Влияние индивидуально-психологических качеств руководителя на психологический климат в коллективе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 37 37 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 04.03.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ.
1.1. Подходы к исследованию личности руководителя
1.2. Психологическая составляющая личности
руководителя
ГЛАВА 2. Социально-психологический климат и конфликты в организации
2.2. Социально-психологический климат
2.2 Конфликты и групповая динамика
ГЛАВА 3. Руководитель и психологический климат в коллективе
3.1. Влияние коммуникативных свойств личности руководителя на психологический климат
3.2. Эмоционально-волевой факторы управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Эта задача трудная, но достижимая. Подавление внешнего выражения эмоций приводит к состоянию физиологического стресса, т. е. перенапряжению организма, что, в свою очередь, приводит к болезням психики или внутренних органов: к гастритам, инсультам, инфарктам, гипертонии, расстройствам вегетативной нервной системы и т. д. Некоторые ученые считают, что подобный стресс может иметь и онкологические последствия. Поэтому эмоции следует выражать, но так, чтобы они не ранили достоинство других людей.
Наблюдения психологов показали, что смена астенических эмоций стеническими в рабочей обстановке может резко повысить работоспособность человека, находящегося в состоянии утомления в конце рабочего дня, от 22 до 76%. Наоборот, отрицательные, т. е. астенические, эмоции резко понижают работоспособность.
Выводы. В работе руководителей возникают различные чувства и эмоции, вызывающие порой острые конфликтные ситуации. А это влечет к возрастанию нервно-психического напряжения. Неумение руководителя правильно отреагировать на ситуацию, неспособность возвыситься над конфликтом приводят к стрессу. Возникает неуверенность в себе, появляются неожиданные ошибки в работе, снижается требовательность. Неконтролируемый рост нервно-психического напряжения неадекватно повышает самоуверенность. Появляется чрезмерная требовательность и даже придирчивость к рабочим. Особенно часто такие последствия острых эмоциональных переживаний возникают у людей с повышенной нервной возбудимостью, со слабым типом нервной системы, у молодых, впечатлительных и честолюбивых, натур с недостаточным опытом административно-организаторской работы. В этих случаях полезен психотренинг. Зная закономерности возникновения и выражения эмоций, человек может сознательно не допускать или избегать ситуаций, в которых возможен сильный стресс.
3.1. Влияние интеллектуальных качеств руководителя на психологический климат.

