Соц. психологические аспекты деятельности учреждения в системе СР
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 10.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Проблема детской инвалидности в современном обществе
1.2. Социальная защита детей-инвалидов
1.3. Работа с семьей ребенка-инвалида – как составляющая социальной работы
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ
2.1. Образование и индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР)
2.2. Социально-психологические технологии работы с детьми инвалидами и их семьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
В определенные периоды семейного цикла они могут стать дезадаптирующим фактором семейной жизни.
Неблагоприятные периоды нередко сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье возникают социально-психологические проблемы:
3 года – связан с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально-нравственных качеств;
7 – 8 лет – адаптация к социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, установление отношений с учителем, детским коллективом;
12 – 17 лет – период самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом;
18 – 21-летнего возраста – социальное самоопределение.
В такие моменты семья нуждается в большей поддержке, причем с учетом имеющихся физических или психических особенностей, обусловливающих отставание в развитии, эти периоды могут не совпадать с реальным возрастом ребенка.
Вмешательство в кризисную ситуацию обычно является первой ступенью взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. На дальнейших стадиях реабилитации ребенка находит применение проблемно-ориентированная модель взаимодействия.
Проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится, как и кризисинтервентная, к краткосрочным технологиям работы, продолжительность которых не превышает четырех месяцев и предполагает около 12 контактов с клиентом. Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных клиентом, т.е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознал клиент и над которой он готов работать. И это важнее, чем взгляд специалиста на природу, причину самой проблемы. Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить (или хотя бы уменьшить их остроту) сами. Задача профессионала – создать эти «определенные условия».
Опыт показал, что проблемно-ориентированная модель взаимодействия с клиентом может успешно использоваться в реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов. Социальный педагог в рамках этой технологической модели соединяет в единую систему методы работы с отдельным индивидом (одним из родителей или ребенком), семьей в целом, а также семьей и ее ближайшим окружением.
Работа со всей семьей необходима в том случае, если проблема связана с особенностями взаимодействия между ее членами. К таким проблемам относятся: деструктивное отношение к ребенку, и неверный стиль воспитания, неудовлетворительный психологический климат семьи и др. Ведущим методом проблемно-ориентированной модели является составление контракта (договора) между профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем.
Психосоциальная модель предусматривает более полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний, чтобы помочь клиенту развивать и усиливать свой потенциал. Таким образом, основополагающая идея психосоциального подхода состоит в том, чтобы понять человека в ситуации; связать его чувства, переживания, поступки с внешним влиянием и, установив причинно-следственные связи, найти выход из положения.
Цель работы, проводимой в рамках психосоциального подхода, – поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность.
На диагностическом этапе анализируется не только настоящее, но и прошлое клиента, для чего используется, например, метод составления генограмм семейного дерева, если история семьи играет существенную роль в ее проблемах. Психосоциальная модель, несмотря на то, что клиенту в ней отводится пассивная роль, может успешно применяться в практической работе, поскольку для оказания социально-педагогической помощи необходимо понимать внутренний мир человека и его взаимоотношения с окружающими.
Применению долгосрочных форм работы, в том числе психосоциального подхода, препятствует удаленность проживания многих семей от специализированных реабилитационных центров для детей-инвалидов, которые, как правило, имеют городское или даже областное значение и расположены в крупных городах. Имеет место также низкая мотивация к продолжительному сотрудничеству. Хотя потребность в психолого-педагогической помощи существует у многих семей, они чаще обращаются с вопросами социального характера: оказание материальной помощи, разрешение конфликтов с внешними организациями. Такое противоречие часто обусловлено тем, что население не понимает содержания и важности процесса взаимодействия с социальным педагогом, а также низким общим уровнем доверия к профессионалам этой сферы деятельности (психологам, психотерапевтам, социальным работникам, социальным педагогам), и экономией средств, если эти услуги платные.
