Русская иммиграция в США и ее вклад в развитие в 20 веке

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 31 31 страница
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 26.05.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Процесс происхождения
Первая волна эмигрантов
Иммигранты в советское и постсоветское время
Вклад русских эмигрантов в экономику и науку США
Еврейская эмиграция из России в США в разные периоды
Брайтон-Бич
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Для этого необходимы политическая воля и соответствующая характеру и масштабам явления государственная политика, осознание обществом значимости данной проблемы и ее последствий для будущего нации
Еврейская эмиграция из России в США в разные периоды
В конце XIX в. более половины всех евреев мира проживало на территории Российской Империи. 1881 год стал отправной точкой для массового эмиграционного движения из царской России. Эмиграция продолжилась в советское и постсоветское время, вновь став массовой в последней трети XX в. Эмиграция евреев с территории России началась после 1870 года, и с самого начала она ориентировалась на Новый Свет, и в первую очередь на США, где с момента провозглашения американской конституции, евреи пользовались точно такими же гражданскими и религиозными правами, как и христиане.
За 1880-1890 годы в США прибыло 0,6 млн. евреев, за 1900-1914 - еще 1,5 млн., а всего за 1880-1924 годы - 2,5 млн. евреев из Восточной Европы, главным образом из России. Из 3,7 млн. евреев, проживавших в США в 1930 году, на выходцев из Восточной Европы приходилось не менее 80%, из них львиную долю (от 60% и выше) составляли евреи из России.
История еврейской эмиграции в США мало известна. Своеобразие и необычность еврейской эмиграции из России связано с тем, что она включает в себя все возможные типологии эмиграции: политическую, трудовую, религиозную, национальную, часто взаимно переплетенные и трудно вычленяемые.
Выбор страны эмиграции выходцами из бывшего СССР во второй половине ХХго века (середина 60-х - начало 90-х годов) зависел от национальности выезжающих и политики стран-реципиентов. Возможности выезда евреев в советский период определялись политикой, проводимой Соединенными Штатах Америки
Объемы выезда в советский период зависели как от преодоления существующей на тот момент изоляции России от других стран посредством создания в отдельных республиках информационной сети, так и от договоренности между указанными странами о квотах приема.
Ещё одна особенность части еврейской эмиграции заключается и в том, что часть её вот уже на протяжении более 150 лет сохраняет элементы российской культуры и русский язык. Свидетельство чему большое количество созданных её русскоязычных газет, журналов, организаций использующих русский язык как средство общения.
Начало массовой еврейской эмиграции относится к 70-м годам XIX века. При чём более 90% еврейских эмигрантов направлялось в США. В 70-е годы из всех российских эмигрантов, прибывших в США, 42% составляли евреи, в 80-е годы они составили уже 58,2%. Абсолютное число еврейских эмигрантов продолжает увеличиваться на всём протяжении XIX начала XX веков.
Во многом это было связано с ограничением прав евреев в 80-е годы. В частности введением в действие в 1882 году «Временных правил» проживания евреев в сельской местности. Они запрещали евреям селиться вне городов, приобретать собственность, арендовать землю. В 1887 году евреям было запрещено селиться в Ростове-на-Дону и в Таганрогском уезде, в 1891г. - в Москве и Московской области. В 1886-1887 годах были изданы постановления, ограничивающие право евреев поступать в гимназии и реальные училища на всей территории России.
В США еврейские эмигранты заселяли в основном штаты Северной Атлантике, в первую очередь Нью-Йорк, Нью-Джерси и Пенсильванию. В 1891-1900 гг. в США выехало 234,2 тысячи российских евреев, что составило 36,5 % всех российских эмигрантов прибывших в США. Своего пика еврейская эмиграция достигает в начале XX века. В 1901-1910 гг. в США прибыло 704,2 тыс. евреев, что составило 44,1 % всех российских переселенцев.
Еврейскую эмиграцию нельзя отнести к трудовой или временной. Среди евреев практически не было реэмигрантов, т.е. они сознательно пытались найти в стране въезда новую родину. Отчасти это объясняется и особенностями российского законодательства того периода. В царской России эмиграция была запрещена - разрешался лишь временный выезд за границу. Исключением из этого правила были только евреи, получившие по «Правилам» от 8 мая 1892 право официально уезжать из страны, без права возвращаться обратно.
Брайтон-Бич
Наши соотечественники широко распространились по всему миру и все мало-мальски значимые страны имеют теперь русскоязычные общины. Теперь уже не только общественные туалеты, как шутил в одной из своих песен В.Высоцкий, могут похвастаться надписями на русском языке, но есть целые городские улицы, где практически все вывески магазинов написаны по-русски.