Успешная работа коллектива обусловлена и интеллектуальными качествами руководителя. Рассмотри некоторые качества руководителя и их влияние на группу.
Существует по меньшей мере два вида (типа) интеллекта - теоретический и практический. При этом не следует думать, что теоретический интеллект есть нечто более высокое, чем практический. В работе «Ум полководца» известный психолог Б. Теплов убедительно показал, что «с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической (умственной) деятельности».
Среди специальных способностей, необходимых эффективному менеджеру,выделяют:
♦ специальные умения и знания;
♦ компетентность;
♦ информированность.
Образование — это прежде всего уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни.
Под способностями, в общем смысле этого слова, в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности.
Креативность это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их.
Стремление к достижениям и предприимчивость. Без этих качеств невозможно представить себе эффективного руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей — потребность в самореализации, в достижении целей.
Исследования показывают, что менеджеры, обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан.
В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда заинтересованы в наличии обратной связи — информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.
Анализ этих признаков показывает, что некоторые из них (сопротивляемость, общительность, выдержка, уверенность в себе и т. д.) непосредственно связаны с личностными качествами менеджера и являются «производными» от них. Другая часть представленных характеристик (способность видеть изменения, компетентность, умение использовать время и т. д.) — чисто менеджерские качества, выработанные с помощью специальных усилий. Ну, а такая черта, как, например, компетентность в управленческих проблемах, требует еще и специального обучения.
Например, в корпорации «Дженерал моторс» к менеджерам предъявляются следующие требования:
. Компетентность
Это означает, что каждый менеджер должен знать, что делать и как выполнять свою работу наилучшим образом. Данное требование, конечно, не исключает того, что он работает в своей, только ему присущей манере. Компетентность культивируется среди менеджеров «Дженерал моторе» достаточно оригинальным способом: с помощью идеи о том, что менеджер не может позволить себе учиться на собственных ошибках. Знания по управлению могут быть получены либо в результате специального обучения, либо в результате тщательного анализа ошибок других и собственного опыта.
2. Достоинство и ответственность. Требование подходить ко всем делам с достоинством и ответственностью - это больше, чем просто деловая этика. Каждый менеджер точно знает, за какую работу и по каким критериям он несет абсолютную ответственность. Эта ответственность никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть передана кому-то другому (подчиненному), даже если руководителя нет на рабочем месте. Отсюда и достоинство, ведь оно определяется наличием постоянной ответственности.
3. Чувство нового и умение рисковать Чувство нового развивается в результате постоянного изменения способов выполнения задач. Новые способы и средства выполнения старых, стандартных задач имеют преимущество, хотя бы потому, что они новые. Постоянный их поиск поощряется в деятельности каждого менеджера. С другой стороны, важно не только иметь желание рисковать и способность идти на риск, важно уметь рисковать. Менеджер, умеющий рисковать, должен быть:
а) готов эффективно использовать все имеющиеся у него ресурсы;
б) готов к риску.
Правильно организованное управленческое влияние является катализатором управленческой деятельности. И, наоборот, отсутствие умений и навыков управленческого общения, недостаток культуры руководителя ставят под вопрос успешную работу и его самого, и подчиненных.
Только интеллектуально развитый руководитель может оценить важность психологической работы в коллективе, роль активизации человеческого фактора на производстве и в общественной жизни в целом. Дело в том, что невозможно повысить производственную и социальную активность человека без учета закономерностей организации его психической жизни. Это касается как трудовой деятельности исполнителей, так и самоорганизации деятельности руководителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в соответствии с указанной целью, предметом и объектом исследования в работе были рассмотрены особенности профессиональной управленческой деятельности руководителя и в частности сфера влияния личностных качеств руководителя на психологический климат в коллективе.
В соответствии с первой, второй и третьей задачей работы в первой главе была дана характеристика основных особенностей управленческой деятельности. Построение социально-психологических моделей личности руководителя осуществляется на самых различных основаниях. Например выделяют следующие группы свойств личности руководителя:
- общие качества (общительность, общий уровень развития, практический ум, наблюдательность, работоспособность, активность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, самообладание);
- направленность организаторской деятельности;
- индивидный диапазон;
- индивидуальный стиль;
- подготовленность к деятельности;
- специфические свойства (организаторское чутье, избирательность, ум, психологический такт, энергичность, требовательность, критичность);
- склонность к организаторской деятельности.
Психологическая характеристика включает следующие факторы
Интеллектуальные качества, такие как общий уровень интеллекта, уровень развития воображения и т.д.
К эмоционально-волевым качествам относят эмоциональную устойчивость, степень тревожности, уровень развития самоконтроля
Особое значение придается коммуникативным качествам. Таким как открытость, замкнутость, отношение к людям и т.д.;

