Использование средств физической культуры в целях рекреации

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физкультура
  • 25 25 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 24.12.2007
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ РЕКРЕАЦИИ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЛАВА 2 .ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛЯХ РЕКРЕАЦИИ
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Продолжение его – активность в сфере рекреации, а в некоторых случаях и в сочетании с физической реабилитацией.
Занятия рекреативного типа принципиально отличаются от спортивной и кондиционной тренировок интенсивностью и объемом нагрузок, формами организации. Во многих зарубежных странах популяризацией и организацией физической рекреации занимаются те организации (союзы и объединения), которые прямо или косвенно заинтересованы в повышении работоспособности, улучшении здоровья населения. Большую роль в организации активного отдыха играют профсоюзы, страховые компании (Германия, Швейцария, Швеция); спортивные клубы (Нидерланды); администрации парков культуры и отдыха, зон отдыха (США, Швейцария, Швеция, Финляндия), пляжей (Болгария, Италия, Франция), санаториев, профилакториев.
В этих странах организуется большое количество мероприятий с целью подготовки людей к самостоятельным занятиям, издается специальная литература, в которой рекламируются новые средства оздоровления для индивидуального использования.
Выделяют элитарные и демократические виды физической рекреации. К элитарным видам относят гольф, конный спорт, авиационный и парусный спорт, далекие путешествия, виндсерфинг и т.п., которые в силу своей дороговизны доступны немногим.
К демократическим видам относят те виды занятий, которыми может заниматься основная часть населения: танцы и игры, туризм, рыбная ловля, спортивно-массовые мероприятия.
Танцы и игры в системе рекреации занимают одно из ведущих мест. Разнообразные движения, выполняемые в танцах и играх, оказывают большое оздоровительное действие на организм, способствуя улучшению функционального состояния нервной системы, двигательного аппарата, нормализации обмена веществ. Быстрое выполнение движений, частая их смена и постоянное чередование интенсивности нагрузок оказывают стимулирующее влияние на тонус сосудов, вызывают увеличение силы и подвижности нервных процессов, снижают нервное напряжение. Особое значение имеет и положительная эмоциональная окраска игр.
Туризм – наиболее распространенный вид рекреации. При проведении социологических исследований на вопрос: "Какие формы отдыха Вы предпочитаете? – 41 % опрошенных на первое место поставили самодеятельный туризм, 26 % – отдых на турбазе. По данным социологов, более половины занимающихся туризмом составляют инженерно-технические работники, творческая интеллигенция и рабочие. Половину из общего числа туристов составляют люди в возрасте от 16 до 24 лет, каждому десятому туристу – за 40, одному из ста – более 60 лет.
Туризм – совокупность организуемых и планомерно проводимых мероприятий в виде прогулок, экскурсий, походов и путешествий, совершаемых с целью познания тех или иных географических районов, новых стран, активного и познавательного отдыха, повышения физического состояния и спортивного совершенствования
Ценность туризма заключается в его разноплановом влиянии на организм – восстанавливающем и тренирующем, что особенно важно для людей, чей профессиональный труд связан с недостаточной двигательной активностью. Широкое развитие автоматизации и механизации трудовой деятельности человека связано с повышением нагрузок на нервно-эмоциональную сферу и с большим ограничением физической активности, что создает предпосылки для развития функциональных расстройств, в первую очередь нервной и сердечно-сосудистой систем, встречающихся в 70 % случаев у практически здоровых людей в состоянии переутомления.
Во время туристских походов создаются условия для восстановления работоспособности и укрепления здоровья под влиянием комплекса факторов: смены обстановки, воздействия климатических условий, рациональной двигательной активности. При этом в зависимости от степени физической нагрузки туризм может быть либо средством активного отдыха, либо средством тренировки.
Восстанавливающее действие оказывают физические нагрузки низкой интенсивности.
Профилактико-оздоровительные занятия направлены на профилактику имеющихся хронических заболеваний (предупреждение их обострений), первичную профилактику наиболее распространенных заболеваний.
В настоящее время в Украине наиболее распространены заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата, в лечении и профилактике которых большую роль отводят физическим упражнениям.
Выделяют общие и специфические задачи профилактико-оздоровительных занятий.
Общие задачи: укрепление здоровья; повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; повышение физической работоспособности и выносливости.
Специфические задачи: предупреждение тех или иных профессиональных или наиболее распространенных заболеваний, обострения конкретных хронических заболеваний (если они имеются).
Для решения общих задач используются упражнения циклической направленности в сочетании с другими видами.
Для профилактики обострения хронических заболеваний (вторичная профилактика) необходим учет характера и степени выраженности нарушений, вызванных хроническим заболеванием. Занятие проводится по типу реабилитационной физической культуры.
В занятиях, направленных на первичную профилактику, т.е. предупреждение заболеваний у здоровых лиц, используют подход, который предусматривает воздействие на причину, а не на следствие, как в реабилитационной физкультуре. Выясняют причину возможных нарушений в связи с неблагоприятной экологической и профессиональной деятельностью, производственными условиями, затем подбирают наиболее эффективные средства оздоровления (физические упражнения, закаливание, массаж, водные процедуры, фитотерапия, психофизические воздействия, функциональная музыка и т.п.) для повышения адаптации к неблагоприятным факторам, ускорения процессов восстановления, ликвидации явлений утомления, улучшения функциональных резервов тех или иных органов, систем и т.п.