Одна из таких улиц – Брайтон-Бич Авеню в знаменитом одноименном районе Нью-Йорка. Именно здесь в этой «маленькой Одессе» бьется сердце «русской Америки». В Нью-Йорке проживает самая крупная русскоязычная община США – около 300 тыс. человек. Сколько же всего наших бывших соотечественников проживает в ведущей стране Западного мира? Абсолютно точных данных нет, но считается, что в Соединенных Штатах постоянно живут 2-3 млн. русскоязычных людей, 763 тыс. которых – это бывшие граждане СССР и стран СНГ. Имеются также данные, что русский является языком семейного общения у 240 тыс. американцев.
На Брайтон-Бич находится большая община евреев — выходцев из СССР, иммигрировавших в 1970—1990-е годы. То, что большая часть их жизни прошла в СССР, делает их очень непохожими на евреев первой волны иммиграции
Первоначально Брайтон-Бич был спроектирован в 1868-м году как курорт архитектором Вильямом Энгеманом. В 1878-м Генри Мёрфи вместе с группой бизнесменов устроили конкурс на название этого места, и победили предложившие название Брайтон-Бич. Это курортное место названо в честь одноимённого курорта в Великобритании.
Соединение Брайтонской железной дороги с линиями метро сделало Брайтон-Бич более привлекательным в качестве места проживания.
К концу XIX века район стал фешенебельным курортом для отдыха богатых европейцев. Остатки «былой роскоши» еще существуют и поныне вдоль берега Атлантического океана - купальни, ванны, разваленные постройки.
В годы Великой депрессии район Брайтон-Бич стал заселяться бедными слоями населения Нью-Йорка. А Вторая мировая война положила конец приезду европейских курортников. Район с исключительно курортной инфраструктурой оказался в числе беднейших. Однако потом благодаря бэби-буму постепенно стал восстанавливаться. Этому также сильно способствовал приток иммигрантов из СССР.
Нищие советские иммигранты не могли привезти с собой ни денег, ни ценностей и селились на Брантон-Бич, привлеченные дешевизной района, который действительно удачно размещен на берегу океана, с удобным сообщением транспорта, соединяющим со всеми районами Нью-Йорка - метро соединяет со всем Нью-Йорком, автобусы же Нью-Йорка курсируют лишь по своему региону, т.е. бруклинские внутри Бруклина. Постепенно, благодаря русской иммиграции район начал заново развиваться.
Очень долго, вплоть до конца ХХ столетия район считался непрестижным - грязные улицы, криминальная обстановка, много нелегалов... Лишь на лето Брайтон-Бич оживал из-за близости океана, к которому стекались в жаркое время жители со всего Нью-Йорка. Расцвету района способствовала экономическая разруха бывшего Советского Союза 90-х годов, когда в поисках заработка тысячи бывших советских граждан потянулись в США.
Именно Перестройка, как это ни удивительно, помогла становлению района Брайтон-Бич, смешав иммигрантов, бизнесменов и приехавших на заработки. Многие выбирали Брайтон-Бич из-за дешевых цен на жилье. В результате появилось большое количество бизнесов, магазинов, ресторанов, клубов, офисов, банков, детских учебных и игровых центров. Очень быстро район стал расцветать. Появилась русская церковь.
В нескольких метрах от океана был построен театр «Миллениум», а вскоре напротив, на самом берегу океана, вырос дорогой жилой комплекс Осеаna, где приобрели квартиры многие известные деятели культуры, шоу-и нефтяного бизнеса России. Соответственно в районе подорожало проживание. Жить на Брайтон-Бич становится не только удобно, но и престижно. Если еще совсем недавно, буквально несколько лет назад, устроенные респектабельные коренные американцы презрительно относились к району, то в последние несколько лет многие из них не просто переезжают пожить на лето возле океана, но и купили и продолжают скупать дома и квартиры, не смущаемые близостью к русской культуре - по двум причинам: многие из них потомки русских, но главное - исторически так сложилось, что Америка страна иммигрантов и открыта любой культуре.
От Атлантического океана район отделен несколькими метрами песочного пляжа, опасная глубина океана начинается в метрах 4-6 от пляжа, что делает его очень удобным для детей и не умеющих плавать купальщиков. Вдоль всего пляжа - бесплатные туалеты и душевые, бесплатные автоматы-поилки с пресной холодной водой, можно пить и отмыть прилипший песок.
Летом по берегу каждые несколько метров находятся посты спасателей, следящих за порядком на пляже и не допускающих далеких заплытий отдыхающих. Рестораны вдоль пляжа имеют летние залы, выходящие к океану. Всё это очень привлекательно для района, который все меньше становится «маленькой Одессой» и постепенно выходит на столичный размах. В настоящее время Брайтон-Бич переживает бурное строительство и изменения, в которых не последнюю роль играет именно русская община.
