Государственные реформы Петра1
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 31.01.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА
ГЛАВА 2. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.
ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ РЕФОРМА
ГЛАВА 4. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние аффекта, малолетство преступника, «непривычку к службе» и служебное рвение, в пылу которого было совершено преступление. Характерно, что к отягчающим обстоятельствам закон впервые стал относить состояние опьянения, прежде всегда бывшее обстоятельством, смягчающим вину.
Вводилось понятия крайней необходимости (например, кража от голода) и необходимой обороны. В ряде случаев предусматривалалось наказание за один только умысел (в государственных преступлениях).
Артикулы включали следующие виды преступлений:
Против религии. В эту группу входили чародейство, идолопоклонство, которые наказывались смертной казнью (сожжением) при условии, что будет доказано сношение обвиняемого с дьяволом. В противном случае назначалось тюремное заключение и телесное наказание. Богохульство наказывалось усечением языка, а особая хула девы Марии и святых - смертной казнью. При этом учитывался мотив злостности в богохульстве. Несоблюдение церковных обрядов и непосещение богослужений, нахождение в церкви в пьяном виде наказывались штрафом или тюремным заключением. Наказывалось и недоносительство в богохульстве. «Совращение в раскол» наказывалось каторгой, конфискацией имущества, а для священников - колесованием. Божба, т.е. произнесение «всуе» имени божьего наказывалось штрафом и церковным покаянием.
Государственные. Простой умысел убить или взять в плен царя наказывался четвертованием. Так же наказывалось вооруженное выступление против властей (одинаковое наказание - четвертование несли исполнители, пособники и подстрекатели). Оскорбление словом монарха наказывалось отсечением головы.
К должностным преступлениям относили взяточничество, наказываемое смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями.
Преступления против порядка управления и суда. К ним относились срывание и истребление указов, что наказывалось смертной казнью. Сюда же относились такие действия, как подделка печатей, писем, актов и расходных ведомостей, за что полагались телесные наказания и конфискация. За подделку денег - сожжение. К преступлениям против суда относились лжеприсяга, которая наказывалась отсечением двух пальцев (которыми присягали) и ссылкой на каторгу, лжесвидетельство, наказываемое как и лжеприсяга (кроме того, назначалось церковное покаяние).
Преступления против «благочиния», близко стоящие к предыдущей группе, но не имеющие прямой антигосударственной направленности. К ним относили укрывательство преступников, каравшееся смертной казнью, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей. В дополняющих Артикулы указах предусматривались наказания за буйство, пьянство, игру в карты на деньги, драки и нецензурную брань в публичных местах.
Таким образом русская армия получила первый устав, предназначенный только для армии и содержащий не только положения военно-уставного характера, но и нормы о преступлениях и наказаниях как воинских, так и общих, а также о привлечении к ответственности военнослужащих и о порядке образования и деятельности военных судов. Именно в петровский период начало выполняться государственное предписание об обязательности судебной процедуры.
В период правления Петра I военные суды составляли особую систему. Законами Петра I была установлена предметная и персональная подсудность, во многом сохранявшаяся до недавнего времени.
ГЛАВА 4. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА
Нововведения Петра, его нелюбовь к московской старине и «немецкий» характер его реформ настраивали против Петра слепых ревнителей старины. Представители «старой веры», раскольники, ненавидели Петра и почитали его практически антихристом. И между «никонианами» находилось достаточно людей, которые не могли примириться с Петром и считали, что необходимо протестовать против его действий и нравов.
«Все эти люди искали опоры в патриархе и ждали, что именно он и возьмет на себя долг стать против «ересей» Петра. Бывший в юности Петра патриархом Иоаким, очень далеко разошелся с государем в отношении к иноземцам. Его преемник Адриан (1690—1700) был менее настойчив и суров, чем Иоаким, но также не сочувствовал Петру и не скрывал своего осуждения всему тому, что делал молодой государь». Также не поддерживали Петра и прочие архиереи старого московского направления. Так, например, знаменитый св. Митрофан Воронежский смог поддержать Петра в его борьбе за Азов, но открыто осуждал его за пристрастие к иноземному.
