Психологические особенности поведения подростков в условиях социальной изоляции.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Юридическая психология
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 07.10.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Общая характеристика поведения подростков и его нарушений
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
1.2. Девиантное поведение подростков как следствие социальной и педагогической запущенности
2. Специфика поведения подростков в условиях социальной изоляции
2.1. Условия тюремной среды и личность подростка как факторы адаптации несовершеннолетнего к условиям социальной изоляции
2.2. Личностные и поведенческие особенности осужденных подростков в процессе отбывания ими наказания в воспитательной колонии
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Чтобы процесс адаптации к новой ситуации проходил успешно, адаптивная потребность должна включать в себя в качестве составного элемента информационную потребность – необходимость получения человеком информации о новой среде, достаточной для ее освоения.

2.2. Личностные и поведенческие особенности осужденных подростков в процессе отбывания ими наказания в воспитательной колонии

Характерологические и личностные особенности, психологические особенности поведения несовершеннолетних осужденных в условиях изоляции определяются их психическими различиями, социальным и криминологическим статусом как до момента совершения ими преступления, так и в период отбывания наказания [1; 2; 6]. Данное обстоятельство базируется на следующих соображениях, которые мы находим у различных ученых:
- существует тесная взаимосвязь врожденных качеств, текущего психического состояния и характерологических особенностей с социальной средой и окружением, т.е. теми условиями, в которых сформировалась личность, совершившая преступление;
- важную роль в становлении будущей личности играет не столько «правильный» или «неправильный» стиль воспитания, сколько соответствие его индивидуальным особенностям сначала ребенка, а затем подростка;
- имеет место усиление негативного влияния улицы и средств массовой информации;
- существует социальное и экономическое расслоение общества, снижение воспитательной роли семьи и школы;
- наблюдается ухудшение общих показателей как психического, так и соматического здоровья подростков;
- происходит закрепление в среде граждан, в том числе законопослушных, некоторых элементов, свойственных тюремной субкультуре (язык, «блатная» музыка, мода на татуировки и т.д.);
- в структуре совершаемых подростками преступлений замечаются негативные тенденции и изменения;
- происходит изменение социального статуса несовершеннолетних преступников;
- наблюдается ранняя алкоголизация, наркотизация, криминализация;
- имеют место своеобразные психологические сдвиги в сознании осужденных в процессе отбывания наказания, влияющими на процесс их воспитания (трудности адаптационного периода, влияние неформальных групп отрицательной направленности, проблемы ресоциализации и т.д.) [1; 2; 3; 6; 7; 9].
Большинство подростков поступающих в воспитательную колонию сожалеют о случившемся, однако они не считают содеянное преступление тяжким, не испытывают чувство вины, с легкостью усваивают неформальные нормы, нарушают режимные требования, имеют негативные установки относительно персонала. Поведение нередко носит показной, демонстративный характер, что не позволяет говорить о происходящих положительных личностных изменениях, которые меняют криминальные установки, мотивацию, ценности, отношение к социуму [7].
Среди подростков, которые поступают в воспитательную колонию выделяется несколько групп, требующих особого учета, как представляющие основные трудности в воспитательной работе персонала.
Во-первых, это лица с психическими аномалиями (алкоголизм, наркомания, токсикомания, психопатия, олигофрения и другие психические отклонения). Согласно В.А. Гурьевой, среди контингента воспитательных колоний более 60% составляют подростки с психическими нарушениями или с задержкой психического развития, в том числе и своевременно нераспознанные психические заболевания.
Во-вторых, это подростки, которые активно противопоставляют себя режимным требованиями персоналу ВК (лидеры с отрицательной направленностью, лица с повышенной агрессивностью, склонностью к побегам, конфликтностью, занимающиеся поборами и притеснением других, склонные к провокациям и групповым эксцессам, отказывающиеся от работы).