Майами Бич
Другая большая еврейская община находится в Майами Бич. Майами мегалополис на юге штата Флорида (США), включающий 24 муниципальных округа, в том числе город Майами и крупнейший курортный центр США Майами-Бич. Первым евреем в Майами был С. Сингер, переселившийся сюда из Палм-Бича в 1895 г. Развитие Майами началось в 1896 г. с прокладкой там железнодорожной линии. Среди первых поселенцев в Майами было 25 евреев (1896), в том же году возникла первая конгрегация. В 1912 г., когда число евреев в Майами достигло 75, была создана синагога «Бней-Цион», переименованная в 1917 г. в «Бет-Давид».
В 1930-х гг. еврейские предприниматели открыли первые отели в Майами-Бич, что способствовало превращению Майами в один из самых процветающих центров туризма в США. Экономическое развитие привлекло в Майами большое число евреев из других американских штатов.
В 1930г. в Майами проживало 2400 евреев, в 1940г. — 7500, в 1948г. — 40 тысяч, в 1955г. — 75 тысяч, в 1964г. — 100 тысяч, в 1967г. — 130 тысяч, в 1971г. — 187 тысяч, в 1982г. — 225 тысяч, в 1984г. — 253400.
Основные занятия евреев Майами — строительное дело, торговля недвижимым имуществом, банковское дело и обслуживание туристов. Гостиничным бизнесом в Майами-Бич занимаются почти исключительно евреи. Среди евреев Майами много лиц свободных профессий, в том числе врачи, адвокаты, социальные работники. Значительное число евреев занято в швейной, мебельной, целлюлозно-бумажной промышленности.
Во второй половине 1980-х – 1990-х гг. число евреев в Майами продолжало увеличиваться в основном за счет представителей среднего класса пенсионного возраста и составило в 2003г. 498 тысяч человек. Майами — город с самым пожилым еврейским населением США.
Главная еврейская общинная организация — Еврейская федерация Большого Майами. В Майами находятся центральные органы нескольких еврейских международных организаций, в том числе Международной ассоциации детей-жертв Холокоста, основанной в 1981г., Конгресса секулярных еврейских организаций, созданных в 1970г. Конгресс создает еврейские светские школы, молодежные клубы и разрабатывает культурные и педагогические программы
Заключение
В истории российской эмиграции в США первой половины ХХ века можно выявить три основных потока. Первый был связан с исходом населения из России в 1880–1910-е годы. Второй поток, вызванный революцией 1917 года и Гражданской войной, продолжался в течение межвоенного периода. Третий поток начался в конце 1930-х годов, накануне Второй мировой войны, когда в США устремились русские эмигранты из Западной Европы и стран Дальнего Востока, и завершился в конце 1940-х годов, когда к ним присоединились недавние советские граждане из числа военнопленных и перемещенных лиц. В каждом потоке имелось немало представителей творческих профессий. Каждая группа имела свои культурные и социальные особенности, каждая по-своему пыталась адаптироваться в новой среде, каждая оставила собственный след в истории американского искусства
«Русская Америка» остается одной из крупнейших диаспор дальнего зарубежья. Ее прошлое и настоящее вызывает острые дискуссии по обе стороны Атлантики. Появление первых русских иммигрантов в Америке относится к середине XVIII в. Однако массовость она приобрела в самом конце XIX в. Известно высказывание Президента США Джона Ф. Кеннеди о том, что американцы — это «нация иммигрантов», и выходцы из России сыграли существенную роль в формировании Соединенных Штатов, составив 10% европейской и около 5% — общемировой иммиграции на континент. Всего, по данным американских государственных учреждений, с 1901 по 1949 гг. в США прибыло 2 603 826 иммигрантов из России.
Подводя итоги данной курсовой работе можно сделать следующие выводы:
США со времени своего создания являются страной иммигрантов;
В результате нескольких крупномасштабных «волн» эмиграции из СССР и в США сформировалась значительная община русскоговорящих эмигрантов. Общее число соотечественников, являющихся гражданами США либо имеющих статус постоянных жителей, составляет порядка 2,5 млн.чел. Всего же выходцев из бывшего СССР в США проживает до 7 млн.чел. Местами концентрации русскоязычного населения являются по преимуществу Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Вашингтон, Лос-Анжелес.
Явление русской иммиграции определяется целым рядом причин:
экономическими - (переезд населения в страны с более благоприятными условиями работы или более высоким жизненным уровнем и т. д.
военными - (захват чужих земель и их заселение)
политическими (стремление избежать в новой стране политических, национальных, расовых, религиозных и др. преследований, преследований сексуальных меньшинств и т.д.).
Список использованной литературы

