Сравнение американской и японской систем организации труда, преимущества и недостатки
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 10.01.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Особенности мотивации персонала в Японии и США
Глава 2. Кадровая ротация и обучение работников: японский опыт и американская практика
Глава 3. Стимулирование труда: американский и японский подходы
Заключение
Список использованной литературы
Специалисты также подчеркивает важность данного фактора. Так, по результатам типичной тарифной сетки, в соответствии с которой рассчитывалась заработная плата постоянного работника, роли стажа и возраста в формировании одного из важных элементов тарифной ставки в первой половине 80–х годов XX века были несоизмеримы: возраст определял от 90 до 100% его суммы. На долю стажа приходилось, соответственно, не более оставшихся 10%. Эффективность системы оплаты труда за выслугу лет, по - мнению специалистов, заключается в том, что она содействует созданию обстановки сотрудничества и взаимопомощи рабочих на производстве, а также в том, что не устанавливает непосредственную связь между трудом и зарплатой и формирует гибкое отношение рабочих к их перестановке.
2. Зависимость оплаты труда от так называемых «жизненных пиков» работника. Суть данной особенности заключается в том, что размер получаемого вознаграждения зависит от жизненных пиков. Например, таких жизненных пиков, как создание семьи, рождение ребенка, приобретение жилья, а также период погашения кредитов. На наш взгляд, зависимость размера заработной платы от жизненных пиков показывает заботу о своих работниках. Создается такое впечатление, что ни одна жизненно важная проблема не ускользает от внимания работодателя.
3. Зависимость оплаты труда от уровня трудового вклада и результатов труда самого работника.
4. Зависимость оплаты труда от результатов деятельности самого предприятия.
Помимо ежемесячной заработной платы во многих японских предприятиях практикуется система бонусов, выплачиваемая в случае получения прибыли. В крупных предприятиях выплата бонусов является частью механизма мотивации. В период высоких темпов роста японской экономики бонусы обычно превышали ежемесячный тарифный заработок в 4 раза. С 1958 по 1985гг. размер бонусов увеличился примерно в 25 раз. В середине 80-х годов японский работник получал за год около 1 млн. иен в виде бонусов-премий и других специальных выплат.
Повышению трудовой активности персонала в значительной степени способствуют также выплаты различных единовременных пособий на поддержание благосостояния, так называемые пособия на жилье, питание, культурные, спортивные и медицинские нужды. Действительным стимулом для работников крупных японских предприятий является выплата пособий, выплачиваемых при выходе на пенсию. Это поощрение за длительное пребывание на предприятии. Размер выходного пособия зависит от стажа и уровня образования выходящего на пенсию работника.
Рассмотренная система оплаты труда показывает, что японские предприятия уделяют огромное внимание вопросам материального стимулирования своих сотрудников не только во время их трудовой деятельности, но и после выхода на пенсию работников.
Многие американские предприятия используют различные программы участия работников в прибылях, в частности, для образования пенсионных фондов; оплаты труда менеджеров; для разовых премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной прибыли предприятия. Система распределения доходов предполагает создание определенного механизма распределения дополнительных доходов, получаемых в результате роста производительности в том подразделении, где работник трудится.
Американские предприятия «Крайслер», «Форд», «Дженерал Моторс», «ИБМ» используют так называемые аналитические системы заработной платы, особенностью которых является дифференциальная оценка в баллах сложности выполняемой работы с учетом квалификации исполнителя, физических усилий, условий труда. При этом переменная часть заработной платы (премии, различные поощрения), которая используется в качестве поощрения за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья, достигает 1/3 заработной платы. Используются системы тарифных ставок, системы, стимулирующие рабочих к овладеванию смежными и другими профессиями. применяются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. расширяется число выполняемых трудовых операций. Повышается автономия работника и усиливается ответственность за выполнение задания и качество продукции. С целью снижения монотонности труда осуществляется смена выполняемой работы. Для решения различных производственных задач создаются кружки качества и совместные комиссии с участием рабочих и администрации, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от их вклада.
Интересен также опыт американского предприятия «Моторола», где один раз в году премируются бригады, добившиеся наилучших показателей в повышении качества своей работы. Данные соревнования проходят под девизом наиболее полного удовлетворения заказчика. В 1992г. в конкурсе участвовало 3700 бригад, объединяющих 40% работников предприятия.
