Ядерный терроризм:политические,правовые,стратегические и технические аспекты.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 02.09.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Сущность ядерного терроризма
1.1. Понятие и признаки ядерного терроризма.
1.2. Технические аспекты ядерного терроризма
2. Международно-правовое регулирование и политические аспекты ядерного терроризма
2.1. Международно-правовое регулирование в борьбе с ядерным терроризмом
2.2. Политические основы и антитеррористическая стратегия
Заключение
Список литературы
Необходимо отметить, что несмотря на то, что большинство стран имеют согласие в отношении опасности ядерного терроризма, однако ведущие державы антитеррористической коалиции расходятся в оценках масштабов угрозы международного терроризма, главных источников опасности и способов борьбы с ней. Они также имеют различные интересы в отношении конкретных стран, с которыми наиболее часто связываются террористические угрозы.
Прежде всего, это относится к РФ и США. Провозглашая приоритетность активизации усилий по противодействию угрозе ядерного терроризма на всех саммитах в двух- и многостороннем форматах, стороны имеют серьезные разногласия по основополагающему конкретному вопросу: о главном источнике, из которого ядерные материалы могут попасть в руки террористов, а также политические интересы, которые противоречат друг другу и зачастую ставятся ими выше приоритетов ядерного нераспространения и борьбы с терроризмом Это изначальное расхождение взглядов негативно сказывается на практическом сотрудничестве держав.
Большое значение имеет выработка единой стратегии для государств, которая позволит эффективно предотвратить ядерный терроризм.
Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН консенсусом 8 сентября 2006 г. Потребность в сведении разнообразных контртеррористических действий системы ООН к единой основе, а также в разработке всеобъемлющей, универсальной контртеррористической стратегии впервые была отмечена Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам.
В декабре 2004 г. в своем докладе Группа обратила внимание на необходимость разработки всесторонней стратегии по борьбе с терроризмом, которая учитывала бы факторы, способствующие распространению терроризма, усиливала возможности стран в борьбе с терроризмом, а также пропагандировала верховенство права и защиту основных прав человека. На основе проведенного Группой анализа был вывод о необходимости разработки и принятия всеобъемлющей стратегии по борьбе с терроризмом, включающей в себя меры принуждения, но являющейся более широкой, чем эти меры.
Основными элементами Стратегии являются: меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма; меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним; меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этой области.
В принятом Плане действий ГА ООН, в частности, рекомендует МАГАТЭ продолжать усилия по оказанию государствам помощи в укреплении их потенциала по предотвращению доступа террористов к ядерным илм радиоактивным материалам, по обеспечении/безопасности на связанных с ними объектах и принятию эффективных мер в случае нападения с использованием таких материалов.
Стратегия предусматривает активизацию национальных усилий и международного сотрудничества для укрепления пограничного и таможенного контроля в целях предотвращения и выявления незаконного оборота ядерных материалов и радиологических видов оружия и материалов.
Стратегия ориентирует ООН на совершенствование координации в планировании мер реагирования на террористические нападения с использованием ядерного или радиологического оружия и материалов, а также на повышение эффективности действующих механизмов межучережденческой координации в деле оказания помощи, осуществления операций по оказанию чрезвычайной помощи и оказания поддержки пострадавшим. Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности ООН предложено разработать руководящие принципы сотрудничества и помощи в случае террористического нападения с использованием ОМУ.
Для достижения эффективного результата при реализации Стратегии предложено следующее: во-первых, через два года оценить достигнутый прогресс и рассмотреть вопрос об обновлении Стратегии с целью реагирования на изменения, признавая, что многие меры, содержащиеся в ней, могут быть реализованы незамедлительно, некоторые потребуют последовательной работы на протяжении нескольких лет, а некоторые представляют собой долгосрочные цели; во-вторых, рекомендовать государствам-членам, ООН и другим соответствующим международным, региональным и субрегиональным организациям оказать поддержку в осуществлении Стратегии, в том числе путем мобилизации ресурсов и специалистов; в-третьих, рекомендовать неправительственным организациям и гражданскому обществу по мере необходимости взаимодействовать в решении вопроса о том, каким образом можно активизировать усилия по реализации Стратегии.
В стратегии подчеркивается, что государства должны предпринять практические меры, чтобы их территории не использовались для размещения террористических объектов или учебных лагерей и для подготовки и организации террористических актов, направленных против других государств или их граждан. Стратегия призывает обеспечить, чтобы тем, кто причастен к терроризму, не предоставлялось убежище.
Принятие Стратегии свидетельствует о заметном прогрессе в восприятии большинством стран - членов мирового сообщества угрозы, исходящей от международного терроризма, в том числе его ядерной разновидности, демонстрирует сплоченность 192 государств - членов ООН перед лицом террористической угрозы.
