Развитие взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 2 + 2 источника
- Добавлена 19.11.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Экспериментальная часть.
В нём использовалась репродукция картины И. Мошкина «Птицы над волнами», альбомные листы, гуашь, кисти. Воспитатель демонстрировала детям репродукцию картины И. Мошкина, на которой изображены чайки, кружащиеся над волнами на фоне тёмных туч. Далее она предлагала детям выбрать понравившийся предмет: «Кто будет чайкой, тучей, ветром, волной?». Картина оживала: ветер усиливался, грозные тучи сгущались, поднимались тёмные волны, чайки кричали, отчаянно махали крыльями, почти касаясь волн. Дети изображали посредством движений содержание картины, затем передавали впечатления в рисунке.
В упражнении «Угадай, что нарисовано», направленном на активизацию тактильных ощущений и отображение их в игровой ситуации, педагог рисовал на спине ребёнка разные фигуры, предлагая отгадать изображение. Иногда воспитатель добавлял определения: пушистый, скользкий, ломкий, вязкий, холодный, приятный, дырявый, волосатый, горячий, гладкий, неровный, тёплый, пощипывающий, колючий и т.п. Свои воспоминания ощущений дети оформляли, когда брали в игре роли как природных сил , так и людей.
По мере внедрения в работу с детьми творческих заданий и упражнений наблюдалось повышение проявлений самостоятельности и инициативности, уверенности в разыгрывании сюжетов , эмоциональности.
Процесс воспитания ребенка, на наш взгляд, имеет собственный темп и особенности.
Результаты были получены в процессе наблюдения за детьми, и как уже отмечалось выше, важной особенностью нашего исследования является то, что оно проходило в коллективе сверстников, как долговременном одновозрастном творческом коллективе. Эта особенность позволила регулировать процесс развития межличностных взаимоотношений детей в игровой деятельности детей 4-5 лет, вводить перспективы в разработанную нами серию творческих заданий совместной деятельности, более тщательно подходить к подбору форм, средств, приемов игровой деятельности, в полной мере учитывать возрастные особенности, фиксировать продвижение в развитии на протяжении всего года. Духовная близость педагогов и детей, общность интересов, комфортный микроклимат создавались в процессе коллективной деятельности, творческой атмосфере познания и развития.
2.2. Контрольный эксперимент
С целью выявления эффективности разработанной совместной игровой деятельности, по окончанию формирующего этапа эксперимента было проведено контрольное обследование детей ЭГ и КГ (май 2007г). Наблюдения показали: в результате целенаправленной воспитательно-образовательной работы заметно вырос уровень развития межличностных отношений, творческой активности у детей ЭГ. Это выразилось в ответах детей и отношении к игровой деятельности. Значительная часть детей обладает активным интересом к постижению и созданию уникальных творческих сюжетов, игровых замыслов.
В ходе констатирующего эксперимента межличностные отношения большинства детей характеризовалось пассивностью, поспешностью, кратковременностью, простыми приемами преобразования и комбинирования представлений, конфликтами. Многие дети не понимали самой задачи – регулировании межличностных отношений, умению договориться, обратиться с просьбой о помощи, а не конфликтовать, отбирая игрушки, при этом замыслить, представить себе будущее действие до того как его начать. В результате формирующего эксперимента у подавляющего большинства детей ЭГ произошли качественные изменения. Стало очевидным наличие целой системы умений нравственных понятий, представлений о дружбе, доброте, вежливости, умению поступать, видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые игровые образы и ситуации. Это умение включает также и способность представлять события в последовательности их развития, устанавливать зависимости между отдельными событиями, явлениями. Целенаправленная систематическая работа по развитию взаимных отношений между детьми, воспитанию творческой активности в процессе игровой деятельности помогла преодолеть существующие стереотипы, шаблоны, при этом учитывался индивидуальный характер исполнения.
Приводим результаты диагностики «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам», детей экспериментальной группы в таблице 3.
Результаты диагностики
«Изучение эмоционального отношения к моральным нормам», Таблица 3
ЭГ Отсутствие ответа не принятие задания. Формальное устранение несоответствия Содержательное устранение не соответствия Конструктивный ответ Констатирующий этап 14 67% 4 4 1 9% 3 1 4% Контрольный этап 3 14% 2 1 0% 3 1 4% 4 1 9% 9 4 3% Баллы 1 2 3 4 5
Приводим результаты методики « Как спасти зайку?» в таблице 5.
