Развитие познавательных мотивов у детей.... возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 24.01.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы познавательных мотивов дошкольников в психологической литературе
1.1. Понятие и сущность познавательного мотива
1.2. Особенности познавательного мотива в дошкольном возрасте
1.3. Педагогические условия развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста
1.4. Формирование познавательных мотивов в обучении
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательных мотивов у детей дошкольного возраста
2.1. Постановка проблемы исследования
2.2. Анализ результатов
2.3. Рекомендации по развитию познавательных мотивов у детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Более половины детей выбрали задания, требующие действенного способа познания, и только 10 % - образный. Можно сделать вывод, что старшие дошкольники в большинстве своем имеют достаточно выраженный познавательный интерес, который наиболее ярко проявляется при решении задач, связанных с действенным способом познания. Возникает вопрос, что отражает выявленный уровень познавательного интереса: собственную внутреннюю мотивационно - потребностную сферу ребенка, или же привлекательность для дошкольника коммуникативной ситуации (взаимодействие с взрослым и со сверстником).
С целью изучения интенсивности влияния и качественного своеобразия вклада взрослого и сверстника в становление познавательного интереса ребенка необходимо сопоставить уровень познавательного интереса ребенка в разных коммуникативных ситуациях.
Эксперимент включал четыре коммуникативные ситуации.
Совместная деятельность ребёнка со взрослым.
Совместная деятельность ребёнка со взрослым и со сверстником.
Индивидуальная деятельность ребёнка.
Совместная познавательная деятельность ребёнка со сверстником.
В качестве содержания познавательной деятельности дошкольников были выбраны задания, в которых был зафиксирован наиболее высокий уровень познавательного интереса.
В совместной работе с взрослым детям предлагалось выложить узор из кубиков и сложить фигурку оригами (характер узоров и фигурок каждый раз менялись). При самостоятельной работе детям предлагался материал для этих видов деятельности.
Таблица 2.
Сводная таблица данных диагностики познавательных мотивов у детей дошкольного возраста в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми
№ Оригами Кубики Сказка Картинки 1 2 2 2 3 2 2 3 1 2 3 2 2 2 3 4 2 2 3 3 5 3 3 2 2 6 3 3 3 2 7 2 2 2 3 8 3 2 2 2 9 3 2 2 2 10 3 3 2 3 11 2 3 2 2 12 2 2 2 3 13 3 2 3 2 14 2 2 1 2 15 3 3 3 2 16 2 2 2 2 17 2 2 2 2 18 3 2 1 3 19 3 3 2 2 20 3 2 2 3 Ср.з. 2,5 2,3 2 2,4
Результаты показали, что наибольшая степень эмоциональной вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается у детей во второй экспериментальной ситуации (со сверстником и взрослым), а наименьшая – в ситуации индивидуальной деятельности.
Как показывают данные нашего эксперимента, сверстник и взрослый по-разному влияли на проявления познавательного интереса старшего дошкольника. Участие взрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со сверстником оказывается несколько выше. На целенаправленности участие сверстника (без взрослого) сказывается отрицательно. Эмоционально дети более вовлечены, когда они работают вместе (по сравнению с ситуацией индивидуальной деятельности). Наблюдается феномен «эмоционального заражения» друг от друга, хотя содержание детских эмоций не всегда направлено на познавательную задачу.
Был проведён анализ индивидуальных вариантов соотношения познавательных интересов в разных коммуникативных ситуациях.
У 50 % испытуемых обнаружился высокий познавательный интерес в ситуациях совместной работы со взрослым, и низкая без участия взрослого. Таким образом, участие взрослого сыграло определяющую роль в пробуждении познавательной активности у большей части дошкольников.
Рассмотрим обнаруженные различия в уровне познавательных мотивов у дошкольников при индивидуальной работе и в ситуациях совместной работы с позиций Т-критерия Стьюдента:
Таблица 3.
Различия в уровне познавательных мотивов у дошкольников при индивидуальной работе и в ситуациях совместной работы
Показатели методик Ср. знач. 1 Ср. знач. 2 Т-критерий Стьюдента Уровни значимости Оригами 2,2 2,5 - 0,0202 0,002 ** Кубики 2 2,3 2,9234 0,026 * Сказка 1,7 2 2,7849 0,03 * Картинки 1,9 2,4 3,7197 0,027 *
Обозначения: Ср. знач. 1 – уровень познавательных мотивов в индивидуальной работе дошкольников
Ср. знач. 2 – уровень познавательных мотивов в совместной работе дошкольников
Полученные данные показывают наличие значимых различий в уровне познавательных мотивов у дошкольников при индивидуальной работе и в ситуациях совместной работы (при р<=0,01). Обнаруженный факт свидетельствует о том, что участие взрослого сыграло определяющую роль в пробуждении познавательной активности у большей части дошкольников.