Антропов О.Г. История отечественной эмиграции: Учебное пособие / Астраханский государственный педагогический университет. Астрахань, 1996 — 1999. Кн.1. Ч.1 и 2-я: Социальная и политическая сфера жизнедеятельности. Астрахань, 1996-1997
Ахиезер А. Эмиграция из России: культурно-исторический аспект // «Свободная мысль». 1993. - 7 - С. 70-78
Жаренова О., Кечил Н., Пахомов Е. Интеллектуальная миграция россиян. Ближнее и дальнее зарубежье. – М., 2002. – 128 с
Иванян Э. А. История США: Пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2004. — С. 576.
Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В., «Эмиграция и репатриация в России» - М.: Попечительство о нуждах Российских репатриантов, 2001. – 490 с.
Корнилов А.А. Об историческом значении русской послевоенной эмиграции в США // Актуальные проблемы американистики. (Материалы международного научного семинара Российско-американские отношения в контексте глобальных изменений). Нижний Новгород.: Нижегородский государственный университете им. Н.И. Лобачевского. С. 72-76
Нитобург Э. Л. У истоков русской диаспоры в США: вторая волна // США:Экономика.Политика.Идеология. - 1998. №8. - С. 70-83
Нитобург Э.Л. Русские трудовые иммигранты в США (Конец XIXв. - 1917г.): адаптация и судьбы - // Отечественная история. - 2002. №5. - С. 63-75.
Нитобург Э.Л. У истоков русской диаспоры в США: третья волна // США.Канада:Экономика.Политика.Культура. - 1999. №1. - С. 80-88
Иванян Э. А. История США: Пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2004. — С. 576.
Антропов О.Г. История отечественной эмиграции: Учебное пособие / Астраханский государственный педагогический университет. Астрахань, 1996 — 1999. Кн.1. Ч.1 и 2-я: Социальная и политическая сфера жизнедеятельности. Астрахань, 1996-1997
Нитобург Э.Л. Русские трудовые иммигранты в США (Конец XIXв. - 1917г.): адаптация и судьбы - // Отечественная история. - 2002. №5. - С. 63-75.
Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В., «Эмиграция и репатриация в России» - М.: Попечительство о нуждах Российских репатриантов, 2001. – 490 с.
Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В., «Эмиграция и репатриация в России» - М.: Попечительство о нуждах Российских репатриантов, 2001. – 490 с.
Корнилов А.А. Об историческом значении русской послевоенной эмиграции в США // Актуальные проблемы американистики. (Материалы международного научного семинара Российско-американские отношения в контексте глобальных изменений). Нижний Новгород.: Нижегородский государственный университете им. Н.И. Лобачевского. С. 72-76
Корнилов А.А. Об историческом значении русской послевоенной эмиграции в США // Актуальные проблемы американистики. (Материалы международного научного семинара Российско-американские отношения в контексте глобальных изменений). Нижний Новгород.: Нижегородский государственный университете им. Н.И. Лобачевского. С. 72-76
Викторов А.. Непоротое поколение: вчера и сегодня // Сб. Утечка умов в условиях современной России: внутренние и международные аспекты.
Жаренова О., Кечил Н., Пахомов Е. Интеллектуальная миграция россиян. Ближнее и дальнее зарубежье. – М., 2002. – 128 с
Жаренова О., Кечил Н., Пахомов Е. Интеллектуальная миграция россиян. Ближнее и дальнее зарубежье. – М., 2002. – 128стр.
Прусс И. Мозги утекают навсегда. Можно ли повернуть вспять поток интеллектуальной эмиграции? // Наше время. – М., 2006. – 13–19 дек. – С. 16–17.
Неймер Ю.Л. Иммиграция в США, русская и иная // Мир России, 2003, №1. С. 121-137.