Результаты методики «Как спасти зайку?» Таблица 5
1 уровень
(низкий)
2 уровень
(средний) 3 уровень
(высокий) Констатирующий этап 16 76% 5 24% Контрольный этап 3 14% 6 29% 12 57%
Процесс обобщающего этапа эксперимента осуществлялся в контрольной группе детей. Воспитательно-образовательная работа в контрольной группе проводилась на основании календарного плана, без учёта требований разработанной нами программы.
Использование тех же методов обследования дало возможность сравнить уровень развития творческой активности детей двух групп. Воспитанники контрольной группы с видимым интересом восприняли предложенные им задания, но результаты показали существенную разницу уровня развития творческой активности в сравнении с результатами экспериментальной группы (Приложение Е).
Приводим результаты методик «Солнце в комнате», «Складная картинка», «Как спасти зайку?» (КГ) - май 2007.
Результаты методики
«Изучение эмоционального отношения к моральным нормам», (КГ) Таблица 6
КГ Отсутствие ответа и не принятие задания. Формальное устранение несоответствия Содержательное устранение несоответствия Конструктивный ответ Констатирующий этап 15 71% 4 19% 1 5% 1 5% Контрольный этап 9 43% 5 24% 2 10% 1 5% 4 19% Баллы 1 2 3 4 5
Результаты методики «Как спаси зайку?» Таблица 7
КГ 1 уровень
(низкий)
2 уровень
(средний) 3 уровень
(высокий) Констатирующий этап 15 71% 6 29% Контрольный этап 11 52% 6 29% 4 19% Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента выявил положительную динамику развития межличностных отношений детей 4-5 года жизни в сюжетно – ролевой игре, творческой активности детей экспериментальной группы: увеличилось количество детей с высоким уровнем развития межличностных отношений, значительно сократилось количество детей, находящихся на низком уровне. Педагогические условия, выявленные в процессе экспериментальной работы с детьми среднего дошкольного возраста, способствовали развитию дружеских взаимоотношений, воспитанию творческой активности в процессе игровой деятельности.
Выводы
В процессе экспериментальной части нашего исследования был проведён педагогический эксперимент, направленный на развитие общения и творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности.
В ходе эксперимента были подобраны и проведены методики, позволяющие оценить уровень развития творческой активности детей среднего дошкольного возраста ЭГ и КГ «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам», «Как спасти зайку?» (В.Синельников, В.Кудрявцев).
Констатирующий этап эксперимента показал преобладание низкой творческой активности детей 4-5 лет ЭГ и КГ. Исходный уровень развития творческой активности детей ЭГ и КГ представлен в таблицах 9 и 10 .
Таблица 9
Уровень Изучение эмоционального отношения к моральным нормам» ЭГ КГ Отсутствие ответа не принятие задания 14 67% 15 71% Формальное устранение несоответствия 4 19% 4
19%
Содержательное устранение несоответствия
3 14% 1 5%
Конструктивный ответ 1 5%
Таблица 10
Уровень «Складная картинка» «Как спасти зайку»
ЭГ
Низкий 16 76% Средний 19 90% 5 24% Высокий 2 10%
КГ
Низкий 15 71% Средний 20 95% 6 29% высокий 1 5%
Формирующий этап педагогического эксперимента проводился с учётом разработанной нами игровой деятельности детей 4-5 лет, включающей обучающие беседы занятия, коллективные наблюдения (формирование представлений об окружающих явлениях и предметах), творческие задания, совместное творчество.
С целью выявления эффективности разработанной совместно продуктивной деятельности было проведено контрольное обследование детей ЭГ и КГ («Изучение эмоционального отношения к моральным нормам», «Как спасти зайку»). Наблюдения показали: в результате целенаправленной воспитательно-образовательной работы заметно вырос уровень межличностных отношений в сюжетно – ролевой игре, познавательной и творческой активности детей, оригинальности творческих проявлений, отзывчивости на окружающие события. Изменился характер взаимоотношений детей. Дети стали более общительными, улучшилось качество их речи (рассказы стали более содержательными, развёрнутыми), повысился уровень эмоционально-оценочного отношения к действительности. Контрольное обследование детей показало следующие результаты развития творческой активности (таблицы 11 и 12).