Заключение
Ядерный терроризм представляет собой пока менее вероятный феномен, по сравнению с другими видами терроризма, ему препятствует целый ряд объективных экономических, технических и организационных факторов.
Как уже отмечалось, появление угрозы ядерного терроризма во многом обусловлено широким распространением ядерного оружия. За шесть десятилетий в мире странами-обладателями произведено около 125 тыс. ядерных боезарядов. Расширению возможностей приобретения ядерного оружия в немалой степени способствует развитие мирной ядерной энергетики, многие объекты которой интегрированы с производством оружия, чему в немалой степени способствуют особенности ядерного топливного цикла АЭС, в ходе которого происходит непрерывная наработка плутония.
В мире насчитывается приблизительно 30 тыс. единиц ядерного оружия. Несколько сотен из них являются уязвимыми для краж террористами или преступниками. По данным специалистов, в мире имеется достаточное количество плутония и обогащенного урана, чтобы произвести 240 тыс. единиц ядерного оружия.
Процессы глобализации и научно-технического прогресса также способствуют распространению ядерных технологий и делают их более доступными.
Глобализация ведет к созданию всемирных террористических сетей, развитию трансграничной деятельности террористических группировок, ранее считавшихся локальными. Международный терроризм превращается в огромный транснациональный бизнес, получает большие доходы от контрабанды наркотиков, оружия, незаконной миграции и работорговли, поставок профессиональных террористов-наемников, выполнения заказов на теракты, диверсии и даже целые локальные войны.
Указанные тенденции подчеркивают необходимость повышения стандартов ядерной безопасности по всему миру, выявления и нейтрализации террористических групп, стремящихся к обладанию ядерными средствами массового уничтожения, развития соответствующего национального и международного потенциала Более строгие требования должны предъявляться к эффективности мер по физической защите, учету, контролю и предотвращению контрабанды радиоактивных материалов.
Исходя из выше сказанного, следует, что для эффективной стратегии борьбы с ядерным терроризмом необходимо следующие меры:
подготовить всеобъемлющий план действий в отношении ядерного терроризма;
повысить национальные и международные возможности обнаружения и запрещения незаконного оборота ядерных материалов, оборудования и технологий;
побудить объекты отказаться от запасов делящихся материалов или провести «быстрые усовершенствования» систем физической защиты;
принять жесткую норму в отношении обеспечения сохранности ядерного материала, по меньшей мере эквивалентную INFCIRC 225/rev. 4 и применимую к гражданским и военным запасам ВОУ и плутония;
создать совместную организацию в ядерной промышленности для совершенствования всемирных норм обеспечения сохранности, подобную Всемирной ассоциации операторов атомных электростанций в секторе ядерной безопасности;
реализовать быстрые усовершенствования для повышения физической защиты ядерных установок, подразумевающих значимые последствия, особенно на случай нападения с применением управляемых бомб и т.д.
Список литературы
Абрамов А.В. Международно-правовое регулирование противодействия ядерному терроризму /А.В. Абрамов // Международное публичное и частное право. – 2007. - № 2.//ГАРАНТ.
Абрамов А. Ядерный терроризм: политические, правовые, стратегические и технические аспекты /А. Абрамов, А. Пикаев, В Дворкин //Мировая экономика и международные отношения. – 2006. - № 11. – С. 3-16.
Белоусов В. Потенциал гипертерорризма: смертельная угроза человечеству /В. Белоусов // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 7. – С.116-126.
Жуков Г.П. Международное право и ядерный терроризм /Г.П. Жуков // Юрист-международник. – 2006. - № 2. //ГАРАНТ.
Калядин А. Глобальная инициатива по борьбе против актов ядерного терроризма: принципы, практика, проблемы /Калядин А. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 1. – С. 3-14.
Комаров П.В. Ядерный терроризм /П.В. Комаров //Государство и право. – 2007. - № 7. – С. 40-49.
Косачев К.И. Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ними /К.И. Косачев //Государство и право. – 2004. - № 8 . – С. 85- 94.
Косачев К. И. Место и роль международного права в борьбе с угрозой ядерного терроризма / К. И. Косачев // Государство и право. - 2006. - N 11.- С. 62-69.
Куликов А.С. О новом российском антитеррористическом законе /А.С. Куликов, Ю.С. Ромашев //Государство и право. – 2007. - № 7. – С. 40-49.
Луков В. Новые особенности ядерного терроризма /В. Луков //Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - № 3. – С. 12-23.
Метельков А.Н. О некоторых аспектах уголовно-правового регулирования борьбы с проявлениями ядерного терроризма /Метельков А.Н. //Вестник МГТН: том 9. – 2006. - № 1. – С. 157-162.
Метельков А.Н. Правовой режим противодействия ядерному терроризму/А.Н. Метельков //История государства и права. – 2008. - № 5. – С.5.