Заключение
Существует тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности и проявлением активности жизненной и профессиональной позиции. Лица, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, обладают более крепким здоровьем, более высокой умственной и физической работоспособностью, дисциплинированностью и волей, более устойчивой психикой, серьезнее относятся к учебе и работе, активнее других включены в жизнь школьного, вузовского и рабочего коллектива.
В среде наиболее видных современных мировых и российских политиков преобладают люди, имеющие спортивный характер, необходимую общую подготовленность и, что важно, ориентацию на занятия физкультурой всю жизнь. Многие из них прошли школу спорта (В.В. Путин, С.Н. Федоров, В.А. Фетисов и др.).
Значение физической культуры и спорта в жизнедеятельности, духовном и физическом становлении отдельного человека, нации и человечества в целом настолько велико, что Мадридская Декларация ОПЕК в 1991 г. провозгласила: «Нет воспитания без воспитания физического».
Руководители государств не могут не понимать, что высший смысл и цель жизни человечества состоят в воспроизводстве и воспитании как можно более качественного в духовно-нравственном, интеллектуальном и физическом отношении молодого поколения. Одним из основных средств в достижении этих жизненных целей является физическая культура, спорт и туризм.
К занятиям физической культурой и спортом призывает россиян руководство страны. Президент России В.В. Путин на заседании Совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту 15 декабря 2002 г. говорил: «Абсолютно убежден, что одна из главных наших задач и в масштабах государства, и в ходе работы Совета – это возрождение массового спорта, массовой физической культуры. Думаю, что это задача номер один» и далее «... нам нужно, чтобы граждане страны, вне зависимости от материального благосостояния, имели возможность и доступ к спортивным учреждениям, могли свободно заниматься физической культурой и спортом».
Вывод. Для укрепления и восстановления здоровья, физического совершенствования используются разнообразные виды физкультурно-оздоровительных занятий: рекреативно-оздоровительные, профилактико-оздоровительные.
Руководители государств считают одним из основных средств в достижении этих жизненных целей является физическая культура, спорт и туризм. В силу этого обстоятельства важной составной частью государственной социально-экономической политики России является развитие физической культуры, спорта и туризма.
Список используемой литературы
Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб.: Фолиант, 2000. – 558 с.
Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Наука, 2004. – 414 с.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Академия, 2000. – 288 с.
Грачев O.K. Методика составления комплекса гигиенической гимнастики и ее проведения // Физическая культура, спорт и туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов: Сборник научных трудов. Под ред. Ю.И. Евсеева, Б.А. Кабаргина. Ростов н/ Д: РГЭА, 1999. С. 83-87.
Грачев О.К. Физическая культура. – М.: МарТ, 2005. – 464 с.
Дорохов Р.Н., Новикова М.А. Очерки по оздоровительной физической культуре. Смоленск, 2001. 150 с.
Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М.: Владос, 2004. – 624 с.
Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
Спортивная медицина. Под редакцией Карпмана. В.Л. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
Спортивная медицина. Под редакцией Епифанова В.А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 336 с.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
Торохова Е.И. Словарь-справочник. Валеология. М.: Флинта. Наука, 2004. – 342 с.
Теория и методика физического воспитания. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 422 с.
Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 342 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2004 – 322 с.
Торохова Е.И. Словарь-справочник. Валеология. М.: Флинта. Наука, 2004. с. 187.
Психология здоровья. Никифоров Г.С. СПб.: Питер, 2006. с. 242.
Спортивная физиология. Под редакцией Коца Я.М. М.: Физкультура и спорт. 2000. с. 186.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. М.: Советский спорт, 2004. с. 304
Грачев О.К. Физическая культура. – М.: МарТ, 2005. с. 142.
Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. – М.: Советский спорт, 2004. с. 305.
Теория и методика физического воспитания. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев: Олимпийская литература. 2003, с. 213.
Теория и методика физического воспитания. Под редакцией Круцевич Т.Ю. Киев: Олимпийская литература. 2003, с. 214.
Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Наука, 2004. – 214 с.
Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Наука, 2004. – 216 с.
Грачев О.К. Физическая культура. – М.: МарТ, 2005. с. 9.












