Закон трех стадий О.Конта
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 11 + 11 источников
- Добавлена 14.04.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1: Закон трех стадий в теории Огюста Конта
Глава 2: Проблема науки. Социальная статика и социальная динамика в учении Огюста Конта
Заключение
Список использованной литературы и источников
Разложение монотеизма и конец теологической стадии вообще были подготовлены борьбой между духовной и светской властью, затем деятельностью ума, возбужденной самим монотеизмом, но порождавшей враждебные ему ереси, и наконец, возникновением самостоятельного естествознания. Здесь уже заключалось начало позитивной стадии, но для полного перехода человечеству необходимо было пережить критическую или метафизическую стадию, решительно выраженную в протестантстве, продолженную деизмом и кульминационного своего пункта достигшую во французской революции, которая, по терминологии Конта, была произведена «метафизиками». Преобразование цивилизации в позитивном смысле обусловлено в особенности развитием промышленности и науки, на которых основана организация управления в нормальном обществе. В теологической стадии светская власть принадлежит военным, а духовная — жрецам; в метафизической стадии главное значение в практических делах переходит от военных к законникам и юристам, потом специально к адвокатам, а в делах духовных — от священников к отвлеченным мыслителям (метафизикам), потом к литераторам и публицистам. В обществе, основанном на позитивных началах, руководство практическими делами и материальными интересами должно принадлежать промышленному классу и его главным представителям (Конт разделял промышленный класс на 4 разряда: банкиры, торговцы, ремесленники и земледельцы), а нравственный авторитет должен представляться учёными, точнее — позитивными философами, как выражающими высшую, окончательную степень в духовном развитии человечества. Сами науки, по Конту, лишь постепенно и неравномерно достигают позитивного состояния. Срок его наступления для каждой области знания соответствует её месту в иерархии наук. Ранее всех других положительной наукой стала математика: здесь только символика чисел и пифагорейская идея числа, как истинной сущности вещей, напоминают пережитые стадии. За математикой последовала астрономия, приведенная в положительное состояние Коперником и Кеплером, хотя последний ещё верил в звездных духов и занимался астрологией. В XVII в., благодаря Декарту и Галилею, позитивной наукой стала физика, хотя ещё до сих пор в ней находят себе место метафизические идеи о таких сущностях как теплород, эфир и т. п. Химия, после долгого периода алхимических бредней, вошла в позитивную стадию только в конце XVIII в. (Лавуазье), но и до сих пор находится ещё в крайне несовершенном, эмпирическом состоянии. В биологии, несмотря на обилие фактических исследований, научный дух до сих пор ещё не изгнал метафизическую идею жизненной силы. Последнее и главное торжество позитивной философии состоит в создании социологии, то есть в сообщении научного характера общественным и политическим доктринам, которые до сих пор составляют излюбленное поприще метафизиков и литераторов. Исполнение этой задачи замыкает курс человеческих знаний, сообщает им необходимое единство и всеобщность и через это позволяет науке стать на место теологических и метафизических систем. Но этим не ограничивается завершительное значение социологии: из всех наук только та, которая имеет своим прямым предметом само человечество, может дать основание для правил нравственного и политического действия. Здесь упраздняется давнее разделение и противоречие между естественной и нравственной философией; нравственность выводится из положительного изучения действительной природы человечества и законов его развития. Таким образом положительная философия, завершенная созданием социологии, должна стать основанием положительной политики, которую Конт и возвещает как предмет нового и самого важного своего труда.
Но чтобы ускорить и упорядочить окончательный переход западных народов от метафизической анархии умов к позитивной организации, он предлагает основать в Париже предварительное духовное правительство или западный позитивный комитет, состоящий из 30 единомышленных ему учёных (8 французов, 7 англичан, 6 итальянцев, 5 немцев, 4 испанца). Научное знание должно иметь предметом только человечество, а внешний мир — лишь как среду, в которой развивается человечество; поэтому следует изучать законы лишь тех явлений, которые могут иметь определенное влияние на человечество; отвлеченный теоретический интерес или любознательность исключается (Конт решительно отвергал, например, изучение неподвижных звезд, ограничивая позитивную астрономию одной нашей солнечной системой). Как предмет научного знания должен непременно иметь отношение к человечеству, так и само знание во всех своих частях и на всех своих степенях должно рассматриваться как необходимое произведение нашего нераздельного, личного и собирательного духовного развития, в его различных фазах. Человек, отдельно взятый (неделимое), есть только зоологическая абстракция, как в статическом, так и в динамическом отношении: действительное существование в умственном и нравственном порядке принадлежит только человечеству.