В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж. Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет индивидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредством поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Данное определение позволяет ясно видеть предмет патронажного вмешательства и задачи, которые должен решать патронаж. Существование в системе социального обслуживания развитых стран «патронажных работников», «патронажного образования», «патронажных сетей» свидетельствует о том, что патронаж или, иными словами, предоставление услуг на дому, является распространенной формой работы с клиентом.
Патронаж может иметь следующие цели:
диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и проч.;
адаптационно-реабилитационные – оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.
С запланированной периодичностью необходимо проводить патронаж семей, переживших кризисные ситуации. Например, следует неоднократно посещать семью на первом году жизни ребенка-инвалида с целью помочь преодолеть психотравмирующую ситуацию его рождения, своевременно разрешить ряд социально-правовых вопросов (оформление инвалидности), освоить необходимые навыки по уходу и развитию ребенка.
Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального работника, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавливать и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Раздвигая пространственные и временные рамки взаимодействия, патронаж делает социальную деятельность более эффективной.
Заключение
В заключение следует отметить, что с середины 1970-х годов наметились и стали получать все большее распространение, прежде всего в экономически развитых странах, новые подходы в отношении детей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, которые выражаются понятием «интеграция». Суть этих подходов заключается в том, что дети-инвалиды не являются социально обособленными и изолированными членами общества, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными.
Реальное воплощение идей интеграции – проблема комплексная и очень сложная даже для социально и экономически благополучных стран. Однако сложность заключается не столько в том, что это требует огромных средств (переоборудования общественных мест, зданий, транспорта и т.д.), сколько в необходимости изменения сознания как самих людей с ограниченными возможностями, так и других членов общества. В первую очередь это касается тех, кто оказывается в их ближайшем окружении, и прежде всего семьи.
В нашей стране тоже наметились определенные тенденции к изменению данной ситуации. Они проявляются в создании, главным образом в крупных городах, специализированных реабилитационных центров по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьями. В таких центрах совместными усилиями специалистов разного профиля – медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. – клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-психологической деятельности.
Значимость ее обусловлена тем, что помощь семье, пережившей стресс рождения ребенка с врожденными аномалиями, должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, их родственники, неформальные группы поддержки, работники специализированных (медицинских, социальных, реабилитационных и др.) учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи и ее нуждам. В такой ситуации, к которой семья, как правило, оказывается совершенно неподготовленной, она нуждается в помощи специалиста, который смог бы активно войти в ее конкретную жизненную ситуацию, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионально подготовленным к решению такого рода социально-психологических проблем, и является социальный педагог и социальный работник.
Выводы:
1) Продолжительность и многоэтапность реабилитации детей-инвалидов позволяют использовать «хронологическую стратегию» в наблюдении отдельных семей и изучить динамику их социальных статусов, а также влияния на этот процесс специалиста социальной работы. Посредническая помощь социального работника, вместе с образовательной помощью и психологической поддержкой, позволяет в ряде случаев найти источники для оплаты лечения и отдыха ребенка, получить единовременное материальное пособие в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, установить телефон на льготных основаниях и др., т. е. в какой-то мере улучшить материальное положение семьи.
2) Согласно новой государственной социальной политике, исследователям и специалистам социальной работы, просветительской деятельности ассоциаций, выступающих за соблюдение прав человека, постепенно происходят изменения, в том числе и в самом языке.
3) Установление инвалидности ребенку определенной частью семей воспринимается очень болезненно, и потому семьи не всегда пользуются этим правом, теряя дополнительный источник помощи. Социальный педагог, раскрывая положительные стороны статуса инвалида, нейтрализует предубеждения и негативные установки родителей, препятствующие получению необходимых льгот и материальных средств.
