Корпоративная культура.
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 01.10.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие корпоративной культуры организации
2. Формирование корпоративной культуры
3. Составляющие корпоративной культуры
4. Управление корпоративной культурой
Заключение
Список использованной литературы
В последнем случае, сотрудники постепенно подстроятся под требования руководства и будут демонстрировать максимальную лояльность, которая иногда доводится до абсурда и выражается в принципе «начальству виднее», при котором сотрудники, всячески избегают инициативы, и стремятся уйти от ответственности.
В общем и целом, стиль управления, как элемент корпоративной культуры, выражается в том, на что постоянно обращают внимание руководители, о чем часто говорят, как о важном, за что хвалят, за что вычитают из зарплаты и т.п. Какова в компании плата за ошибку, какой вид критики использует руководитель – все это имеет свое отражение в корпоративной душе компании, в настроении, и соответственно, профессиональной деятельности. Важным с точки зрения корпоративной культуры элементом стиля управления является степень объективности руководителя при оценке подчиненных: если к руководителю можно применить выражения типа «впал в немилость», «стал очередным козлом отпущения», «у него новая фаворитка» на лицо особый вид корпоративной культуры, завязанный на субъективной симпатии руководителя. Такая культура может отягощать атмосферу в компании, провоцировать интриги, «подсиживание», а может и выйти боком руководителю, если «в немилость» попадет неформальный лидер компании.
Микроклимат, стиль формального и неформального общения сотрудников, пути разрешения конфликтов, споров. Наличие и характер горизонтальных связей также ярко характеризует корпоративную культуру компании. Общаются сотрудники только по рабочим вопросам или у каждого свой план задач и в компании не принято советоваться и «отвлекать» других сотрудников? Часто ли происходят конфликты, чем они вызваны, кто их разрешает, сами сотрудники, или они «проживают долгую жизнь» в кулуарах, а потом руководитель вызывает «спорщиков» на ковер и, они, клеймя друг друга, «клянутся» подружиться снова и прямо сейчас, на глазах у начальника и важно пожать друг другу руки.
Имидж и фирменный стиль. В это понятие входит все то, что призвано сделать компанию узнаваемой на рынке. Дизайн помещения, корпоративные цвета, наличие элементов символики организации, лозунгов, стиль оформления, принцип размещения сотрудников, элементы фирменного стиля компании. За счет них создается определенное представление о стиле организации и о ценностных ориентациях, присущих организации. Например, в западных организациях сильно распространены офисы открытого пространства, при котором все подразделение, включая руководителя, располагается в одном помещении. В таких офисах создается и более демократическая, и более деловая атмосфера, так как все на виду. В организациях, использующих кабинетный принцип размещения, поддерживается большая дистанция между руководителем и подчиненными, что часто препятствует оперативному решению вопросов, также приняты многочисленные чаепития и отвлечения на посторонние дела.
Дресс-код и стиль самопрезентации, принятый или не принятый в компании, также относятся к вопросам имиджа и отражают особенности корпоративной культуры компании. В одной компании вроде бы преобладал демократичный взгляд на то, как выглядит сотрудник, но когда зашла речь о назначении директора по PR , девушке отказали, ссылаясь на то, что яркий цвет ее волос и пирсинг на лице, мешают ей занять эту должность. Таким образом, и проявилась истинная культура, обозначилась норма. Теперь, девушка будет решать, изменять себя или менять работу, а может она в состоянии повлиять на норму, сформировать что-то новое в корпоративной культуре свое компании?
Корпоративная культура существует априори, она неотъемлемый атрибут любых корпоративных форм взаимодействия. И то, что ей никто не занимается - не значит, что ее нет: это лишь значит, что она сформировалась стихийно. Однако то, что та или иная корпоративная культура есть в любой компании, отнюдь не значит, что эту культуру, если она мешает эффективности, следует принимать как данность и никак на нее не влиять.
4. Управление корпоративной культурой
Корпоративная культура поддается формированию и корректировкам, просто этот процесс требует вложений и не происходит по мановению волшебной палочки.
