Развитие я -концепции в дошкольном возрасте.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 06.10.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития Я-концепции в дошкольном возрасте
1.1. Особенности дошкольного возраста
1.2. Развитие Я-концепции дошкольника
2. Исследование развития Я-концепции дошкольника
2.1. Программа исследования
2.2. Анализ данных и результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Расположение рисунка в нижней половине листа свидетельствует о снижении самооценки, о чем также сигнализируют негативные самооценочные высказывания перед началом и в процессе выполнения рисунка.
Высокая аккуратность в выполнении рисунка свидетельствует о ригидности - затрудненности (вплоть до полной неспособности) изменить намеченную субъектом программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Эскизные линии характерны для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги, т.е. волнения, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы, которое часто наблюдается в состоянии стресса. Об этом также говорит и множественность линий. Эскизные линии также характеризуют стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках».
Плотная штриховка, (зачернение) глаз характерна для людей, страдающих навязчивыми состояниями, фобиями, которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом интерпретируется изображение глаз с особо большими густо зачерненными зрачками или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз.
Увеличенный размер изображения (рисунок человека, занимающий по высоте 2/3 листа и более) – ситуативное повышение уровня тревоги, высокая импульсивность.
Уменьшенный размер (изображение человека, занимающее по высоте менее 1/3 листа) и размещение в углу листа - признаки, характерные для депрессивного состояния, субдепрессии, снижении настроения.
2.2. Анализ данных и результатов исследования
Тест цветового предпочтения М. Люшера.
Данная методика проводилась в нашем исследовании перед началом диагностики.
Данные, полученные в ходе исследования, представлены в приложении 2.
Для анализа самоотношения исследуемых была построена таблица, в которой отражены два первых и два последних выбора исследуемых (таблица 1).
Таблица 1
Выборы цветовых предпочтений испытуемых по методике М. Люшера
1 две цв. карточки Последние 2 цв. карточки 01 Красн., Желт. Кор., Серый 02 Кор., Красн. Серый, Зелен. 03 Синий, Красн. Кор., Черн. 04 Красн., Желт. Серый, Черн. 05 Синий, Желт. Серый, Зелен. 06 Желт., Фиол. Синий,Серый 07 Синий, Фиол. Серый, Зелен. 08 Кор., Черн. Синий, Серый 09 Красн., Желт. Серый, Черн. 10 Зелен., Желт. Синий, Фиол. 11 Синий, Фиол. Черн., Красн. 12 Серый, Черн., Фиол., Желт. 13 Красн., Фиол. Синий, Желт. 14 Зелен., Желт. Кор., Серый. 15 Синий, Зелен. Красн., Желт. 16 Красн., Желт. Кор., Серый. 17 Красн., Фиол. Кор., Черн. 18 Синий, Зелен. Красн.,Серый 19 Зелен., Желт. Синий, Красн. 20 Черн. Зелен. Кор., Красн. 21 Кор., Серый Красный, Черн. 22 Серый, Зелен. Черн., Красн. 23 Кор., Черн. Серый, Фиол. 24 Фиол., Зелен. Красн.,Серый 25 Серый, Черн. Кор., Желт. 26 Красн., Желт. Фиол., Зелен. 27 Кор., Черн. Синий, Желт. 28 Зелен., Желт. Черн., Красн. 29 Кор., Серый. Синий, Зелен. 30 Красн., Желт. Фиол., Зелен.
Можно отметить, что дети с негативным самоотношением (30%) выбирали в основном цвета негативных оттенков: серый, коричневый. С позитивным самоотношением (49%) - соответственно положительные цвета: желтый, красный, зеленый.
Представим результаты методики М. Люшера графически.
Рис. 1. Оценка испытуемыми отношения к себе (%).
Результаты проведения методики «Сказка» показали, что у детей дошкольного возраста, участвующих в исследовательской работе достаточно развито воображение. Дети легко придумывали продолжение сказки, придумывали различные желания, которые должны были исполнить «волшебные спички».
Но, несмотря на развитое воображение, их рассказы были скудно окрашены эмоциональным фоном. Немногие дети брали на себя роли добытчиков («наколдую нам много денег», «мальчик зажигал спички и появлялась квартира, машина, гараж…», «я бы оставила себе несколько спичек, остальные отнесла бы маме») и покровителей («мальчик вылечил всех зверей в лесу», «мальчик зажег спичку и прекратилась война», «я собрала своих друзей и спросила их, что они хотят…»). Чаще преобладали варианты, где герой сказки занимается обустройством своего личного пространства и загадывает желания личного значения.