В-третьих, к группе особого учета относятся подростки с трудностями адаптации к условиям лишения свободы (тревожные, мнительные, неуверенные, замкнутые, с низким уровнем притязаний, социально несмелые, инфантильные, жертвы преступных посягательств, склонные либо принуждаемые к гомосексуальным отношениям) [2; 7].
При психологическом обследовании несовершеннолетних осужденных в период поступления в карантинные отделения воспитательной колонии наиболее частыми состояниями являются настороженность, ожидание, безнадежность, отчаяние, фрустрация. Повседневное их поведение отличается повышенной внушаемостью, нередко инфантильностью и избирательным конформизмом (высокой зависимостью от мнения значимой для них неформальной группы).
Повышенная восприимчивость и впечатлительность, характерная для подростков вообще, усугубляется влиянием разнонаправленных, часто противоречивых факторов ближайшего социального, в том числе явно криминального окружения, а также психолого-педагогическим воздействием со стороны персонала ВК и семьи.
У осужденных подростков фиксируются неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению: обидчивость, враждебность, агрессивность, попытки обвинить друзей или родственников в совершенном им преступлении и, напротив, желание высказаться, получить сочувствие, моральную поддержку [1; 2; 3; 7].
Часто проявляется отсутствие сформированных навыков конструктивно разрешать сложные ситуации, преобладание механизмов психологической защиты, оправдывающее собственное поведение, в том числе криминальное.
Пусковым механизмом для проявления агрессивного и аутоагрессивного поведения являются эмоциональное отверждение со стороны лиц, значимых для несовершеннолетнего осужденного, а также отсутствие близких родственников, которых он, будучи на свободе, нередко презирал и игнорировал, существенное рассогласование привычных образцов поведения, неожиданные поручения, противоречащие текущему психоэмоциональному состоянию, предъявление необоснованных претензий со стороны окружающих [7].
Среди несовершеннолетних осужденных также нередко встречаются подростки, для которых агрессивность, бравада, неповиновение нередко выступают средством подпития своего личного положения в среде ближайшего социального окружения, своеобразной демонстрацией уверенности окружающим, но, в первую очередь, самому себе [6; 7].
Осужденные подростки часто проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости. У них легко формируется враждебность, которая обусловливает злопамятность и скрытую агрессивность.
Ведущими мотивами повседневной жизнедеятельности у подростков в условиях социальной изоляции являются избегание ошибок, стремление найти подходящую социальную нишу, а также обрести надежное покровительство в виде более сильных и авторитетных лиц, являющихся лидерами неформальных групп.
Большая часть осужденных подростков подвержена периодическим депрессивным состояниям. Отмечаются снижение активности, перепады настроения, особенно на начальных этапах отбывания наказания и перед освобождением из мест лишения свободы. Внешне это проявляется в повышенной раздражительности, придирчивости, часто демонстрируется недовольство в ответ на реплики или замечания со стороны окружающих. В действительности преобладает пассивная личностная позиция и склонность к раздумьям, боязнь неудач [3; 4; 7].
Характерен достаточно высокий уровень осознания имеющихся проблем, который выражается в чувстве тревоги, неудовлетворенности и пессимистической оценке своих перспектив и убеждения, что их жизнь в ближайшем будущем будет только ухудшаться. Порой у осужденных подростков ярко проявляются симптомы ущербного «Я», которые находят свое выражение в отрицании, отчуждении, укоренившемся чувстве враждебности по отношению к другим, низкой самооценке, комплексе неполноценности, страхах и повышенном уровне тревожности, мнительности, эмоциональной неустойчивости.
При недостаточном уровне выраженности мотивационно-волевых качеств, прямолинейность и демонстративность поведения часто являются скрытыми формами протеста против «вечно придирающихся» взрослых, социального отвержения и неуспехов в жизни [2; 7].
Одними из важных составляющих противоправного поведения в условиях лишения свободы являются дефекты социализации личности, а также мощное негативное влияние на личность со стороны неформальных групп сверстников.
Повседневное внутригрупповое общение подростков весьма часто происходит ради самого процесса общения. Оно ограничивается обсуждением сюжетов просмотренных когда-то фильмов, рассказами о развлечениях на свободе, нередко вымышленных и преувеличенных.









