Развитие представлений о геометрических фигурах у детей четвертого года жизни через продуктивные виды деятельности ( на примере аппликации)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 28 28 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 17.12.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических представлений у дошкольников
1.1. Генезис представлений дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов
1.2. Особенности методики обучения детей элементарным геометрическим знаниям
1.3. Продуктивная деятельность и ее значение для математического развития дошкольников
Глава 2. Продуктивная деятельность как средство развития
геометрических представлений у детей четвертого года жизни
2.1. Изучение представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов
2.2. Методика использования продуктивных видов деятельности (на примере аппликации) в процессе формирования геометрических представлений у детей
2.3. Динамика развития представлений и геометрических фигурах и форме предметов в процессе проведения экспериментальных занятий
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Выполняя орнаментальные и предметные аппликации, дети должны постепенно усвоить слова, обозначающие те или иные пространственные положения фигур, и использовать эти знания в работе.
Все занятия в этой группе должны носить образный характер, темы понятны, доступны и интересны детям. В выборе тематики занятий воспитатель может проявлять самостоятельность, выдумку и индивидуальность, но необходимо четко разграничить предметную и декоративную аппликацию. Предметная аппликация вначале должна быть проста. Дети учатся наклеивать предметные изображения на основе использования кругов, квадратов: шарики катятся по дорожке, альбом картинок, бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревочке. Затем темы усложняются: грибок, мяч (из двух половинок), погремушка, цветок, снеговик, светофор, неваляшка, башенка, домик, цыпленок, флажок, конура, тележка, лодка с парусом. [7, с. 233]
При определении методов обучения следует выделить два основных направления работы воспитателя: подготовку к предстоящему занятию и обучение на занятии.
В процессе подготовки необходимо использовать информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении форм, цветов предметов.
При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения. Например, дети узнают, что мяч круглый, гладкий, окрашен в два цвета: одна половина красная, другая – желтая. Выполняя аппликацию «Большой красивый мяч», дети легко составляют его изображение из двух разноцветных половин.
До занятия можно рассматривать с детьми также иллюстрации, картинки. Особенно хороши те изображения, где форма предельно обобщена, приближена к силуэту. При рассматривании иллюстраций внимание детей необходимо направлять на то, что требуется в процессе работы. Например, рассматривая на картинке гриб, нужно уточнить, что у него есть ножка и шляпка, ножка находится внизу, а шляпка – вверху. Особое внимание следует уделить проведению дидактических игр на знакомство с формой, величиной, цветом предметов. [20, с. 122]
Во второй младшей группе иногда используются образцы. Чаще всего в декоративной аппликации. Например, детям показывают закладку для книги. Образцы могут быть использованы и тогда, когда нет возможности показать детям сам предмет (при условии, что он знаком детям). Иногда могут использоваться вариантные образцы с целью демонстрации различных вариантов изображения, например, как из одних и тех же форм получить различные предметные изображения. Но использование образца не всегда является обязательным и не означает, что дети должны его копировать.
В работе с детьми данного возраста нельзя забывать об игровых приемах. Дети эмоционально реагируют на появление новых игрушек, охотно участвуют в предложенной игровой ситуации. Это повышает интерес детей к занятию, стимулирует их активность.

2.3. Динамика развития представлений и геометрических фигурах и форме предметов в процессе проведения экспериментальных занятий
Для формирования геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста работа должна проводится следующим образом: свойство фигур дети выявляют практически, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место на занятиях должны занимать практические работы, наблюдения, игровые моменты и работы с геометрическими объектами.
Оперируя разнообразными предметами, моделями геометрических фигур,
выполняя большое число наблюдений, дети подмечают наиболее общие их признаки (не зависящие от материала, цвета, положения, массы и т.д.
Для выявления динамики развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей четвертого года жизни в условиях детского сада была проведена экспериментальная работа. Она состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В работе были задействованы две подгруппы детей – контрольная и экспериментальная – по 6 человек в каждой.
На первом этапе – констатирующем – была проведена входная проверочная работа. Содержание входной проверочной работы было подобрано таким образом, что по качеству выполнения заданий воспитатель смог судить об умении ребенка воспринимать геометрические фигуры (сформированность представлений), умении самостоятельно распознавать геометрическую фигуру.
1 задание.
Детям предлагался данный узор из геометрических фигур

Каждый ребенок должен ответить на вопрос:
- С какой фигуры начинается узор? Какой заканчивается?
2 задание.
Назовите, какую форму имеют предметы, нарисованные на карточках: солнце, телевизор, книга, морковь, слива, яблоко, тарелка, крыша дома.

3 задание.
Материал: набор фигур одного цвета.








Все фигуры надо разделить на две группы
Дети выполняют различные разделения по форме.