Заключение
Любопытно, сколь противоречивые отклики вызвала теория трех стадий Огюста Конта в мировой (и, в частности, в отечественной) научной мысли. История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития.
Продолжая подобные рассуждения, отечественный социолог Ж.Т. Тощенко, приходит к выводу о том, что сам термин «социология» связан с именем О.Конта, и, хотя это вовсе не означает, что именно он создал эту науку, но нельзя не узреть позитивные черты в теориях французского философа и социолога. Так, по мнению Тощенко, гений Конта «проявился в том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для эпохи Просвещения».
Однако существует и альтернативное мнение, принадлежащее видному отечественному социологу А.И. Кравченко. Не будучи склонен переоценивать научную значимость теории Конта и не желая хвалить ее за несуществующие заслуги, он обрушивается на «родоначальника социологии» с жесткой критикой. Конт, по его мнению, был «философом, не особенно выдающимся, как скажем Кант или Гегель. <…> Конт дал ей [социологии] имя, определил ее предмет и методы, хотя ни одну из своих теорий на практике не проверил. Созданные им глобальные социологические теории вспоминают сегодня разве что из уважения к мэтру. К примеру, теория трех стадий эволюции общества: никакой пользы науке она еще не принесла, слишком умозрительной и претенциозной она была с самого рождения».
В заключение нашей работы мы хотели бы еще раз повторить некоторые выводы, которые были сделаны или намечены ранее. Во-первых, несмотря на активную критику О. Конта многими современными исследователями (см. выше) нельзя не отметить его значения для современной ему эпохи, XIX века, и не оценить того рывка, научного импульса, который он придал французской и мировой мысли.
Во-вторых, нельзя отрицать, что само введение в научный оборот термина «социология» и его четкое определение является само по себе значимым достижением. Первопроходцам в науке всегда трудно, а уж тем более, если они претендуют на такую глобальность своих теорий, как Огюст Конт.
Именно поэтому необходимым и без сомнения перспективным представляется дальнейшее исследование и осмысление творческого наследия Конта, его анализ и приспособление для нужд сегодняшнего дня. Появление на рубеже тысячелетий специальных сборников и даже биографического толка исследований, посвященных этой теме, внушает своеобразный оптимизм.
Список использованной литературы и источников
Введение в философию: В 2ч. М.: Политиздат, 1989. – 367с.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипоренко В.Н., Попов А.В., Социология. М.: Гардарики, 2003. – 510 с.
Дунаева Н.Н., Философия. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160с.
Конт О., Дух позитивной философии. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – XIV; 157 с.
Он же, Курс положительной философии. Т.1. СПб.: Экономическая типография, 1899. [2], 141 с.
Кравченко А.И., Социология: Общий курс. М.: Per se: Логос, 2000. – 638 с.
Огюст Конт: Взгляд из России. М.: РАГС, 2000. – 367 с.
Осипова Е.В., Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии. М.: РИЦ ИСПИ, 1995. – 37 с.
Тощенко Ж.Т., Социология: Общий курс. М.: Прометей: Юрайт, 1999. – 510 с.
Трошкина В.П., Социологическая концепция Огюста Конта. М,: МГУ, 1984. – 72 с.
Фирсов А.В., История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160с.
Конт О., Дух позитивной философии. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – VIII с.
Конт О., Дух позитивной философии... – VIII с.
Тощенко Ж.Т., Социология: Общий курс. М.: Прометей: Юрайт, 1999. - 10 с.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипоренко В.Н., Попов А.В., Социология. М.: Гардарики, 2003. - 16 с.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипоренко В.Н., Попов А.В., Указ. соч. - 19 с.
Конт О., Курс положительной философии. Т.1. СПб.: Экономическая типография, 1899. - 7-8 с.
Конт О., Курс положительной философии... -11-12 с.
Трошкина В.П., Социологическая концепция Огюста Конта. М,: МГУ, 1984. -33 с.
Конт О., Курс положительной философии… - 74-75 с.
Трошкина В.П., Указ. соч. - 23 с.
Конт О., Курс положительной философии… - 30 с.
