Конституции зарубежных стран
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 31.01.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОНСТИТУЦИЙ
ГЛАВА 3. ИЗМЕНЕИЯ В КОНСТИТУЦИИ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Может быть установлен единый порядок изменения Конституции (США, Франция, Словения и др.) или принято, что разные части Конституции изменяются по-разному (Индия, Болгария, Литва3 и др.).
В Конституциях устанавливается единственный порядок изменения (Япония) или несколько альтернативных вариантов порядка изменения Конституции.
Поправки могут вноситься непосредственно в текст конституции, заменяя прежние положения (например, Конституция Франции 1958 г., Конституция Италии 1947 г., Конституция Португалии 1976 г. и другие, это наиболее распространенный вариант изменения конституции), или публиковаться отдельно сразу за текстом конституции (например, Конституция США, Конституция Македонии 1991 г. и некоторые другие).
Так, согласно ст. V Конституции США в случае принятия поправок к Конституции Конгрессом они «приобретают обязательную силу и значение как часть Конституции, если будут ратифицированы законодательными собраниями трех четвертей штатов или же конвентами трех четвертей штатов, смотря по тому, какой из этих двух способов ратификации предложит Конгресс...».
Например, согласно ст. 158 Конституции Болгарии 1991 г. для решения вопроса об «изменении формы государственного устройства и формы государственного управления» необходимо созвать Великое Народное Собрание.
Ст. 163 Конституции Эстонии 1992 г. устанавливает следующее: «Конституция может быть изменена законом, принятым:
1) в результате референдума;
2) двумя подряд составами Государственного собрания;
Государственным собранием в качестве срочного вопроса».
Конституционный контроль (надзор) — деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.
Различают две модели конституционного контроля: американскую и европейскую.
По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).
В годы образования Соединенных Штатов право судебной власти осуществлять конституционный надзор не было записано ни в конституцию страны, ни в какие-либо законы. Многие полагают, что вообще-то конституционный надзор в США – просто результат личного вдохновения Джона Маршалла, председательствовавшего в Верховном суде США в самом начале XIX века. Составляя решение по довольно заурядному делу, он выстроил логическую конструкцию, смысл которой сводился к следующему.
Суд (любой суд, заметим), разрешая дело, применяет норму права. Суд должен руководствоваться всей иерархией законов, включая высший закон страны – конституцию.
При этом суд сравнивает применяемый по делу нормативный акт с нормами конституции. Если суд находит, что акт не соответствует акту высшей юридической силы – конституции, то он вправе отказаться от применения конституционно-дефектного нормативного акта в пользу конституции. Суд, который не вправе этого сделать, сам является дефектным. Конституция, а не обычный законодательный акт (или акт исполнительной власти), должна быть руководящей для разрешения дела, по которому применяются и закон и конституция.
Прецедент, созданный Джоном Маршаллом, стал правовой основой, на которой и ныне возлежит судебный конституционный надзор в США. Однако объяснять внеконституционное рождение конституционного надзора в молодой американской республике одним лишь вдохновением Главного судьи Соединенных Штатов (таков официальный титул председателя Верховного суда) было бы не вполне правильно.
Конституционный надзор, осуществляемый судебной властью, был естественным порождением и продолжением всех тех идей и принципов, на которых возлежит американская государственность.
По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (например, Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги вышесказанного. Выделяют два значения понятия «конституция»: конституция в формальном и конституция в материальном смысле.
Конституция в формальном смысле — закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.
Конституция в материальном смысле:
1) совокупность норм, регулирующих организацию государственной власти;
2) реальный порядок осуществления государственной власти (данное определение позволяет сопоставить нормы, зафиксированные в тексте конституции, и реальные общественные отношения; соответственно, вводятся понятия юридической и фактической конституции).
Сущность конституции — внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования.
Конституции можно подразделить на следующие виды.
С точки зрения формы:
а) писаные (т.е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке и имеющие соответствующую письменную форму — большинство конституций);
б) неписаные (т.е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках; в результате конституция в целом носит «дисперсный» характер и ее нормы рассеяны по разным источникам — Великобритания).
