Китайский фарфор. Эрмитажное собрание
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 05.02.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Бассейн с изображением лотосов.
1.1. Материал, форма, техника и технология производства.
1.2. Декор, интерпретация сюжетов декора и символики цвета и декора.
Заключение
Список литературы
Этот "цветок был изначально роскошной лилией Великих Вод, то время как существа приходят и уходят". Лотос - это космос, поднимающийся из хаоса, как Солнце, взошедшее из лотоса в начале мира. Это Цветок Света, результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды. Будучи продуктом взаимодействия огня и воды, он символизирует дух и материю. Являясь "универсальной основой всего сущего, он расцветает в водах безграничных возможностей". Лотос - солярная основа, матрица. Раскрываясь с рассветом и закрываясь с заходом солнца, он олицетворяет его возрождение, а значит, и любое другое возрождение, творение, плодовитость, обновление и бессмертие. Лотос - это совершенная красота. Раскрытый цветок, принимая форму розетки, олицетворяет колесо солярной матрицы, солнечное колесо непрерывного цикла существования. Кроме того, он формирует чашу, символизирующую воспринимающий женский принцип. Лотос олицетворяет духовное раскрытие, начиная свой рост из грязи и слизи и прорастая вверх через мутные воды, чтоб раскрыться на солнце и в свете Небес. Корень его олицетворяет нерастворимость; стебель - пуповину, привязывающую человека к своим истокам; цветок имеет форму солнечных лучей; коробочка с семенами символизирует плодоносную силу творения. Его цветок покоится в тихих водах. В бутоне сокрыты все потенциальные возможности. Его цветение - это расширение, просвещение, сердце, космическое колесо мира явлений. Семенные коробочки символизируют творение. Лотос - "движитель на водах" (отверстие в семенной коробочке имеет меньший размер, чем семена внутри нее и, когда коробочка лопается, семена разлетаются, чтобы пустить корни там, куда их унесет вода). Лотос является также символом необыкновенного или божественного рождения, выходя незапятнанным из грязи вод. Боги, изображенные выходящими из лотоса, знаменуют собой мир, вырастающий из стихии воды, при этом лотос символизирует Солнце, выплывающее из начальных вод Хаоса. Будучи солярно-лунным, лотос является также андрогином, самодостаточным и непорочным в своей чистоте. Изображение пламени, поднимающегося из лотоса, трактуют как божественное откровение, и союз дуалистичных сил огня и воды, Солнца и Луны, мужчины и женщины. Цветок и лист лотоса может поддерживать существование на любом уровне. Лотос - одно из Восьми Сокровищ или Благоприятных Знаков. Согласно традиции китайского буддизма, "Лотос Сердца" олицетворяет солярный огонь, а также время, невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир, гармонию, союз. Полный расцвет лотоса, когда в нем повторяется форма колеса, олицетворяет Круг Существования и является символом Амитабхи, Гуань-иия и Майтрейи Будды. Бодхисаттвы стояли на цветках, которые еще не распустились. Атрибутом Белой Тары, Матери всех Будд, является книга просвещающей мудрости, покоящаяся на лотосе, означающем духовный расцвет. Лотос является символом мира, так как центр цветка иногда изображается как Гора Меру в аспекте мировой оси. Чакры очень часто изображаются в виде лотосов, которые в этом контексте принимают на себя символизм колеса, при пробуждении которого раскрывается его центр, и чакра начинает вращаться.
Лотос в Китае - символ чистоты: растет в тине, но не испачкан ею. В китайской культуре лотос означает чистоту, совершенство, духовное изящество, мир, женский гений, лето, плодовитость. Кроме того, лотос олицетворяет прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. Лотос - символ человека благородного, выросшего из грязи, но ею не запачканного. Поэт XI века Чжоу Дуньи писал о лотосе: "Из грязи растет он, а сам не грязнится". Как лотос существует в трех элементах - земля, вода и воздух, - так и человек живет в трех мирах: материальном, интеллектуальном и духовном. «Выше всех выращиваемых цветов китайцы ставят Nelumbium, или священный лотос, независимо от того, с какой точки зрения его рассматривать - относительно пользы или красоты. Он часто используется в простых орнаментах на крупной глиняной посуде или фарфоровых ваннах, в которых держат золотых рыбок. Его огромные, похожие на тюльпаны цветки, окрашенные в розовый и желтый цвета, нависают над широкими щитовидными листьями, которые формой (но не размером) напоминают листья настурции, причем стебель крепится к листу возле центра последнего. Выращиваемый в больших объемах ради семян и корней, которые употребляются в пищу, он покрывает большую часть площади озер и болот». Каждая из частей растения имеет свое собственное имя, и все они применяются китайцами для различных целей. Большие озера и пруды засажены переплетающимися узловатыми стеблями, которые китайцы называют корнями; плоды и листья используются в пищу; цветок, с красной верхушкой и розовато-белыми лепестками, срывают редко, потому что предпочитают смотреть на него в его в естественном виде.
Заключение.
Исторический путь развития китайского керамического искусства насчитывает несколько тысячелетий. В продолжение всего этого огромного периода шла весьма интенсивная, последовательная работа по усовершенствованию качества черепка и глазури, по поискам новых форм и художественных приемов.