За каждое правильно выполненное задание ребенок получал 3 балла. За выполнение с ошибками – 2 балла. Неправильно выполненное или совсем не выполненное задание оценивалось в 0 баллов.
В конце была посчитана сумма балов, набранная каждый ребенком в обеих группах. Были получены следующие результаты.
Таблица 1
Результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня
сформированности представлений о геометрических фигурах у детей второй младшей группы детского сада
Оценка результатов
Вторая младшая группа Контрольная группа 6 чел
Экспериментальная группа 6 чел 1 задание 11 12 2 задание 10 12 3 задание 7 9
Как видим, уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей обеих подгрупп недостаточно высок и приблизительно одинаков.
На втором этапе – экспериментальном – с детьми экспериментальной группы проводились занятия аппликацией с использованием геометрических фигур. Всего было проведено 8 занятий. Целью занятий аппликацией было формирование чувства формы (познакомить детей с круглой, квадратной, треугольной формами предметов), уточнение представлений об основных геометрических фигурах. На каждом из них дети составляли рисунки, узоры из геометрических фигур с обязательным названием каждой фигуры. Велась целенаправленная работа над совершенствованием представлений о форме предметов.
На третьем этапе – контрольном – детям обеих подгрупп были предложены те же задания, что и в первом случае. Полученные результаты отражены в таблице.
Таблица 2
Результаты контрольного этапа эксперимента по выявлению уровня
сформированности представлений о геометрических фигурах у детей второй младшей группы детского сада
Оценка результатов
Вторая младшая группа Контрольная группа 6 чел
Экспериментальная группа 6 чел 1 задание 12 16 2 задание 11 18 3 задание 9 17
Данные свидетельствуют о положительной динамике развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе проведения целенаправленных занятий аппликацией.











Заключение
Аппликация — один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника наклеивания.
Учитывая особенности детей четырехлетнего возраста (недостаточное развитие мелких мышц руки, слабая координация движений, слабый зрительный контроль за своими действиями), специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все формы и силуэты они получают в готовом виде.
Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды продуктивной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков. Выполняя самые разные задания, дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Они должны усвоить пространственные понятия: вверху, внизу, в углу, в середине, прямо, рядом, сбоку, друг за другом. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.
Все это как нельзя лучше способствует формированию у детей четвертого года жизни представлений о геометрических фигурах и форме предметов. На занятиях аппликацией воспитатель учит детей различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. Этому должно предшествовать знакомство с данными геометрическими фигурами в дидактических играх, на занятиях лепкой. Работе, обеспечивающей развитие у детей представлений о форме, обязательно посвящают некоторое время (от 4 до 8 мин) на каждом занятии аппликацией. Детей учат различать модели близких по форме фигур, производить элементарный анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые свойства. Детей знакомят с различными видами треугольников, фигур круглой формы, учат видеть изменения по форме, находить тождественные фигуры. Ребят обучают последовательно обследовать и описывать форму предметов, находить ее сходство с геометрическим образцом и отличие от него.
Усвоение эталонов формы детьми четырех лет предполагает узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и тому подобное. В четырехлетнем возрасте ребенок уже должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее, необходимо знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников. Главное чтобы ребенок мог различать их на глаз.
Действуя на занятиях аппликацией с моделями разной конфигурации, четырехлетний ребенок легче усваивает представления о геометрических фигурах. В игровой форме на занятиях это, как правило, не вызывает у детей трудностей.
Проведенный во второй младшей группе детского сада эксперимент выявил положительную динамику формирования представлений о геометрических фигурах в ходе специально организованных занятий аппликацией.






Список литературы
Белошистая А.В. Наглядная геометрия. – М.: Классикс Стиль, 2003.
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М., 1988.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998.
Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М., 1973.
Воспитание детей во второй младшей группе детского сада/Сост. Г.М. Лямина. – М., 1981.
Воспитание и развитие детей раннего возраста/Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М., 1976.
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Использование игровых методов при обучении дошкольников//Дошкольное воспитание. – 1989. - №1. – С. 23-28.
Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
Дьяченко О.М., Анастаськова Н.Ф., Булычева А.И. Дети, в школу собирайтесь. – М., 1996.
Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.. 1992.
Запорожец А.В. Психология. – М., 1961.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1989.
Коган Т.А. Формирование геометрических представлений у детей. – М.: Просвещение, 1981.
Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». – М., 2005.
Лема Б. Математика для дошколят. Геометрические фигуры. – Минск, 2003.
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М., 1979.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.
Першина Л.А. Возрастная психология. – М., 2005.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. - М., 1983.
Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Турунтаевой. – М., 1978.
Поддьякова Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.. 1981.
Радуга: Программа и руководство для воспитателей/Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1993.
Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.
Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1993.
Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М., 1975.













