Сравнительный анализ США и Канады

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 26 26 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 16.01.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ПАРЛАМЕНТА КАНАДЫ
1.1. Место парламента в государственном устройстве Канады
1.2. Верхняя палата
1.3. Нижняя палата
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ США
2.1. Место Конгресса в системе разделения властей
2.2. Палата представителей
2.3. Сенат США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Палата голосует, скорее всего, исходя из своих политических предпочтений, чем из юридического анализа дела. В истории США было два случая, когда это полномочие Конгресса использовалось в отношении Президента. Впервые это случилось в 1868 г. в отношении Президента Э.Джонсона (1808-1875). У.Дж.Клинтон стал вторым Президентом, в отношении которого была применена процедура импичмента (в 1998 г.). Предполагавшееся обвинение в отношении Президента Р.М.Никсона, как заключительный аккорд Уотергейтского скандала в 70-х гг. XX в., не может считаться завершенным, поскольку основной фигурант дела о подслушивании телефонных разговоров в штаб-квартире Демократической партии ушел в отставку, с тем чтобы избежать рассмотрения дела в Сенате.

2.2. Палата представителей
Число членов палаты представителей зафиксировано законом в 1912 г. и с тех пор не изменялось - 435. В настоящее время каждый член палаты представляет около 500 тыс. избирателей. В соответствии с результатами переписи населения, проводимой каждые 10 лет, места в палате представителей перераспределяются между штатами. Право определять границы избирательных округов по выборам в палату представителей принадлежит законодательным собраниям штатов. По конституции США каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом.
Члены палаты представителей избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего после выборов года. Следовательно, каждые два года состав палаты представителей обновляется, этим же интервалом измеряется срок полномочий всего конгресса каждого созыва (в 1997-1998 гг. работает конгресс 104-го созыва). Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами в течение почти всего года. По конституции президент имеет право созывать конгресс на чрезвычайную сессию.
Наряду с полномочиями, осуществляемыми совместно обеими палатами, существуют и такие, которые может осуществлять только одна из палат. По конституции, все законопроекты о государственных доходах должны исходить от палаты представителей: сенат может предлагать к ним поправки и участвовать в их обсуждении. Это право предоставляет палате представителей определенные преимущества при рассмотрении финансовых вопросов. Палате принадлежит также право избрания президента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосов выборщиков (за всю историю США палата представителей воспользовалась этим правом лишь 2 раза - в 1801 и 1825 гг.).
Важную роль в деятельности конгресса играют постоянные и специальные комитеты. Они создаются в обеих палатах, каждый комитет специализируется в конкретной области государственного управления. В сенате 16 постоянных и 4 специальных комитета. В палате представителей 22 постоянных и 5 специальных комитетов.
Главной задачей постоянного комитета является подготовка текстов законодательных актов по своим проблемам. Около 90% законопроектов и резолюций, подготовленных комитетами, одобряются обеими палатами, иногда с поправками. В компетенцию комитетов входит поддержание контактов с органами федерального правительства и осуществление надзора, проведение расследований деятельности этих органов, а также частных лиц и организаций, проведение слушаний по любым вопросам, затрагивающим сферу интересов комитета.