Были также проанализированы результаты исследования по проективной методике «Рисунок человека» (приложение 3). Этот тест позволяет получить более детальные данные о конкретных проблемах развития Я-концепции испытуемых. Результаты теста по группам представлены в таблице 2.
Таблица 2
Проблемы развития Я-концепции детей дошкольного возраста (методика «Рисунок человека»)
Особенности рисунка Количество детей, в рисунках которых присутствовали элементы, диагностирующие развитие Я-концепции Количество детей % Напряженность, застревание 8 22 Агрессивность, конфликтность 6 16 Неуверенность в себе 8 22 Сниженная самооценка 7 19 Тревога, тревожность 4 11 Страхи, фобии 3 8 Депрессия 0 0
Результаты исследования по методике «Рисунок человека» наглядно представлены в виде столбиковой диаграммы.
Напряженность, застревание
Агрессивность, конфликтность
Неуверенность в себе
Сниженная самооценка
Тревога, тревожность
Страхи, фобии
Депрессия
Рис. 2. Проблемы развития Я-концепции у детей дошкольного возраста (%).
Как видно из диаграммы в рисунках 22% дошкольников наблюдаются признаки напряженности, скованности. Это может свидетельствовать о том, что дети не могут воспринимать себя свободно и раскрепощено. У 16% испытуемых присутствуют элементы агрессии, что может быть вызвано ситуацией сравнения и соперничества с другими детьми. Когда ребенок сравнивая себя с другими, находит такие черты, которые не удовлетворяют его, то он может пытаться подавить их – в себе, что выражается в скованности и напряженности или в других, что выражается в агрессивности.
У 22% детей, участвовавших в исследовании отмечаются признаки неуверенности в себе и у 19% снижение самооценки, что делает необходимым предложение специальных рекомендаций для родителей детей, по коррекции самооценки, что благоприятно повлияет на становление положительной Я-концепции.
В состоянии повышенной тревожности находятся 11% испытуемых. Показатели скрытых фобий встречаются в 8% рисунков. Здесь следует отделить естественный уровень ситуативной тревожности, вызванной испытанием, от тревожности, вызываемой неустойчивостью Я-концепции.
ВЫВОДЫ
В результате проведенного нами эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: большинство детей дошкольного возраста имеют положительное самоотношение (49%). Дети воспринимают себя, как положительных и склонны считать, что окружающие думают о них так же.
Дошкольники четко разделяют себя и окружающих, воспринимают свою личность, как отдельную единицу, умеют примерить на себя другую социальную роль. Ребенок может действовать в сюжете сказки от лица героя, критично оценивая его поступки и признавая, что поступки героя в сказочном сюжете и есть реальные поступки в его жизни. Вместе с тем, поступки детей отличаются эгоцентричностью.
У 22% детей в той или иной степени проявляются признаки формирования отрицательной, негативной Я-концепции, что требует внимания и своевременной коррекции.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство является важным этапом в жизни человека. В дошкольном возрасте формируются основные структуры личности. Развивается эмоционально-волевая сфера и мотивационная, а самое главное – происходит становление самосознания.
Важно, для благоприятного и успешного личностного развития, заложить положительные основы самовосприятия.
Вступление в период дошкольного возраста связано с переживанием кризиса 3-х лет, с появлением важнейшего новообразования личности – Я - концепции.
Практически одновременно с формированием процесса идентичности и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на основе этого возникает и развивается их самооценка.
Психологические процессы самооценки и формирования Я – концепции имеют значительные отличия. Я – концепция, по сути, представляет собой в большей мере набор описательных, нежели оценочных представлений о себе Часть я концепции может быть окрашена положительно и отрицательно, часть может быть нейтральной. А самооценка – это понимание человеком своих собственных качеств, а также оценка им этих качеств.
В дошкольном возрасте дальнейшее развитие самосознания находит свое отражение не только в зарождающейся самооценке собственной личности, но и в умении давать объективные оценки окружающим людям.
Существует множество факторов, влияющих на формирование Я – концепции. Критерии самооценки находятся в прямой зависимости от воспитательной работы.
В результате проведенного нами эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: большинство детей дошкольного возраста имеют положительное самоотношение (49%). Дети воспринимают себя, как положительных и склонны считать, что окружающие думают о них так же.
Дошкольники четко разделяют себя и окружающих, воспринимают свою личность, как отдельную единицу, умеют примерить на себя другую социальную роль. Ребенок может действовать в сюжете сказки от лица героя, критично оценивая его поступки и признавая, что поступки героя в сказочном сюжете и есть реальные поступки в его жизни. Вместе с тем, поступки детей отличаются эгоцентричностью.
