Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 10.06.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
1.1 Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию
1.2 Современное состояние института взаимной правовой помощи по уголовным делам
2. БОРЬБА С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ТЕРРОРИЗМОМ
2.1 Борьба с транснациональной преступностью
2.2 Борьба с терроризмом
2.3 Борьба с незаконным оборотом наркотиков
3. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
3.1 Борьба с коррупцией
3.2.Борьба с экономическими и финансовыми преступлениями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Здесь обращает на себя внимание тот факт, что на сегодняшний день вообще отсутствует четкое общепризнанное понятие «коррупция». Такое понятие содержится только в региональной Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г., и используется только для целей этой Конвенции. Тем не менее, государства определили на конвенционном уровне круг подлежащих криминализации деяний, указав их признаки.
Далее, в Конвенции четко и однозначно решен вопрос об ответственности юридических лиц. В соответствии со ст. 26 Конвенции, государство-участник принимает меры для установления ответственности юридических лиц, в том числе уголовной, с учетом его правовых принципов. Заметим, что в ряде случаев Конвенция устанавливает право государства «рассматривать возможность принятия законодательных и иных мер», что дает государству большой объем свободы при принятии решения, здесь же критерием введения соответствующей ответственности является соблюдение правовых принципов. При условии их соблюдения установление мер ответственности юридических лиц является обязательным для государства. Сегодня юридические лица не являются субъектами уголовной ответственности по российскому уголовному праву, и решение этого вопроса с точки зрения соблюдения правовых принципов России — еще одна задача, которую предстоит решить в ближайшее время.
Следующей новеллой является установление такого вида наказания, как конфискация доходов от преступлений, имущества, оборудования и иных объектов. Ранее российский закон предусматривал конфискацию как вид наказания, но впоследствии она была отменена. Теперь еще раз предстоит решить вопрос о целесообразности этой меры.
Значительное внимание Конвенция уделяет вопросам международного сотрудничества. В Конвенции определено, что оно осуществляется как по уголовно-правовым, так и по гражданско-правовым и административным вопросам, связанным с коррупцией, что существенно расширяет сферы взаимодействия государств в борьбе с коррупцией.
Остановимся более подробно на предусмотренных Конвенцией особенностях отдельных форм международного сотрудничества. Так, Конвенция устанавливает право государства-участника разрешить выдачу какого-либо лица в связи с любым из преступлений, охватываемых Конвенцией, которые не являются уголовно наказуемыми согласно его собственному законодательству. Это положение является новым и для России, и для международного сообщества в целом.
Конвенция предусматривает также иные формы международного сотрудничества, такие как передача осужденных лиц, взаимная правовая помощь, передача уголовного производства, сотрудничество между правоохранительными органами, а также проведение совместных расследований и применение специальных методов расследования. Процедура оказания взаимной правовой помощи регламентирована значительно более детально, нежели в иных конвенциях по борьбе с коррупцией. Кроме того, Конвенцией установлен максимально возможный объем правовой помощи, а также право компетентных органов государств-участников без предварительной просьбы передавать информацию по уголовно-правовым вопросам компетентным органам других государств-участников, если это может оказать помощь в расследовании и уголовном преследовании. При этом не исключается действие иных договоров о правовой помощи и обеспечивается выполнение предусмотренных такими договорами обязательств, что свидетельствует о расширении сферы сотрудничества государств. Государства не имеют права отказать в предоставлении помощи ни на основании банковской тайны, ни в связи с налоговыми вопросами.
Следует заметить, что Конвенция открыта для подписания не только всеми государствами, но и региональными организациями экономической интеграции. Это означает, что реализация Конвенции будет осуществляться на различных уровнях как отдельными государствами, так и международными организациями. В данной Конвенции впервые на универсальном уровне столь подробно регламентированы правовые основы борьбы с коррупцией и особенности отдельных процедур взаимодействия государств, это позволит сузить круг практических проблем взаимодействия государств.
