Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет).
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 05.09.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1.Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
1.1. Специфика сюжетно-ролевой игры
1.2. Предпосылки сюжетно-ролевой игры
1.3. Становление сюжетно-ролевой игры
1.4. Развитие ребенка посредством игры
Выводы по первой главе
Глава 2.Практическая часть
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Задачи:
анализ сюжета;
анализ содержания;
анализ игрового материала;
анализ игрового пространства.
Методы исследования: скрытое наблюдение
Сведения об испытуемых:
Карлова Света, 4 года 2 месяца. Общительный ребенок, посещает детский сад.
Аникина Ира, 5 лет 4 месяца. Посещает кружок рисования.
Результаты первого исследования (Светы Карловой):
К Свете пришла подруга Лена (4 года 5 мес.). Они решили поиграть в «магазинчик». В своей комнате девочки выполняли функции продавца и покупателя. Девочки «продавали» мягкие игрушки. Стоит отметить, что они менялись ролями по прошествии около 3-5 минут.
Общая длительность игры составила около 15 минут.
Результаты второго исследования (Иры Аникиной):
Ира играла с подругой Катей (5 лет и 7 месяцев) в куклы. Куклы выступали в роли детей, а девочки были их мамами. У каждой из них был «свой дом» ( разных углах комнаты). У Иры сначала было 2 «дочери», но она одну из них отправила быстро к бабушке на каникулы.
Девочки ходили друг к другу в гости, причем каждый раз стучались. И Ира, и Катя разговаривали с куклами, причем отвечали на свои вопросы сами же, но уже пытаясь изменить голос. «Мамы» общались между собой, обсуждали свои «проблемы».
Общая длительность игры составила около 30 минут.
Выводы по второй главе
В результате наблюдения за сюжетно-ролевой и режиссерской игрой детей можно отметить следующее:
Игровая ситуация создается самостоятельно (предлагает другому участнику), без вмешательства взрослого.
В игре используются игрушки: куклы, одежда куклы, мягкие игрушки.
Основное содержание составляют как бытовые взаимоотношения между людьми (игра в «дочки-матери»), так и общественные (игра в «магазин»).
На этапах развития игры дети пытаются в ходе ее отразить по преимуществу внешний, «вещный» аспект деятельности взрослых, которую они прорабатывают путем обыгрывания. Поэтому они придают большое значение использованию разных предметов-заменителей, символизирующих «взрослое» оборудование, профодежду и характерные атрибуты.
Отметим различия в играх детей 4 лет и 5 лет:
Девочка 4 лет играла с девочкой-партнером, т.к. Света хотела организовать игру, включающую несколько ролей. На этом этапе прослеживается четкая зависимость детей от ролевой игры. Здесь видна внеситуативно-познавательная форма общения. Она опосредствованна, но вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность — можно сказать, в «теоретическое» сотрудничество. Предметные манипуляции детей раннего возраста во многом также были направлены на выявление свойств предметов; практические «пробы и ошибки» ребенка служат основой, на которой складываются потом его ориентировочные и перцептивные действия. Ребенок ощущает большую неуверенность, вступив в область умозрительных рассуждений и потеряв привычную опору на чувственно данную наглядность. Сотрудничество со старшими в этой новой сфере представляется ему возможным только в том случае, если они не станут смеяться над ним, а отнесутся с должным признанием. Единственным же убедительным показателем признания дети считают похвалу. В совместных играх дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В разговорах дошкольников с познавательными мотивами общения преобладают темы о живой природе, зверях, предметах.
В игре детей 5 лет в один сюжет объединились около двух-трех событий. Устойчивость сюжета прослеживалась на протяжение всей игры. Происходит слияние различных видов игр: режиссерской и сюжетно-ролевой. Режиссерский вид, т.к. девочка дает роли дочерей своим куклам. Наряду с этим можно отметить, что игра дошкольника 5 лет достаточно детализирована. В играх детей 5 лет все обдумано, не упуская из виду ни одной мелочи. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативно-личностная форма общения. Как видно из ее названия (личностная), она аналогична первой генетической форме общения и знаменует, что процесс развития завершил, таким образом, первый виток и, описывая спираль, перешел на второй виток. В разговорах дошкольников с личностными мотивами проявляют основной интерес к людям и говорят о себе, своих родителях, товарищах, расспрашивают взрослых об их жизни, работе, семье. Новая форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Ребенок теперь обращает меньше внимания на вещную сторону воспроизводимой им действительности — нынче его интересуют главным образом те сложные отношения, которые складываются между людьми в семье и на работе. В общении с взрослыми ребенок черпает материал для своих игр, зорко наблюдает за всеми оттенками поведения старших при их столкновениях между собой. Контакты с взрослыми и со старшими по возрасту детьми открывают ребенку перспективу его будущей жизни на ближайшие годы: он узнает, что скоро будет учиться в школе. При доминировании личностных мотивов общения центром ситуации становится для ребенка взрослый.
Заключение
Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство — период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
Список литературы
Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2001.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1995.