Вместе с тем, поскольку проведенный эксперимент имел срезовый, констатирующий характер, остается неясным, происходит ли присвоение познавательного интереса, то есть переход ее в интрапсихическую форму, или же она проявляется только при взаимодействии со взрослым. Кроме того, остается невыясненным, кто в большей степени может способствовать формированию познавательного интереса старшего дошкольника – взрослый, способствующий организованности и целенаправленности познавательной деятельности, или сверстник который существенно повышает эмоциональную вовлеченность и инициативность ребёнка.
2.3. Рекомендации по развитию познавательных мотивов у детей дошкольного возраста
Адаптированная программа «Хочу все знать» (развитие познавательных интересов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста)
Авторы:Шемендюк Галина Петровна - заместитель заведующей по воспитательной работе.Насонова Елена Викторовна - воспитатель ДОУ № 38. Перевалова Светлана Владимировна - воспитатель ДОУ № 38.Написана: МДОУ №38 "Лесовичок" 2004 год.
Представленная адаптированная программа - итог пятилетнего опыта работы педагогов, в рамках экспериментальной площадки, по теме: "Развитие познавательной активности у детей через детское экспериментирование". Педагогический коллектив работал над следующими задачами:
создание педагогических условий, способствующих развитию познавательной сферы детей дошкольного возраста;
развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста через включение их в детское экспериментирование.
Курс обучения рассчитан на три года.
Каждый год обучения конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями детей пятого, шестого и седьмого года жизни.Занятия проводятся в специально организованных условиях (в данном случае в детской лаборатории) по подгруппам, что дает детям возможность свободно действовать с предметами, неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Педагогу же отводиться в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать им путь решения задачи или проблемы, а тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.
Изменения коснулись формы, содержания и сетки занятий. Содержание таких занятий с детьми доступно для постепенного и систематического формирования интеллектуальных умений, которые, в свою очередь послужат основой дальнейшего развития и усвоения более сложных понятий. В процессе исследовательской деятельности ребенок приобретает опыт:
Физический:учиться управлять своим телом и определенными органами;
Природоведческий:знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
Социальный:запоминать индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого);
Познавательный:тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции;
Лингвистический:заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом;
Волевой:запоминать, как он сам может влиять на других людей;
Личностный: узнавать свои личностные особенности и возможности;
Поведенческий:моделировать свое поведение в различных ситуациях.
Систематизированный комплекс развивающих занятий является основанием для создания развивающей адаптированной программы, которая способствует подготовке дошкольников к усвоению нужной информации без ущерба их здоровью, развитию и сохранению познавательного интереса на последующих ступенях образования.
Заключение
Итак, данная работа посвящена изучению проблемы развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста.
Выполненное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Познавательный интерес старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности, требующей действенного способа познания, по сравнению с образным.
Познавательный интерес первоначально существует в интерпсихической форме и обусловлен содержательным взаимодействием ребенка с другим человеком.
Совместная деятельность со взрослым, и сверстником оказывает различное влияние на становление познавательного интереса. Влияние сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее.
Совместная познавательная деятельность дошкольника как со взрослым, так и со сверстником способствует возникновению познавательного интереса и наполняет познавательную деятельность ребенка новым личностным смыслом.
И в заключении хотелось бы отметить, что все ученые, занимавшиеся проблемой познавательных мотивов, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у детей дошкольного возраста, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
В задачи любого педагога входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности дошкольника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия детей, их возрастные особенности развития. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволил повернуть ребенка лицом к познавательной деятельности.
Список литературы
Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург: Педагогика, 2004. – 218 с.
Баранов Э.И. Диагностика познавательного интереса у младших дошкольников. – СПб.: Питер, 2005. – 69 с.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших дошкольников. – М.: Наука, 2001. – 157 с.
Выбойщик И.В., Матвеева Л.Г., Мякушин Д.Е. Что я могу узнать о своем ребенке? – Челябинск, 2006. – 90 с.
Гобова Е.С. Понимать детей – дело интересное. – М.: Семья и школа, 1997. – 199 с.
Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Педагогика, 2004. – 384 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Педагогика, 1998. – 137 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Сфера, 2003. – 94 с.
Маневцова Л.М. Динамика познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения связей и отношений в природе // Дошкольное воспитание (научные доклады). XXVII Герценовские чтения. – СПб.: Питер, 2004. – 127 с.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Педагогика, 1990. – 185 с.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Педагогика, 1999. – 118 с.
Немов Р.С. Психология. Т. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Наука, 1995. – 411 с.