Все указанные вопросы являются далеко не исчерпывающими. Ратификация нашим государством указанной Конвенции поставила множество задач, требующих скорейшего разрешения. Безусловно, ратификация Россией Конвенции позволяет говорить о выходе России на новый уровень в сфере борьбы с коррупцией и в сфере международного сотрудничества в целом. Этот шаг имеет серьезные правовые последствия, как в сфере правотворчества, так и для правоприменительной практики. По всей видимости, потребуется внесение существенных поправок в УК РФ, КоАП РФ, в иные законы, принятие отдельных нормативно-правовых актов по отдельным вопросам борьбы с коррупцией, а возможно, и принятие специального закона по борьбе с коррупцией.
3.2.Борьба с экономическими и финансовыми преступлениями
Ущерб, наносимый экономической и финансовой преступностью, стал особенно очевиден в последние годы, когда по Европе и Северной Америке прокатилась серия громких дел, которые значительно подорвали престиж ряда компаний и финансовых учреждений, что привело к банкротству и потере рабочих мест, а также причинило серьёзный ущерб инвесторам из числа как юридических, так и физических лиц. Россия, надо заметить, не стоит в стороне от этого «магистрального пути» современности. Даже не стоит перечислять все громкие дела, которые были, идут и «готовятся к показу» - они и так у всех на слуху. Часть из этих дел уже подвергнута научному анализу, но большая такого анализа еще ждёт.
В промышленно развитых странах, несмотря на всю серьезность этих дел, их последствия можно ограничить, учитывая как масштабы экономики стран, в которых они имеют место, так и способность соответствующих стран создавать надлежащие регулирующие механизмы для предупреждения новых инцидентов. В развивающихся же странах долговременные последствия экономической и финансовой преступности оказываются значительно более серьёзными. Действительно, в силу слабой нормативной базы, ограниченного потенциала органов управления и низкого профессионального уровня работников правоохранительных органов, многие развивающиеся страны особенно уязвимы с этой стороны.
В широком смысле термин «экономическая и финансовая преступность» означает любые ненасильственные преступления, которые причиняют финансовый ущерб, хотя иногда этот ущерб может быть скрытым или не восприниматься обществом как таковой. Такие преступления охватывают широкий спектр противоправных деяний. Тем не менее, категория «экономическая преступность» не поддается точному определению, и сформировать четкую концепцию на этот счет по-прежнему трудно. Ещё в 1981 г. Комитет министров Совета Европы определил 16 правонарушений как экономические преступления: от правонарушений, связанных с деятельностью картелей, – до экологических преступлений (рекомендация №R(81) 12). Большая часть из этих правонарушений вполне обоснованно может быть отнесена к категории «экономической и финансовой преступности».
Задача концептуализации экономических и финансовых преступлений осложняется стремительным развитием технологий, которые открывают новые возможности для совершения таких преступлений. Технический прогресс, и, прежде всего, развитие сети Интернета, оказывает значительное влияние на общий уровень экономической и финансовой преступности. Одновременно эти факторы осложняют также попытки понять и проанализировать масштабы преступлений, подпадающих под широкое понятие «экономическая и финансовая преступность.
Определенной спецификой отличаются злоупотребления с пластиковыми карточками, используемыми в банкоматах для получения наличных денег.
Известен случай, когда в Венгрии через банкоматы, расположенные в разных концах Будапешта, преступники в течение нескольких минут, используя около 1,5 тыс. поддельных карточек, сняли со счетов 1,5 млн. форинтов. В мошенничестве принимало участие около 150 человек.
В Англии преступники изготовили фальшивый банкомат, который был внешне оформлен как многие другие. При пользовании им законные держатели карточек оставляли свои реквизиты, включая данные о счетах, с помощью которых затем злоумышленники изготавливали поддельные карточки, после чего получали наличные деньги через действующие банкоматы.
Преступник, похитивший 400 млн. руб. из банкоматов одного московского банка, подбирая цифровую комбинацию кода доступа в компьютерную систему управления счетами клиентов банка.
