Леонтьев Алексей Николаевич-биография

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 11 11 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 15.07.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Такова, в общем виде, структура, принципиально единая для внешней и внутренней деятельности, отличных, естественно, по форме (действия производятся с реальными предметами или с образами предметов).
Мы очень кратко рассмотрели структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву и его представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики. Теория деятельности, однако, описывает и закономерности индивидуального психического развития. Так, Леонтьевым было предложено понятие «ведущая деятельность», позволившее построить одну из основных в отечественной психологии периодизаций возрастного развития (Д.Б. Эльконин).
Под ведущей деятельностью понимается та, с которой, на данном этапе развития, связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию (например, переход от игровой деятельности к учебной при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту).
Основным механизмом, при этом, по А.Н.Леонтьеву, выступает «сдвиг мотива на цель» – превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Так, например, усвоение знания в младшем школьном возрасте, первоначально, может выступать как одна из целей в деятельности, побуждаемой мотивом «получить одобрение учителя», а затем становится самостоятельным мотивом, побуждающим учебную деятельность.
В русле теории деятельности обсуждается и проблема личности – в первую очередь в связи со становлением мотивационной сферы человека. По словам А.Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.
Первое «рождение» личности происходит в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями, то есть возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно социальным мотивам.
Второе «рождение» происходит в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания.
Концепция А.Н. Леонтьева, таким образом, распространяется на широкий круг проблем теоретического и практического плана. Её влияние на отечественную психологию чрезвычайно велико, в связи с чем мы и рассмотрели её, хотя и в общем плане, но несколько подробнее. Отметим также её значение для практики обучения: А.Н. Леонтьев выдвинул идею поэтапного формирования умственных действий, на базе которой была создана теория П.Я. Гальперина: соответственно принципу интериоризации, умственное – внутреннее – действие формируется, как преобразование исходного практического действия, его поэтапный переход от существования в материальной форме к существованию в форме внешней речи, затем «внешней речи про себя» (внутреннее проговаривание) и, наконец, в форме свернутого, внутреннего действия.
Огромное значение для развития психологии имела деятельность Леонтьева на посту декана факультета психологии Московского университета – факультета, в буквальном смысле возрожденного им. Он взял на себя задачу передать новому поколению традиции объективного психологического исследования, коллективного творчества, уважительного отношения к младшим коллегам. Эта деятельность Леонтьева в значительной мере способствовала широкому распространению психологии, появлению новых поколений теоретиков и практических психологов.
Список используемой литературы
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 783 с.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – 288 с.
Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – С. 278.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – С. 295.
Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – С. 228.
Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – С. 229.
Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – С. 230.
Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – С. 231.
Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – С. 232.
Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – С. 233.
Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – С. 234.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.












11

1.Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
2.Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 783 с.
3.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с.
4.Морозов А.В. История психологии: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Фонт «Мир», 2003. – 288 с.

Вопрос-ответ:

Какова структура деятельности по А.Н. Леонтьеву?

Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву имеет принципиально единую форму, независимо от внешней или внутренней деятельности. Действия могут производиться как с реальными предметами, так и с образами предметов.

Чем отличается внешняя и внутренняя деятельность по А.Н. Леонтьеву?

Внешняя и внутренняя деятельность по А.Н. Леонтьеву отличаются только по форме действий. Внешняя деятельность связана с реальными предметами, а внутренняя деятельность основана на образах предметов.

Какую роль играет деятельность в филогенетическом развитии психики по А.Н. Леонтьеву?

По А.Н. Леонтьеву, деятельность играет ключевую роль в филогенетическом развитии психики. Он считал, что развитие психики происходит благодаря активной деятельности субъекта взаимодействия с окружающим миром.

Какие закономерности индивидуального психического развития описывает теория деятельности?

Теория деятельности описывает закономерности индивидуального психического развития. А.Н. Леонтьев утверждал, что развитие психики происходит через циклы деятельности: сначала возникает потребность, затем формируется цель, после чего происходит выбор средств и способов достижения цели, и наконец, осуществляется сама деятельность.

Как Леонтьев описывал роль деятельности в психическом развитии?

Леонтьев считал, что деятельность играет важную роль в психическом развитии. Он утверждал, что развитие психики происходит через активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, при котором формируются цели, развиваются способы достижения этих целей и происходит совершенствование психических функций.

Какая структура деятельности у Леонтьева?

Структура деятельности у Леонтьева в общем виде одинакова для внешней и внутренней деятельности. Единственное отличие заключается в форме действий - реальные предметы или образы предметов.

Что можно узнать из биографии Леонтьева?

Из биографии Леонтьева можно узнать о его вкладе в развитие психологической науки и теории деятельности. Также можно узнать о его представлениях о роли деятельности в развитии психики.

Какие закономерности индивидуального психического развития описывает теория деятельности?

Теория деятельности описывает закономерности индивидуального психического развития. Она помогает понять, как различные виды деятельности влияют на развитие психики у конкретного человека.

Какие принципы лежат в основе развития деятельности по Леонтьеву?

В основе развития деятельности по Леонтьеву лежат принципы, которые он считал едиными для внешней и внутренней деятельности. Он считал, что форма деятельности может отличаться (с реальными предметами или образами предметов), но общая структура остается одинаковой.

Какую роль играет деятельность в филогенетическом развитии психики по мнению Леонтьева?

По мнению Леонтьева, деятельность играет важную роль в филогенетическом развитии психики. Он считал, что это основной двигатель прогресса человеческого общества и развития мышления.

Какая структура деятельности Алексея Леонтьева?

Структура деятельности Алексея Леонтьева в общем виде имеет принципиально единую структуру для внешней и внутренней деятельности. Она отличается по форме - действия производятся с реальными предметами или с образами предметов.

Какие представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики высказывал Алексей Леонтьев?

Алексей Леонтьев считал, что деятельность играет важную роль в филогенетическом развитии психики. Он утверждал, что развитие психики осуществляется через освоение и использование индивидуальным субъектом различных видов деятельности.