Как следствие вышесказанного, когда Адриан умер (1700), Петр не решился избрать нового патриарха. Он поручил исправление патриаршей должности («местоблюстительство патриаршего престола») рязанскому митрополиту Стефану Яворскому и надолго оставил этот временный порядок. Только в 1721 году последовала реформа церковного управления, которую Петр обдумал со своим любимцем и соратником, ученым псковским епископом Феофаном Прокоповичем.
Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось «соборным управлением». Учреждена была из лиц, принадлежащих к духовенству, духовная коллегия, названная Синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий: президент (Стефан Яворский), два вице-президента (из них один был сам Феофан Прокопович), советники, асессоры и секретари. При Синоде состоял и обер-прокурор. В делах веры Синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прокурора и сената. Так разрешил Петр вопрос о церковном управлении, коренным образом уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти.
«При Петре было очень сокращено, можно даже сказать, почти уничтожено еще существовавшее в XVII веке церковное общество. Церковные крестьяне в 1701 г. были вместе с вотчинами духовенства переданы в управление светского «монастырского приказа», и доходы с них стали сбираться в казну, а казна по установленным штатам выплачивала от себя постоянные ежегодные оклады их прежним владельцам (с течением времени синод исхлопотал, чтобы управление церковных вотчин перешло от «гражданских правителей» в ведение синода)». Рекрутская повинность и подушная подать были распространены на всех приписанных к церкви людей, кроме только священнослужителей и церковнослужителей с их семьями. Право церковного суда было ограничено: многие дела были переданы в ведение светского суда, а в церковном суде стали участвовать представители светской власти. Наконец, в 1724 г. Петр издал особый закон о монашестве, который ставил иноков под строгий надзор и вовсе уничтожал состояние перехожих, бродячих монахов. Поводом к изданию этого закона послужило известное Петру враждебное отношение монашества к нему и его делам.
Таким образом, при Петре государственная власть сильно ограничила состав церковного общества, взяв из него в государственное подчинение большую часть составлявших его лиц, и установила больший контроль над внутренней жизнью и деятельностью церкви.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение преобразований Петра Великого в истории России и в мировой истории очень велико. Результатом его деятельности явилось создание сильнейшей в Европе могучей русской регулярной национальной армии и первоклассного флота. Россия была «возведена в ранг» сильнейших государств мира и из сухопутной страны превратилась в могущественную морскую державу. Петровские реформы государственного аппарата явились оформлением абсолютизма и увенчались созданием чиновничье-бюрократической империи со «служилыми сословиями, с отдельными периодами просвещенного абсолютизма», что в те времена было значительным шагом вперед.
В царствование Петра были заложены основы промышленности, интенсивно развивались внутренняя и внешняя торговля. Правительственная экономическая политика, покровительствующая торговле и промышленности, способствовала росту народного хозяйства страны.
В области науки и просвещения, образованности и культуры Россия достигла больших успехов. Русские люди Петровской поры овладели современной им наукой и техникой и во многом превосходили своими знаниями и опытом специалистов западноевропейских стран.
Усилились связи России со странами Европы и Азии, установились регулярные сношения и общение, неизмеримо возрос ее авторитет в решении судеб всего тогдашнего цивилизованного мира, окрепло международное положение.
В ходе Северной войны Россия отвоевала Прибалтийские земли, восстановив давние и естественные экономические и культурные связи Прибалтики с Русью, и пробила «окно в Европу», что было абсолютно необходимо для естественного развития и России и народов Прибалтики.
Но эти успехи были достигнуты путем страшного перенапряжения сил народа, путем жесточайшего угнетения и эксплуатации простых людей, на плечи которых пали тяготы и войн и преобразований.