Международное сообщество обоснованно опасается тех угроз, которые исходят от данного вида преступной деятельности, но, в силу стремительной динамики процесса, предложить эффективные меры противодействия не всегда удается. Как правило, мы запаздываем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема применения права в процессе международного сотрудничества по уголовным делам актуальна в связи с разрастанием международной и национальной уголовной преступности. Процессуальная характеристика интернационального правового сотрудничества по уголовным делам на договорной основе и в порядке международной вежливости и взаимности включает: цели и задачи, понятие и основные направления такого сотрудничества; стандарты, принципы, нормы, прецеденты, обыкновения в процессе оказания правовой помощи; объекты юрисдикции взаимодействующих государств; пределы взаимных обязательств сторон при сотрудничестве; составляющие предмета международной помощи (уголовное преследование, защита; следственные действия; меры пресечения; розыск, задержание и выдача преступников, их этапирование; иные меры процессуального принуждения, сопряженные с выдачей преступников; информационное обеспечение выдачи и других мер принуждения; юридическая природа и содержание правоотношений при сотрудничестве; правовые формы и механизмы правовой помощи).
В настоящее время в рамках конгрессов удалось разработать материалы, которые можно рассматривать как законодательную базу, так как они содержат нормативные стандарты, применимые ко всем государствам. Большинство материалов относятся к «мягкому праву», закрепленному в резолюциях соответствующих органов ООН. Однако всё чаще формулировки некоторых материалов включаются в международные договоры или становятся частью свода норм международного обычного права. Эти документы охватывают те области, в которых можно было обеспечить широкий консенсус в момент их принятия. Существует некоторое дублирование, что вполне естественно для такой масштабной работы. Всё больше появляется и устаревших норм, что свидетельствует о том, что мир не стоит на месте, а интенсивно развивается. Однако, не подлежит сомнению их влияние на развитие уголовного правосудия, укрепление принципа верховенства права и на всеобщее уважение норм поведения, свобод и общих ценностей.
В силу глобальности проблемы борьбы с преступностью, которая не знает границ, и с которой ни одно государство в мире сегодня не в состоянии совладать в одиночку, в ближайшие годы усилится тенденция конвенциального развития уголовного правосудия. Об этом говорит и К. Аннан в своем Докладе (п. 136 и др.): «В этой связи надо к этому готовиться и теоретически и идеологически. Мы не можем, как и любое другое государство в мире, всё принять и приспособить под себя, но мы не можем и не должны всё отвергать. В этой связи надо подключать значительные интеллектуальные силы для отыскания оптимального результата, причем, результат этот должен закладываться еще при выработке самого конвенциального решения. Иными словами успех в сфере борьбы с преступностью будет зависеть от повышения согласованности международной повестки дня в этой сфере».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бабурин С.Н., Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция – наиболее опасный вектор деградации общества: Материалы к размышлению. – М., 2004.
Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти для противодействия коррупции // Государство и право. 2002. № 3. С. 9-16.
Долгова А. И. Преступность // Преступность и реформы в России: Сборник статей / Под ред. А. И. Долговой. М., 1998. С. 32, 43.
Камынин И.Д. Конвенция ООН «против коррупции» - новые контуры международного сотрудничества // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. – Владивосток, 2005. – С. 108-129.
Коваленко Е.О. Контрабанда культурных ценностей: востребованность преступлений //Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. – Владивосток, 2005. – С. 187-190.
Корчагин, А. Г., Номоконов, В. А., Шульга, В. И. Организованная преступность и борьба с ней :Учебное пособие /А. Г. Корчагин, В. А. Номоконов, В. И. Шульга; Дальневосточный гос. ун-т ; Юрид. ин-т. -Владивосток,1995. -108 с.
Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / Научн. редактор проф. А.Б. Соловьев. – М.: Юрлитинформ, 2000. – 477 с.
Мысловский Е.Н. Уголовно-правовые и криминологические проблемы современных нетрадиционных форм мошенничества (на примере «финансовых пирамид» «МММ», «Русский дом селенга», «Тибет», «Хопёр»): Автореф. дисс. … канд. юр. наук. - М., 2003.
Основы противодействия коррупции. М.: Спартак, 2000. С. 79.
Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. – М.: Юрлитинформ, 2006. – 528 с.
Романова А. Г. Иностранцы и преступность в России // Преступность: стратегия борьбы: Сборник статей. М., 2007. С. 214.
