Возрастная психология и психология развития
Заказать уникальный доклад- 10 10 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 01.02.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Отрочество и его психологическая характеристика……………..3-5 стр.
2.Принцип социально-исторической обусловленности развития психики человека…………………………………………………………….6-9 стр.
3.Список литературы………………………………………………..10 стр.
Однако он бессилен там, где в психической реальности нужно уловить черты реальности исторической. Удел эмпиpистского мышления — «пpевpащенные формы» исторического. К. Ясперсу принадлежит следующая квалификация этих форм: «То, что составляет в истории лишь физическую основу, что возвращается, сохраняя свою идентичность, что есть pегуляpно повторяющаяся каузальность, — все это неисторическое в истории». И «историческая психология» традиционно изучала именно «неисторическое в истории», по сути, pедуциpуя свой предмет к производной от тех или иных социально-истоpических инвариантов (жизненный уклад, культурные традиции т.д.)[4].
Принцип историзма в советской и современной российской психологии, как известно, конкретизируется прежде всего в представлениях о социально-исторической детерминации фило- и онтогенетического развития психики человека. Обращает внимание то, что при этом акцент неявно падает на «социальность», а не на «историчность» детерминант психического развития. Конечно, социальное неправомерно отрывать от исторического (о чем писал еще В. Вундт, 1995) — этими категориями схватывается единое основание бытия человека в мире. Их объединение в сложном термине «социально-историческое» вполне закономерно. Однако очевидно, что они не тождественны, более того — одно далеко не всегда предполагает другое.
На протяжении истории человеческого общества люди прошли огромный путь в развитии своих психических способностей. Тысячелетия общественной истории дали в этом отношении гораздо больше, чем сотни миллионов лет биологической эволюции животных.
Конечно, достижения в развитии психических функций и способностей накапливались постепенно, передаваясь от поколения к поколению. Значит, достижения эти так или иначе закреплялись. В противном случае их прогрессивное и к тому же все ускоряющееся развитие было бы невозможно.
Хотя биологическая наследственность, конечно, существует и на уровне человека, однако ее действие прямо не распространяется на те при - обретения в сфере психического развития, которые человечество сделало на протяжении последних 40 или 50 тысячелетий, т. е. после того, как современный тип людей биологически окончательно сложился и человеческое общество перешло от предыстории к историческому развитию процессу, полностью, управляемому действием объективных общественных законов.
Начиная с этого момента достижения в развитии психических способностей людей закреплялись, и передавались от поколения к поколению в особой форме, а именно в форме внешнепредметной, экзотерической.
Эта новая форма накопления и передачи филогенетического (точнее, исторического) опыта возникла потому, что характерная для людей деятельность есть деятельность продуктивная, созидательная. Такова, прежде всего, основная человеческая деятельность - труд.
Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь явилась существеннейшим стимулом развития человеческого мозга и психики.
Таким образом, начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных[4].
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.
2. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.
3. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / Под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1980. С. 16 - 28.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977.
5. Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. С.-Пб.: ПИТЕР, 1999. С.454.
10
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969.
2. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. 96 с.
3. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка / Под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1980. С. 16 - 28.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977.
5. Теории личности / Под ред. Б. В. Зейгарник. С.-Пб.: ПИТЕР, 1999. С.454.
Вопрос-ответ:
Какие особенности характеризуют отрочество?
Отрочество – это период развития между детством и юностью, который характеризуется особыми психологическими изменениями. В этом возрасте происходит формирование личностной идентичности, эмоциональной стабильности, а также начало развития социальных навыков и ответственности. Отрочество может сопровождаться переживанием конфликтов и поиска себя в обществе.
Что означает принцип социально-исторической обусловленности развития психики человека?
Принцип социально-исторической обусловленности развития психики человека подразумевает, что психические процессы и функции формируются в социально-историческом контексте. Он основан на предположении о том, что развитие психики не является исключительно биологическим процессом, а зависит от общественных условий, культуры, образования и взаимодействия с окружающими людьми. Этот принцип позволяет объяснить различия в психологическом развитии между разными культурами и историческими периодами.
Почему эмпирическое мышление неспособно уловить черты исторической реальности в психической сфере?
Эмпирическое мышление ориентировано на наблюдаемые факты и конкретные данные. Оно фиксируется на настоящем и отражает только текущую реальность. Историческая реальность, однако, основывается на прошлом, наследии, культурных традициях и социальных изменениях, которые не всегда явно видны в настоящем времени. Поэтому эмпирическое мышление не способно полностью уловить и понять черты исторической реальности в психической сфере.
Какие формы у г-на К. Ясперса составляют «превращенные формы» исторического?
У г-на К. Ясперса "превращенные формы" исторического включают в себя те феномены и явления, которые унаследованы от прошлых эпох и традиций, но претерпевают изменения и трансформации в соответствии с современными обстоятельствами. Эти формы могут быть отражены в культуре, общественных институтах, языке, ритуалах и других аспектах человеческой жизни.
Что такое отрочество и как оно психологически характеризуется?
Отрочество - это период развития человека в возрасте от 12 до 18 лет. В этот период происходит активный рост и формирование физических, психических и социальных характеристик личности. Психологически отрочество характеризуется стремлением к самостоятельности, поисковой активностью, конфликтами в отношениях с родителями и сверстниками, усилением эмоциональности и формированием личностной идентичности.
Что значит принцип социально-исторической обусловленности развития психики человека?
Принцип социально-исторической обусловленности развития психики человека означает, что психика и ее развитие тесно связаны с общественными и историческими условиями. Человек не развивается в отрыве от своего социума, он взаимодействует с другими людьми, участвует в культуре и получает опыт от предыдущих поколений. Психика формируется под воздействием языка, общественных норм и ценностей, образования и других социальных факторов.
Какие квалификации этих форм принадлежат К. Ясперсу?
К. Ясперсу принадлежит квалификация "превращенных форм" эмпирического мышления в историческую реальность. Он указывает на то, что эмпирическое мышление способно отобразить только преобразованные формы исторической реальности, а не ее истинное содержание и суть.
Какая психологическая характеристика отрочества?
Отрочество представляет собой период развития человека, который приходится на юношеский возраст (13-17 лет). В этот период происходит активное формирование личности под воздействием физических, психологических и социальных изменений. Отрочество характеризуется развитием самоидентификации, поиском своего места в социуме, формированием социальных связей, а также возникновением новых эмоций и чувств.