Аудит учета материально-производственных запасов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Аудит
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 01.09.2007
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Организация аудиторской проверки
2. Порядок проведения аудиторских проверок и способы оценки МПЗ
3. Инвентаризация материально-производственных запасов
4. Последовательность проведения аудита МПЗ
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

»
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Порядок применения норм естественной убыли по отдельным видам товаров
«В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм естественной убыли норма естественной убыли, применяющаяся при хранении товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять за время хранения товара путем сопоставления его массы с массой товара, фактически принятой на хранение.»
Норма естественной убыли, применяющаяся при транспортировке товарно-материальных ценностей, является допустимой величиной безвозвратных потерь (естественной убыли), которую следует определять путем сопоставления массы товара, указанной отправителем (изготовителем) в сопроводительном документе, с массой товара, фактически принятой получателем.
Нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей, как правило, устанавливают для двух периодов года: осенне-зимнего (с 1 октября по 31 марта) и весенне-летнего (с 1 апреля по 30 сентября), - а также в зависимости от типа и вместимости технологического оборудования для хранения и транспортировки.
Порядок исчисления потерь и недостач в пределах норм естественной убыли по видам убыли и товаров описан в соответствующих инструкциях. Рассмотрим порядок определения таких потерь для торговых организаций, в том числе аптечных учреждений и автозаправочных станций.
Нормы естественной убыли применяются лишь к товарам, проданным за отчетный период, независимо от срока хранения их в розничном торговом предприятии.
К штучным товарам, а также товарам, поступающим в розничные торговые предприятия в фасованном виде, нормы естественной убыли не применяются.
В отдельных случаях оприходование и списание материалов производится с нарушением установленных требований. Так, не оформляется должным образом на соответствующих унифицированных бланках материальный учет прихода и расхода (списания) материальных ценностей или же заполняются не все необходимые реквизиты этих форм.
Порядок приемки и оприходования, отпуска и списания материалов устанавливается руководством организации. При этом следует учитывать и то, что материальный учет должен осуществляться (наряду с бухгалтерским учетом) соответствующим подразделением, а вовсе не бухгалтерией. При этом поступающие материалы должны оформляться, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма N М-4). Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (на счете, накладной и т.п.) штампа, в оттиске которого содержаться те же реквизиты, что и в приходном ордере. При установлении несоответствия поступающих материалов ассортименту, количеству и качеству приемку осуществляет назначаемая приказом руководителя организации комиссия с оформлением Акта о приемке материалов. Состав такой комиссии можно также установить в приказе об учетной политике организации.
Отпуск материальных ценностей может оформляться с использованием лимитно-заборных карт (типовая межотраслевая форма N М-8), накладных (формы N N 11, 15) и карточек складского учета (М-17), а списание материалов может производиться на основании акта расходов (списания).
Рекомендуется разработать в организации положение по учету материально-производственных запасов, отражающее специфику производства организации и соответствующее Методическим указаниям. В таком положении целесообразно установить порядок установления норм расхода материалов на производство, порядок списания отходов, цен на готовую продукцию, должностных лиц, ответственных за разработку норм и цен.
При формировании расходов, учитываемых при налогообложении, следует учитывать требования Налогового кодекса по документальному оформлению и экономической целесообразности произведенных расходов. Так, в утверждаемых нормах расхода материалов необходимо четко обосновывать объем технологических потерь сырья, материалов и пр.




4. Оценка МПЗ. Списание МПЗ в бухгалтерском и налоговом учете.
Статьей 11 Закона о бухгалтерском учете установлено:
- оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку;
- оценка имущества, полученного безвозмездно, осуществляется по рыночной стоимости на дату оприходования;
- оценка имущества, произведенного в самой организации, осуществляется по стоимости его изготовления.
В зависимости от условий поступления в организацию материально - производственных запасов различается их оценка, которая регламентируется разд. II ПБУ 5/01.
Пунктом 12 ПБУ 5/01 (как и аналогичным п.11 ПБУ 5/98) установлено, что фактическая себестоимость материально - производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Примечательно, что в ПБУ 5/01 отсутствует содержавшееся в ПБУ 5/98 продолжение указанной выше фразы: "и предусмотренных настоящим Положением".
При этом содержавшийся ранее в п.11 ПБУ 5/98 абзац о возможности уценки материально - производственных запасов в ПБУ 5/01 перенесен в разд.IV "Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности", но в несколько иной редакции:
- согласно п.11 ПБУ 5/98 материально - производственные запасы (кроме оборудования к установке и МБП), на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации;
- согласно п.25 ПБУ 5/01 материально - производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. При этом резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально - производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
Новым Планом счетов введен новый синтетический счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", предназначенный для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов и иных ценностей, отраженной в бухгалтерском учете, от рыночной стоимости этих ценностей. Еще п.11 ПБУ 5/98 было предусмотрено, что если в течение года цена на материально - производственные запасы снизилась (или которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество), то эти запасы отражаются в учете по цене возможной реализации (если она ниже первоначальной цены приобретения) с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что действующими в настоящее время нормативными документами по налоговому учету не регламентируется создание за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Таким образом, принятые к учету материально - производственные запасы отражаются в бухгалтерском учете по той фактической себестоимости, которая сложилась в момент их принятия к учету:
Дебет 10 "Материалы" (41 "Товары") Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Однако в бухгалтерской отчетности эти запасы отражаются за вычетом созданного резерва под снижение их стоимости:
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" Кредит 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей".
При этом для целей налогообложения данный резерв не учитывается.

