Следы преступлений в сфере компьютерной информации // Российский следователь. – 2004. - № 7. – С. 2 – 11.
Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия / Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2005. С. 41-47.
Федеральный закон от 28.05.2001 г. № 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». - Собрание законодательства РФ, 2001. - № 23. - Ст. 2280
http://www.odccp.org/crime_prevention.html
http://www.un.org/russian/documen/convents/corruption.pdf
http://www.izvestia.kz/news.php?date=05-08-05&number=3
http://www.narkotiki.ru/gnk_5850.html
Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия / Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2005. С. 41-47.
Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. – М.: Юрлитинформ, 2006. – 528 с.
http://www.odccp.org/crime_prevention.html
Коваленко Е.О. Контрабанда культурных ценностей: востребованность преступлений //Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. – Владивосток, 2005. – С. 187-190.
Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия / Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2005. С. 41-47.
http://www.odccp.org/crime_prevention.html
http://www.narkotiki.ru/gnk_5850.html
http://www.izvestia.kz/news.php?date=05-08-05&number=3
Камынин И.Д. Конвенция ООН «против коррупции» - новые контуры международного сотрудничества // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. – Владивосток, 2005. – С. 108-129.
http://www.un.org/russian/documen/convents/corruption.pdf
Мысловский Е.Н. Уголовно-правовые и криминологические проблемы современных нетрадиционных форм мошенничества (на примере «финансовых пирамид» «МММ», «Русский дом селенга», «Тибет», «Хопёр»): Автореф. дисс. … канд. юр. наук. - М., 2003.
http://www.un.org/russian/documen/convents/corruption.pdf
2
2.Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти для противодействия коррупции // Государство и право. 2002. № 3. С. 9-16.
3.Долгова А. И. Преступность // Преступность и реформы в России: Сборник статей / Под ред. А. И. Долговой. М., 1998. С. 32, 43.
4.Камынин И.Д. Конвенция ООН «против коррупции» - новые контуры международного сотрудничества // Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. – Владивосток, 2005. – С. 108-129.
5.Коваленко Е.О. Контрабанда культурных ценностей: востребованность преступлений //Проблемы борьбы с проявлениями криминального рынка. – Владивосток, 2005. – С. 187-190.
6.Корчагин, А. Г., Номоконов, В. А., Шульга, В. И. Организованная преступность и борьба с ней :Учебное пособие /А. Г. Корчагин, В. А. Номоконов, В. И. Шульга; Дальневосточный гос. ун-т ; Юрид. ин-т. -Владивосток,1995. -108 с.
7.Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / Научн. редактор проф. А.Б. Соловьев. – М.: Юрлитинформ, 2000. – 477 с.
8.Мысловский Е.Н. Уголовно-правовые и криминологические проблемы современных нетрадиционных форм мошенничества (на примере «финансовых пирамид» «МММ», «Русский дом селенга», «Тибет», «Хопёр»): Автореф. дисс. … канд. юр. наук. - М., 2003.
9.Основы противодействия коррупции. М.: Спартак, 2000. С. 79.
10.Правовое регулирование новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса. – М.: Юрлитинформ, 2006. – 528 с.
11.Романова А. Г. Иностранцы и преступность в России // Преступность: стратегия борьбы: Сборник статей. М., 2007. С. 214.
12.Следы преступлений в сфере компьютерной информации // Российский следователь. – 2004. - № 7. – С. 2 – 11.
13.Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия / Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2005. С. 41-47.
14.Федеральный закон от 28.05.2001 г. № 62-ФЗ «О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности». - Собрание законодательства РФ, 2001. - № 23. - Ст. 2280
15.http://www.odccp.org/crime_prevention.html
16.http://www.un.org/russian/documen/convents/corruption.pdf
17.http://www.izvestia.kz/news.php?date=05-08-05&number=3
18.http://www.narkotiki.ru/gnk_5850.html
Вопрос-ответ:
Какие международные документы являются основой для сотрудничества в борьбе с преступностью?
В качестве основы для сотрудничества в борьбе с преступностью служат различные международные документы, в том числе Устав Организации Объединенных Наций, которым участники обязуются принимать меры для предотвращения преступности и сотрудничать друг с другом в расследовании и наказании преступников.
