Принципы реализации концепции TQM на предприятии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление качеством
  • 25 25 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 28.07.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие о всеобщем управлении качеством
2. Принципы концепции TQM
3. Преимущества для организации при использовании методологии ТQМ
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

В чем заключается принцип системного подхода к управлению?
Во всех организациях, будь они производственными предприятиями, банками, магазинами, университетами или отелями, и вне их всегда имеет место ряд «цепочек качества» — взаимосвязанных процессов, включающих в себя поставщиков и потребителей. Например, секретарь-референт является поставщиком по отношению к своему начальнику, для него как потребителя важно, удовлетворяются ли его требования к срокам и качеству оформления документации? Эти «цепочки» могут быть нарушены в любой их точке одним человеком или одним элементом оборудования, не отвечающим требованиям потребителя, внешнего или внутреннего. Концепция внутренних и внешних потребителей и поставщиков составляет основу всеобщего качества.
Эффективность деятельности организации можно повысить за счет создания и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика [4, c.86].
Принцип системности управления реализуется за счет следующих действий:
определение системы путем установления процессов, влияющих на заданные цели
структуризация системы для достижения цели оптимальным способом
понимание взаимозависимости между процессами в системе
непрерывное совершенствование системы на базе оценки и аттестации
установление в деятельности приоритета согласованности ресурсов
«Только при системном подходе к управлению станет возможным эффективное использование обратной связи с потребителем для формирования стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству»[2, c.27].
В чем заключается принцип постоянного совершенствования?
«Организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного появления таких проблем в будущем.
Цели и задачи основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей» [3, c.36].
Принцип постоянного совершенствования реализуется следующим образом:
определение в качестве цели каждого сотрудника организации непрерывного совершенствования продукции, процессов и систем
использование периодической оценки вместо установленных критериев качества для определения области возможного совершенствования
постоянное повышение производительности и эффективности всех процессов
поощрение профилактических действий
обеспечение всех сотрудников организации соответствующим обучением, методиками и инструментами непрерывного совершенствования, такими, как, например, цикл Деминга, методы реинжиниринга, инноватики и т. д.
создание системы мер для установления, отслеживания и стимулирования улучшений
В чем заключается принцип принятия решений, основанных на фактах?
Эффективные решения имеет под собой только верные данные. Их источниками могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потребителей и т. д. Кроме того, информация может основываться на анализе предложений сотрудников организации по поводу снижения издержек, повышения производительности и т.д.
Принцип фактической обоснованности решений прослеживается в таких проявлениях и действиях организации, как:
проведение измерений, сбор целевых данных и информации
обеспечение достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией
анализ данных и информации
понимание значимости подходящих статистических методов
принятие решений и выполнение действий, базирующихся на результатах логического анализа соотношения практического опыта и интуиции
В чем заключается принцип взаимовыгодных отношений с поставщиками и как его можно реализовать?
Каждая организация тесно связана со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности организации [3, c.12].
Принцип поддержания взаимовыгодных отношений с поставщиками реализуется в таких проявлениях и действиях организации, как:
определение и выбор ключевых поставщиков
установление отношений партнерства с поставщиками на основе баланса между краткосрочными целями и долгосрочными планами как организации, так и общества в целом
создание простых и открытых взаимосвязей
инициирование совместного совершенствования продукции и процессов
совместное однозначное определение потребностей потребителей
обмен информацией и планами на будущее
признание достижений поставщиков
3. Преимущества для организации при использовании методологии ТQМ
Практика показывает, что квалифицированное использование методологии ТQМ обеспечивает организации следующие преимущества:
Увеличение прибыли
Обеспечение экономической устойчивости фирмы и рационального использования всех видов ресурсов
Улучшение имиджа и репутации фирмы
Повышение качества управленческих решений
Внедрение новейших достижений
Увеличение производительности труда
Повышение качества и конкурентоспособности продукции
Рост степени удовлетворенности клиентов
Необходимо иметь в виду, что современная концепция управления качеством — это концепция управления всяким целенаправленным видом деятельности, позволяющая достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, сфере услуг и других областях [4,c.28].
С чего же сегодня российская организация должна начинать внедрение в свою деятельность методологии ТQМ? Во-первых, необходимо взять за основу стандарты ИСО-9000. Во-вторых, создать и затем совершенствовать систему управления качества, используя методы ТQМ. В-третьих, систематически проводить самооценку в целях сокращения отставания от лидеров — победителей конкурса на премию по качеству. При этом в качестве оценочных показателей можно использовать критерии премии по качеству.
Основные проблемы при внедрении концепции «Всеобщего управления качеством» обычно возникают в сфере управления персоналом. Любая организация, решившая заняться совершенствованием качества, сталкивается, как минимум, с четырьмя препятствиями:
Сопротивление персонала нововведениям
Ограниченное понимание менеджерами разных уровней взаимосвязи качества продукции с эффективностью деятельности организации
Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию или очередной новомодной кампании
Придание совершенствованию качества статуса не управленческого, а статистического мероприятия.
Внедрение процедур повышения качества зачастую требует коренного изменения корпоративной культуры. Особое внимание при этом необходимо уделить менеджерам среднего звена, их квалификации и приверженности концепции ТQМ. Именно от этого управленческого уровня зависит, удастся или нет вовлечь рядовых сотрудников организации в процессы всестороннего совершенствования производства и контроля качества, внедрить в сознание рядовых работников понимание обратной связи между уровнем качества и уровнем затрат.
Заключение
Всеобщее управление качеством — это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом.
В настоящее время Всеобщее управление качеством все в большей степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества. TQM необходимо и нам, если мы хотим не только выйти из кризиса, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами. Вот почему знание TQM и его применение на практике в ближайшем будущем станут необходимыми руководителям не только крупных, но и малых предприятий.
Основными целями TQM являются: ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей; возведение качества в ранг цели предпринимательства; оптимальное использование всех ресурсов организации
Для внедрения концепции всеобщего управления качеством на предприятии, во-первых, необходимо взять за основу стандарты ИСО-9000. Во-вторых, создать и затем совершенствовать систему управления качества, используя методы ТQМ. В-третьих, систематически проводить самооценку в целях сокращения отставания от лидеров — победителей конкурса на премию по качеству. При этом в качестве оценочных показателей можно использовать критерии премии по качеству.
Основные проблемы при внедрении концепции «Всеобщего управления качеством» обычно возникают в сфере управления персоналом.
Список используемой литературы
1. Воробьев В.П. Модель TQM в Российском научном центре "Курчатовский институт" // Стандарты и качество. - 2008. - № 2.- С.12-45.
2. Воробьев В.П. Как не напрасно тратить деньги // Методы менеджмента качества. - 2008. - № 4. – C. 28-35.
3. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2008. - 368 с.
4. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие для вузов, 4-е изд. — М: Дело и сервис, 2008. — 456с.
5. Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова.-М., 2008.-455с.




