Кризис подросткого возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 24.04.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Литературный обзор
1.1. Стабильные и критические периоды развития человека
1.2 Характеристика подросткового возраста
1.2.1 Акцентуации в подростковом возрасте
1.2.2 Реакция эмансипации у подростков
1.2.3 Реакция группирования со сверстниками
1.2.4 Реакция увлечения – «хобби-реакция»
1.2.5 Реакции, обусловленные сексуальным влечением
1.2.6 Психологические защитные механизмы у подростков
1.3 Становление этно-национальной идентичности у русских детей и подростков
1.4 Подросток в системе межличностных отношений школьного класса
1.5 Кризис подросткового возраста
1.5.2 Пути протекания подросткового кризиса
2. Организация и методы исследования
2.1. Цель исследования:
2.2.Задача исследования:
2.3. Объект исследования:
2.4. Предмет исследования:
2.5 Методы исследования:
2.6. Обрабатывающие методы:
3. Анализ экспериментальных данных
3.1. Анализ средних значений
3.2. Анализ взаимосвязей
Выводы:
Заключение
Список литературы:
Приложение
Представляется актуальным дальнейшее исследование психологических защит, а также особенностей агрессивных реакций подростков, находящихся в переходном возрасте.
Также представляется актуальной разработка коррекционных и профилактических методик на основе полученных данных для помощи в адаптации детям, переживающим кризисный период.
Список литературы:
«Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (ИЖС)» Пособие для врачей и психологов. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. и др.: – СПб. 1998г.
«Психология развития» /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М: ЧеРо, 2005, 524 с.
«Психология». Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
«Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков» // Отв. ред.: М. Барретт, Т. Рязанова, М. Валовикова. – М., Изд-во Института психологии РАН, 2001. -196 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология // Выготский Л.С., под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
Зиновьева М.В. Психолого-медико-социальное сопровождение эмоционального состояния детей и подростков в постэкстремальный период: Методические рекомендации. – М.: МГППУ, 2006. – 208 с.
Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков», Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых. // Отв. ред. Е.А. Чудина. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2003. – 127с.
Сачкова М.Е. «Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса». М., изд-во Московского психолого-социального института, 2002, - 128с.
Фролов Ю.И. «Психология подростка», М.: Российское педагогическое агентство, 1997.– 526 с.
Приложение
Анкета №____________
Имя или псевдоним: ______________________________________________________
Пол: ________
Возраст (полных лет): __________
методика №1 (ИЖС)
Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек ОБЫЧНО испытывает, или действия, которые он ОБЫЧНО совершает. Если утверждение Вам не соответствует, поставьте знак цифру 1 в разделе, обозначенном «Нет» Если утверждение Вам соответствует, поставьте цифру 1 в разделе «Да», в незатененной (белой) ячейке. Нет Да A B C D E F G H 1. Я очень легкий человек, и со мной легко ужиться. 2. Когда я хочу чего-нибудь, я никак не могу дождаться, когда это получу 3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить 4. Люди не считают меня эмоциональным человеком 5. Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания 6. Я редко помню свои сны 7. Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют 8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком 9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются 10. В мечтах я всегда в центре внимания 11. Я человек, который никогда не плачет 12. Необходимость пользоваться общественным туалетом, заставляет меня совершать над собой усилие 13. Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора 14. Меня легко вывести из себя 15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе я чувствую что готов толкнуть его в ответ 16. Многое во мне людей восхищает 17. Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить в ярость 18. Я много болею 19. У меня плохая память на лица 20. Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве. 21. Когда я слышу сальности, я очень смущаюсь. 22. Я всегда вижу светлую сторону вещей. 23. Я ненавижу злобных людей. 24. Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне. 25. Я с трудом запоминаю имена. 26. У меня склонность к излишней импульсивности. 27. Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение. 28. Я свободен от предрассудков. 29. Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной привлекательности. 30. Когда я собираюсь в поездку, я планирую каждую деталь заранее. 31. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба разрушила весь мир. 32. Порнография отвратительна. 33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем. 34. Люди мне никогда не надоедают. 35. Многое из своего детства я не могу вспомнить. 36. Когда я собираюсь в отпуск, я обычно беру с собой работу. 37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки. 38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны. 39. Прикосновение к чему-нибудь осклизлому, скользкому вызывает у меня отвращение. 40. Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-нибудь другому. 41. Я полагаю, что люди обведут вас вокруг пальца, если вы не будете осторожны. 42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в других людях. 43. Я никогда не волнуюсь, когда читаю или слышу о какой-либо трагедии. 44. В споре я обычно более логичен, чем другой человек. 45. Мне совершенно необходимо слышать комплименты. 46. Беспорядочность отвратительна. 47. Когда я веду машину, у меня иногда появляется сильное желание толкнуть другую машину. 48. Иногда, когда у меня что-нибудь не получается, я злюсь. 49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это меня почти не беспокоит. 50. У меня портится настроение, и я раздражаюсь, когда на меня не обращают внимание. 51. Люди говорят мне, что я всему верю. 52. Я ношу одежду, которая скрывает мои недостатки 53. Мне очень трудно пользоваться неприличными словами 54. Мне кажется, я много спорю с людьми 55. Меня отталкивает от людей то, что они неискренни 56. Люди говорят мне, что я слишком беспристрастен во всем 57. Я знаю, что мои моральные стандарты выше чем у большинства других людей 58. Когда я не могу справиться с чем-либо я готов заплакать 59. Мне кажется что я не могу выражать свои эмоции 60. Когда кто-нибудь толкает меня, я прихожу в ярость 61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы 62. Я очень редко испытываю чувства привязанности 63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания 64. Я многое коллекционирую 65. Я работаю более упорно, чем большинство людей, для того, чтобы добиться результатов в области, которая меня интересует 66. Звуки детского плача не беспокоят меня 67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг 68. Я всегда оптимистичен 69. Я много лгу 70. Я больше привязан к самому процессу работы, чем к отношениям, которые складываются вокруг нее 71. В основном люди несносны 72. Я бы ни за что не пошел на фильм, в котором слишком много сексуальных сцен 73. Меня раздражает то, что людям нельзя доверять 74. Я буду делать все, чтобы произвести хорошее впечатление 75. Я не понимаю некоторых своих поступков 76. Я через силу смотрю кинокартины, в которых много насилия 77. Я думаю, что ситуация в мире намного лучше, чем большинство людей думают 78. Когда у меня неудача, я не могу сдержать плохого настроения 79. То, как люди одеваются сейчас на пляже - неприлично 80. Я не позволяю своим эмоциям захватывать меня 81. Я всегда планирую наихудшее, с тем, чтобы не быть застигнутым врасплох 82. Я живу так хорошо, что многие люди хотели бы оказаться в моем положении 83. Как-то я был так сердит, что сильно саданул по чему-то и случайно поранил себя 84. Я испытываю отвращение, когда сталкиваюсь с людьми низкого морального уровня 85. Я почти ничего не помню о своих первых годах в школе. 86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок. 87. Я предпочитаю больше говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах. 88. Мне кажется, что я не могу закончить ничего из того, что начал. 89. Когда я слышу о жестокостях, это не трогает меня. 90. В моей семье почти никогда не противоречат друг другу. 91. Я много кричу на людей. 92. Ненавижу людей, которые топчут других, чтобы продвинуться вперед. 93. Когда я расстроен, я часто напиваюсь. 94. Я счастлив, что у меня меньше проблем, чем у большинства людей. 95. Когда что-нибудь расстраивает меня, я сплю более чем обычно 96. Я нахожу отвратительным, что большинство людей лгут, для того, чтобы добиться успеха. 97. Я говорю много неприличных слов.
методика №2
Если нижеперечисленные предложения соответствуют имеющейся у вас тенденции реагировать именно так, напротив каждого предложения поставьте знак «+», если нет, то знак «-». +/- 1. Я не могу удержаться от грубых слов в свой адрес, если допускаю оплошность в каком-нибудь важном для меня деле. 2. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права. 3. Когда у меня что-то не получается в совместной работе с другими, я прежде всего ругаю самого себя, а не партнеров. 4. От злости я часто посылаю проклятия своему обидчику. 5. При возникновении конфликта с другими людьми я чаще всего обвиняю себя. 6. Если кто-нибудь меня раздражает, я готов сказать все, что о нем думаю. 7. Я часто проклинаю себя за то, что сделал не то, что хотел. 8. Когда на меня кричат, я тоже начинаю кричать в ответ. 9. Иногда я выражаю досаду на себя каким-нибудь физическим действием (ударяю себя по бедру, по лбу и т. п. ). 10. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение. 11. Если я совершаю поступок, который кажется мне недостойным, я долго корю себя, не стесняясь при этом в выражениях в свой адрес. 12. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной. 13. Если я делаю глупость, то ругаю себя последними словами. 14. В споре я часто начинаю сердиться и кричать. 15. Когда кто-то не отдает мне долг, я обвиняю прежде всего самого себя: так мне, дураку, и надо. 16. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся. 17. Поссорившись с кем-то, я никогда не обвиняю себя. 18. Я не умею поставить человека на место", даже если он этого заслуживает. 19. Даже если я злюсь на себя, я не прибегаю к сильным выражениям в свой адрес. 20. Как бы ни был я зол, я стараюсь не оскорблять других.