7

Список использованной литературы
1.Антропов О.Г. История отечественной эмиграции: Учебное пособие / Астраханский государственный педагогический университет. Астрахань, 1996 — 1999. Кн.1. Ч.1 и 2-я: Социальная и политическая сфера жизнедеятельности. Астрахань, 1996-1997
2.Ахиезер А. Эмиграция из России: культурно-исторический аспект // «Свободная мысль». 1993. - 7 - С. 70-78
3.Жаренова О., Кечил Н., Пахомов Е. Интеллектуальная миграция россиян. Ближнее и дальнее зарубежье. – М., 2002. – 128 с
4.Иванян Э. А. История США: Пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2004. — С. 576.
5.Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В., «Эмиграция и репатриация в России» - М.: Попечительство о нуждах Российских репатриантов, 2001. – 490 с.
6.Корнилов А.А. Об историческом значении русской послевоенной эмиграции в США // Актуальные проблемы американистики. (Материалы международного научного семинара Российско-американские отношения в контексте глобальных изменений). Нижний Новгород.: Нижегородский государственный университете им. Н.И. Лобачевского. С. 72-76
7.Нитобург Э.Л. «Отечественная история», 2002, №5
8.Нитобург Э.Л. «США и Канада», 1999, № 2
9.Нитобург Э.Л. «США: экономика, политика, идеология», 1998, № 8

Вопрос-ответ:

Какой был вклад русской иммиграции в США в 20 веке?

