Основные категории педагогической психологии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогическая психология
  • 19 19 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 01.04.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Учебная деятельность как категория педагогической психологии
2. Процесс усвоения как категория педагогической психологии
3. Понятие и формирование понятия в педагогической психологии
4. Учебная мотивация как категория педагогической психологии
5. Педагогическая деятельность в педагогической психологии
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности (2, 201). Второй способ воспитания интереса учащихся к учебной деятельности, по мнению Н.Ф. Талызиной - приведение учащихся к осознанию общественного смысла учения (4, 139).
Н.Ф. Талызина отмечает следующие факторы отрицательной учебной мотивации:
- низкие общеучебные навыки, "неумение учиться".
- отсутствие значимого целеполагания;
- отсутствие проблемности, чрезмерная легкость материала;
- отрицательное отношение к учителю, боязнь наказания, мотивация избегания наказания (4, 145).
Таким образом, наиболее важными чертами учебной мотивации являются ее связь с содержанием обучения, уровнем интеллектуального развития учащегося. Ко внутренней мотивации относится ориентация на процесс и результат, ко внешней - ориентация на награду, оценку, избегание наказания.
5. Педагогическая деятельность в педагогической психологии
По определению И.А. Зимней, педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (2, 236).
Предмет педагогической деятельности - это организация учебной деятельности обучающихся. Средствами педагогической деятельности являются научные знания, формирующие тезаурус обучающихся. Результатом педагогической деятельности является интеллектуальное, личностное и творческое развитие обучающихся и диагностируется путем сравнения качеств личности учащегося в начале и в конце обучения. Продукт педагогической деятельности - это формирующийся индивидуальный опыт учащихся. Способами педагогической деятельности являются различные методы передачи знаний - показ, объяснение, беседа, совместная деятельность, тренинг и т.д.
Основными компонентами педагогической деятельности являются конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивный компонент представляет собой конструирование урока или мероприятия, подбор необходимых материалов, средств и методов, выбор наиболее подходящей формы проведения занятия. Организаторский компонент подразумевает организацию деятельности учащихся, организацию учителем своего поведения на уроке и стимулирование познавательной деятельности учащихся. Коммуникативный компонент включает в себя поддержание отношений с учащимися, коллегами, родителями. (3, 293).
Выделяются следующие основные функции педагогической деятельности:
Целеполагающие функции: ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся) и информационная функции.
Организационно-структурные функции: организация учебного процесса, отбор учебного материала и методов обучения, установление взаимоотношений с учащимися, формирование психологического климата в коллективе учащихся.
С выполнением данных функций тесно связаны педагогические умения:
1) умение составить педагогическую задачу, варьировать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации, предвидеть ближайшие и отдаленные результаты решения педагогических задач;
2) умение работать с содержанием учебного материала, обновлять его, использовать межпредметные связи, отбирать и применять различные сочетания методов и приемов обучения;
3) умение использовать свои педагогические и психологические знания, анализировать и корректировать свой педагогический труд, анализировать и обобщать свой опыт;
4) умение создавать комфортные, приятные и безопасные условия общения с коллективом учащихся, создавать доверительную обстановку, использовать чувство юмора, выслушивать учащихся и входить в их положение;
5) умение анализировать перспективы своего профессионального развития, укреплять свои сильные стороны и нейтрализовать слабые, быть открытым для нового творческого и новаторского опыта;
6) умение контролировать действия учащихся, определять состояние их умений и навыков на различных этапах обучения, определять причины учебных неудач и способы борьбы с ними;
7) умение оценки воспитанности и воспитуемости учащегося, распознавать его нравственные нормы и убеждения, оценивать его поступки и предупреждать развитие негативных тенденций, создавать условия для развития отдельных черт личности.
Подводя итог, необходимо заметить, что педагогическая деятельность, направленная на интеллектуальное и личностное развитие учащегося, представляет огромную важность для успешного осуществления педагогического процесса, так как организует и направляет учебную деятельность учащихся. Таким образом, от качества педагогической деятельности, от педагогических умений и личностных качеств педагога зависит успешное обучение и развитие личности учащегося.
Заключение
Нами были рассмотрены такие важнейшие категории педагогической психологии, как учебная и педагогическая деятельность, усвоение, понятие, учебная мотивация. Раскрытие данных понятий способствует достижению основных задач педагогической психологии - исследованию психологических закономерностей процесса обучения и воспитания.
Изучение характеристик и особенностей учебной деятельности позволяет добиться наиболее эффективного ее осуществления: правильно определить цели, грамотно сконструировать учебные задачи, научить ребенка учебным действиям и сформировать у него необходимые знания, умения и навыки.
Понимание закономерностей процесса усвоения помогает избежать таких типичных ошибок, как ориентация на механическое выучивание, "зубрежку". С учетом теории поэтапного формирования умственных действий возможно добиться осознанного усвоения учебного материала. Наиболее эффективное усвоение научных понятий происходит при учете закономерностей проблемного обучения.
И, наконец, понимание закономерностей педагогической деятельности необходимо для наиболее эффективного взаимодействия с учащимися, организации их учебной деятельности и в конечном итоге, для успешного всестороннего развития личности учащегося.
Список использованной литературы
1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.
3. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
4. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.