24

1.Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб.: Фолиант, 2000. – 558 с.
2.Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Наука, 2004. – 414 с.
3.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: М.: Академия, 2000. – 288 с.
4.Грачев O.K. Методика составления комплекса гигиенической гимнастики и ее проведения // Физическая культура, спорт и туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов: Сборник научных трудов. Под ред. Ю.И. Евсеева, Б.А. Кабаргина. Ростов н/ Д: РГЭА, 1999. С. 83-87.
5.Грачев О.К. Физическая культура. – М.: МарТ, 2005. – 464 с.
6.Дорохов Р.Н., Новикова М.А. Очерки по оздоровительной физической культуре. Смоленск, 2001. 150 с.
7.Дубровский В.И. Движения для здоровья. М.: Знание, 2000. – 216 с.
8.Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М.: Владос, 2004. – 624 с.
9.Спортивная физиология. Под редакцией Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 240 с.
10.Спортивная медицина. Под редакцией Карпмана. В.Л. М.: Физкультура и спорт, 2002. – 304 с.
11.Спортивная медицина. Под редакцией Епифанова В.А. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 336 с.
12.Теория и методика физической культуры. Под редакцией Курамшина Ю.Ф. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
13.Торохова Е.И. Словарь-справочник. Валеология. М.: Флинта. Наука, 2004. – 342 с.
14.Теория и методика физического воспитания. Под редакцией Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2004. – 422 с.
15.Физическая культура: учебное пособие. Под общей редакцией Е.В. Конееевой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 342 с.
16.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2004 – 322 с.

Вопрос-ответ:

Что такое рекреация?

Рекреация - это использование средств физической культуры с целью отдыха, расслабления, восстановления сил и укрепления здоровья.

Какие основные характеристики рекреации?

Основные характеристики рекреации включают физическую активность, приятные ощущения, свободу выбора занятий, улучшение физического и психического самочувствия.

Как средства физической культуры используются в целях рекреации?

Средства физической культуры, такие как физические упражнения, спортивные игры, прогулки на природе, плавание и другие виды активности, используются для достижения целей рекреации.

В чем отличие занятий рекреативного типа от спортивных тренировок?

Занятия рекреативного типа отличаются от спортивных тренировок тем, что они не имеют соревновательного характера и не ориентированы на достижение высоких спортивных результатов. Они направлены на отдых, расслабление и поддержание общего здоровья и физической формы.

Какие особенности имеют рекреативно-оздоровительные формы занятий?

Рекреативно-оздоровительные формы занятий включают комфортные условия, разнообразие видов активности, систематичность занятий и индивидуальный подход к каждому участнику. Они ориентированы на достижение результата в виде укрепления здоровья и повышения общего физического самочувствия.

Какие основные характеристики рекреации?

Основные характеристики рекреации включают в себя разнообразие форм и видов занятий, физическую активность в комфортных условиях, отсутствие соревновательного характера, удовлетворение потребностей в отдыхе и развлечениях.

Как можно использовать средства физической культуры в целях рекреации?

Средства физической культуры, такие как физические упражнения, игровые виды спорта, танцы и прогулки, могут быть использованы в целях рекреации для поддержания физической формы, повышения самочувствия, расслабления и улучшения настроения.

Какие особенности имеют рекреативно-оздоровительные занятия?

Рекреативно-оздоровительные занятия отличаются от спортивной тренировки тем, что они не имеют соревновательного характера и ориентированы на удовлетворение потребностей в отдыхе и развлечении. Они также проводятся в комфортных условиях, без излишних физических нагрузок, что способствует расслаблению и позитивному эмоциональному состоянию.