Русская иммиграция в США в 20 веке внесла значительный вклад в развитие страны. Эмигранты из России привнесли новые идеи, культуру и науку в американскую общественную жизнь. Они оказали влияние на развитие экономики, искусства, литературы и науки, способствовали появлению новых технологий и открытий, а также сыграли значительную роль в политической и культурной жизни страны.

Какие были основные этапы русской иммиграции в США?

Русская иммиграция в США проходила через несколько этапов. Первая волна эмигрантов прибыла в начале 20 века, в результате революции и Гражданской войны. Вторая волна иммиграции произошла во второй половине 20 века, после конца Второй мировой войны и в период холодной войны. В советское и постсоветское время в США продолжили эмигрировать русские, исходившие из различных социальных и политических причин.

Какой вклад русских эмигрантов внесли в экономику и науку США?

Русские эмигранты внесли значительный вклад в экономику и науку США. Многие из них стали успешными бизнесменами, основали свои компании и предприятия, создали рабочие места и способствовали экономическому развитию страны. В области науки русские ученые сделали значительные открытия и достижения, внесли огромный вклад в развитие медицины, физики, математики, биологии и других областей знаний.

Какая роль еврейской эмиграции из России была в США в разные периоды?

Еврейская эмиграция из России в США имела огромное значение в разные периоды истории. В начале 20 века многие евреи покинули Россию из-за антисемитских преследований и экономической дискриминации. Во время Второй мировой войны и Холокоста еврейская эмиграция достигла своего пика, когда тысячи евреев бежали из страны, чтобы спастись от нацистского режима. В последующих десятилетиях евреи продолжали эмигрировать из-за политических и экономических проблем.

Каковы основные этапы русской иммиграции в США в 20 веке?

Основные этапы русской иммиграции в США в 20 веке включают Первую волну эмигрантов, иммиграцию в советское и постсоветское время, а также еврейскую эмиграцию из России.

Какие вклад русских эмигрантов в США в экономику и науку был в 20 веке?

Русские эмигранты внесли значительный вклад в экономику и науку США в 20 веке. Они создали успешные бизнесы, внесли инновации в различные отрасли и принесли новые знания и опыт. Некоторые известные русские эмигранты стали успешными учеными, врачами, инженерами и художниками.

Какова роль еврейской эмиграции из России в США в разные периоды времени?

Еврейская эмиграция из России в США играла важную роль в разные периоды времени. В начале 20 века многие евреи покидали Россию из-за антисемитизма и политических преследований. Во время Второй мировой войны и Холокоста евреи находили спасение в США. В последние десятилетия еврейская эмиграция из России в США связана с экономическими и социальными причинами.

Что такое Брайтон-Бич и как связано это место с русской иммиграцией?

Брайтон-Бич - это район в Бруклине, Нью-Йорк, который стал популярным местом проживания русскоязычной эмиграции из бывшего СССР. В Брайтон-Бич проживает большое число русскоязычных иммигрантов, которые сформировали там своеобразную русскую общину с собственными бизнесами, ресторанами и культурными центрами.

Что необходимо для успешного решения проблемы русской иммиграции в США?

Для успешного решения проблемы русской иммиграции в США необходима политическая воля и соответствующая характеру и масштабам явления государственная политика. Также важны осознание обществом значимости данной проблемы и ее последствий для будущего нации.

Каковы причины и происхождение русской иммиграции в США в 20 веке?

В 20 веке русская иммиграция в США была вызвана различными факторами. В первую волну эмигрантов в 1917-1922 годах включались преимущественно представители интеллигенции и элиты, бежавшие из-за революционных событий и гражданской войны. В последующие годы, после окончания Второй мировой войны и усиления советского режима, иммигранты также покидали Россию, стремясь найти свободу и лучшие условия жизни. Иммиграция из Советского Союза и постсоветского пространства продолжает активно и в настоящее время.