Осипова Е.В., Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии. М.: РИЦ ИСПИ, 1995. – 10 с.
Там же. - 10-11 с.
Осипова Е.В., Указ. соч. – 22 с.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипоренко В.Н., Попов А.В., Указ. соч. -21 с.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипоренко В.Н., Попов А.В., Указ. соч. – 21 с.
Тощенко Ж.Т., Указ. соч. – 8 с.
Кравченко А.И., Социология: Общий курс. М.: Per se: Логос, 2000. - 9-10 с.
Огюст Конт: Взгляд из России. М.: РАГС, 2000. – 367 с. См. также: Осипова Е.В., Указ. соч. – 5-10 с.
2
2.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипоренко В.Н., Попов А.В., Социология. М.: Гардарики, 2003. – 510 с.
3.Дунаева Н.Н., Философия. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160с.
4.Конт О., Дух позитивной философии. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – XIV; 157 с.
5.Он же, Курс положительной философии. Т.1. СПб.: Экономическая типография, 1899. [2], 141 с.
6.Кравченко А.И., Социология: Общий курс. М.: Per se: Логос, 2000. – 638 с.
7.Огюст Конт: Взгляд из России. М.: РАГС, 2000. – 367 с.
8.Осипова Е.В., Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии. М.: РИЦ ИСПИ, 1995. – 37 с.
9.Тощенко Ж.Т., Социология: Общий курс. М.: Прометей: Юрайт, 1999. – 510 с.
10.Трошкина В.П., Социологическая концепция Огюста Конта. М,: МГУ, 1984. – 72 с.
11.Фирсов А.В., История философии. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160с.
Вопрос-ответ:
Какова суть закона трех стадий в теории Огюста Конта?
Суть закона трех стадий в теории Огюста Конта заключается в том, что развитие человеческого мышления и общества происходит через три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.
Какие факторы способствовали разложению монотеизма и концу теологической стадии?
Разложение монотеизма и конец теологической стадии были подготовлены борьбой между духовной и светской властью, а также деятельностью ума, возбужденной самим монотеизмом и порождающей враждебные ему ереси. Наконец, сформировалось самостоятельное естествознание, что стало началом позитивной стадии.
Какая связь между социальной статикой и социальной динамикой в учении Огюста Конта?
Социальная статика и социальная динамика в учении Огюста Конта тесно связаны. Статика изучает устойчивое состояние и взаимосвязь различных элементов общества, а динамика исследует процессы изменения и развития общества.
Каковы основные источники в учении Огюста Конта?
Основными источниками в учении Огюста Конта являются борьба между духовной и светской властью, деятельность ума, возбужденного монотеизмом, появление ересей и самостоятельное естествознание. Все эти факторы способствовали разложению монотеизма и переходу от теологической стадии к позитивной.
Что означает позитивная стадия в теории Огюста Конта?
Позитивная стадия в теории Огюста Конта означает переход от религиозно-метафизического объяснения мира к научно-позитивному подходу, основанному на наблюдении фактов и построении общественных наук. В этой стадии люди стремятся к практическому знанию и науке, довольствуясь объяснением явлений без ссылки на сверхъестественные силы.
Какие стадии описывает закон трех стадий О.Конта?
Закон трех стадий О.Конта описывает три стадии развития человеческого мышления: теологическую стадию, метафизическую стадию и позитивную стадию.
Что предшествовало концу теологической стадии?
Конец теологической стадии был подготовлен борьбой между духовной и светской властью, деятельностью ума, возбужденной монотеизмом, и возникновением самостоятельного естествознания.
Какие проблемы решает социальная статика и социальная динамика в учении О.Конта?
Социальная статика в учении О.Конта решает проблемы организации и функционирования общества, определяет постоянные элементы социальной структуры. Социальная динамика, с другой стороны, изучает изменения, которые происходят в обществе и их причины.
Что означает позитивная стадия по учению О.Конта?
Позитивная стадия по учению О.Конта означает научный подход к исследованию явлений, основанный на наблюдении, эксперименте и систематической классификации фактов, без отсылки к религии или метафизике.
Каким образом разложение монотеизма способствовало концу теологической стадии?
Разложение монотеизма способствовало концу теологической стадии, потому что вызывало борьбу между духовной и светской властью, а также порождало ереси, которые были враждебны монотеизму. В результате возник самостоятельное естествознание, что стало началом позитивной стадии.