Такое возможно только в самом начале становления компании, когда сотрудников в компании мало, все они являются родственниками или единомышленниками и находятся в непосредственном управлении (а значит и под непосредственным влиянием) у основателя бизнеса. А когда имеешь дело со средними и большими компаниями, в которых каждый сотрудник приходит со своими ценностями и предыдущим опытом «бытия» в другой среде, корпоративная культура начинает требовать осознанного отношения к себе, продуманного влияния и использования профессиональных инструментов корректировки.
В первую очередь, при формировании корпоративной культуры важно обратить внимание на следующие моменты:
Формирование корпоративной культуры - это процесс . Это сложный и требующий системного подхода труд. Большой ошибкой при решении такой задачи будет начинать с мелочей. Например, провести ни с того ни с сего, тренинг по «тимбилдингу» в лесу, или спустится на плотах. Эффект будет не долгосрочным, а если «неудачно спустятся» еще и негативным. Нужно выстраивать систему. Понять, что в сложившейся культуре подходит под цели, стратегию и ценности компании, а что требует корректировки. Систему нужно начинать выстраивать с основ, а именно с ценностей.
Важно также то, как внедрять изменения в корпоративной культуре. Поскольку корпоративная культура касается всех и каждый сотрудник является ее носителем и реформатором, изменить корпоративную культуру «приказом сверху» и с «завтрашнего дня» невозможно. Насильственное воздействие будет только увеличивать сопротивление со стороны сотрудников. Для того, чтобы внедрение изменений прошло успешно, необходимо привлекать сотрудников уже на этапе разработки этих изменений: давать им возможность задавать вопросы, выдвигать свои предложения, информировать их о том, как для чего нужны изменения, как идет разработка, как будет проводиться введение новаций.
Технологически корректировку корпоративной культуры можно выстроить с помощью следующих механизмов:
Механизм участия. Привлечение сотрудников к решению важных для организации задач, например совместная выработка миссии организации.
Механизм символьного управления. Использование разного рода ритуалов, характерных только для данной организации. Например, постоянно открытая дверь в кабинет руководителя или вручение органайзера с логотипом фирмы в честь успешного завершения проекта.
Механизм взаимопонимания . Этот механизм можно выстроить за счет постоянного информирования сотрудников о происходящих в организации изменениях, проведение дней обратной связи, когда сотрудник может задать свои вопросы руководителю и услышать его мнение о качестве своей работы. А также, можно и нужно использовать совещания, собрания, где обговаривать пути и способы движения компании. Можно использовать корпоративную газету, чтобы создавать общее поле для понимания и обмена мнениями, информировать сотрудников о достижениях их коллег и компании в целом.
Механизм поощрений .То,что поощряем изо дня в день, то и получаем. Поэтому можно в рамках тех же корпоративных мероприятий, например, на день рождения компании, выдавать, как минимум дипломы, за важные и ценные для компании достижения и проявленные качества. Организовать специальные церемонии и праздники, закрепляющие новые способы работы. При этом, следует учитывать направленность потребностей сотрудников, если, например, для сотрудника важна возможность профессионального роста, то его в качестве поощрения можно направить на обучение или поручить новый вид работы.
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз вернуться к метафоре корпоративной компании, как характеру, нраву компании. Как известно, нрав меняется только при сильном воздействии окружающей среды, и то только в том случае, если субъекту хочется остаться в этой среде и принять ее, как важную и значимую. Следовательно, для того чтобы вселить в сотрудников желание менять «устои», необходимо держать их в курсе выбранного компанией курса. В первую очередь, информировать их о том, в каких условиях находится компания, как она продвинулась на своем пути, чтобы дать людям возможность сформировать свое отношение к ситуации и осознанно вступить на путь изменений, создавая ту корпоративную культуру, которую хочется.
Также следует выделить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание:
При разработке и внедрении корпоративной культуры важно участие не только HR-специалиста, но и ключевых сотрудников компании, во главе с топ-менеджментом.Корпоративная культура это система норм и ценностей, а не простая совокупность отдельных ее элементов, мероприятий и стилевых атрибутов.Внедряя корпоративную культуру нельзя допускать двойных стандартов, правила должны действовать для всех.