2

1. Воробьев В.П. Модель TQM в Российском научном центре "Курчатовский институт" // Стандарты и качество. - 2008. - № 2.- С.12-45.
2. Воробьев В.П. Как не напрасно тратить деньги // Методы менеджмента качества. - 2008. - № 4. – C. 28-35.
3. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2008. - 368 с.
4. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие для вузов, 4-е изд. — М: Дело и сервис, 2008. — 456с.
5. Экономика фирмы. Словарь-справочник / Под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова.-М., 2008.-455с.

Вопрос-ответ:

В чем заключается принцип системного подхода к управлению?

Принцип системного подхода к управлению заключается в том, что все организации, независимо от их вида деятельности, состоят из взаимосвязанных процессов, которые включают в себя поставщиков и потребителей. В рамках системного подхода, целью является оптимизация всех процессов и их взаимодействий для достижения наилучшего качества продукции или услуг.

Что такое всеобщее управление качеством (TQM)?

Всеобщее управление качеством (TQM) - это концепция, которая подразумевает постоянное совершенствование качества продукции или услуг, путем вовлечения всех уровней и сотрудников организации. TQM основана на идеях непрерывного улучшения, установлении стандартов качества и активном участии всех работников в процессе управления качеством.

Какие принципы лежат в основе концепции TQM?

Основными принципами концепции TQM являются постоянное улучшение, участие всех уровней и сотрудников организации, ориентация на потребителя, предельное устранение отклонений и неправильных действий, использование статистических методов для анализа и контроля качества, установление стандартов качества, обучение и обучение персонала, а также развитие культуры качества в организации.

Каковы преимущества для организации при использовании методологии TQM?

Использование методологии TQM дает организации ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет достичь высокого уровня качества продукции или услуг, что ведет к удовлетворенности клиентов и повышению их лояльности. Во-вторых, TQM способствует улучшению эффективности и производительности организации, оптимизации процессов и управления ресурсами. Кроме того, применение TQM способствует установлению культуры непрерывного улучшения и развитию навыков и компетенций сотрудников организации.

Что такое всеобщее управление качеством?

Всеобщее управление качеством (TQM) - это философия управления организацией, основанная на стремлении достичь максимального качества продукции или услуг путем непрерывного улучшения всех процессов в организации.

Какие принципы лежат в основе концепции TQM?

Основными принципами концепции TQM являются участие всех сотрудников организации в процессе улучшения качества, фокус на потребностях и ожиданиях клиента, непрерывное улучшение всех процессов, предоставление лидерства руководством, учет данных и фактов при принятии решений и управление отношениями с поставщиками.

Какие преимущества может получить организация при использовании методологии TQM?

Использование методологии TQM может принести организации такие преимущества, как повышение качества продукции или услуг, улучшение удовлетворенности клиентов, увеличение продуктивности и эффективности процессов, снижение издержек, повышение мотивации и удовлетворенности сотрудников, установление долгосрочных отношений с поставщиками.

Что означает принцип системного подхода к управлению?

Принцип системного подхода к управлению означает, что организация рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Подходящие изменения должны быть внедрены во всю систему, а не только в отдельные компоненты, чтобы достичь оптимальных результатов.

В чем заключается значение «цепочек качества» в организации?

«Цепочки качества» в организации представляют собой взаимосвязанные процессы, включающие всех участников, от поставщиков до клиентов. Каждая цепочка влияет на качество конечного продукта или услуги, и поэтому в организации необходимо обеспечить эффективное управление и сотрудничество всех звеньев цепочек качества, чтобы добиться максимального результата.

Что такое всеобщее управление качеством?

Всеобщее управление качеством (TQM) - это концепция, предполагающая использование системного подхода к управлению качеством в организации. Она охватывает все аспекты деятельности предприятия, от производства товаров или оказания услуг до взаимодействия с клиентами и управления персоналом. Основная идея TQM заключается в том, что качество должно быть важным аспектом работы всех сотрудников и рассматриваться как общая ответственность.