С точки зрения структуры:
а) кодифицированные (в виде единого акта, охватывающего значительную часть отношений, традиционно составляющих предмет конституционного регулирования, — большинство стран);
б) некодифицированные (конституционные нормы содержатся в актах, не сведенных в единую систему)
Кодифицированный характер конституции становится яснее, если рассмотреть ее структуру. В этом случае очевидно, в какой степени урегулированы общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Может быть установлен единый порядок изменения Конституции или принято, что разные части Конституции изменяются по-разному.
В Конституциях устанавливается единственный порядок изменения или несколько альтернативных вариантов порядка изменения Конституции.
Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.
Сущность конституционного контроля – проанализировать действующие правовые нормы на соответствие Конституции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Г.Н. Конституционная терминология и основные понятия, связанные с институтом монархии// Право и жизнь. М., 1998. № 13. с. 23-27
Боботов СВ. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М Норма„ 1994.- 574
Бромхед П. Эволюция британской конституции. М.: Юрид. лит., 1978 – 221с.
Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.: ЮЛ,1996г- 318с.
Конституции зарубежных стран М. Норма, 2006. – 540с.
Конституционное право государств Европы (под ред. Д.А. Ковачева). - "Волтерс Клувер", 2005 г. 617с.
Конституционное право зарубежных стран. М: АСТ, 2002- 318с.
Мишин А.А.Конституционное (государственное) право зарубежный стран. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. 557с.
Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону, 1992. 445с.
Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.:1997г.- 563с.
Шаповал В.П. Британская конституция: Политико-правовой анализ. Киев: Лыбидь, 1991- 273с.
Конституционное право государств Европы (под ред. Д.А. Ковачева). - "Волтерс Клувер", 2005 г.с. 87
Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996гс. 121
Мишин А.А.Конституционное (государственное) право зарубежный стран. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. с. 98
Шаповал В.П. Британская конституция: Политико-правовой анализ. Киев: Лыбидь, 1991 с. 56
Конституционное право зарубежных стран. М АСТ, 2002 с. 105
Бромхед П. Эволюция британской конституции. М.: Юрид. лит., 1978 с. 46
Андреева Г.Н. Конституционная терминология и основные понятия, связанные с институтом монархии// Право и жизнь. М., 1998. № 13. с. 23-27
Конституции зарубежных стран М. Норма, 2006. С. 27
Конституции зарубежных стран М. Норма, 2006. С. 27
Там же с. 27
Там же. С.27
Там же. С.28
Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону, 1992.с. 142
3
2.Боботов СВ. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М Норма„ 1994.- 574
3.Бромхед П. Эволюция британской конституции. М.: Юрид. лит., 1978 – 221с.
4.Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.: ЮЛ,1996г- 318с.
5.Конституции зарубежных стран М. Норма, 2006. – 540с.
6.Конституционное право государств Европы (под ред. Д.А. Ковачева). - "Волтерс Клувер", 2005 г. 617с.
7.Конституционное право зарубежных стран. М: АСТ, 2002- 318с.
8.Мишин А.А.Конституционное (государственное) право зарубежный стран. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001. 557с.
9.Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону, 1992. 445с.
10.Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.:1997г.- 563с.
11.Шаповал В.П. Британская конституция: Политико-правовой анализ. Киев: Лыбидь, 1991- 273с.
Вопрос-ответ:
Почему Конституции разных стран имеют разный порядок изменения?
Порядок изменения Конституции зависит от особенностей политической системы и исторического развития каждой отдельной страны. В некоторых странах, таких как США, Франция, Словения и другие, установлен единый порядок изменения Конституции. В других же странах, например, Индии, Болгарии, Литвы и др., различные части Конституции могут изменяться по-разному. Также существуют страны, в которых устанавливается единственный порядок изменения (например, Япония) или предусмотрено несколько альтернативных вариантов.
Какие основные свойства имеет Конституция?
Конституция, независимо от своего содержания, имеет несколько основных свойств. Во-первых, это основной нормативный акт, который устанавливает фундаментальные принципы и права государства и его граждан. Во-вторых, Конституция является законом высшей юридической силы, который имеет приоритет перед другими законами. В-третьих, Конституция по своей сути является основой политической системы и гарантом прав и свобод граждан.