Необходимо разделить требования к сотрудникам на те, которые строго обязательны для исполнения и те, которые желательны.
Также важно отметить, что корпоративная культура не является чем-то застывшим и неизменным. Поскольку основная ее цель способствование эффективной деятельности предприятия, корпоративная культура должна развиваться вместе с организацией и быть такой, какой она нужна в текущий момент времени.
Список использованной литературы
Гэлэгер Р. Душа организации. Издательство: Добрая книга, 2006. – 352 с.
Иванов Д.Л. Когда корпоративная культура приходится ко двору? Журнал "Деньги" №7 2004
Капитонов А.Э., Зинченко Г.П., Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика. Издательство: Альфа-Пресс, 2005. – 352 с.
Козлов В.В., Козлова А.А. Корпоративная культура: "костюм" успешного бизнеса.//Управление персоналом. - 2006. - № 1 (53).
Корпоративная культура и лидерство. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 160 с.
Корпоративная культура и управление изменениями - 2 изд. Издательство: Альпина, 2007. – 192 с.
Кузнецов И. Н. Корпоративная культура. Учебное пособие. Издательство: Мисанта, Книжный дом, 2006. – 304
Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации, - М.: Институт философии РАН, 2005
Никиенко А.Р. Методы формирования корпоративной культуры. Журнал "Персонал-Mix" от 17.062003
Пеннингтон Р.Дж. Да здравствует результат! Роль корпоративной культуры в конкурентной борьбе. Издательство: Омега-Л, Академия Смартбук, 2007. – 164 с.
Роджерс Ф.Дж. "ИБМ. Взгляд изнутри: Человек-фирма-маркетинг". М., "Прогресс", 2004. С. 27.
Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент корпоративной культуры.//Управление персоналом. - 2006. - №11. - с.39.
Черных Е.А. Корпоративная и организационная культура - синонимы или разные понятия? Публикации института корпоративной культуры от 24.12.2007
Козлов В.В., Козлова А.А. Корпоративная культура: "костюм" успешного бизнеса.//Управление персоналом. - 2006. - № 1 (53).
Черных Е.А. Корпоративная и организационная культура - синонимы или разные понятия? Публикации института корпоративной культуры от 24.12.2007
Корпоративная культура и лидерство. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 160 с.
Капитонов А.Э., Зинченко Г.П., Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика. Издательство: Альфа-Пресс, 2005. – 352 с.
Иванов Д.Л. Когда корпоративная культура приходится ко двору? Журнал "Деньги" №7 2004
Кузнецов И. Н. Корпоративная культура. Учебное пособие. Издательство: Мисанта, Книжный дом, 2006. – 304
Пеннингтон Р.Дж. Да здравствует результат! Роль корпоративной культуры в конкурентной борьбе. Издательство: Омега-Л, Академия Смартбук, 2007. – 164 с.
25
1.Гэлэгер Р. Душа организации. Издательство: Добрая книга, 2006. – 352 с.
2.Иванов Д.Л. Когда корпоративная культура приходится ко двору? Журнал "Деньги" №7 2004
3.Капитонов А.Э., Зинченко Г.П., Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика. Издательство: Альфа-Пресс, 2005. – 352 с.
4.Козлов В.В., Козлова А.А. Корпоративная культура: "костюм" успешного бизнеса.//Управление персоналом. - 2006. - № 1 (53).
5.Корпоративная культура и лидерство. Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 160 с.
6.Корпоративная культура и управление изменениями - 2 изд. Издательство: Альпина, 2007. – 192 с.
7.Кузнецов И. Н. Корпоративная культура. Учебное пособие. Издательство: Мисанта, Книжный дом, 2006. – 304
8.Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации, - М.: Институт философии РАН, 2005
9.Никиенко А.Р. Методы формирования корпоративной культуры. Журнал "Персонал-Mix" от 17.062003
10.Пеннингтон Р.Дж. Да здравствует результат! Роль корпоративной культуры в конкурентной борьбе. Издательство: Омега-Л, Академия Смартбук, 2007. – 164 с.