Заключение


Несовершеннолетние (подростки) – это особая категория осужденных, подозреваемых, обвиняемых. И в соответствии с Европейскими стандартами обращения с правонарушителями они относятся к особо уязвимым. Это означает, что несовершеннолетние нуждаются в особом внимании со стороны сотрудников всех служб пенитенциарных учреждений. Воспитательная работа с ними организуется, исходя из психологических особенностей подросткового возраста и личностных особенностей, сформированных образом жизни, социальным окружением еще на свободе. Особую роль здесь играют знания сотрудниками психологических особенностей поведения подростков, лишенных свободы.
В данном реферате мы рассмотрели психологические особенности поведения подростков в условиях социальной изоляции. Наш анализ основного вопроса базировался на раскрытии специфики подросткового возраста в целом, а также девиантного поведения подростков. Кроме того, нам удалось проанализировать непосредственные аспекты ключевого вопроса – мы рассмотрели роль тюремных условий и личности подростка в процессе его адаптации к социальной изоляции и раскрыли личностные и поведенческие особенности подростков в условиях лишения свободы.
















Список литературы


Агаларзаде А.З., Гонопольский А.М. Структура психических расстройств у осужденных к лишению свободы (аналитическая справка).- М., 2000.
Амелькина Е.Б. Нарушения поведения у подростков, их профилактика и коррекция / Психологическое обеспечение несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Сборник положительного опыта. – М., 2006. – С. 21-46.
Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1993.
Васильев В. Л. Юридическая психология. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
Исправительно-трудовая психология: Учебн. Пособие для слушателей вузов МВД СССР / Под ред. К. К. Платонова, А. Д. Глоточкина, К. Е. Игошева. – Рязань. – Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. – 360 с.
Кононец А.С., Макушкин Е.В., Малкин Д.А., Трифонов О.И. Профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Методические рекомендации. – М., 2007. – 58 с.
Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учебно-методическое пособие. – М.: НИИ ФСИН России, 2006. – 220 с.
Олейник А. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XIV, 418 с.
Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. — кн. 1 и 2. М.: «Ось-89», 1998.
Сухов А. Н. Социально-психологические явления в среде осужденных: Учебное пособие. – Рязань: РВШ МВД СССР, 1987. – 64 с.
Хохряков Г. Ф., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность в условиях изоляции от общества (значение социально-психологических закономерностей поведения для достижения целей исполнения наказания, исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ). – М.: изд. ВНИИ МВД СССР, 1983. – 80 с.












25

Список литературы


1.Агаларзаде А.З., Гонопольский А.М. Структура психических расстройств у осужденных к лишению свободы (аналитическая справка).- М., 2000.
2.Амелькина Е.Б. Нарушения поведения у подростков, их профилактика и коррекция / Психологическое обеспечение несовершеннолетних осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Сборник положительного опыта. – М., 2006. – С. 21-46.
3.Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1993.
4.Васильев В. Л. Юридическая психология. – 4-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
5.Исправительно-трудовая психология: Учебн. Пособие для слушателей вузов МВД СССР / Под ред. К. К. Платонова, А. Д. Глоточкина, К. Е. Игошева. – Рязань. – Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. – 360 с.
6.Кононец А.С., Макушкин Е.В., Малкин Д.А., Трифонов О.И. Профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Методические рекомендации. – М., 2007. – 58 с.
7.Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учебно-методическое пособие. – М.: НИИ ФСИН России, 2006. – 220 с.
8.Олейник А. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XIV, 418 с.
9.Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. — кн. 1 и 2. М.: «Ось-89», 1998.
10. Сухов А. Н. Социально-психологические явления в среде осужденных: Учебное пособие. – Рязань: РВШ МВД СССР, 1987. – 64 с.
11. Хохряков Г. Ф., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность в условиях изоляции от общества (значение социально-психологических закономерностей поведения для достижения целей исполнения наказания, исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ). – М.: изд. ВНИИ МВД СССР, 1983. – 80 с.