Заключение
Создание резерва, который позволяет покрыть неизбежно возникающие повышенные затраты или убытки, обеспечивает реальную финансовую устойчивость организации.
Оценка достаточности резервов в организации при проведении аудиторских проверок существенно дополнит и сделает более объективным мнение аудитора о возможности непрерывного функционирования предприятия.
Это связано с решением направлений аудиторских проверок по материалам отчетности и содействует выбору более надежных вариантов постановки учета в будущем, способствующих укреплению финансового состояния организации и повышению эффективности ее деятельности. Однако для коренного изменения ситуации необходимо проведение аудиторских проверок не только отчетности, но и тех материалов, которые предопределят финансовое состояние организации в будущем. Это касается, и материально-производственных запасов. Задачей аудита при этом также является оценка достоверности и прозрачности данных документов, связанная с полнотой отражения всех видов расходов, оценкой степени рисков реализации.
В настоящее время вопросам аудита и перспективам его развития уделяется большое внимание во многих странах. Именно этот вопрос увязан с аудитом эффективности и новым взглядом на его роль в развитии экономики. Бесспорно, что аудит и в частности аудит материально-производственных запасов предполагает серьезное изменение в самой методологии аудита, меняя требования к составу информации, аудиторских доказательств, процедуре аудиторской проверки, предполагая новые подходы к оценке существенности и риска в аудиторской проверке. Данное направление развития аудита усиливает консультационную позицию аудита, так как аудит должен строиться как аудиторское сопровождение с целью своевременной корректировки документов и соответствующего исправления в необходимых случаях в учете МПЗ.
Последовательное расширение задач аудита, его развитие как института независимой экспертизы предполагают активизацию таких его направлений, как организационное, управленческое. Причем необходимо органическое сочетание этих направлений с традиционным аудитом бухгалтерской отчетности, в котором отражаются все расходы и доходы организации, финансовые результаты ее деятельности и формируются данные об оценке финансовой устойчивости.
Отмеченное не является исчерпывающим анализом направлений развития аудита в современных условиях, а лишь определяет первоочередные проблемы его реформирования, позволяющие избежать противоречий, возникающих в результате несогласованных действий со стороны, занимающихся разработкой отдельных вопросов совершенствования бухгалтерско-финансовой работы как важнейшей управленческой функции.














Список литературы.
1. НК РФ часть первая от 31.07.98 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.00 г. N 117-ФЗ (с изм. от 30.03., 09.07.99 г., 02.01.,05.08., 29.12.00 г., 24.03., 30.05., 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29.05., 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября 2003 г.)
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. N 34н) (с изм.от 30.12.99 г., 24.03.00 г.)
3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. от 23.07.98 г., 28.03., 31.12.02 г., 10.01., 28.05., 30.06.03 г.)
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. N 94н) (с изм. от 7 мая 2003 г.)
5. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"( утв. приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. N 44н)
6. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утв. приказом Минфина РФ от 28.11.01 г. N 96н)
7. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности и АПК М.: ДИС, 2000г.
8. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита М.: Филин,2000
9. Бычкова С.Н. Аудиторская деятельность-теория и практика М.: СПб.: Лань,2000
10."ПБУ 5/01 "Учет МПЗ". Расширенный комментарий"
(Медведев А.Н.) ("Налоговый вестник", 2002)
11. ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (ред. от 23.04.2002)
"Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2002 N 3245)
12.Статья: Аудит использования материально-производственных запасов в строительстве. ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2004, N 2)
13.Статья: Естественная убыль. ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 9)
14.Статья: Перспективы развития аудита ("Аудиторские ведомости", 2005, N 12)
15. Статья: Естественная убыль и технологические потери: порядок расчета и налогообложение ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 18)
Статья: Перспективы развития аудита ("Аудиторские ведомости", 2005, N 12)