2. Во второй главе в соответствии с четвертой задачей были описаны основные направления и методы анализа психологического климата в коллективе, причин конфликта: совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами. Мы выяснили в ходе нашего исследования, что по направленности конфликты бывают вертикальные и горизонтальные. По субъектности: межличностные, межгрупповые и смешные.
Большое значение приобретает в этом отношении удовлетворенность трудом как в целом. Так и психологическим параметрам в частности.
Настоящая психологическая совместимость — это не только доброжелательность в отношениях с коллегами, но и беспокойство за фирму, отождествление своих интересов со стремлениями коллектива. В этом плане от личности руководителя зависит и уровень конфликтности коллектива и способы разрешения конфликтов
3. В третьей главе в соответствии с пятой задачей была рассмотрена ситуация прямого воздействия индивидуально-психологических качеств руководителя, влияние уровня развития интеллекта руководителя на психологический климат в коллективе.
Настоящая психологическая совместимость — это не только доброжелательность в отношениях с коллегами, но и беспокойство за фирму, отождествление своих интересов со стремлениями коллектива. Кадровая атмосфера в команде должна не расслаблять сотрудников, а настраивать их на активную деятельность.
В любой деятельности, а тем более в управленческой, чувства и эмоции требуют сознательного овладения ими. Молодой руководитель обязан научиться управлять своим психическим состоянием прежде, чем начать управлять другими людьми. Владение своим душевным состоянием и поведением — важный критерий личного организаторского потенциала любого человека.
Степень овладения своими чувствами, мыслями и поступками зависит от уровня культурного развития, воспитания, жизненного опыта, характера и индивидуальных особенностей человека. В работе руководителей возникают различные чувства и эмоции, вызывающие порой острые конфликтные ситуации. А это влечет к возрастанию нервно-психического напряжения. Неумение руководителя правильно отреагировать на ситуацию, неспособность возвыситься над конфликтом приводят к снижению удовлетворенности трудом и созданию неблагоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Таким образом, «сильный» руководитель
1. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации, то есть состояниям, возникающим при столкновении с препятствиями, кажущимися непреодолимыми.
2. Умеет общаться с людьми.
3. Способен отказаться от своей точки зрения, если подчиненные докажут, что она не оптимальна.
4. Обсуждает свои качества, принимает критику, но при этом сохраняет уверенность в. себе.
5. Выдержанно принимает и победы, и поражения.
6. Энергичен, с высоким уровнем усилий.
7. Компетентен в проблемах управления, может управлять, организовывать дело, способен вызвать расположение к себе.
8. Способен видеть изменения и внутри организации, и вне ее, готов к изменениям и готов их начать.
Оптимальный социально-психологический климат, высокоразвитые и доброжелательные отношения в коллективе, таким образом, являются наилучшей гарантией от возникновения в нем нежелательных конфликтных явлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.
Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков, 1998. -342с.
Бардиер Г.Л. Бизнес психология. Спб: Питер.2002 г.-338с.
Берн Э. – Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М.: Лист-Нью; Центр общечеловеческих ценностей, 1997.-336 с.
Борисова Е.М., Логинова П.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей // Вопр. психологии. – 1997. – №2.
Где и как учат управленцев,М.пргресс, 1990.-246с.
Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб : Питер, 2001.-214с.
Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.:Изд-во “Питер”, 2000. -464 с.
Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: Эксмо, 1993.- 326с.
Знаков В.В. – Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях.// Психологический журнал – 1999 – т. 20 - № 2 - с.54-65.
Картрайт С., Купер К. Стресс на рабочем месте; Харьков,2004г.- 158с.
Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М.Прогресс, 1996.-336с.
Линчевский Э. Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. СПб.: Питер, 2003 – 512с.
Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сост. Н.А. Литвинцева. М.: Эксмо, 1997.-376с.
Розанова В.А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез». – 1999.
Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1979.-176 с.
Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Изд-во “Питер” , 2000.-448с.
Стюарт Ян, Джойнс Вэнн – Современный транзактный анализ.- СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-330 с.
Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.:АСТ, 1997. -374с.
Управление. Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000.-512с.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М. АСТ, 1996 -346с.
Белкин А. С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург, 1995.-338с.