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста?

Подростковый возраст характеризуется сильными эмоциональными колебаниями, стремлением к самостоятельности и самоопределению, повышенной чувствительностью к оценке окружающих, формированием своего социального статуса и идентичности. Также наблюдается интенсивное развитие мышления и познавательных способностей.

Как социальная и педагогическая запущенность влияют на девиантное поведение подростков?

Социальная и педагогическая запущенность, такие как недостаток социальной поддержки, низкий уровень образования и некачественное образование, неблагоприятные социально-экономические условия, могут создавать неблагоприятную обстановку для подростков. В таких условиях риск возникновения девиантного поведения, такого как агрессия, преступность, употребление наркотиков, увеличивается.

Какие факторы адаптации несовершеннолетнего влияют на поведение подростков в условиях социальной изоляции?

Условия тюремной среды и личность подростка могут быть факторами, влияющими на адаптацию несовершеннолетнего к социальной изоляции. Например, подросток может столкнуться с агрессией со стороны других заключенных, чувствовать себя беспомощным и потерянным в новой среде. Также, сама личность подростка может играть роль в адаптации - его психологическая устойчивость, умение справляться со стрессом и находить новые способы решения проблем.

Какие свойства личности могут влиять на поведение подростков в условиях социальной изоляции?

В условиях социальной изоляции, свойства личности могут сыграть важную роль в поведении подростков. Например, высокая самооценка и уверенность в себе могут помочь подростку преодолеть трудности и справиться с отрицательными эмоциями. Также, эмпатия и социальные навыки могут помочь подростку устанавливать лучшие отношения с другими людьми и находить поддержку в трудных ситуациях.

Какие особенности поведения можно наблюдать у подростков?

Подростки часто проявляют смешанные эмоции, имеют склонность к рискованному поведению, стремятся к самостоятельности, ребячничают, иногда отрицают авторитеты, устанавливают свои правила и ценности, испытывают нужду в социальной принадлежности и одобрении сверстников.

Как связано девиантное поведение подростков с социальной и педагогической запущенностью?

Девиантное поведение подростков часто является результатом недостаточного внимания со стороны взрослых, недостаточного контроля и невнимания к их потребностям и эмоциям. Отсутствие поддержки и позвоночника со стороны родителей или учителей может привести к проблемам поведения у подростков.

Какие специфические особенности поведения подростков можно выделить в условиях социальной изоляции?

Подростки в условиях социальной изоляции могут проявлять более агрессивное поведение, испытывать большую тревожность, развивать эмоциональные и психологические проблемы, увеличивать вероятность девиантного поведения и ухудшать качество их жизни.

Как тюремная среда и личность подростка влияют на его адаптацию к условиям социальной изоляции?

Тюремная среда характеризуется ограниченными возможностями перемещения, малым количеством людей для общения и отсутствием социальной поддержки. Личность подростка играет важную роль в адаптации: некоторые подростки могут успешно адаптироваться к таким условиям, а некоторые могут испытывать большие трудности и проявлять негативное поведение.

Как личность подростка влияет на его поведение в условиях социальной изоляции?

Личность подростка может влиять на его поведение в условиях социальной изоляции в разных направлениях. В зависимости от индивидуальных особенностей и характера, подросток может проявлять агрессию, тревожиться, опускаться или, наоборот, сохранять позитивное и адаптированное поведение.

Какие особенности поведения проявляют подростки?

Подростки часто проявляют повышенную эмоциональность, стремление к самостоятельности, взрослению и самоутверждению. Они также могут быть склонны к рискованному поведению, экспериментированию и поиску новых ощущений.