У 22% детей в той или иной степени проявляются признаки формирования отрицательной, негативной Я-концепции, что требует внимания и своевременной коррекции.ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – с. 189
Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов/ Редкол.: Н.Н.Подъяков и др. – М., 1985г. – с. 93
Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986.
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 189 с.
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2001. 368 с.
Гулевский В.Я. Общая медицинская психология: Пособие для студентов, изучающих практическую психологию. – СПб: «Культ-Информ-Пресс», 2000. – 328 с.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника./Под ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997.
Дубровина И.В. и др. Психология. М.: Издательский центр Академия, 2003. 464с.
Запорожец А. В. Психология. М., 1953. – 245 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.
Земская М. Семья и личность, М., 1999. – 267 с.
Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. – 189 с.
Крайг Г. Психология развития.-СПб: Питер; 2000.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999.
Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л., 1948. с. 4—15.
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 1999.
Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. Педвузов. - М.: Гцуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 528с.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,1993.
Психология дошкольника. Хрестаматия/ Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 1997. 384 с.
Развитие личности ребенка / Пер. с англ./ общ.ред. А.М.Фонарева.-М., Прогресс.1987.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. – 234 с.
Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. – 254 с.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Издательский центр Академия, 2000, - 304 с.
Шевадрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психол. тр. М., 1989.
Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание выборки
Шифр испытуемого Имя испытуемого 01 Александр К. 02 Александр С. 03 Алексей С. 04 Алеся Г. 05 Алина Т. 06 Анастасия К. 07 Андрей П. 08 Виктория М. 09 Денис С. 10 Дмитрий А. 11 Дмитрий С. 12 Екатерина Д. 13 Елена К. 14 Елена Куз. 15 Игорь К. 16 Ирина Я. 17 Лусине Г. 18 Максим М. 19 Мария Ф. 20 Николай Ж. 21 Николай К. 22 Ольга К. 23 Ольга С. 24 Руслан Д. 25 Светлана И. 26 Сергей Х. 27 Татьяна Б. 28 Эмиль Р. 29 Юлия А. 30 Ярослав З. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Представление результатов теста цветового предпочтения Люшера
Шифр испытуемого 1 выбор 2 выбор 3 выбор 4 выбор 5 выбор 6 выбор 01 3 4 7 2 6 8 02 6 3 4 5 8 2 03 1 3 4 8 6 7 04 3 4 5 1 8 7 05 1 4 3 5 8 2 06 4 5 7 2 1 8 07 1 5 3 6 8 2 08 6 7 5 2 1 4 09 3 4 1 5 8 7 10 2 4 7 8 1 5 11 1 5 4 8 7 3 12 8 7 3 6 5 4 13 3 5 8 2 1 4 14 2 4 3 7 6 8 15 1 2 5 8 3 4 16 3 4 7 1 6 8 17 3 5 2 8 6 7 18 1 2 4 5 3 8 19 2 4 8 5 1 3 20 7 2 1 4 6 3 21 6 8 3 1 3 7 22 8 2 4 5 7 3 23 6 7 3 4 8 5 24 5 2 1 7 3 8 25 8 7 5 2 6 4 26 3 4 1 6 5 2 27 6 7 2 3 1 4 28 2 4 5 6 7 3 29 6 8 3 4 1 2 30 3 4 6 8 5 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Представление результатов теста «Рисунок человека»
Шифр испытуемого Напряженность, застревание Агрессивность, конфликтность Неуверенность в себе Сниженная самооценка Тревога, тревожность Страхи, фобии Депрессия 01 02 + + + + + 03 04 05 06 07 08 + + + + + 09 10 11 12 + + + + + + 13 14 15 16 17 + 18 19 20 + + + 21 + + + + 22 23 + 24 25 + + + 26 27 + + + + + 28 29 + + + 30 8 6 8 7 4 3 0
Шевадрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. с. 218.
Шевадрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. с. 234.
Гулевский В.Я. Общая медицинская психология: Пособие для студентов, изучающих практическую психологию. – СПб: «Культ-Информ-Пресс», 2000. с. 204.
Развитие личности ребенка. М., 1987. с. 168.
Земская М. Семья и личность, М., 1999. с. 11.
Там же, с. 13.
Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. с.4.
Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. с. 79.
Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. с. 81.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника./Под ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997.
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995.
Гулевский В.Я. Общая медицинская психология: Пособие для студентов, изучающих практическую психологию. – СПб: «Культ-Информ-Пресс», 2000. с. 205.
Развитие личности ребенка. М., 1987. с. 177.
Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986. с. 30-66
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.
Венгер А. Л. Психология. Рисуночные тесты. М., 2002. С. 8.