11.Роджерс Ф.Дж. "ИБМ. Взгляд изнутри: Человек-фирма-маркетинг". М., "Прогресс", 2004. С. 27.
12.Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент корпоративной культуры.//Управление персоналом. - 2006. - №11. - с.39.
13.Черных Е.А. Корпоративная и организационная культура - синонимы или разные понятия? Публикации института корпоративной культуры от 24.12.2007
Вопрос-ответ:
Что такое корпоративная культура организации?
Корпоративная культура организации - это совокупность ценностей, норм, принципов и обычаев, которые формируются внутри организации и определяют ее уникальность и способ работы.
Как формируется корпоративная культура?
Корпоративная культура формируется через коммуникацию, обучение, пример руководства и опыт работы сотрудников в организации.
Какие составляющие входят в корпоративную культуру?
Составляющими корпоративной культуры являются ценности, нормы, обычаи, общение, лидерство и стиль управления в организации.
Что такое управление корпоративной культурой?
Управление корпоративной культурой - это процесс создания и поддержания определенных ценностей, принципов и норм внутри организации для достижения поставленных целей.
Может ли управление корпоративной культурой привести к нежелательным последствиям?
Да, иногда управление корпоративной культурой может привести к нежелательным последствиям, таким как ситуация, когда сотрудники избегают инициативы и стремятся уйти от ответственности, демонстрируя максимальную лояльность к руководству.
Что такое корпоративная культура?
Корпоративная культура - это совокупность ценностей, норм, традиций и общепринятых правил поведения внутри организации. Она формирует особую атмосферу и стиль работы, а также влияет на отношения между сотрудниками и уровень их мотивации.
Как формируется корпоративная культура?
Корпоративная культура формируется на основе целенаправленной работы руководства организации. Она может быть разработана и создана с самого начала или преобразована в процессе развития организации. Формирование корпоративной культуры включает в себя определение основных ценностей, разработку миссии и визии организации, а также создание системы норм и правил поведения сотрудников.
Какие составляющие входят в корпоративную культуру?
Корпоративная культура состоит из множества разных компонентов. Она включает ценности, которыми руководствуется организация, нормы и правила поведения сотрудников, традиции и обычаи, стиль коммуникации, а также способы принятия решений и реагирования на изменения. Важной составляющей корпоративной культуры является также лидерство и стиль руководства в организации.
Как управлять корпоративной культурой?
Управление корпоративной культурой осуществляется через различные механизмы и инструменты. Оно начинается с формирования и передачи ценностей и миссии организации всем сотрудникам. Также важно создание системы стимулирования и поощрения, которая будет способствовать развитию и поддержанию корпоративной культуры. Руководство должно выполнять роль роли модели и демонстрировать правильное поведение в соответствии с корпоративными ценностями.
Какие проблемы могут возникнуть в связи с корпоративной культурой?
В работе с корпоративной культурой могут возникать различные проблемы. Например, чрезмерная жесткость и консервативность корпоративных правил может привести к утрате гибкости и способности адаптироваться к изменениям. Также возникают риски проявления «начальству виднее», когда сотрудники не проявляют инициативы и стараются уйти от ответственности. Важно находить баланс между стандартами и традициями, и гибкостью и открытостью к новому.
Что такое корпоративная культура организации?
Корпоративная культура организации - это система ценностей, убеждений, норм и традиций, которая формируется внутри компании и определяет ее стиль работы, отношения между сотрудниками и отношение компании к внешним стейкхолдерам.
Как формируется корпоративная культура?
Корпоративная культура формируется постепенно и включает в себя все аспекты работы компании - от выбора персонала и проведения обучения до создания комфортной рабочей среды и установления правил взаимодействия. Важными составляющими процесса формирования корпоративной культуры являются лидерство, образец самого руководства и принципы, которые они выделяют.