2.3. Сенат США
В сенате каждый штат представлен двумя членами, т. е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие от палаты представителей, каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность в ее деятельности. По традиции сенат занимает более привилегированное положение, чем палата представителей.
Важнейшими полномочиями сената являются его участие в принятии Соединенными Штатами Америки международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата. Президент имеет право ратифицировать заключенный международный договор, только получив принятую двумя третями присутствующих сенаторов резолюцию одобрения договора, содержащую формулу <совета и согласия> сената. Сенат может одобрить или отвергнуть договор полностью или обусловить его принятие поправками, оговорками и т. д.
Исполнительной власти удается обходить конституционное требование о том, что заключение международных договоров возможно только с одобрения сената. Для этого используется форма международной договоренности, именуемая исполнительным соглашением. Исполнительное соглашение заключается президентом или другими органами исполнительной власти с представителями иностранных правительств и не подлежит одобрению сенатом. Исполнительные соглашения либо представляются конгрессу в порядке информации, либо подлежат одобрению обеими палатами простым большинством после их заключения. В XX в. эта форма международной договоренности широко используется, и в настоящее время количество исполнительных соглашений в несколько раз превышает количество договоров, заключенных США. Исполнительные соглашения имеют такую же юридическую силу, как договоры.
Согласно закону 1961 г., никакие обязательства от имени США, касающиеся разоружения, сокращения или ограничения вооруженных сил и вооружений, не могут быть приняты иначе, как в виде договора, утверждаемого двумя третями голосов в сенате, либо в виде соглашения, одобренного простым большинством обеих палат.
Прерогативой сената является контроль за назначениями должностных лиц правительства. Сенат утверждает назначения руководителей правительственных ведомств, дипломатических представителей, членов Верховного суда, федеральных судей, а также передвижения и продвижения высших чинов вооруженных сил и заграничной службы.
Лидер большинства в сенате является самой важной фигурой, влияющей на ход работы этой палаты. Он, в сущности, формулирует законодательную программу своей партии, определяет порядок работы сената, осуществляет связь с комитетами, принимает участие в распределении мест в комитетах между сенаторами. Совместно со своим заместителем лидер обеспечивает максимальную поддержку законодательным предложениям своей партии, используя личное влияние, оказывая сенаторам те или иные услуги, активно посредничая в достижении закулисных компромиссов. Лидер большинства в палате представителей занимает в партийной иерархии второе место после спикера палаты.
Роль лидеров меньшинства как в сенате, так и в палате представителей сводится в основном к формулированию политики оппозиции и организации поддержки в ее пользу.
Руководство партийных фракций обеих палат служит связующим звеном между исполнительной властью и конгрессом. Президент часто консультируется с лидерами своей партии в конгрессе и время от времени с лидерами обеих партий совместно. Сотрудничество с руководством партийных фракций ему необходимо, когда он стремится получить от конгресса поддержку своим инициативам.
Каждая из палат имеет своих должностных лиц. Спикер палаты представителей является одним из самых влиятельных деятелей конгресса. Его кандидатура выдвигается фракцией большинства в палате и утверждается на заседании палаты. Спикер председательствует в палате, определяет порядок рассмотрения законопроектов, направляет внесенные законопроекты в комитеты, выносит окончательное решение по всем процедурным вопросам. Ему же принадлежит право предоставлять или не предоставлять слово члену палаты. Учитывая его вес в конгрессе, президент и члены кабинета устанавливают со спикером деловые контакты и информируют его о политических проблемах. Особенно велика роль спикера в отношениях с администрацией в те периоды, когда президент принадлежит к одной партии, а палату представителей контролирует другая.
Многоступенчатый процесс прохождения законопроекта в конгрессе предполагает, что он должен быть одобрен на каждой из стадий. Отрицательного решения на одной из них достаточно для того, чтобы его отвергнуть. Этому же часто равносильно торможение прохождения законопроекта, поскольку в конгрессе действует принцип дисконтинуитета. Он заключается в том, что законопроект, внесенный на данной сессии конгресса, должен быть одобрен в течение работы конгресса данного созыва; рассмотрение законопроекта на следующую сессию не переносится. Единственное исключение из этого правила - международные договоры, переданные на рассмотрение сената: они не снимаются с рассмотрения до тех пор, пока сенат не примет решения или президент не отзовет договор из сената.
Во время каждого созыва конгресса вносится большое количество законопроектов - около 20 тысяч, принимается конгрессом лишь несколько сотен. Законы в американском конгрессе называют именами тех конгрессменов, которые предложили их в обеих палатах: например, закон Тафта-Хартли и т. п.




Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности работы и функционирования законодательной власти в США и Канаде.
Можно сделать вывод, что организация парламентаризма в данных государствах является очень сходной как по внешним, так и по внутренним характеристикам.
Законодательная власть принадлежит Королеве в лице Генерал-губернатора и Парламенту. Парламент Канады состоит из Палаты общин и Сената. Палата общин состоит из 301 депутата и избирается путем всеобщих прямых выборов сроком на 5 лет. В составе Сената - 104 человека, назначаемых Генерал-губернатором пожизненно.
Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки на федеральном уровне осуществляется конгрессом США. Он состоит из двух палат - сената и палаты представителей.
Конгресс США - высший законодательный орган страны, имеет двухпалатную структуру и состоит из Сената (100 мест) и Палаты представителей (435 мест). Палата представителей представляет интересы народа в целом. Конституционный состав палаты - 435 депутатов ( именуемых "конгрессменами"). Срок полномочий 2 года. Выборы в Палату представителей проходит в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года.
Члены Палаты представителей избираются по мажоритарной системе относительного большинства без требования кворума. Каждый штат избирает число представителей, пропорциональное численности населения штата, с учетом, чтобы 1 представитель избирался примерно от равного числа избирателей, причем каждый штат, как минимум, имел в конгрессе 1 представителя. Выборы проходят в одномандатных округах.


Список литературы
Авакьян С.А, Богданова Н.А.Конституционное законодательство демократических стран. – М.: Наука, 2004.
Ажаева В.С. Канада: тенденции социально-политического развития. - М.: ИНИОН, 2005.
Баталов Э.Я. Политическая система США сегодня: взгляд из Москвы // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2004 - с. 3-19.
Богдановская И. Ю. Правовые системы Канады, Австралии и Новой Зеландии: особенности развития // Право и политика. - 2002. - №4 – с.24 – 37.
Борисов Я.Е. Канадский федерализм: Автореф. дис... канд. юрид. наук / Борисов Я.Е.; М-во образования Рос. Федерации. - М.: Б.и., 2006.
Колмакова Е.Г. Опыт парламентаризма США и Канады // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2004. - с. 107-112.
Мелкумов А.А. Особенности государственно-политического устройства Канады / Мелкумов А.А. // Вестник МГУ. Сер.12, Политические науки, 2006.. - с. 103-120.
Мишин А. А. Система органов власти в США. - М.: Наука, 2004.
Полянов С.К. Государственное управление в зарубежных странах..– М.: Филинъ, 2005.
Разделение властей: история и современность. / Спецкурс под ред. проф. М.Н. Марченко. - М.: МГУ, 2007.


Ажаева В.С. Канада: тенденции социально-политического развития. - М.: ИНИОН, 2005. – с. 10
Борисов Я.Е. Канадский федерализм: Автореф. дис... канд. юрид. наук / Борисов Я.Е.; М-во образования Рос. Федерации. - М.: Б.и., 2006. – с. 18
Богдановская И. Ю. Правовые системы Канады, Австралии и Новой Зеландии: особенности развития // Право и политика. - 2002. - №4 – с.30.
Мелкумов А.А. Особенности государственно-политического устройства Канады / Мелкумов А.А. // Вестник МГУ. Сер.12, Политические науки, 2006.. - с. 117.
Разделение властей: история и современность. / Спецкурс под ред. проф. М.Н. Марченко. - М.: МГУ, 2007. – с. 194
Баталов Э.Я. Политическая система США сегодня: взгляд из Москвы // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2004 - с. 8.
Колмакова Е.Г. Опыт парламентаризма США и Канады // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2004. - с. 110.
Мишин А. А. Система органов власти в США. - М.: Наука, 2004. – с.81









