Состояние просвещения в Петербурге в первой половине 19 века
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 6 + 6 источников
- Добавлена 04.07.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Народные училища
2. Женское образование
3.Профессиональное и высшее образование
4. Военное образование
5. Музыкальное образование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
предмета и классов по собственному выбору.
Императорское Театральное училище до 1860-х готовило певцов и оркестрантов для императорских театров. Предметами обучения по правилам 1800г. считались танец, сценическое искусство, декламация, пение, игра на клавикорде, игра на скрипке, общеобразовательные дисциплины. Целью Театрального училища, определенной в Уставе 1829г., кроме «приготовления способных и образованных» актеров для драм. труппы и танцовщиков была также подготовка оперных певцов, музыкантов симфонического оркестра.
С 1860 по 1862гг. при РМО были организованы музыкальные классы и курсы, послужившие учебной базой для возникновения Консерватории. Педагоги, занимавшиеся в этих классах, автоматически стали педагогами Консерватории. Отличительной особенностью учебного процесса русской Консерватории было наличие в программе предметов общеобразовательного цикла. Неразрешимым в течение долгого времени парадоксом было совмещение разных звеньев обучения в рамках одного учебного заведения — от начального до высшего при отсутствии среднего. Такое положение сохранялось на протяжении всего дореволюционного периода и являлось причиной внутренних противоречий в работе Консерватории.
После открытия Консерватории сеть школ, курсов, классов (ведомственных, общественных, частных) стала расширяться. Консерватория не могла решить проблему муз. О. для всех желающих, в т. ч. из-за довольно высокой платы. В том же 1862г. в пику платной Консерватории, а также в противовес прозападным ориентирам А. Г. Рубинштейна и идеологии императорского Двора открылась Бесплатная музыкальная школа (БМШ), которую возглавили М. А. Балакирев и Г. Я. Ломакин.
Целью не только концертной, но и учебной деятельности БМШ была пропаганда творчества композиторов т. н. Новой русской школы, а также хорового искусства как исконно русского. БМШ функционировала как вечерняя школа хорового пения для взрослых и как концертная организация. В программу обучения входили предметы музыкально-теоретического цикла, сольное и церковное пение, игра на скрипке. Адреса: в 1860, до выхода Ломакина из дирекции, классы располагались в Фонтанном доме Д. Н. Шереметева; в 1867 — нач. 1869 — в зале РМО; Невский пр., 16; Троицкая пл., 13.
С кон. 1870-х возникали курсы и школы музыкально-драматического искусства, занимавшиеся одновременно подготовкой оперных певцов, музыкантов оркестра и драм. актеров. После отмены в 1882г казенной монополии на зрелища в столице эти учреждения стали пользоваться большим спросом. Наиболее известны музыкально-драматические курсы с развитой структурой обучения Г. Я. Заславского, Б. В. Поллака и Е. П. Рапгофа.
Музыкально-драматические и оперные курсы Б. В. Поллака были открыты в 1880 и просуществовали до 1917 включительно, как музыкальная школа для лиц всех сословий и возрастов с 8 лет. Преподавались игра на фортепиано, струнных и других инструментах симфонического оркестра, пение, ансамбль. Срок обучения — 5 лет. В 1884 школа была преобразована в курсы музыки и пения, в 1890-м курсы стали называться Музыкально-вокально-драматическими вследствие учреждения классов декламации и сценических упражнений.
В 1903 был открыт оперный класс, и курсы получили свое окончательное назв. Адреса: Невский пр., 32; Невский пр., 46 (1900-е и 1910-е); Галерная ул., 33 (с 1913).
В 1882 были основаны Музыкально-драматические курсы Е. П. Рапгофа, просуществовавшие до 1919, с сер. 1880-х они назывались Высшими курсами фортепианной игры и курсами музыки и пения. В прессе отмечалось, что по степени насыщенности и сложности, а также по социальной значимости программа обучения приближала курсы к консерватории.
Программа формулировала цель курсов как подготовку «художников», т. е. музыкантов, драматических и оперных артистов и педагогов, занятия при умеренной плате должны были стать общедоступными. Помимо главных профилирующих дисциплин имелись факультативные: фортепиано для певцов, оркестрантов и теоретиков элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, энциклопедия, инструментовка, история музыки, эстетика, методика фортепианной игры, анатомия руки, физиология и гигиена голоса, хоровой класс, оперный класс, сценический грим, история театра, психология, драматическое искусство. Программы были опубликованы. Адрес курсов: М. Морская ул., 7.