3
Интеллектуализация
Реакт.образ.
Отрицание
Аутоагрессивность
Гетероагрессивность
Замещение
2.«Психология развития» /Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М: ЧеРо, 2005, 524 с.
3.«Психология». Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
4.«Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков» // Отв. ред.: М. Барретт, Т. Рязанова, М. Валовикова. – М., Изд-во Института психологии РАН, 2001. -196 с.
5.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология // Выготский Л.С., под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
6.Зиновьева М.В. Психолого-медико-социальное сопровождение эмоционального состояния детей и подростков в постэкстремальный период: Методические рекомендации. – М.: МГППУ, 2006. – 208 с.
7.Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков», Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983.
8.Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых. // Отв. ред. Е.А. Чудина. – М.: Изд-во Института психологии РАН, 2003. – 127с.
9.Сачкова М.Е. «Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса». М., изд-во Московского психолого-социального института, 2002, - 128с.
10.Фролов Ю.И. «Психология подростка», М.: Российское педагогическое агентство, 1997.– 526 с.
Вопрос-ответ:
Что такое кризис подросткового возраста?
Кризис подросткового возраста - это период в развитии человека, характеризующийся физическими и эмоциональными изменениями, а также поиском своего места в обществе и самоопределения.
Что такое стабильные и критические периоды развития человека?
Стабильные периоды - это временные интервалы, когда человек достигает определенных этапов развития без больших проблем. Критические периоды - это временные интервалы, когда человек более уязвим и подвержен влиянию внешних факторов.
Что характерно для подросткового возраста?
Подростковый возраст характеризуется физическим и психологическим развитием, появлением новых эмоций и чувств, стремлением к самостоятельности и независимости от родителей, а также активным поиском своего места в жизни.
Какие акцентуации характера наблюдаются в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте часто наблюдаются акцентуации характера, такие как гипертимность, ананкастия, эмоциональная лабильность и др., которые могут влиять на поведение и взаимодействие подростка с окружающим миром.
Как проявляется реакция группирования со сверстниками у подростков?
Реакция группирования со сверстниками у подростков проявляется в стремлении построить новые социальные связи и принадлежать к определенным группам, таким как друзья, школьные коллективы или интересные им общественные организации, в которых они могут выразить свои интересы и получить поддержку от своих сверстников.
Какие периоды развития человека можно назвать стабильными и критическими?
Стабильным периодом развития человека можно считать детство и взрослую жизнь, когда основные аспекты личности уже сформированы и меняются не так существенно. Критическим периодом является подростковый возраст, когда происходят значительные изменения в физическом, эмоциональном и социальном развитии.
Чем характеризуется подростковый возраст?
Подростковый возраст характеризуется нестабильностью эмоционального состояния, стремлением к самостоятельности и независимости, формированием собственной личности, активным взаимодействием со сверстниками и увлечениями, а также проявлением интереса к сексуальности и рассогласованием с родителями.
Какие акцентуации можно выделить в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте могут проявляться различные акцентуации – гипертимическая (повышенная раздражительность, общительность), дистимическая (повышенная чувствительность, замкнутость), циклотимическая (чередование повышенного и пониженного настроения), астеническая (повышенная утомляемость, тревожность), эпилептоидная (агрессивность, подозрительность) и другие.
Каковы особенности реакции эмансипации у подростков?
Реакция эмансипации у подростков проявляется в желании сделать себя независимым от родителей и общественных норм, осознании своей значимости, а также в бунте против авторитетов. Подростки часто переоценивают свои силы и возможности, стремятся к самостоятельности без должной готовности и опыта.
Какие реакции возникают у подростков в связи с группированием со сверстниками?
Группирование со сверстниками для подростков является одним из способов удовлетворения потребности в общении и принадлежности. В этом возрасте появляется желание принадлежать к определенной группе, находиться вместе с друзьями, делить общие интересы и ценности. Это может приводить к формированию некоторых негативных проявлений, таких как неприятие других групп и стереотипное мышление.
Какие периоды развития проходит человек?
Стабильные и критические периоды развития человека. Стабильные периоды представляют собой временные отрезки в жизни человека, когда происходят изменения в различных сферах его жизни без особых кризисных ситуаций. Критические периоды характеризуются значительными изменениями и перестройками во внутренней психологической и физиологической сферах.