4

Список использованной литературы
1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.
3. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
4. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.

Вопрос-ответ:

Чем является учебная деятельность в педагогической психологии?

Учебная деятельность в педагогической психологии является одной из основных категорий и представляет собой комплекс психологических процессов и операций, которые направлены на освоение знаний, умений и навыков учащимися. Она включает в себя такие аспекты, как восприятие информации, память, мышление, внимание, мотивацию.

Какой процесс рассматривается как категория педагогической психологии?

В педагогической психологии процесс усвоения является одной из основных категорий. Это механизм, с помощью которого происходит перенос информации из внешнего мира во внутренний, когда учащийся становится способен понимать, запоминать и использовать полученные знания.

Что представляет собой понятие и формирование понятия в педагогической психологии?

Понятие в педагогической психологии является сложным психическим образованием, которое формируется на основе систематизации и сравнения различных восприятий и представлений. Формирование понятия происходит в процессе учебной деятельности и предполагает уяснение существенных свойств и отличительных признаков объекта или явления.

Что такое учебная мотивация в педагогической психологии?

Учебная мотивация в педагогической психологии является одной из основных категорий и представляет собой внутреннюю направленность учащихся на достижение учебных целей. Она включает в себя интерес к учению, стремление к знаниям, учебным успехам, самооценку и самореализацию через образование.

Какое основное средство используется для формирования устойчивого интереса к учению в педагогической психологии?

В педагогической психологии основным средством воспитания устойчивого интереса к учению является использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной познавательной деятельности. Это позволяет стимулировать их мышление, развивать самостоятельность и творческий подход к обучению.

Какие основные категории педагогической психологии существуют?

В педагогической психологии существуют различные категории, такие как учебная деятельность, процесс усвоения знаний, понятия и формирование понятия, учебная мотивация и педагогическая деятельность.

Что такое учебная деятельность в педагогической психологии?

Учебная деятельность в педагогической психологии - это процесс получения знаний и навыков студентами в рамках образовательной программы. Она включает в себя выполнение заданий, изучение материала и освоение предмета.

Какой процесс лежит в основе усвоения знаний?

Усвоение знаний - это процесс получения, запоминания и понимания информации. Он включает в себя циклическую последовательность этапов: восприятие информации, ее обработку и синтез, запоминание и последующее использование в задачах и деятельности студентов.

Что означает понятие в педагогической психологии?

Понятие в педагогической психологии - это обобщенное представление о классе предметов или явлений, формируемое на основе сравнения и анализа их сходств и различий. Формирование понятия позволяет студентам лучше понимать и систематизировать знания, а также использовать их в дальнейшей учебной деятельности.