Музыкально-драматические и оперные курсы Г. Я. Заславского были основаны в 1907, в 1914 преобразованы в Петроградское филармоническое училище, просуществовавшее до 1917. Курсы вошли в число крупнейших музыкальных учебных заведений СПб. Программа включала предметы музыкального, эстетического и театрального циклов. В 1909 при курсах был открыт оперный театр, организованный И. И. Палечеком. Руководители курсов предоставляли возможность молодым артистам, получившим вокальное образование. в каких-либо учебных заведениях, пробовать свои силы в спектаклях с хором, оркестром — в условиях, приближенных к оперной сцене. Адреса курсов: М. Морская ул., 36; Николаевская ул., 36 (Филармоническое училище).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрение состояния и деятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга первой половины XIX века позволяет сделать весьма конкретные выводы.
Столица России представляла собой высокоразвитый центр образования разного уровня, направлений, областей.
Практически все свободные слои общества могли посвятить себя обучению интересующих предметов.
Серьезная опека и контроль со стороны государства обеспечивало образовательным учреждениям гарантии стабильности. Поддержка частных лиц и общественных организаций предполагала творческий подход к учебному процессу и позволяла педагогам изыскивать более прогрессивные методики и программы обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб./Дрофа/ 2003- 509с.
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX в. Сб. документов. СПб./Ирма-ПРЕСС/ 2000- 266с
Очерки истории Ленинграда. В 2-х тт.М.-Л./Наука/ 1956-1957. Т. 1 – 227с.
Программа Музыкально-драматических и оперных курсов Заславского. СПб.,/Искусство/ 1998- 312с.
Скворцов А.Н. Петр I и его время. М./Просвещение/ 1989- 224с.
Шапкина А. П. Петербургская школа в первой половине XIX в. Л./Наука/1984- 289с.
Скворцов А.Н. Петр I и его время. М./Просвещение/ 1989. С.68
Шапкина А. П. Петербургская школа в первой половине XIX в. Л./Наука/1984
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX в. Сб. документов. СПб./Ирма-ПРЕСС/ 2000.
Очерки истории Ленинграда. В 2-х тт.М.-Л./Наука/ 1956-1957. Т. 1 С. 84-86
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX в. Сб. документов. СПб./Ирма-ПРЕСС/ 2000. С.72
Там же.
Там же.
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX в. Сб. документов. СПб./Ирма-ПРЕСС/ 2000. С.85
Там же.С.86
Шапкина А. П. Петербургская школа в первой половине XIX в. Л./Наука/1984 С.132-133
Там же.
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX в. Сб. документов. СПб./Ирма-ПРЕСС/ 2000. С.105
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX в. Сб. документов. СПб./Ирма-ПРЕСС/ 2000. С.110
Там же. С.121
Там же.
Шапкина А. П. Петербургская школа в первой половине XIX в. Л./Наука/1984 С.147
Очерки истории Ленинграда. В 2-х тт.М.-Л./Наука/ 1956-1957. Т. 1 С. 125
Там же. С.131-133
Там же.
Шапкина А. П. Петербургская школа в первой половине XIX в. Л./Наука/1984 С.172
Шапкина А. П. Петербургская школа в первой половине XIX в. Л./Наука/1984 С.161
Там же.
Там же.С.170-172
Шапкина А. П. Петербургская школа в первой половине XIX в. Л./Наука/1984 С.173
Очерки истории Ленинграда. В 2-х тт.М.-Л./Наука/ 1956-1957. Т. 1 С. 141
Там же.
Там же. С.147
Очерки истории Ленинграда. В 2-х тт.М.-Л./Наука/ 1956-1957. Т. 1 С. 150-151
Программа Музыкально-драматических и оперных курсов Заславского. СПб.,/Искусство/ 1998 С.63
Очерки истории Ленинграда. В 2-х тт.М.-Л./Наука/ 1956-1957. Т. 1 С. 158
Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб./Дрофа/ 2003 С.419
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX в. Сб. документов. СПб./Ирма-ПРЕСС/ 2000. С.147
Там же.
Там же.
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX в. Сб. документов. СПб./Ирма-ПРЕСС/ 2000. С.149
Там же.
Там же.
5
2.Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX — начало XX в. Сб. документов. СПб./Ирма-ПРЕСС/ 2000- 266с
3.Очерки истории Ленинграда. В 2-х тт.М.-Л./Наука/ 1956-1957. Т. 1 – 227с.