Поттер К. Многоликий ядерный терроризм / К. Поттер, Н. Флоркин //Ядерный контроль. – 2003. - № 1 (Том 9). – С.71- 87.
Комаров П.В. Ядерный терроризм /П.В. Комаров //Государство и право. – 2007. - № 7. – С. 41.
Калядин А. Глобальная инициатива по борьбе против актов ядерного терроризма: принципы, практика, проблемы /Калядин А. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 1. – С. 3.
Косачев К.И. Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ними /К.И. Косачев //Государство и право. – 2004. - № 8 . – С. 85.
Абрамов А. Ядерный терроризм: политические, правовые, стратегические и технические аспекты /А. Абрамов, А. Пикаев, В Дворкин //Мировая экономика и международные отношения. – 2006. - № 11. – С. 6.
Калядин А. Глобальная инициатива по борьбе против актов ядерного терроризма: принципы, практика, проблемы /Калядин А. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 1. – С. 4.
Абрамов А. Ядерный терроризм: политические, правовые, стратегические и технические аспекты /А. Абрамов, А. Пикаев, В Дворкин //Мировая экономика и международные отношения. – 2006. - № 11. – С. 5.
Поттер К. Многоликий ядерный терроризм / К. Поттер, Н. Флоркин //Ядерный контроль. – 2003. - № 1 (Том 9). – С.71.
Луков В. Новые особенности ядерного терроризма /В. Луков //Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - № 3. – С. 23.
Белоусов В. Потенциал гипертерорризма: смертельная угроза человечеству /В. Белоусов // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 7. – С.121.
Поттер К. Многоликий ядерный терроризм / К. Поттер, Н. Флоркин //Ядерный контроль. – 2003. - № 1 (Том 9). – С.73.
Абрамов А.В. Международно-правовое регулирование противодействия ядерному терроризму /А.В. Абрамов // Международное публичное и частное право. – 2007. - № 2.//ГАРАНТ.
Метельков А.Н. Правовой режим противодействия ядерному терроризму/А.Н. Метельков //История государства и права. – 2008. - № 5. – С.5.
Жуков Г.П. Международное право и ядерный терроризм /Г.П. Жуков // Юрист-международник. – 2006. - № 2. //ГАРАНТ.
Калядин А. Глобальная инициатива по борьбе против актов ядерного терроризма: принципы, практика, проблемы /Калядин А. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 1. – С. 5.
Жуков Г.П. Международное право и ядерный терроризм /Г.П. Жуков // Юрист-международник. – 2006. - № 2. //ГАРАНТ.
Абрамов А.В. Международно-правовое регулирование противодействия ядерному терроризму /А.В. Абрамов // Международное публичное и частное право. – 2007. - № 2.//ГАРАНТ.
Абрамов А.В. Международно-правовое регулирование противодействия ядерному терроризму /А.В. Абрамов // Международное публичное и частное право. – 2007. - № 2.//ГАРАНТ.
Калядин А. Глобальная инициатива по борьбе против актов ядерного терроризма: принципы, практика, проблемы /Калядин А. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 1. – С. 9.
Метельков А.Н. Правовой режим противодействия ядерному терроризму/А.Н. Метельков //История государства и права. – 2008. - № 5. – С.5.
Калядин А. Глобальная инициатива по борьбе против актов ядерного терроризма: принципы, практика, проблемы /Калядин А. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 1. – С. 6.
Калядин А. Глобальная инициатива по борьбе против актов ядерного терроризма: принципы, практика, проблемы /Калядин А. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 1. – С. 6.
28
1.Абрамов А.В. Международно-правовое регулирование противодействия ядерному терроризму /А.В. Абрамов // Международное публичное и частное право. – 2007. - № 2.//ГАРАНТ.
2.Абрамов А. Ядерный терроризм: политические, правовые, стратегические и технические аспекты /А. Абрамов, А. Пикаев, В Дворкин //Мировая эконо-мика и международные отношения. – 2006. - № 11. – С. 3-16.
3.Белоусов В. Потенциал гипертерорризма: смертельная угроза человечеству /В. Белоусов // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 7. – С.116-126.
4.Жуков Г.П. Международное право и ядерный терроризм /Г.П. Жуков // Юрист-международник. – 2006. - № 2. //ГАРАНТ.
5.Калядин А. Глобальная инициатива по борьбе против актов ядерного терро-ризма: принципы, практика, проблемы /Калядин А. //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 1. – С. 3-14.
6.Комаров П.В. Ядерный терроризм /П.В. Комаров //Государство и право. – 2007. - № 7. – С. 40-49.
7.Косачев К.И. Ядерный терроризм и международно-правовые механизмы борьбы с ними /К.И. Косачев //Государство и право. – 2004. - № 8 . – С. 85- 94.
