societies: crisis and Opportunity. London, Edward Elgar, 1995.
Goldschmidt-Clermont L. Unpaid Work in the Household: A Review of Economic Evaluation Methods. Geneva: International Labour Offise, 1982.
Hartmann H. The family as a locus of gender, class and political struggle: The example of housework. Sings, 1981.
Schultz T.W.(ed.). Economics of the Family. Chicago; London: University of Chicago Press, 1974.
Wooley F.R. Welfare Economics and Its Critics: A Feminist Reappraisal. Mimeo. Carleton University, 1992.
Поленина С.В. Гендерное равенство. Проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: Пособие.М.,2005.с.17
Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека: Пособие.М.,2001.с.6
Поленина С.В. Гендерное равенство. Проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: Пособие.М.,2005.с.18
Словарь гендерных терминов/Под.ред .А.А.Денисовой. М.,2002.с.144-146.
Энциклопедический словарь.М.БСЭ,1954.Т.2.с.616.
Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека: Пособие.М.,2001.с.27.
2.Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги)// США:ЭПИ, 1993, N11-12.
3.Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение// США:ЭПИ, 1994, N 2-3.
4.Беккер Г. Выбор партнера на брачных рынках// THESIS, 1994, N 6.
5.Вулли Ф. Феминистский вызов неоклассической экономической теории// THESIS, 1994, N 6.
6.Iващенко О.В. Про розвиток жiночого пiдприемництва в Украiнi// Фiлософська i соцioлогiчна думка, 1994, N 1-2.
7.Поллак Р. Трансакционный подход к изучению семьи и домашнего хозяйства// THESIS, 1994, N 6.
8.Лорбер Дж. Пол как социальная категория// THESIS, 1994, N 6.
9.Мезенцева Е. Равенство возможностей в занятости или "защитные меры": женщины перед лицом выбора// Женщины и социальная политика (гендерный аспект) - Серия:Демография и социология, ИСЭПН РАН, М, 1992.
10.Тезисы докладов XXXIV итоговой студенческой научной конференции/ УдГУ; Отв. ред. Н.С. Ладыжец. Ижевск, 2006. 428 с.
11.Хоткина З. Новые тенденции в занятости женщин, М, 1992.
12.Женщины в бизнесе. Реферативный сборник, ИНИОН РАН, М., 1993.
13.Barron R., Norris G.M. Sexual divisions and the dual labour market. In D.L.Barker & S.Allen (Eds.), Dependence andexploitation in work and marriage. New York, Longman, 1976.
14.Becker G.S. A Treatise on the family. Cambridge; London: Harvard University Press, 1991, ch.4, p.108-134.
15.Bergmann B. The Economic Emergence of Women. New York: Basic Books, 1986.
16.Bragstad T. On the Significanse of Standarts for the Division of Work in the Household. Mimeo. University of Oslo, 1989.
17.Einhorn B., Yeo E.J.(Eds.) Women and market societies: crisis and Opportunity. London, Edward Elgar, 1995.
18.Goldschmidt-Clermont L. Unpaid Work in the Household: A Review of Economic Evaluation Methods. Geneva: International Labour Offise, 1982.
19.Hartmann H. The family as a locus of gender, class and political struggle: The example of housework. Sings, 1981.
20.Schultz T.W.(ed.). Economics of the Family. Chicago; London: University of Chicago Press, 1974.
21.Wooley F.R. Welfare Economics and Its Critics: A Feminist Reappraisal. Mimeo. Carleton University, 1992.
Вопрос-ответ:
Что такое политическое лидерство?
Политическое лидерство - это способность политического деятеля влиять на общественные процессы и направлять их в нужное русло. Лидер обладает харизмой, авторитетом и умеет мобилизовывать людей за достижение определенных целей.
Какие проблемы возникают при исследовании имиджа политического лидера?
При исследовании имиджа политического лидера встают такие проблемы, как субъективное восприятие, сложность измерения и оценки имиджа, наличие стереотипов и предубеждений, а также влияние медиа и социальных сетей на формирование имиджа.
Что такое гендерное равенство?
Гендерное равенство - это принцип, согласно которому все люди, независимо от пола, должны иметь равные права, возможности и социальные позиции. Гендерное равенство подразумевает отсутствие дискриминации и неравенства на основе пола.
Какие стереотипы существуют о политическом лидерстве в современной России?
В современной России существуют стереотипы о том, что политическое лидерство - это исключительно мужская область, что женщинам сложнее пробиться в высшие политические ряды, что политические лидеры должны быть сильными и авторитетными.
Какие результаты были получены в результате социологического исследования на тему гендерных стереотипов политического лидерства в России?
Результаты социологического исследования показали, что существуют гендерные стереотипы восприятия политического лидерства в России, а именно, что женщины в политике оцениваются с большим подозрением и что среди качеств лидера больше ценятся типично мужские черты.
Какие проблемы возникают при исследовании имиджа политического лидера в России?
При исследовании имиджа политического лидера в России возникают различные проблемы, такие как сложность определения понятия "имидж", неоднозначность толкования политического лидерства, отсутствие единой методологии исследования, а также влияние политической конъюнктуры на формирование имиджа.
Какие стереотипы связаны с политическим лидерством в современной России?
Согласно программе социологического исследования, в современной России существуют различные стереотипы, связанные с политическим лидерством. Некоторые из них включают представление о политических лидерах как сильных и неуклонных людей, умеющих принимать решения, а также они связываются с мужским полом и его характеристиками, такими как сила, лидерство и авторитет.
Какие результаты были получены в ходе исследования гендерного аспекта имиджа политического лидера в современной России?
Результаты исследования показали, что стереотипы связанные с политическим лидерством в России имеют гендерную окраску. В основном, политическим лидерам приписываются черты, которые связываются с мужским полом, такие как сила, решительность и авторитетность. При этом женским политическим лидерам часто приписываются организационные и коммуникативные навыки, но их воспринятие остается искаженным из-за пристрастных стереотипов и предубеждений.
Какое значение имеет гендер в освоении гендерного равенства в политическом лидерстве?
Гендер играет важную роль в освоении гендерного равенства в политическом лидерстве. Он помогает выявить предвзятые стереотипы и установленные роли, которые могут ограничивать участие женщин в политической сфере. Изучение гендерных аспектов политического лидерства позволяет предотвратить дискриминацию и способствовать более справедливому представлению полов в политике.
Что такое политическое лидерство и как оно развивалось в истории политической мысли?
Политическое лидерство - это способность определенного индивида возглавлять политическое сообщество и оказывать влияние на принятие решений. В истории политической мысли политическое лидерство развивалось вместе с развитием общества. От древности до современности были различные типы политических лидеров, включая монархов, диктаторов, демократических лидеров и других. Различные теории и идеологии, такие как марксизм, либерализм и консерватизм, также влияли на представления о политическом лидерстве.
Какие проблемы возникают при исследовании имиджа политического лидера?
Исследование имиджа политического лидера сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, имидж - это субъективное представление, которое может различаться у разных групп населения. Во-вторых, политические лидеры могут стараться воздействовать на свое изображение, чтобы получить поддержку избирателей. В-третьих, имидж политического лидера может быть сильно зависим от контекста, в котором он представлен. Исследователям необходимо учитывать все эти факторы при анализе имиджа политического лидера.