4.Программа Музыкально-драматических и оперных курсов Заславского. СПб.,/Искусство/ 1998- 312с.
5.Скворцов А.Н. Петр I и его время. М./Просвещение/ 1989- 224с.
6.Шапкина А. П. Петербургская школа в первой половине XIX в. Л./Наука/1984- 289с.
Вопрос-ответ:
Каким образом народные училища влияли на состояние просвещения в Петербурге в первой половине 19 века?
Народные училища играли важную роль в распространении просвещения в Петербурге. Они предоставляли возможность получить базовое образование низших слоев населения и помогали подготовить кадры для различных профессий. Народные училища также способствовали социальной мобильности, позволяя ученикам улучшать свое положение в обществе.
Как развивалось женское образование в Петербурге в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века женское образование начало развиваться в Петербурге. Были открыты женские гимназии и пенсионаты, которые предоставляли возможность девочкам получить образование выше начального уровня. Однако доступ к образованию для женщин все еще был ограничен, и возможности для получения высшего образования были очень ограничены.
Какое профессиональное и высшее образование предлагали в Петербурге в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века в Петербурге были предложены различные виды профессионального и высшего образования. Были открыты медицинские училища, юридические училища, а также императорский университет. Эти учебные заведения готовили специалистов в различных областях и играли важную роль в развитии науки и культуры в городе.
Какое военное образование было доступно в Петербурге в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века в Петербурге было доступно военное образование. Была открыта Военная академия, которая готовила офицеров для российской армии. Также были созданы военные училища, которые готовили подмастерьев и сержантов. Военное образование играло важную роль в подготовке кадров для армии и поддержке военной мощи Российской империи.
Какое было состояние просвещения в Петербурге в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века в Петербурге развивалось просвещение, приобретая новые формы и направления. Были созданы народные училища, развивалось женское образование, профессиональное и высшее образование, а также военное образование. Появлялись также учебные заведения, готовящие музыкантов и актеров.
Какие были народные училища в Петербурге в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века в Петербурге были созданы народные училища. Они предоставляли возможность получить примитивное образование для населения города. В народных училищах преподавали основы чтения, письма, арифметики, также изучались некоторые профессии, как кроячество, шитье и т.д. Это была первая попытка дать всем слоям населения начальное образование.
Как развивалось женское образование в Петербурге в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века в Петербурге начал развиваться женское образование. Появились женские школы, где девочкам давали возможность получить начальные знания. Однако, в основном, женское образование было ориентировано на домашние и семейные принципы, а не на профессиональное развитие. Женщины получали образование, необходимое для выполнения своих обязанностей в семье.
Как развивалось профессиональное и высшее образование в Петербурге в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века в Петербурге развивалось профессиональное и высшее образование. Были созданы специализированные учебные заведения, в которых готовили квалифицированных специалистов. Открылись медицинские, юридические и инженерные училища, а также учебные заведения для подготовки учителей. Важным этапом в развитии высшего образования стало открытие Санкт-Петербургского университета.
Каким образом развивалось народное образование в Петербурге в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века в Петербурге народное образование развивалось через создание народных училищ. Эти училища были бесплатными и открытыми для всех желающих получить образование. Уровень обучения в народных училищах был достаточно высоким, в программу входили предметы, такие как чтение, письмо, арифметика, география, история и др. Они играли важную роль в образовательной системе Петербурга, позволяя более широким слоям населения получить доступ к знаниям.
Как развивалось женское образование в Петербурге в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века в Петербурге женское образование также начало развиваться. Женщины получали образование в женских училищах и пансионах, где изучались предметы, такие как чтение, письмо, арифметика, а также основы хозяйственной и домашней работы. Однако, женское образование было ограничено и несколько отличалось от мужского образования. Доступ к некоторым высшим учебным заведениям они не имели, и перспектива получить академическое образование была маловероятна.
Как развивалось профессиональное и высшее образование в Петербурге в первой половине 19 века?
В первой половине 19 века профессиональное и высшее образование в Петербурге также развивалось. Были созданы специализированные учебные заведения, в которых обучались студенты, готовившиеся к определенным профессиям. Так, были основаны медицинские и юридические институты, технические заведения, художественные училища и т.д. Эти учебные заведения предлагали обширную программу обучения и позволяли студентам получить специализированное образование в своей области.