Во многих странах работодатели стимулируют труд работников, внедряя гибкие режимы рабочего дня. В некоторых государствах используется неполная рабочая неделя для создания дополнительных рабочих мест. С целью повышения заинтересованности работников, занятых неполную рабочую неделю, им гарантируется сохранность всех прав, как в рамках трудового законодательства, так и социальной защищенности. В Англии работники, занятые не более 16 часов в неделю, освобождаются от государственных налогов на социальное обеспечение. Дополнительным стимулом для вовлечения в режим работы неполной рабочей недели является возможность использования индивидуальных графиков, в которых отражаются часы работы.
Заключение
Таким образом, зарубежный опыт и, прежде всего, опыт Японии и США организации труда работников доказывает, что только работники являются главным источником достижения целей любого предприятия. Все что делают руководители зарубежных предприятий, делают не ради процветания предприятия, а ради благополучия своих работников, что в свою очередь положительно отражается на результатах деятельности самого предприятия. На наш взгляд, только благодаря такому отношению к работникам у сотрудников зарубежных предприятий развито чувство лояльности, что дает им ощущения единого целого, поэтому российским руководителям в целях эффективной организации труда в первую очередь необходимо развивать чувство принадлежности работников, ярким примером которого является опыт японских предприятий.
Преимуществами японской системы организации труда могут быть названы: положительный эффект от использования системы «пожизненного найма»; кадровая ротация, формирующая некий универсализм работников; внутрифирменное обучение внутренними силами и собственными высококлассными специалистами; формирование «семейного духа» внутри организации.
Американская система организации труда также является эффективной и могут быть названы следующие ее преимущества: ориентация на индивидулизм и личные качества сотрудников; поощерение конкуренции между сотрудниками и их коллективами, а конкуренция или сопернирчество рассматривается в американской практике как основа успеха; использование аналитических систем оплаты труда.
Безусловно, использование некоторых элементов американской и японской систем организации труда в практике отечественных предприятий способно дать положительный результат и сделать их деятельность более эффективной. Автор в дальнейшем продолжить и расширить исследования в рассматриваемой области.
Список использованной литературы
1. Власов А.Г. Японский стиль управления и его сравнение с управлением в США и Западной Европе. М.: МНИИПУ, 1990.
2. Гладков И.С. Менеджмент. М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
3. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. Том 2. М: МНИИПУ, 1998.
4. Демченко Т.А. Мотивация трудовой деятельности в современных условиях: пути повышения эффективности. М.: МАКС Пресс, 2003.
5. Малыхина М.А. Эффективное сочетание методов материального и нематериального стимулирования персонала. Мотивация и карьера // Справочник по управлению персоналом. 2002. № 8. С.59-62.
6. Матрусова Т.Н. Трудовая мотивация в условиях социально-экономического кризиса: Япония // Труд за рубежом. 2005. № 2. С. 26-43.
7. Морито А. Сделано в Японии / Пер. с англ. при участии Э.Рэйнгольда и М. Симомуры; Общ. ред. и вступ. ст. А.Ю. Юданова. М.: Прогресс, 1993.
8. Прокопьева Л.Н. Мотивация персонала: сравнительный анализ японского и российского опыта // Современные аспекты экономики. 2006. № 6. С. 263-265.
9. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. М.: Наука, 1989.
10. Соболевская А.А. Зарубежный опыт организации заработной платы и его применение в России // Труд за рубежом. 1999. № 1. С. 47-68.
Морито А. Сделано в Японии / Пер. с англ. при участии Э.Рэйнгольда и М. Симомуры; Общ. ред. и вступ. ст. А.Ю. Юданова. М.: Прогресс, 1993. С. 266.
Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. Том 2. М: МНИИПУ, 1998. С. 37.
Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. М.: Наука, 1989. С. 50.
Матрусова Т.Н. Трудовая мотивация в условиях социально-экономического кризиса: Япония // Труд за рубежом. 2005. № 2. С. 26-43.
Малыхина М.А. Эффективное сочетание методов материального и нематериального стимулирования персонала. Мотивация и карьера // Справочник по управлению персоналом. 2002. № 8. С.59-62.
Власов А.Г. Японский стиль управления и его сравнение с управлением в США и Западной Европе. М.: МНИИПУ, 1990. С. 23.
Прокопьева Л.Н. Мотивация персонала: сравнительный анализ японского и российского опыта // Современные аспекты экономики. 2006. № 6. С. 263-265.
Демченко Т.А. Мотивация трудовой деятельности в современных условиях: пути повышения эффективности. М.: МАКС Пресс, 2003. С. 148.
Соболевская А.А. Зарубежный опыт организации заработной платы и его применение в России // Труд за рубежом. 1999. № 1. С. 47-68.
Гладков И.С. Менеджмент. М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. С. 127.
2. Гладков И.С. Менеджмент. М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
3. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. Том 2. М: МНИИПУ, 1998.