Обломская С.М. К вопросу об интересах детей старшего дошкольного возраста к знаниям, полученным в процессе деятельности // Дошкольное воспитание (научные доклады). XXVI Герценовские чтения. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Мысль, 1988. – 384 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.
Постникова Н.К. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников. – М.: Педагогика, 1998. – 110 с..
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Академия, 1995. – 379 с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
2
2.Баранов Э.И. Диагностика познавательного интереса у младших дошкольников. – СПб.: Питер, 2005. – 69 с.
3.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших дошкольников. – М.: Наука, 2001. – 157 с.
4.Выбойщик И.В., Матвеева Л.Г., Мякушин Д.Е. Что я могу узнать о своем ребенке? – Челябинск, 2006. – 90 с.
5.Гобова Е.С. Понимать детей – дело интересное. – М.: Семья и школа, 1997. – 199 с.
6.Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Педагогика, 2004. – 384 с.
7.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Педагогика, 1998. – 137 с.
8.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Сфера, 2003. – 94 с.
9.Маневцова Л.М. Динамика познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе усвоения связей и отношений в природе // Дошкольное воспитание (научные доклады). XXVII Герценовские чтения. – СПб.: Питер, 2004. – 127 с.
10.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Педагогика, 1990. – 185 с.
11.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Педагогика, 1999. – 118 с.
12.Немов Р.С. Психология. Т. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Наука, 1995. – 411 с.
13.Обломская С.М. К вопросу об интересах детей старшего дошкольного возраста к знаниям, полученным в процессе деятельности // Дошкольное воспитание (научные доклады). XXVI Герценовские чтения. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
14.Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Мысль, 1988. – 384 с.
15.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.
16.Постникова Н.К. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников. – М.: Педагогика, 1998. – 110 с..
17.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Академия, 1995. – 379 с.
18.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеют познавательные мотивы у детей дошкольного возраста?
Познавательные мотивы играют важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Они стимулируют интерес к окружающему миру, способствуют усвоению новых знаний и навыков, развивают когнитивные процессы и активное отношение к обучению.
Что подразумевается под понятием "познавательный мотив"?
Познавательный мотив - это внутренне обусловленное стремление и желание ребенка познавать и изучать окружающий мир, получать новые знания и развивать свои когнитивные способности.
Какие особенности имеют познавательные мотивы у детей дошкольного возраста?
В дошкольном возрасте познавательные мотивы обладают особенностями. Дети проявляют большой интерес к окружающему миру, активно задают вопросы и стремятся получить ответы. Они любят экспериментировать, исследовать предметы, наблюдать за явлениями природы и узнавать новое.
Какие педагогические условия способствуют развитию познавательных мотивов у детей дошкольного возраста?
Для развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста необходимо создать специальные педагогические условия. Важно обеспечить интересные и разнообразные задания, создавать ситуации успеха, поддерживать позитивную обратную связь, поощрять самостоятельность и активность ребенка, а также использовать игровую деятельность как средство развития познавательных мотивов.
Каким образом формируются познавательные мотивы в обучении?
Формирование познавательных мотивов в обучении осуществляется через создание интересной и значимой образовательной среды, использование активных методов и приемов обучения, стимулирование самостоятельности и инициативности учеников, а также через поощрение и поддержку их интересов и достижений.
Какие теоретические аспекты изучаются в первой главе статьи?
Первая глава статьи охватывает такие теоретические аспекты, как понятие и сущность познавательного мотива, особенности познавательного мотива в дошкольном возрасте, педагогические условия развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста и формирование познавательных мотивов в обучении.
Что такое познавательный мотив?
Познавательный мотив - это внутреннее побуждение, желание или потребность ребенка узнать и понять мир, стремление к познанию и овладению новыми знаниями, наблюдениями, умениями и навыками.
Какие особенности имеет познавательный мотив в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте познавательный мотив проявляется во многих формах: активное любопытство, интерес к окружающему миру, желание экспериментировать, задавать вопросы, играть в ролевые игры для имитации поведения взрослых и т. д.
Какие педагогические условия способствуют развитию познавательных мотивов у детей дошкольного возраста?
Развитию познавательных мотивов у детей дошкольного возраста способствуют: создание интересной и разнообразной образовательной среды, поддержка и поощрение детской исследовательской активности, проведение игровых и познавательных занятий, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и другие факторы.
Что изучается в эмпирическом исследовании познавательных мотивов у детей дошкольного возраста?
В эмпирическом исследовании познавательных мотивов у детей дошкольного возраста изучается их уровень и выраженность, а также влияние различных факторов на развитие познавательных мотивов, например, образовательных программ, роли родителей и педагогов, образовательной среды и т. д.