Таблица 11
Результаты развития межличностных отношений в игровой деятельности детей на контрольном этапе
Уровень «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам» ЭГ КГ Отсутствие ответа не принятие задания 3 14% 9 43% Формальное устранение несоответствия 2 10% 5 24% Содержательное устранение несоответствия
3 14% 2 10% 4 19% 1 5% Конструктивный ответ 9 43% 4 19%
Таблица 12
Уровень «Как спасти зайку»
ЭГ
Низкий 3 14% Средний 5 24% 6 29% Высокий 16 76% 12 57%
КГ
Низкий 11 52% Средний 16 76% 6 29% высокий 5 24% 4 19%
Таким образом, в работе с детьми по воспитанию творческой активности детей 4-5 лет в сюжетно – ролевой игре мы пришли к следующим выводам. Развитие межличностных отношений, творческой активности детей среднего дошкольного возраста происходит эффективнее, если совместная игровая деятельность организована с учетом всех педагогических условий:
- создание и обогащение творческой воспитательной среды;
- обеспечение благоприятной, эмоционально насыщенной творческой атмосферы;
- приоритетность коллективной формы деятельности в сочетании с индивидуальной;
- создание условий для подражания творческому поведению;
- возможность привлечения в образовательных целях жизненного опыта воспитанников.
Список литературы
Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. – 198 с.
Иванова Г. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников Издательство: М., Скрипторий. 2003, 2006. - 88 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А.
Показатели развития Ф.И.О. детей в группе 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. и т.д. Содержание игры Замысел игры появляется:
а) с помощью взрослого
б) самостоятельно 2. Разнообразие замыслов. 3. Количество игровых задач (указывается цифрами от минимального до максимального, если игровая задача повторяется, то ее считают за одну) 4. Разнообразие игровых задач. 5. Самостоятельность при постановке задач:
а) ставит взрослый,
б) с помощью взрослого,
в) самостоятельно. Способы решения игровых задач 6. Разнообразие игровых действий с игрушками 7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:
а) развернутые,
б) обобщенные. 8. Игровые действия с предметами-заместителями:
а) с помощью взрослого,
б) самостоятельно. 9. Игровые действия с воображаемыми предметами:
а) с помощью взрослого,
б) самостоятельно. 10. Принимает роль. 11. Разнообразие игровых действий. 12. Выразительность ролевых высказываний. 13. Наличие ролевых высказываний. 14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:
а) взрослого,
б) ребенка. 15. Ролевая беседа возникает:
а) с взрослым,
б) с ребенком. 16. Ролевая беседа возникает по инициативе:
а) взрослого,
б) ребенка. 17. Содержательность ролевой беседы. Взаимодействие детей в игре. 18. Вступает во взаимодействие:
а) с взрослым,
б) с сверстником. 19. Ставит игровые задачи:
а) взрослому,
б) сверстнику. 20. Принимает игровые задачи:
а) от взрослого
б) от сверстника,
в) отказывается. 21. Длительность взаимодействия:
а) кратковременное,
б) длительное. Констатирующий этап - май 2006г.
Результаты методики «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам» (В.Синельников, В.Кудрявцев).
Экспериментальная группа.
Имя Ответы детей Баллы 1.Рома А. Мальчик поступает плохо! Солнышко на улице надо рисовать! 3
2.Арина А. - 1 3.Настя Б. - 1 4.Катя Б. - 1 5.Нина Б. Мальчик должен уступать девочке место! 2 6.Ксения К. Надо заботиться о младших! 2 7.Лёня Л. - 1 8.Миша М. - 1 9.Ярослав М. - 1 10.Настя М. - 1 11.Даша О. Мальчика надо наказать! 2 12.Толя О. - 1 13.Дима П. - 1 14.Матвей Р. - 1 15.Владлена С. Девочка хорошо поступает, помогает взрослым. 3 16.Даниил С. Драчунов не должно быть. 3 17.Виталик С. - 1 18.Стас Ф. Помирить их надо! 2 19.Владик Ф. Старших надо уважать, а младшим помогать 2 20.Максим Ц. - 1 21.Никита Я. - 1 Контрольная группа.
Имя Ответы детей Баллы 1.Марина А. - 2.Даниил Г. - 3.Ваня Г. Стереть, да и всё! Отругать. 2 4.Лиза З. - 5.Даша К. - 6.Ваня К. - 7.Миша К. Закрасить можно! Наказать. 2 8.Яна Л. - 9.Саша Л. - 10.Егор М. Заклеить или закрасить можно плохих! 2 11.Тимофей О. - 12.Стас П. - 13.Катя П. - 14.Кирилл Р. - 15.Наташа Р. Вот так надо поступать мальчику. 5 16.Валера Т. Закрасить! 2 17.Маша Т. - 18.Валерия Ф. - 19.Алина У. - 20.Надя Ш. - 21.Максим Щ. -
Приложение Б.
Констатирующий этап – май 2006г.
Результаты социометрической игры «Секрет» (Я.Л. Коломинский).
Экспериментальная группа.