Статья: Аудит использования материально-производственных запасов в строительстве ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2004, N 2)

Статья: Естественная убыль ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005,N9)

Статья: Естественная убыль и технологические потери: порядок расчета и налогообложение ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 18)













2

Список литературы.
1. НК РФ часть первая от 31.07.98 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.00 г. N 117-ФЗ (с изм. от 30.03., 09.07.99 г., 02.01.,05.08., 29.12.00 г., 24.03., 30.05., 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29.05., 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября 2003 г.)
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. N 34н) (с изм.от 30.12.99 г., 24.03.00 г.)
3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. от 23.07.98 г., 28.03., 31.12.02 г., 10.01., 28.05., 30.06.03 г.)
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. N 94н) (с изм. от 7 мая 2003 г.)
5. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"( утв. приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. N 44н)
6. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01 (утв. приказом Минфина РФ от 28.11.01 г. N 96н)
7. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности и АПК М.: ДИС, 2000г.
8. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита М.: Филин,2000
9. Бычкова С.Н. Аудиторская деятельность-теория и практика М.: СПб.: Лань,2000
10."ПБУ 5/01 "Учет МПЗ". Расширенный комментарий"
(Медведев А.Н.) ("Налоговый вестник", 2002)
11. ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н (ред. от 23.04.2002)
"Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2002 N 3245)
12.Статья: Аудит использования материально-производственных запасов в строительстве. ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2004, N 2)
13.Статья: Естественная убыль. ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 9)
14.Статья: Перспективы развития аудита ("Аудиторские ведомости", 2005, N 12)
15. Статья: Естественная убыль и технологические потери: порядок расчета и налогообложение ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 18)

Вопрос-ответ:

Как организовать аудиторскую проверку учета материально-производственных запасов?

Организацию аудиторской проверки учета материально-производственных запасов можно осуществить путем найма специалистов, проведения тендеров на выбор аудиторских фирм или обращения к уже имеющимся аудиторским организациям. Важно учесть профессионализм и опыт аудиторов, а также их знание особенностей учета МПЗ.

Какой порядок проведения аудиторских проверок и какие способы оценки материально-производственных запасов используются?

Порядок проведения аудиторских проверок учета материально-производственных запасов включает анализ документации, проверку соответствия учетной политики и применения стандартов бухгалтерского учета, а также проверку физического наличия и целостности МПЗ. Для оценки материально-производственных запасов могут использоваться различные методы, такие как метод последовательного оценивания, метод первым пришел - первым ушел и другие.

Как происходит инвентаризация материально-производственных запасов и чем она может быть полезна для аудиторской проверки?

Инвентаризация материально-производственных запасов представляет собой процедуру определения фактического наличия и состояния МПЗ в организации. Она проводится с использованием физического подсчета и сопоставления с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация может быть полезна для аудиторской проверки, так как позволяет выявить возможные расхождения между фактическим наличием МПЗ и данными в учете.

Какова последовательность проведения аудита материально-производственных запасов?

Последовательность проведения аудита материально-производственных запасов обычно включает несколько этапов: ознакомление с документацией и учетной политикой, проведение анализа и проверки учета МПЗ, проведение инвентаризации и сопоставление результатов с данными бухгалтерского учета, выявление и оценка возможных расхождений, составление отчета и рекомендаций.

Что такое аудит учета материально-производственных запасов?

Аудит учета материально-производственных запасов - это процесс оценки и проверки достоверности данных, отражающих наличие, движение и стоимость запасов в организации.

Как организуется аудиторская проверка учета материально-производственных запасов?

Организация аудиторской проверки включает в себя определение целей и задач аудита, выбор методов и приемов проверки, а также формирование аудиторской программы. Аудиторы проводят анализ документации, обращаются к ответственным лицам и осуществляют проверку соблюдения правил и процедур учета запасов.

Как происходит инвентаризация материально-производственных запасов?

Инвентаризация материально-производственных запасов - это процесс определения фактического наличия и состояния запасов путем их пересчета, взвешивания, измерения и оценки. Инвентаризация может проводиться с использованием различных методов, таких как общий пересчет, выборочный пересчет или пересчет только значимых для учета позиций запасов.

Какие предложения о регулировании расхождений фактического наличия запасов и данных бухгалтерского учета могут быть представлены?

При инвентаризации материально-производственных запасов могут быть обнаружены расхождения между фактическим наличием запасов и данными бухгалтерского учета. В таких случаях могут быть представлены предложения о принятии мер по корректировке учетных данных, обновлении системы учета или улучшении контроля за движением и хранением запасов.