Какова роль ООН в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью?
ООН играет важную роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Она организует такие мероприятия, как Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, на которых основные проблемы в этой области обсуждаются и принимаются решения. ООН также учреждает специальные органы, такие как Комиссия по превенции преступности и уголовной юстиции, которые занимаются разработкой и реализацией международных программ и проектов по борьбе с преступностью.
Что такое транснациональная организованная преступность и как с ней борются?
Транснациональная организованная преступность - это вид преступности, который осуществляется преступными группировками на территории нескольких государств. Для борьбы с этим видом преступности используются различные международные механизмы сотрудничества, такие как обмен информацией, экстрадиция преступников, совместные расследования и операции. Кроме того, разрабатывается и реализуется международное законодательство, направленное на пресечение транснациональной организованной преступности.
Каким образом международное сотрудничество способствует борьбе с терроризмом?
Международное сотрудничество способствует борьбе с терроризмом путем обмена разведывательной информацией, совместных расследований и операций. Страны сотрудничают друг с другом в области выявления и задержания террористов, а также обменом информацией о финансировании террористических организаций. Кроме того, на международном уровне принимаются резолюции и конвенции, направленные на пресечение и предотвращение террористической деятельности.
Какие правовые основы существуют для международного сотрудничества по борьбе с преступностью?
Правовыми основами международного сотрудничества по борьбе с преступностью являются различные международные договоры и конвенции, которые регулируют сотрудничество между государствами в области предупреждения и пресечения преступлений. Например, ООН создала ряд документов, таких как Конвенция о борьбе с транснациональной организованной преступностью и Протоколы к ней, которые обязывают государства сотрудничать в расследованиях и выдаче преступников. Также существуют региональные организации, такие как Европол и Интерпол, которые координируют сотрудничество между различными правоохранительными органами.
Какие меры принимаются в борьбе с транснациональной организованной преступностью?
Борьба с транснациональной организованной преступностью включает в себя ряд мер, направленных на пресечение деятельности организованных преступных групп. Это включает в себя обмен оперативной информацией, совместные расследования, создание специализированных служб для борьбы с транснациональной преступностью, сотрудничество в проведении судебного процесса и выдаче преступников. Также существуют программы по обучению правоохранительных органов и развитию их технических возможностей для борьбы с этой формой преступности.
Как осуществляется борьба с терроризмом на международном уровне?
Борьба с терроризмом на международном уровне осуществляется через тесное сотрудничество между правоохранительными органами разных стран. Это включает в себя обмен информацией, совместные операции, координацию действий при предотвращении террористических актов и расследовании их последствий. Важным инструментом в этой борьбе является международное правовое сотрудничество, которое позволяет арестовывать и выдавать террористов для судебного преследования.
Какие правовые основы существуют для международного сотрудничества по борьбе с преступностью?
Для международного сотрудничества по борьбе с преступностью существуют различные правовые основы. Одним из главных документов является Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, которая была принята в 2000 году и в настоящее время ратифицирована многими странами. Также существуют международные договоры, заключаемые между отдельными странами или регионами, а также нормы и рекомендации, разрабатываемые международными организациями, такими как ООН, Интерпол и другими.
Какова роль ООН в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью?
Организация Объединенных Наций играет важную роль в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью. Одиннадцатый Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, проводимый с периодичностью раз в пять лет, является важным форумом для обсуждения и принятия решений в этой области. На конгрессе обучаются, обмениваются опытом и устанавливаются новые подходы в борьбе с преступностью. ООН также координирует работу других международных организаций, таких как Интерпол, в этой области.
Каковы основные методы борьбы с транснациональной организованной преступностью?
Борьба с транснациональной организованной преступностью включает в себя различные методы. Один из них - совместные операции правоохранительных органов разных стран, которые направлены на задержание и привлечение к ответственности преступных групп. Также важным инструментом является обмен оперативной информацией между странами и организациями, что позволяет эффективнее раскрыть преступления и преследовать преступников. Важную роль играют также транснациональные соглашения и договоренности, которые регулируют взаимодействие между странами в этой области.