«Европеизируя» Россию, Петр не только использовал знания и опыт иноземцев, но своим отношением к «заморскому» способствовал тому, что господствующие сословия на Руси стали жить «с манера немецкого» и отвернулись от своего, русского, предпочитая ему все западноевропейское.
Петр был патриотом, любил Россию и честно «служил» ей на троне. Он видел ее слабые стороны, ее отсталость, понимал, насколько опасны они и какими серьезными последствиями угрожают стране. Он знал, что если Россию не «поднять» и не укрепить ее обороноспособность, стране и народу угрожает потеря независимости. Безусловно, один человек не в силах решить столь непосильные задачи. Но многие из реформ Петра помогли стране выйти на новый уровень.
Таковы важнейшие результаты деятельности великого преобразователя — Петра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995.
Исаев И.А. История государства и права России. М. 1996.
История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998.
Курицын В.М. История государства и права России. 1929-1940гг.: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Международные отношения, 1998.
Мавродин В. Петр Первый. Л., 1948.
Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. - М.:Текст, 1994.
Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль. 1990.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб, 1994.
Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. - М.: Текст, 1994.
Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. - М.: Текст, 1994.
История России с древнейших времен до конца XYII века /А.П. Новосильцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосильцев. - М,: ACT, 1997.
Исаев И.А. История государства и права России. М., « Юристъ», 1996г.
История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.331
История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.335.
Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.61
Исаев И.А. История государства и права России. М. 1996.
Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. - М.: Текст, 1994.
Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. - М.: 1994.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб, 1994. С. 252.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб, 1994. С. 253.
2
1.Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995.
2.Законодательство Петра I. М., 1997.
3. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1988.
4.История отечественного государства и права. Ч.1. М., 1996. Под редакцией профессора Чистякова О.И.
5.
6.Исаев И.А. История государства и права России. М. 1996.
7.История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998.
8.Курицын В.М. История государства и права России. 1929-1940
гг.: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Международные отношения, 1998.
9.Мавродин В. Петр Первый. Л., 1948.
10.Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. - М.:
Текст, 1994.
11.Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль. 1990.
12.Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1988.
13.Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб, 1994.
14.Соловьев сочинения в восемнадцати книгах. М., 1995
Вопрос-ответ:
Какие государственные реформы были проведены Петром I?
Петр I провел административную, судебную, военную и церковную реформы.
В чем состояла административная реформа Петра I?
Административная реформа Петра I включала централизацию власти, создание губерний, установление должности губернатора и введение новой административно-территориальной единицы - уезда.
Как изменялась судебная система во время реформ Петра I?
Судебная система была преобразована Петром I. Он ввел должность прокурора, создал коллегии и суды. Было учреждено звание судьи и введена презумпция невиновности.
Что включала военная реформа Петра I?
Военная реформа Петра I включала профессионализацию армии, создание Военной коллегии и новых военных учреждений. Была введена военная повинность для всех сословий.
Что предпринял Петр I в церковной сфере?
Петр I провел церковную реформу, целью которой было укрепление государственного контроля над церковью и централизация ее управления. Была учреждена Святейшая Синодальная коллегия и введено обязательное образование для священников.
Какие реформы были проведены Петром I?
Петр I провел ряд государственных реформ, включая административную, судебную, военную и церковную. Эти реформы были нацелены на современное развитие России и приближение ее к западным стандартам.
Какие изменения были сделаны в административной системе Петром I?
Петр I провел административную реформу, в результате которой была создана губерния, как основная административная единица. Также была создана система губернаторств и столичной полиции, что значительно усилило контроль государства над провинцией.
Какие изменения были сделаны в судебной системе Петром I?
Петр I провел судебную реформу, которая привела к созданию Коллегии правосудия – высшего судебного органа. Были введены новые наказания, включая палачество, и изменены процедуры судопроизводства.
Какие изменения были сделаны в церковной системе Петром I?
Петр I провел церковную реформу, в результате которой была создана Синодальная система управления Русской православной церковью. Церковь была подчинена государству и лишилась автономии.