4) Индивидуальная программа реабилитации может предусматривать оказание инвалиду услуг, связанных с его обучением и воспитанием, которые либо вообще не предоставляются учебными заведениями общего типа, либо предоставляются не на тех условиях, которые необходимы инвалиду. С помощью включенных в индивидуальную программу реабилитации реабилитационных услуг и средств реабилитации можно создать условия для обучения инвалида в учебном заведении для здоровых людей. Индивидуальная программа реабилитации может предусматривать предоставление технических средств помощи для обеспечения мероприятий по обучению и профессиональной тренировке инвалида.
5) Все перечисленные технологические подходы, модели и формы социально-педагогической работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями, заимствованные в основном из зарубежного опыта, находят все более широкое применение в практике деятельности реабилитационных учреждений разного типа, активно адаптируются к условиям отечественной социальной сферы. Однако говорить о целостных социально-педагогических технологиях пока еще рано – они находятся в стадии формирования и апробации.
Список литературных источников
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. 192 с.
Зайцев Д. В. Интегрированное образование // Социс. 2004. № 7.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Прспект, 2008. – 416 с.
Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 155-159.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. – 560 с.
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: проблемы доступной среды и возможности занятости // Социс. 2005. № 2.
Российский статистический ежегодник. М.: 2004. – 324 с.
Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 480 с.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2003 – 496 с.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. и др. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 400 с.
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. – 192 с.
Шкаровская В. Сколько у нас детей-инвалидов // Аргументы и факты. №9(1114). 27 февраля 2002.
Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. – 296 с.
Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 156.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. с. 293.
Российский статистический ежегодник. М., 2004. с. 279.
Там же, с. 229, 233.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Прспект, 2008. с. 248.
Технологии социальной работы. Ростов на Дону: Феникс, 2006. с. 258.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. с. 249.
Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 155-159.
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: проблемы доступной среды и возможности занятости // Социс. 2005. № 2.
Зайцев Д. В. Интегрированное образование // Социс. 2004. № 7.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. Ростов на Дону: Феникс, 2006. с. 265.
Там же, с. 266.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. с. 294.
Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 156.
Шкаровская В. Сколько у нас детей-инвалидов // Аргументы и факты. №9(1114). 27 февраля 2002.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. с. 295.
Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. с. 296.
Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. с. 250.
Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. с. 124.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. Ростов на Дону: Феникс, 2006. с. 266.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. с. 128.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. с. 129.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. Ростов на Дону: Феникс, 2006. с. 252.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. с. 130.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. Ростов на Дону: Феникс, 2006. с. 254.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. с. 131.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. с. 132.
Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. с. 124.
Шкаровская В. Сколько у нас детей-инвалидов // Аргументы и факты. №9(1114). 27 февраля 2002.
Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. с. 125-126.
Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. с. 129.
Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. Ростов на Дону: Феникс, 2006. с. 255.
Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. с. 132.
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. с 8.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. с. 132.
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. с 49.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. с. 133.
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. с 155.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. с. 134.
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. с 178.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. с. 136.
Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. Методика и технология работы социального педагога. М.: Академия, 2006. с. 139.
35
2.Зайцев Д. В. Интегрированное образование // Социс. 2004. № 7.
3.Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Прспект, 2008. – 416 с.
4.Образование и молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 155-159.
5.Основы социальной работы. Под редакцией Павленок П.Д. М.: Инфра-М, 2006. – 560 с.
6.Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: проблемы доступной среды и возможности занятости // Социс. 2005. № 2.
7.Российский статистический ежегодник. М.: 2004. – 324 с.
8.Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В.И. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 480 с.
9.Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект, 2003 – 496 с.
10.Технологии социальной работы. Под редакцией Чернецкой А.А. и др. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 400 с.
11.Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. М.: Академия, 2007. – 192 с.
12.Шкаровская В. Сколько у нас детей-инвалидов // Аргументы и факты. №9(1114). 27 февраля 2002.
13.Холостова Е.и. Практикум по социальной работе. М.:Дашков И К., 2008. – 296 с.