Этот длительный творческий процесс подготовил изобретение настоящего фарфора, появление которого опередило Европу на восемь столетий. По-видимому, в этом сыграли немалую роль попытки довести керамическую массу до уровня наиболее ценимых за твердость, звонкость и богатую расцветку материалов, как нефрит, а может быть, и других полудрагоценных камней, имевших издавна большое распространение в Китае.
Мы не имеем еще достоверных данных, чтобы с точностью установить, когда именно фарфоровидный черепок (а по китайскому понятию – уже настоящий фарфор) стал вполне отвечать тому, что мы обычно подразумеваем под этим термином.
Раскопки, производимые в течение последних лет в Китае, не принесли убедительного материала для решения этого вопроса и не дают оснований для новой датировки. Китайские источники относят изобретение фарфора к периоду Хань (206 г. до н. э. – 221 г. н. э.). Опубликование маленькой коллекции американского ученого Лауфера, относящейся к этому времени, несколько объясняет нам точку зрения китайских исследователей, повидимому, считающих уже настоящим фарфором глиняные изделия, по составу черепка несколько отличающиеся от ранее известной ханьской керамики.
Подлинным историческим свидетельством времени появлений настоящих фарфоровых изделий в европейском понимании этого слова, подразумевающем твердость спекшегося черепка при его абсолютной белизне и способности просвечивать, для нас являются фрагменты китайского фарфора, найденные при раскопках развалин города Самарры в Месопотамии, возникшего и разрушенного в IX в. Это дает нам право с уверенностью отнести изобретение фарфора не позднее, чем к периоду Тан, а историческая обстановка делает возможным для нас отнесение крупнейшего изобретения именно к этому времени.
Список литературы:
1. Белецкий П. Китайское искусство: Очерки. – К., 1957.
2. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. – М., 1979. – (Малая история искусств).
3. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М., 1962.
4. Кречетова М.Н., Вестфален Э.Х. Китайский фарфор. – Л., 1947.
5. «В глубь веков» (Книга о государственном Эрмитаже). Пособие для учителей. Л., 1961.
6. Шапиро Ю.Г. Эрмитаж (по выставкам и залам) путеводитель. Л. 1983.
Белецкий П. Китайское искусство: Очерки. – К., 1957.
Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. – М., 1979. – (Малая история искусств).
Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М., 1962.
Кречетова М.Н., Вестфален Э.Х. Китайский фарфор. – Л., 1947.
17
2. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. – М., 1979. – (Малая история искусств).
3. Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М., 1962.
4. Кречетова М.Н., Вестфален Э.Х. Китайский фарфор. – Л., 1947.
5. «В глубь веков» (Книга о государственном Эрмитаже). Пособие для учителей. Л., 1961.
6. Шапиро Ю.Г. Эрмитаж (по выставкам и залам) путеводитель. Л. 1983.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой бассейн с изображением лотосов?
Бассейн с изображением лотосов - это один из экспонатов коллекции китайского фарфора в Эрмитаже. Он представляет собой фарфоровый предмет в форме бассейна, украшенный изображениями лотосов.
Какой материал использовался для создания бассейна с изображением лотосов?
Для создания бассейна с изображением лотосов использовался китайский фарфор, который известен своей прочностью и красотой.
Какая форма имеет бассейн с изображением лотосов?
Бассейн с изображением лотосов имеет форму, напоминающую настоящий бассейн с выпуклыми стенками и плоским дном.
Какая техника и технология использовались при создании бассейна с изображением лотосов?
При создании бассейна с изображением лотосов использовалась техника ручной росписи на фарфоре. Мастера вручную наносили краски на поверхность фарфора и обжигали его в специальных печах при высокой температуре.
Какой декор присутствует на бассейне с изображением лотосов?
Бассейн с изображением лотосов украшен изображениями лотосов, которые являются символами чистоты, красоты и просветления. Также на нем могут быть изображения других растений, животных или геометрические узоры.
Что из себя представляет китайский фарфор?
Китайский фарфор - это одно из самых уникальных и ценных произведений искусства Китая. Это керамический материал, изготовленный из глины, который отличается своей высокой прочностью и прозрачностью. Он имеет белый или слегка легированный синей краской цвет и отличается изящным и тонким исполнением.
Какими техниками создается китайский фарфор?
Китайский фарфор создается с использованием различных техник и технологий. Одна из самых известных техник изготовления - это колесо гончарное, при котором глина формируется на вращающемся столе. Также применяются техники литья, лепки и росписи. Для декорирования фарфора используются различные эмалевые и красочные покрытия.
Какой декор присутствует на китайском фарфоре?
Декор на китайском фарфоре может быть разнообразным. Одним из самых распространенных элементов декора является изображение лотосов. Лотосы символизируют чистоту, благородство и возрождение. Они также служат средством передачи различных сюжетных мотивов и символических посланий. Кроме лотосов, на фарфоре можно встретить и другие декоративные элементы, такие как драконы, цветы, пейзажи и различные геометрические узоры.
Какая символика цвета присутствует на китайском фарфоре?
Цветовая символика на китайском фарфоре имеет свои особенности. Например, синий цвет символизирует небо и божественную силу. Черный цвет может олицетворять смерть и тайну. Красный цвет символизирует счастье и удачу, а зеленый - плодородие и молодость. Каждый цвет имеет свой собственный символический смысл, который дополняет общую историю и сюжетность китайского фарфора.