Какие изменения могут быть внесены в Конституцию?
Изменения в Конституцию могут касаться различных аспектов политической и правовой системы. Это могут быть изменения, направленные на укрепление прав и свобод граждан, изменения, связанные с организацией государственной власти и ее структурой, а также изменения, связанные с расширением или сужением полномочий государственных органов. Конституционные изменения должны быть процедурно оформлены и проходить определенную процедуру обсуждения и утверждения.
Есть ли единый порядок изменения Конституции в всех странах?
Нет, единый порядок изменения Конституции не применяется во всех странах мира. Порядок изменения Конституции зависит от особенностей политической системы и исторического развития каждой отдельной страны. В некоторых странах, таких как США, Франция, Словения и другие, установлен единый порядок изменения Конституции, в то время как в других странах различные части Конституции могут изменяться по-разному. Также существуют страны, в которых устанавливается единственный порядок изменения или предусмотрено несколько альтернативных вариантов.
Какое понятие и основные свойства имеет конституция?
Конституция - это основной закон государства, который определяет его политическую, правовую и социальную систему. Она является высшим правовым актом и устанавливает основные права и свободы граждан, принципы организации государственной власти, порядок ее формирования и функционирования. Конституция также определяет статус и компетенцию различных государственных органов, а также регулирует отношения между ними и между государством и гражданами.
Какие основные классификации современных конституций существуют?
Существует несколько основных классификаций современных конституций. Одна из них основана на способе формирования конституции и разделяет их на исторические (возникшие в результате революционных событий или смены режима), договорные (принятые на основе соглашения всех участников политического процесса) и приемные (принятые путем импорта других конституций). Другая классификация основана на уровне подробности и детализации конституции и разделяет их на полные (когда конституция содержит полный перечень прав и свобод граждан, принципов и органов государства) и краткие (когда конституция содержит только основные принципы и положения).
Какие изменения возможны в конституции и как они контролируются?
Возможные изменения в конституции могут быть различными в разных странах. В некоторых случаях может быть установлен единый порядок изменения конституции, который требует определенных процедур и принятия специальных законов или решений соответствующих органов. Другие страны могут предусматривать различные способы изменения разных частей конституции, например, с возможностью изменения только определенных статей или глав. Контроль за соблюдением конституции осуществляется различными специальными органами или судами, которые могут рассматривать конституционные жалобы, принимать решения о недопустимости конституционных изменений или оказывать иные формы контроля.
Что такое конституция и каковы ее основные свойства?
Конституция - это основной закон государства, который определяет его политический строй, права и обязанности граждан, структуру государственных органов и их компетенцию. Основные свойства конституции включают ее высшую юридическую силу, стабильность и постоянство во времени, а также соблюдение принципа законности. Конституция должна быть составлена в письменной форме и иметь нормативно-правовой характер.
Какие классификации существуют для современных конституций?
Существует несколько классификаций современных конституций. Одна из них основывается на форме правления и разделяет конституции на президентские, парламентские и полупрезидентские. Другая классификация основывается на форме государства и делит конституции на федеративные и унитарные. Еще одна классификация основывается на методе принятия конституции и разделяет их на прогрессивные и исторические.
Можно ли изменить Конституцию во всех странах одним и тем же способом?
Нет, в разных странах установлены разные порядки изменения Конституции. Например, в США, Франции и Словении установлен единый порядок изменения Конституции, который предусматривает принятие поправок большинством голосов в законодательном органе. Однако в Индии, Болгарии, Литве и других странах разные части Конституции могут изменяться по-разному. В Японии установлен единственный порядок изменения Конституции.
Какие конституции предусматривают альтернативные варианты изменения?
Некоторые конституции, например, Конституция Индии, Болгарии и Литвы, предусматривают альтернативные варианты изменения. Это означает, что разные части Конституции могут изменяться разными способами. Например, определенные положения могут быть изменены путем принятия поправок большинством голосов в законодательном органе, а другие положения могут требовать проведения референдума или специальных процедур.