4. Демченко Т.А. Мотивация трудовой деятельности в современных условиях: пути повышения эффективности. М.: МАКС Пресс, 2003.
5. Малыхина М.А. Эффективное сочетание методов материального и нематериального стимулирования персонала. Мотивация и карьера // Справочник по управлению персоналом. 2002. № 8. С.59-62.
6. Матрусова Т.Н. Трудовая мотивация в условиях социально-экономического кризиса: Япония // Труд за рубежом. 2005. № 2. С. 26-43.
7. Морито А. Сделано в Японии / Пер. с англ. при участии Э.Рэйнгольда и М. Симомуры; Общ. ред. и вступ. ст. А.Ю. Юданова. М.: Прогресс, 1993.
8. Прокопьева Л.Н. Мотивация персонала: сравнительный анализ японского и российского опыта // Современные аспекты экономики. 2006. № 6. С. 263-265.
9. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии: Очерки. М.: Наука, 1989.
10. Соболевская А.А. Зарубежный опыт организации заработной платы и его применение в России // Труд за рубежом. 1999. № 1. С. 47-68.
Вопрос-ответ:
Какие особенности мотивации персонала существуют в Японии и США?
В Японии основной акцент делается на коллективизме, сотрудничестве и взаимной поддержке, американская система мотивации персонала, напротив, предполагает индивидуализацию и достижение личных целей.
Какие преимущества и недостатки можно выделить в системах организации труда в Японии и США?
Преимущества японской системы включают высокую эффективность работы коллектива, устойчивость кризисам и высокую степень лояльности персонала. Однако она также имеет недостатки, такие как ограниченные возможности карьерного роста и недостаток индивидуальных свобод. Американская система, в свою очередь, отличается гибкостью, инновационностью и большими возможностями профессионального роста, но также может столкнуться с проблемами стабильности и низкой степенью лояльности персонала.
Какие опыт и практики в области кадровой ротации и обучения работников используются в Японии и США?
В Японии широко применяется система карьерной ротации, когда сотрудники периодически переходят на различные должности внутри компании, что способствует чрезвычайно высокому уровню экспертизы и широкому кругозору. В США наиболее распространенной практикой является обучение и развитие, которые в основном осуществляются через внешние тренинговые программы и различные курсы.
Какие подходы к стимулированию труда используются в Японии и США?
В Японии основное внимание уделяется не только материальной стимуляции, но и созданию благоприятной рабочей обстановки, пониманию и удовлетворению потребностей персонала. В США же акцент делается на индивидуальной мотивации, возможности достижения личных целей и получении дополнительных вознаграждений.
Какие факторы специалисты подчеркивают важностью при обсуждении систем организации труда?
Специалисты подчеркивают важность таких факторов, как стаж и возраст сотрудников при рассмотрении систем организации труда, так как они могут иметь значительное влияние на заработную плату и возможности профессионального развития.
Какие особенности мотивации персонала существуют в Японии и США?
В Японии основной упор делается на коллективизм и сотрудничество, американская система ориентирована на индивидуализм и конкуренцию. В Японии ценятся долгосрочные отношения между работником и компанией, а в США более распространена краткосрочная занятость.
Каковы преимущества и недостатки японской системы организации труда по сравнению с американской?
Преимущества японской системы включают высокую степень стабильности и преданности работников, развитую систему обучения и кадровой ротации, а также акцент на сотрудничество и коллективное принятие решений. Однако недостатками могут считаться ограничения в индивидуальной свободе, слишком жесткая иерархия и медленное принятие изменений.
Какие различия между японским опытом и американской практикой в кадровой ротации и обучении работников?
Японская система предполагает частую смену должностей и обучение работников в различных областях, чтобы обеспечить широкий кругозор и развитие универсальных навыков. В то же время, американская практика чаще основана на специализации и вертикальном росте в одной области.
Какими подходами к стимулированию труда отличаются США и Япония?
В США акцент делается на индивидуальном вознаграждении за результаты и конкуренции между работниками. В Японии же большую роль играют коллективные стимулы, такие как бонусы для всей команды или премии за достижение целей.
Какие факторы повлияли на развитие системы стимулирования труда в Японии?
Одним из факторов является высокий уровень доли рынка внутри страны, что позволяет компаниям долго работать над созданием фирменной идентичности. Также важное значение имеет культурное наследие и упор на качество и долгосрочные отношения.
В чем отличия американской и японской систем организации труда?
Американская система организации труда характеризуется более индивидуалистическим подходом, где каждый работник стремится достичь своих индивидуальных целей и успехов. Японская система организации труда, напротив, базируется на коллективизме и уделяет большое внимание сотрудничеству и командной работе.