3

1.Авакьян С.А, Богданова Н.А.Конституционное законодательство демократических стран. – М.: Наука, 2004.
2.Ажаева В.С. Канада: тенденции социально-политического развития. - М.: ИНИОН, 2005.
3.Баталов Э.Я. Политическая система США сегодня: взгляд из Москвы // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2004 - с. 3-19.
4.Богдановская И. Ю. Правовые системы Канады, Австралии и Новой Зеландии: особенности развития // Право и политика. - 2002. - №4 – с.24 – 37.
5.Борисов Я.Е. Канадский федерализм: Автореф. дис... канд. юрид. наук / Борисов Я.Е.; М-во образования Рос. Федерации. - М.: Б.и., 2006.
6.Колмакова Е.Г. Опыт парламентаризма США и Канады // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2004. - с. 107-112.
7.Мелкумов А.А. Особенности государственно-политического устройства Канады / Мелкумов А.А. // Вестник МГУ. Сер.12, Политические науки, 2006.. - с. 103-120.
8.Мишин А. А. Система органов власти в США. - М.: Наука, 2004.
9.Полянов С.К. Государственное управление в зарубежных странах..– М.: Филинъ, 2005.
10.Разделение властей: история и современность. / Спецкурс под ред. проф. М.Н. Марченко. - М.: МГУ, 2007.


Вопрос-ответ:

Что такое парламент и какое место он занимает в государственном устройстве Канады?

Парламент в Канаде - это законодательный орган, который является основой парламентской демократии в стране. Он состоит из двух палат: Верхней и Нижней палаты. Парламент Канады играет ключевую роль в принятии законов и контроле за исполнительной властью.

Какие особенности у Верхней палаты Канады?

Верхняя палата Канады, также известная как Сенат, состоит из назначаемых генерал-губернатором и президентом Сената сенаторов. Они занимаются рассмотрением законопроектов, принятых в Нижней палате, и могут вносить поправки в них. Сенаторы являются пожизненными членами Сената и их назначение осуществляется на основе заслуг и опыта.

Какие функции выполняет Нижняя палата Канады?

Нижняя палата Канады, называемая палатой общин, состоит из выбранных представителей, называемых депутатами. Эта палата имеет основную роль в законотворчестве. Законопроекты должны быть приняты Нижней палатой и одобрены Сенатом, прежде чем они станут законами.

В какой системе разделения властей находится Конгресс США?

Конгресс США занимает важное место в системе разделения властей. Он является законодательным органом, который состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Конгресс играет решающую роль в принятии законов и контроле за исполнительной властью.

Чем отличается Палата представителей США от Сената?

Палата представителей США состоит из выбранных представителей, называемых конгрессменами. Их количество зависит от населения каждого штата. Палата представителей обладает повышенной ролью в финансовом ведении, а также имеет право начинать процесс импичмента президента. Сенат США, с другой стороны, состоит из двух сенаторов от каждого штата. Сенат является участником процесса импичмента и утверждает назначения президента.

Какое место занимает парламент в государственном устройстве Канады?

Парламент Канады занимает центральное место в государственном устройстве. Он является законодательным органом и осуществляет контроль за властью. В парламенте принимаются законы, рассматриваются вопросы национального значения и проводятся дебаты.

Какие функции выполняет верхняя палата парламента Канады?

Верхняя палата парламента Канады, известная как Сенат, выполняет ряд функций. Она играет роль второй палаты в процессе принятия законов, проводит обсуждения по различным вопросам, представляет интересы провинций и территорий Канады. Также Сенат осуществляет контроль за правительством и имеет право вносить поправки в законопроекты, принятые в нижней палате.

Какие функции выполняет нижняя палата парламента Канады?

Нижняя палата парламента Канады, известная как Палата общин, осуществляет ряд важных функций. В ней состоят выбранные народом представители, которые решают вопросы законодательства, финансов, принимают решения по вопросам национального значения и контролируют работу правительства.

Какое место занимает Конгресс в системе разделения властей США?

Конгресс США занимает центральное место в системе разделения властей. Это законодательный орган, который состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Конгресс обладает властью в области законотворчества, осуществляет надзор над исполнительной властью и имеет право вносить поправки в Конституцию.

Какие функции выполняет Палата представителей Конгресса США?

Палата представителей Конгресса США осуществляет наблюдение за работой правительства и принимает участие в процессе законотворчества. Ее члены избираются населением и представляют интересы своих избирателей. В Палате представителей принимаются законы, решаются вопросы бюджета и проводятся дебаты по политическим вопросам.