Цит. По : Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н/Д, 1997с. 12
Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Питер, 2001. с. 124
Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М.: Эксмо, 1996.с. 68
Где и как учат управленцев,М.:Прогресс 1990.с. 12
Знаков В.В. – Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях.// Психологический журнал – 1999 – т. 20 - № 2 - с.54-65.
Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993, с. 11-12.
Реан А.А. Профессионализм в управлении и основные условия его достижения // Основы общей и прикладной акмеологии.. - М.: Росс. акад. гос. службы при Президенте РФ, Военн. акад. им Ф.Э.Дзержинского, 1994.с. 58
Базаров Т.Ю., Веков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М., 1995.с.214
Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения. - М.: 1992. - С. 25
Андреева Г. Социальная психология. М. ,1997г.
Берн Э. – Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М.: Лист-Нью; Центр общечеловеческих ценностей, 1997. с.33
Картрайт С., Купер К. Стресс на рабочем месте; Харьков,2004г.с. 152


Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.:АСТ, 1997. с.194
Бардиер Г.Л. Бизнес психология. Спб: Питер.2002 г.с. 85
Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Изд-во “Питер” , 2000. с. 106
Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1979. с.12
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996. С. 47.
Гришина Н. Конфликтология СПб.: Питер,2000г.с.1 58
Малышев К.Б. Психология управления. М., 2000. с.205
Андреева Г. Социальная психология. М. ,2000г. с. 226
Андреева Г. М. Социальная психология. М.: 2000.-с. 229
Гришина Н. Конфликтология М.,2000г.с. 405
Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. Харьков, 1998с. 58
Гришина Н. Конфликтология М.,2002г С. 218
Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1997.с. 49
Бардиер Г.Л. Бизнес психология. Спб: Питер.2002 г.с. 122
Леонтьев А.Н, Лекции по общей психологии. М., 2002. с. 136
Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сост. Н.А. Литвинцева. М., 1997.с. 209

Гришина Н. В. Психология конфликта.. СПб., 2001с. 312
Управление. Словарь-справочник (по материалам "International Encyclopedia of Public Politic and Administration") - ООО "Издательство "Петрополис"", 2000. с. 231
Борисова Е.М., Логинова П.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей // Вопр. психологии. – 1997. – №2.с. 16
Бардиер Г.Л. Бизнес психология. Спб: Питер.2002 г.с. 1876












39

1.Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.
3.Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков, 1998. -342с.
4.Бардиер Г.Л. Бизнес психология. Спб: Питер.2002 г.-338с.
5.Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. -215с.
6.Берн Э. – Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М.: Лист-Нью; Центр общечеловеческих ценностей, 1997.-336 с.
7.Борисова Е.М., Логинова П.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей // Вопр. психологии. – 1997. – №2.
8.Где и как учат управленцев,М.пргресс, 1990.-246с.
9.Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб : Питер, 2001.-214с.
10.Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.:Изд-во “Питер”, 2000. -464 с.
11.Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: Эксмо, 1993.- 326с.
12.Знаков В.В. – Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях.// Психологический журнал – 1999 – т. 20 - № 2 - с.54-65.
13.Картрайт С., Купер К. Стресс на рабочем месте; Харьков,2004г.- 158с.
14.Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М.Прогресс, 1996.-336с.
15.Леонтьев А.Н, Лекции по общей психологии. М.:Наука, 2002-546с.
16.Линчевский Э. Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. СПб.: Питер, 2003 – 512с.
17.Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сост. Н.А. Литвинцева. М.: Эксмо, 1997.-376с.
18.Реан А.А. Профессионализм в управлении и основные условия его достижения // Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие. - М.: Росс. акад. гос. службы при Президенте РФ, Военн. акад. им Ф.Э.Дзержинского, 1994.-442с.
19.Розанова В.А. Психология управления. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез». – 1999.
20.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н/Д, 1997. -248с.
21.Социально-психологический климат коллектива. - М.: Наука, 1979.-176 с.
22.Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: Изд-во “Питер” , 2000.-448с.
23.Стюарт Ян, Джойнс Вэнн – Современный транзактный анализ.- СПб.: Социально-психологический центр, 1996.-330 с.
24.Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.:АСТ, 1997. -374с.
25.Шеламова Г.М.Деловая культура и психология общения.Учебник для НПО и ССУЗ. М,: Академия, 2004 -336с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются при исследовании личности руководителя?