8.Косачев К. И. Место и роль международного права в борьбе с угрозой ядер-ного терроризма / К. И. Косачев // Государство и право. - 2006. - N 11.- С. 62-69.
9.Куликов А.С. О новом российском антитеррористическом законе /А.С. Ку-ликов, Ю.С. Ромашев //Государство и право. – 2007. - № 7. – С. 40-49.
10.Луков В. Новые особенности ядерного терроризма /В. Луков //Мировая эко-номика и международные отношения. – 2003. - № 3. – С. 12-23.
11.Метельков А.Н. О некоторых аспектах уголовно-правового регулирования борьбы с проявлениями ядерного терроризма /Метельков А.Н. //Вестник МГТН: том 9. – 2006. - № 1. – С. 157-162.
12.Метельков А.Н. Правовой режим противодействия ядерному террориз-му/А.Н. Метельков //История государства и права. – 2008. - № 5. – С.5.
13.Поттер К. Многоликий ядерный терроризм / К. Поттер, Н. Флоркин //Ядерный контроль. – 2003. - № 1 (Том 9). – С.71- 87.
Вопрос-ответ:
Что такое ядерный терроризм и какие признаки его характеризуют?
Ядерный терроризм - это форма терроризма, при которой используются ядерные материалы или ядерное оружие для достижения политических или идеологических целей. Главными признаками ядерного терроризма являются планирование и осуществление актов насилия с использованием ядерных средств, намерение запугать или устранить определенные государства или группы людей, а также стремление получить массовое уничтожающее потенциальное ядерное оружие.
Какие технические аспекты связаны с ядерным терроризмом?
Ядерный терроризм напрямую связан с техническими аспектами использования ядерных материалов и ядерного оружия. Это может включать кражу, незаконное приобретение или производство ядерного материала, его хранение и транспортировку, а также организацию и проведение ядерных взрывов. Также важным техническим аспектом является защита ядерных объектов от возможных террористических атак и противодействие их использованию.
Какое международно-правовое регулирование существует в борьбе с ядерным терроризмом?
В борьбе с ядерным терроризмом существует ряд международно-правовых документов, которые регулируют деятельность государств и международных организаций. Одним из основных таких документов является Договор о нераспространении ядерного оружия. Также существуют различные соглашения и конвенции, направленные на предотвращение террористических деяний с использованием ядерных материалов и ядерного оружия.
Какие политические основы и антитеррористическая стратегия существуют в борьбе с ядерным терроризмом?
В борьбе с ядерным терроризмом важными политическими основами являются международное сотрудничество и координация действий государств. Также важна солидарность между государствами в отношении принятия жестких мер по предотвращению и пресечению ядерного терроризма. Антитеррористическая стратегия включает в себя разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности ядерных объектов, усилению контроля над ядерными материалами и обмену информацией между государствами.
Что такое ядерный терроризм?
Ядерный терроризм - это использование ядерного оружия или ядерных материалов в целях террора и угроза его использования с целью достижения политических, социальных или религиозных целей.
Какие признаки характеризуют ядерный терроризм?
Признаки ядерного терроризма включают в себя намерение использовать ядерное оружие или ядерные материалы, причинение серьезного ущерба жизни и имуществу, создание страха и паники в обществе, а также преследование определенных политических, религиозных или иных целей.
Какие технические аспекты связаны с ядерным терроризмом?
Технические аспекты ядерного терроризма включают в себя возможность получения ядерного оружия или ядерных материалов, способы доставки и активации ядерного устройства, а также методы обхода систем безопасности и защиты.
Какое международно-правовое регулирование существует в борьбе с ядерным терроризмом?
Международно-правовое регулирование включает в себя ряд международных договоров и соглашений, таких как Конвенция ООН об ограничении ядерного оружия, Конвенция ООН о физической защите ядерных материалов и т.д. Они направлены на предотвращение и пресечение ядерного терроризма и обеспечение безопасности ядерных материалов.
Каковы политические основы и антитеррористическая стратегия в борьбе с ядерным терроризмом?
Политические основы включают сотрудничество стран по обмену информацией, разработку и реализацию совместных мер по предотвращению ядерного терроризма, а также укрепление международного режима нераспространения ядерного оружия. Антитеррористическая стратегия включает в себя обнаружение и пресечение попыток получения ядерного оружия, улучшение физической защиты ядерных объектов, обучение и подготовку специалистов по предотвращению ядерного терроризма и т.д.
Что такое ядерный терроризм и какие признаки он имеет?
Ядерный терроризм - это форма терроризма, при которой используются ядерное оружие или ядерные материалы для создания угрозы и паники среди населения. Основными признаками ядерного терроризма являются попытка получить и использовать ядерные материалы или ядерное оружие, угрозы его использования, а также использование радиоактивных веществ для террористических актов.