14.Ярская В. Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и Молодежная политика в современной России. СПб., 2002. с. 156.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы включает в себя проблема детской инвалидности в современном обществе?
Проблема детской инвалидности в современном обществе включает в себя такие проблемы, как ограничения в физической и психической активности, социальная изоляция, дискриминация, недостаточное обеспечение реабилитационной помощи и специального обучения, а также снижение качества жизни для детей-инвалидов и их семей.
Какова роль социальной защиты в поддержке детей-инвалидов?
Социальная защита играет важную роль в поддержке детей-инвалидов, предоставляя им доступ к медицинским услугам, реабилитационным программам и специализированным учебным заведениям. Она также обеспечивает материальную поддержку, компенсационные выплаты и льготы, помогающие справиться с экономическими трудностями и обеспечить достойный уровень жизни.
Что включает работа с семьей ребенка-инвалида в рамках социальной работы?
Работа с семьей ребенка-инвалида включает в себя оказание психологической поддержки, консультации и помощи в организации реабилитационных мероприятий. Социальные работники также помогают семье ребенка-инвалида развивать навыки ухода за ребенком, улучшать семейные отношения и интегрировать его в общество.
Какое значение имеет образование и индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) в работе с детьми-инвалидами?
Образование и индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) играют ключевую роль в работе с детьми-инвалидами. Образование обеспечивает доступ к знаниям и навыкам, необходимым для активного участия в обществе, а ИПР позволяет разработать и реализовать индивидуальные подходы к реабилитации и интеграции ребенка-инвалида.
Какие проблемы детской инвалидности существуют в современном обществе?
Среди проблем детской инвалидности в современном обществе можно выделить социальную дискриминацию, ограниченные возможности доступа к образованию и здравоохранению, а также недостаточную поддержку и социальную защиту детей-инвалидов.
Какая социальная защита предоставляется детям-инвалидам?
Детям-инвалидам предоставляется социальная защита в виде государственной поддержки, состоящей из выплат пособий и льгот, компенсаций на оплату медицинских услуг и лекарств, а также реабилитационных программ.
Какая роль семьи ребенка-инвалида в социальной работе?
Семья ребенка-инвалида играет важную роль в социальной работе, так как родители и близкие являются основными заботниками и поддержкой в процессе реабилитации и интеграции ребенка-инвалида в общество.
Что такое индивидуальная программа реабилитации инвалида?
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - это систематический подход к организации и проведению комплекса мероприятий по социально-психологической реабилитации, адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество.
Какие социально-психологические технологии применяются при работе с детьми-инвалидами?
При работе с детьми-инвалидами применяются различные социально-психологические технологии, такие как индивидуальные и групповые занятия, психологическая поддержка, тренинги по развитию социальных навыков и самооценки, а также семейное консультирование.
Какие проблемы существуют в современном обществе, связанные с детской инвалидностью?
Существует ряд проблем, связанных с детской инвалидностью в современном обществе. Одна из них - недостаточная доступность для детей-инвалидов образовательных учреждений и других социальных объектов. Также дети-инвалиды часто сталкиваются с дискриминацией и социальной изоляцией. Они могут испытывать трудности в социализации и получении необходимых услуг и поддержки.
Какова роль социальной защиты в поддержке детей-инвалидов?
Социальная защита играет важную роль в поддержке детей-инвалидов. Она включает в себя предоставление социальных услуг и пособий, организацию медицинской реабилитации и обеспечение доступа к образованию. Также социальная защита направлена на улучшение качества жизни детей-инвалидов и их семей.
Какие социально-психологические технологии могут использоваться при работе с детьми-инвалидами?
При работе с детьми-инвалидами могут применяться различные социально-психологические технологии. Например, это может быть психологическое консультирование, тренинги по развитию социальных навыков, терапия игрой и художественная терапия. Также важным аспектом работы с этой категорией детей является создание адаптированной среды, которая учитывает их особенности и потребности.