1.Рома А. ААББББВВ «звёзды» 2.Арина А. ------------- «не принятые» 3.Настя Б. БВ «принятые» 4.Катя Б. ББВВ «предпочитаемые» 5.Нина Б. ААББВВВ «звёзды» 6.Ксения К. АВ «принятые» 7.Лёня Л. АБ «принятые» 8.Миша М. АВВ «предпочитаемые» 9.Ярослав М. АВ «принятые» 10.Настя М. АВ «принятые» 11.Даша О. ББ «принятые» 12.Толя О. ------------- «не принятые» 13.Дима П. БВ «принятые» 14.Матвей Р. ААБВ «предпочитаемые» 15.Владлена С. ААБВ «предпочитаемые» 16.Даниил С. АААБББВ «звёзды» 17.Виталик С. АА «принятые» 18.Стас Ф. АБВВ «предпочитаемые» 19.Владик Ф БВ «принятые» 20.Максим Ц. АВ «принятые» 21.Никита Я. АБ «принятые»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.
Констатирующий этап – май 2006г.
Результаты социометрической игры «Секрет» (Я.Л. Коломинский) .
Карта групповой дифференциации.
Экспериментальная группа.
Приложение Д.
Констатирующий этап – май 2006г.
Результаты социометрической игры «Секрет» (Я.Л. Коломинский).
Экспериментальная группа.
Приложение Е.
Сравнительный анализ уровня игровых умений детей ЭГ и КГ.
« Изучение эмоционального отношения к моральным нормам».
«Как спасти зайку?»
ЭГ1 - экспериментальная группа на констатирующим этапе.
ЭГ2 - экспериментальная группа на контрольном этапе
КГ1 -контрольная группа на констатирующем этапе.
2
ммаааа
1.Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. – 198 с.
2.Иванова Г. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников Издательство: М., Скрипторий. 2003, 2006. - 88 c.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста?
Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста. Она позволяет детям научиться сотрудничать, развивать коммуникативные умения, учиться быть внимательными к другим, а также расширять свои эмоциональные и социальные навыки.
Какие теоретические аспекты связаны с изучением игровой деятельности детей дошкольного возраста?
Изучение игровой деятельности детей дошкольного возраста включает рассмотрение таких теоретических аспектов, как развитие личности ребенка, его эмоционального и познавательного развития, формирование социальных навыков и умений, развитие взаимоотношений с окружающими и т.д.
Какие методики руководства играми детей могут помочь формированию взаимоотношений?
Для формирования взаимоотношений детей в игре можно использовать различные методики руководства. Например, педагогический контроль над игровой ситуацией, организация групповых игр, постановка определенных правил и ролей, применение игровых техник и т.д.
Как формируются дружеские взаимоотношения в игре?
Дружеские взаимоотношения между детьми формируются в игре благодаря взаимопониманию, сотрудничеству, эмоциональной близости. Дети вместе выполняют определенные игровые задания, делают комплименты друг другу, выражают поддержку и помощь в игровой ситуации.
Как игра влияет на развитие взаимоотношений у среднего дошкольного возраста?
Игра влияет на развитие взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста, так как они через нее учатся общаться, регулировать свое поведение, принимать решения вместе с другими, развивать воображение и социальные навыки.
Какие теоретические аспекты изучают развитие взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре?
Теоретические аспекты изучения развития взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре включают в себя анализ педагогической проблемы формирования дружеских взаимоотношений, исследование игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, а также изучение приемов руководства играми для формирования взаимоотношений.
Почему развитие взаимоотношений детей является педагогической проблемой?
Развитие взаимоотношений детей является педагогической проблемой, так как от качества этих взаимоотношений зависит развитие социальных навыков, коммуникативных способностей и адаптация ребенка в обществе. Педагоги стараются создать условия, в которых дети могут развивать дружеские отношения и учиться решать конфликты конструктивным образом.
Какие приемы руководства играми детей применяются для формирования взаимоотношений?
Для формирования взаимоотношений детей в игре педагоги используют различные приемы руководства. Это могут быть организация сюжетной игры, создание условий для коллективной деятельности, стимулирование взаимодействия между детьми, поощрение сотрудничества и взаимопомощи, а также разрешение конфликтов и урегулирование споров.
Как игра влияет на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста?
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, и через нее они развивают основные навыки и умения, в том числе и взаимоотношения с другими детьми. В игре дети учатся сотрудничать, делиться, помогать друг другу, решать конфликты и разрешать разногласия. Игровая деятельность способствует формированию дружеских взаимоотношений и развитию социальных навыков.
Какова роль игры в развитии взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста?
Игра играет важную роль в развитии взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста. Она позволяет детям научиться взаимодействовать друг с другом, развивает навыки коммуникации и социализации.