При исследовании личности руководителя используются различные подходы, включающие психологические тесты, опросники, наблюдения и анализ документов. Также проводятся интервью с подчиненными и коллегами руководителя.

Какие характеристики личности руководителя влияют на психологический климат в коллективе?

Характеристики личности руководителя, такие как эмоциональная устойчивость, эмпатия, умение эффективно коммуницировать, способность к лидерству и принятию решений, а также адаптивность и гибкость, могут влиять на психологический климат в коллективе.

Что такое социально-психологический климат в организации?

Социально-психологический климат в организации - это общая атмосфера, взаимоотношения и настроения среди сотрудников, которые влияют на их эффективность и удовлетворенность работой. Он может быть положительным или отрицательным и формируется в результате взаимодействия между коллегами и руководителем.

Как руководитель влияет на психологический климат в коллективе через коммуникативные свойства?

Руководитель, обладающий хорошими коммуникативными свойствами, способен эффективно передавать информацию, слушать и понимать подчиненных, поддерживать открытый и доверительный диалог, разрешать конфликты и решать проблемы в коллективе. Это способствует созданию положительного психологического климата и улучшению взаимоотношений в коллективе.

Как связаны конфликты и групповая динамика в организации?

Конфликты могут возникать в групповой динамике организации, когда возникают различия во мнениях и целях участников группы. Конфликты могут быть как полезными, так и деструктивными. Полезные конфликты могут стимулировать инновации, способствовать развитию группы и нахождению оптимальных решений. Деструктивные конфликты, напротив, могут разрушать групповую динамику и негативно влиять на психологический климат в коллективе.

Какие подходы используются для исследования личности руководителя?

Для исследования личности руководителя используются различные подходы, такие как психоаналитический подход, когнитивно-поведенческий подход и гуманистический подход. Каждый из этих подходов позволяет рассмотреть личность руководителя с разных сторон и выявить ее индивидуально-психологические качества, которые могут влиять на психологический климат в коллективе.

Какие психологические составляющие личности руководителя могут влиять на психологический климат в коллективе?

Психологические составляющие личности руководителя, которые могут влиять на психологический климат в коллективе, включают его лидерские качества, умение эффективно коммуницировать, способность управлять временем и стрессом, а также эмоциональную стабильность и эмпатию. Все эти качества могут оказать влияние на отношения между сотрудниками и общую атмосферу в коллективе.

Что такое социально-психологический климат в организации?

Социально-психологический климат в организации – это общая атмосфера, настроение и отношения между сотрудниками. Он определяет, насколько позитивным или негативным является коллектив и как это влияет на работу и результативность команды. Социально-психологический климат может быть дружелюбным, сотрудническим и поддерживающим, а может быть конфликтным, напряженным и враждебным.

Какие взаимосвязи существуют между конфликтами и групповой динамикой?

Конфликты могут существенно влиять на групповую динамику. Конфликты между сотрудниками могут вызвать разделение на лагеря, ухудшить взаимодействие и сотрудничество внутри группы, а также повлиять на общий психологический климат в коллективе. Однако, конфликты также могут стимулировать групповую динамику, способствуя появлению новых идей, решению проблем и росту командного потенциала. Ключевое значение имеет способность руководителя эффективно управлять конфликтами и направлять их в позитивное русло для достижения общих целей.

Какие подходы используются при исследовании личности руководителя?

Для исследования личности руководителя применяются различные подходы, такие как психоаналитический подход, когнитивно-познавательный подход, гуманистический подход и т.д. Каждый из этих подходов позволяет рассмотреть разные аспекты личности руководителя и его влияния на психологический климат в коллективе.