2
1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – с. 189
2.Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов/ Редкол.: Н.Н.Подъяков и др. – М., 1985г. – с. 93
3.Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986.
4.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995.
5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 189 с.
6.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2001. 368 с.
7.Гулевский В.Я. Общая медицинская психология: Пособие для студентов, изучающих практическую психологию. – СПб: «Культ-Информ-Пресс», 2000. – 328 с.
8.Диагностика и коррекция психического развития дошкольника./Под ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск, 1997.
9.Дубровина И.В. и др. Психология. М.: Издательский центр Академия, 2003. 464с.
10.Запорожец А. В. Психология. М., 1953. – 245 с.
11.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.
12.Земская М. Семья и личность, М., 1999. – 267 с.
13.Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. – 189 с.
14.Крайг Г. Психология развития.-СПб: Питер; 2000.
15.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999.
16.Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.; Л., 1948. с. 4—15.
17.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
18.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 1999.
19.Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. Педвузов. - М.: Гцуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 528с.
20.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.
21.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,1993.
22.Психология дошкольника. Хрестаматия/ Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 1997. 384 с.
23.Развитие личности ребенка / Пер. с англ./ общ.ред. А.М.Фонарева.-М., Прогресс.1987.
24.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. – 234 с.
25.Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. – 254 с.
26.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Издательский центр Академия, 2000, - 304 с.
27.Шевадрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. Пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.
28.Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
29.Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психол. тр. М., 1989.
30.Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
Вопрос-ответ:
Какие особенности характерны для дошкольного возраста?
Особенности дошкольного возраста включают активное развитие познавательных, эмоционально-волевых и моторных функций, формирование ядра сознания и начала формально-логического мышления.
Как происходит развитие Я-концепции у дошкольника?
Развитие Я-концепции у дошкольника связано с осознанием себя как отдельного и уникального человека, пониманием своих желаний, привлекательности и способностей, а также осознанием своих взаимоотношений с другими людьми.
Чем характеризуется программа исследования развития Я-концепции дошкольника?
Программа исследования развития Я-концепции дошкольника включает использование различных тестов, анкет и наблюдений для определения уровня развития самосознания, а также анализа социальных взаимодействий и самооценки ребёнка.
Какие выводы можно сделать на основе анализа данных и результатов исследования?
Анализ данных и результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что развитие Я-концепции в дошкольном возрасте происходит постепенно, социальные факторы оказывают влияние на формирование я-концепции, а низкая самооценка может быть связана с негативными самооценками и низкой автономностью.
Чему может свидетельствовать расположение рисунка в нижней половине листа?
Расположение рисунка в нижней половине листа свидетельствует о снижении самооценки дошкольника. Также это может сигнализировать о негативных самооценках и недостаточной уверенности в себе.
Какие особенности характерны для дошкольного возраста?
Дошкольный возраст характеризуется резкими изменениями в развитии ребенка. Это период, когда дети активно учатся и осваивают новые навыки, формируют свое ядро личности. В этом возрасте ребенок начинает строить представление о себе, своих способностях и особенностях.
Как происходит развитие Я-концепции у дошкольников?
Развитие Я-концепции у дошкольников происходит постепенно. Сначала ребенок начинает осознавать свое отдельное "Я" и свою роль в семье и обществе. Затем он начинает сравнивать себя с другими и оценивать свои способности. В конечном итоге, ребенок приходит к пониманию себя как уникального и важного члена общества.
Какой была программа исследования развития Я-концепции дошкольников?
Программа исследования включала наблюдение и анализ поведения дошкольников, проведение психологических тестов, опросы родителей и педагогов. Исследователи также проводили интервью с детьми, чтобы лучше понять их представления о себе и своей роли в обществе.
Какие данные и результаты были получены в ходе исследования развития Я-концепции дошкольников?
Анализ данных и результатов исследования показал, что развитие Я-концепции у дошкольников тесно связано с их самооценкой и чувством принадлежности к обществу. Ребенки с более положительной Я-концепцией имели более высокую самооценку и лучше справлялись с задачами. Они также проявляли большую социальную активность и были более открыты к новым опытам.
Какие выводы можно сделать на основе данного исследования развития Я-концепции дошкольников?
Исследование показывает, что развитие Я-концепции является важным аспектом развития личности в дошкольном возрасте. Развитие положительной Я-концепции у детей способствует их самооценке и социальной адаптации. Поэтому важно создавать условия, которые способствуют формированию положительного представления о себе у детей.
Какие особенности характеризуют дошкольный возраст?
Дошкольный возраст характеризуется ростом самостоятельности, развитием познавательных процессов и социального поведения, а также формированием основных качеств личности.