Анализ подходов в коррекционной работе психолога с неуспевающими учащимися.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 14 14 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 26.10.2007
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Методы, выявляющие причины школьной неуспеваемости
2. Рекомендации для работы с неуспевающими учащимися
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Коррекционная работа с неуспевающими учащимися должна включать в себя и такую задачу, как помощь им в ясном осознании и адекватной оценке своих индивидуальных особенностей, их преимуществ и недостатков. Зная свои возможности, некоторые учащиеся могут самостоятельно отыскать для себя рациональные приемы и оптимальные условия учебной деятельности, что благотворно отразится на их успеваемости. Вероятно, такую задачу стоит ставить лишь при работе с учащимися средних и старших классов. В меньшей степени это пригодно, когда школьный психолог имеет дело с учеником начальной школы. В последнем случае нужно большее внимание обратить на активную помощь в формировании индивидуального стиля учебной деятельности, на отрабатывание специальных компенсаторных приемов.
3. Рекомендации для родителей:
Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.;
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.;
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.п.
Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.
Регулярно знакомьте с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели, обогащайте их.
Помните, что не только оценка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его проведении.
Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самим собой — это более обнадеживает.
Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.
Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей.
Заключение
Итак, можно сделать вывод - для того, чтобы точно определить причину школьной неуспеваемости используются следующие методы:
систематический контроль и оценка результатов обучения,
беседы учителя с учениками, родителями,
наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя,
проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
Психолого-педагогическое заключение о причинах школьной неуспеваемости должно включать описание психофизиологических особенностей, результаты диагностического обследования уровня базовых составляющих психического развития и рекомендации по дальнейшему сопровождению, включая дополнительные консультации с такими специалистами, как логопед, врач, социальный педагог, при необходимости, дефектолог. В этом случае сопровождающая и развивающая работа будет проводится комплексно и окажется эффективной.
Таким образом, мы выполнили поставленную цель работы – провели обзор методов, выявляющих причины неуспеваемости учащихся.
И решили все задачи работы:
Раскрыли методы, выявляющие причины неуспеваемости учащихся.
Составили рекомендации для психолога, педагогов и родителей по общению и работе с неуспевающими учащимися.
Список литературы
Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – 99 с.
Бардин К.В. Ваш ребенок не хочет учиться. — М., 1990. – 210 с.
Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети (нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников). – М., 2002. – 160 с.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. – 186 с.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М., 2005. – 319 с.

Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети (нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников). – М., 2002. – с. 22-23

Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети (нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников). – М., 2002. – с. 30

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. – с. 67

Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – с. 45-48

Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – с. 48

Бардин К.В. Ваш ребенок не хочет учиться. — М., 1990. – с. 189-194













12

Список литературы
1.Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. – 99 с.
2.Бардин К.В. Ваш ребенок не хочет учиться. — М., 1990. – 210 с.
3.Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети (нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников). – М., 2002. – 160 с.
4.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003. – 186 с.
5.Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М., 2005. – 319 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы можно использовать для выявления причин школьной неуспеваемости?

Для выявления причин школьной неуспеваемости можно использовать различные методы, такие как анализ учебной деятельности ученика, беседы с ним и его родителями, анкетирование, психологическое тестирование и наблюдение. Важно провести комплексный анализ, чтобы определить, какие факторы могут быть причинами неуспеваемости, например, недостаточное владение учебными материалами, проблемы в организации учебного процесса или низкая мотивация к учению.

Какие рекомендации можно дать для работы с неуспевающими учащимися?

Для работы с неуспевающими учащимися рекомендуется применять индивидуальный подход, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. Важно помочь ученику осознать и оценить свои возможности, преимущества и недостатки. Также необходимо разработать рациональные планы работы, учитывая уровень учебных знаний и навыков ученика. Можно использовать различные методики и техники, такие как разъяснение материала, использование визуальных средств обучения, применение игровых элементов и мотивационных приемов.

Какие методы можно использовать для анализа учебной деятельности ученика?

Для анализа учебной деятельности ученика можно использовать различные методы, такие как анализ учебных успехов и неуспехов, анализ выполненных заданий и контрольных работ, анализ ответов на уроках, анализ самооценки ученика и его отношения к учению. Также полезно провести беседу с учеником и родителями, чтобы получить дополнительную информацию о его учебной деятельности и возможных причинах неуспеваемости.

Какие рекомендации можно дать для помощи неуспевающим учащимся в осознании и оценке своих индивидуальных особенностей?

Для помощи неуспевающим учащимся в осознании и оценке своих индивидуальных особенностей можно рекомендовать проводить такие активности, как беседы о личности, целях и интересах ученика, поощрять его саморефлексию и самоанализ, использовать различные методики и техники, например, заполнение анкет о личности, составление портрета ученика, проведение игровых упражнений на развитие самооценки и самосознания.

Какие методы можно использовать для выявления причин школьной неуспеваемости у учащихся?

Для выявления причин школьной неуспеваемости у учащихся можно применять такие методы, как анализ академической успеваемости, беседы с учащимися и их родителями, психологические тесты и опросники, анализ школьных трудностей и проблем, наблюдение в классе и т. д.

Какие рекомендации можно дать для работы с неуспевающими учащимися?

При работе с неуспевающими учащимися рекомендуется применять индивидуальный подход, учитывать их индивидуальные особенности, создавать условия для успешного обучения, разрабатывать планы и стратегии для преодоления проблем, обеспечивать поддержку и мотивацию, сотрудничать с родителями и учителями.

Какую задачу должна включать в себя коррекционная работа с неуспевающими учащимися, кроме помощи в ясном осознании и адекватной оценке своих индивидуальных особенностей?

Коррекционная работа с неуспевающими учащимися должна включать в себя задачу помощи им в осознании своих преимуществ и недостатков, а также в поиске рациональных принципов, с которыми они могут работать.

Какие методы помогают учащимся ясно осознавать и адекватно оценивать свои индивидуальные особенности?

Для помощи учащимся в ясном осознании и адекватной оценке своих индивидуальных особенностей могут быть использованы такие методы, как самоанализ, ведение дневников, проведение бесед и тренингов, использование психологических тестов и опросников.

Какую поддержку и мотивацию можно предоставить неуспевающим учащимся?

Неуспевающим учащимся можно предоставить поддержку и мотивацию путем поощрения их усилий и достижений, обеспечения конструктивной обратной связи, разработки индивидуальных целей и планов, поддержки со стороны учителей и родителей, создания стимулирующей образовательной среды.