3

1.Белошистая А.В. Наглядная геометрия. – М.: Классикс Стиль, 2003.
2.Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М., 1988.
3.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
4.Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
5.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1998.
6.Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М., 1973.
7.Воспитание детей во второй младшей группе детского сада/Сост. Г.М. Лямина. – М., 1981.
8.Воспитание и развитие детей раннего возраста/Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.
9.Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М., 1976.
10.Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Использование игровых методов при обучении дошкольников//Дошкольное воспитание. – 1989. - №1. – С. 23-28.
11.Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
12.Дьяченко О.М., Анастаськова Н.Ф., Булычева А.И. Дети, в школу собирайтесь. – М., 1996.
13.Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.. 1992.
14.Запорожец А.В. Психология. – М., 1961.
15.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М., 1989.
16.Коган Т.А. Формирование геометрических представлений у детей. – М.: Просвещение, 1981.
17.Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». – М., 2005.
18.Лема Б. Математика для дошколят. Геометрические фигуры. – Минск, 2003.
19.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.
20.Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.
21.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. - М., 1979.
22.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.
23.Першина Л.А. Возрастная психология. – М., 2005.
24.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. - М., 1983.
25.Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Турунтаевой. – М., 1978.
26.Поддьякова Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.. 1981.
27.Радуга: Программа и руководство для воспитателей/Сост. Т.Н. Доронова. – М., 1993.
28.Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.
29.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1993.
30.Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М., 1975.

Вопрос-ответ:

Какие основные этапы развития представлений о геометрических фигурах у детей четвертого года жизни?

Развитие представлений о геометрических фигурах у детей четвертого года жизни проходит через несколько этапов. На первом этапе дети начинают узнавать основные геометрические фигуры и давать им название. На втором этапе дети учатся различать и сравнивать геометрические фигуры по их основным характеристикам, таким как количество сторон, форма и размер. На третьем этапе дети начинают создавать свои собственные геометрические фигуры при помощи различных материалов и инструментов. На четвертом этапе дети развивают способность анализировать и классифицировать геометрические фигуры по их свойствам и характеристикам.

Какие основные методики можно использовать для обучения детей элементарным геометрическим знаниям?

Для обучения детей элементарным геометрическим знаниям можно использовать различные методики. Одна из них - это использование аппликаций, при которых дети вырезают геометрические фигуры из бумаги и создают с их помощью различные композиции. Также можно использовать методику конструирования, при которой дети создают различные фигуры из специальных конструкторов. Другой метод - это игровая деятельность, которая позволяет детям учиться на примере игры с различными геометрическими фигурами и формами.

Почему продуктивная деятельность важна для математического развития дошкольников?

Продуктивная деятельность является важным средством для математического развития дошкольников. При этом виде деятельности дети активно создают и конструируют различные объекты, используя геометрические фигуры и формы. Они развивают свою творческую и пространственную мысль, учатся анализировать и классифицировать объекты по их характеристикам. Кроме того, продуктивная деятельность позволяет детям развивать свои мелкую моторику и координацию движений.

Какие особенности есть у развития представлений о геометрических фигурах у детей четвертого года жизни через аппликацию?

Развитие представлений о геометрических фигурах у детей четвертого года жизни через аппликацию имеет несколько особенностей. Во-первых, аппликация позволяет детям визуально представить геометрические фигуры и понять их форму и свойства. Во-вторых, через аппликацию дети могут развить мелкую моторику и координацию движений, что является важным аспектом их развития. И, наконец, аппликация способствует развитию творческого мышления и фантазии у детей, так как они могут самостоятельно создавать разные композиции из геометрических фигур.

Каков генезис представлений дошкольников о геометрических фигурах и форме предметов?

У дошкольников генезис представлений о геометрических фигурах и форме предметов происходит постепенно. Сначала дети начинают различать разные геометрические фигуры и формы предметов в окружающем мире. Затем они начинают называть их и узнавать их основные свойства, такие как количество сторон, форма и размеры. Дети также начинают применять геометрические фигуры и формы в своей игровой и творческой деятельности, что способствует их более глубокому пониманию.

Какие методики обучения детей элементарным геометрическим знаниям существуют?

Существуют различные методики обучения детей элементарным геометрическим знаниям. Некоторые из них включают использование разных материалов и игровых заданий, которые позволяют детям активно участвовать в обучении и самостоятельно исследовать геометрические фигуры. Другие методики могут быть связаны с использованием специальных учебных материалов, таких как пазлы или конструкторы, которые помогают детям понять связь между геометрическими фигурами и реальными предметами. Все эти методики направлены на активное вовлечение детей в процесс обучения и способствуют их более глубокому пониманию геометрии.

Какие представления о геометрических фигурах формируются у детей четвертого года жизни через продуктивные виды деятельности?

У детей четвертого года жизни формируются представления о базовых геометрических фигурах, таких как круг, треугольник, прямоугольник и квадрат. Они начинают узнавать и различать эти фигуры, а также могут самостоятельно создавать их через аппликацию. Продуктивные виды деятельности, такие как рисование, вырезание и склеивание, способствуют развитию пространственного воображения и пониманию формы предметов.

Какие особенности методики обучения элементарным геометрическим знаниям могут быть использованы при работе с детьми 4-летнего возраста?

При работе с детьми 4-летнего возраста важно использовать методику обучения, основанную на конкретно-образных представлениях. Дети лучше усваивают геометрические понятия, когда им предлагаются наглядные образы и конкретные материалы. Вместе с тем, важно комбинировать занятия с использованием абстрактных материалов, таких как картинки и карточки с изображениями геометрических фигур. При этом, задачи должны быть постепенно усложняющимися, чтобы стимулировать развитие мышления и логического мышления.