Выготский Л.С. Проблема возраста и динамика развития // Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Просвещение, 1995.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 2001.
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1993.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1994.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Просвещение, 1995.
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1991.
Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001.
Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1995.
Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Просвещение, 1990.
Элъконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1980.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1988.
Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психол. тр. - М.: Просвещение, 1989.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1993.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психол. тр. - М.:Просвещение, 1989.
Там же.
Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001.
Выготский Л.С. Проблема возраста и динамика развития // Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
Там же.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Просвещение, 1995.
Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Просвещение, 1995.
Там же.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1988.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1988.
Элъконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1980.
Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 720 с.
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1993.
Элъконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1980.
Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1994.
Элъконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1980.
Там же.
Элъконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1980.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001.
Там же.
Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001.
Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1988.
Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психол. тр. - М.:Просвещение, 1989.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 2001.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2001.
Выготский Л.С. Проблема возраста и динамика развития // Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006.
Там же.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Просвещение, 1995.
25
1.Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2001.
2.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1995.
3.Выготский Л.С. Проблема возраста и динамика развития // Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
4.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Просвещение, 1995.
5.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006.
6.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
7.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 2001.
8.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 1993.
9.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
10.Немов Р.С. Психология: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1994.
11.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Просвещение, 1995.
12.Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1991.
13.Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001.
14.Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Просвещение, 1995.
15.Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Просвещение, 1990.
16.Элъконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 1980.
17.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1988.
18.Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психол. тр. - М.: Просвещение, 1989.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте представляет собой деятельность, в ходе которой дети создают вымышленную ситуацию, в то время как каждый из них представляет определенный персонаж и играет свою роль. В процессе игры дети используют творческое воображение и развивают различные навыки и умения.
Какие предпосылки существуют для сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте?
Для сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте существуют следующие предпосылки: развитие речи и воображения детей, а также их познавательных способностей; наблюдение за окружающим миром и стремление воспроизвести его в игровой форме; социальные навыки и умения, такие как умение сотрудничать, слушать других и принимать решения вместе с другими детьми.
Как развивается ребенок через сюжетно-ролевую игру?
Сюжетно-ролевая игра способствует развитию ребенка на различных уровнях. Она развивает речь и воображение, помогает осваивать социальные роли и навыки, а также укрепляет эмоциональное состояние ребенка. В процессе игры дети учатся работать в коллективе, договариваться, решать конфликты и находить компромиссы.
Какие задачи можно решить с помощью сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте позволяет решить такие задачи, как развитие речи и логического мышления, укрепление социальных навыков, формирование представлений о мире и окружающей среде, развитие способности к самостоятельной деятельности и принятию решений. Она также способствует развитию фантазии и креативности ребенка.
Какие методы исследования можно использовать для анализа сюжета и игрового пространства?
Для анализа сюжета сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте можно использовать методы скрытого наблюдения и анализа игрового материала. Анализ содержания игры может помочь выявить темы и мотивы, которые интересуют детей, и определить их уровень развития и способности к творческому мышлению.
Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте имеет большое значение, так как способствует развитию ребенка в различных аспектах: эмоциональном, социальном, познавательном. В процессе игры дети учатся общаться, сотрудничать, развивать воображение, эмпатию, креативное мышление и многое другое.
Каковы предпосылки сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте?
Предпосылками сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте являются умение ребенка вживаться в роль, осознание различий между реальностью и вымыслом, наличие базовых игровых знаний и навыков, возможность создания сюжетных ситуаций, интерес к миру взрослых и желание имитировать их деятельность.
Как развивается ребенок посредством сюжетно-ролевой игры?
Ребенок развивается посредством сюжетно-ролевой игры в различных сферах. Он осваивает навыки социального взаимодействия, учится сотрудничать и решать конфликты, развивает речь и логическое мышление, улучшает моторику и координацию движений, развивает воображение и творческое мышление.
Какие методы исследования использовались в работе?
Для исследования были использованы следующие методы: скрытое наблюдение за процессом игры детей, анализ игрового материала, анализ содержания сюжетно-ролевой игры.
Что может быть проанализировано в рамках сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте?
В рамках сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте может быть проанализировано содержание игры, ее сюжетная линия, роли и действия детей, игровое пространство, использование игровых материалов и аксессуаров, взаимодействие детей в игре и другие аспекты, отражающие особенности данного вида деятельности.
Какова специфика сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже способны самостоятельно создавать и развивать сюжеты игры, включая детали и диалоги. Они начинают взаимодействовать друг с другом, учатся принимать разные роли и строить взаимоотношения. В игре ребенок приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром и осваивает социальные навыки.
Какие предпосылки существования сюжетно-ролевой игры?
Сюжетно-ролевая игра обусловлена несколькими предпосылками. Во-первых, дети в этом возрасте уже обладают развитым воображением и способностью создавать свои мирки и ролевые образы. Во-вторых, они начинают проявлять интерес к взаимодействию со сверстниками и желание имитировать взрослых. В-третьих, игра является для них способом понимания и освоения окружающего мира, поэтому они стремятся играть в разные роли и ситуации, чтобы понять их смысл и значение.