Бюджетная система РФ.Структура и принципы построения.Ревизии бюджетных учреждений.Анализ бюджета
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 01.09.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Бюджетная система РФ
1.1. Понятие и роль бюджетной системы в экономике государства
1.2. Структура и принципы построения бюджетной системы РФ
2. Особенности бюджетного процесса (на примере бюджетных учреждений) и анализ бюджета РФ за 2008 год
2.1. Ревизии бюджетных учреждений
2.2. Анализ бюджета России в 2008 год
Заключение
Список литературы
Таким образом, увеличение в 2008 г. по сравнению с 2007 г. расходов федерального и региональных бюджетов произошло в основном за счет межбюджетных трансфертов и, соответственно, это увеличение не могло повлиять на объем расходов бюджета расширенного правительства.
Рост расходов федерального бюджета по сравнению с 2007 г., происходивший на фоне падения доходов, привел к сокращению профицита федерального бюджета (на 1,4 п.п. до 4,1% ВВП). Вследствие опережающего роста расходов бюджетов субъектов РФ по итогам 2008 г. был зафиксирован незначительный дефицит региональных бюджетов (в размере 0,1% ВВП). Расходы бюджета расширенного правительства, хотя и снизились в долях ВВП, но все же в значительно меньшей степени, чем доходы. Это привело к существенному сокращению профицита на 1,3 п.п. до 4,8% ВВП.
Очевидно, что негативный внешнеэкономический фон и сокращение объемов поступлений от внутренних налогов обуславливают необходимость проведения более сдержанной бюджетной политики, основанной на взвешенном соизмерении объемов принимаемых обязательств с возможностями их финансирования. Одним из направлений сокращения расходов федерального бюджета может быть пересмотр объемов финансирования приоритетных национальных проектов. Дело в том, что отсутствие системного подхода к формированию содержания проектов приводит к ежегодному расширению перечня направлений и мероприятий государственной поддержки, тем самым возникают дополнительные бюджетные расходы (на финансирование новых «узких мест»: например, сначала подсоединение школ к интернету, затем оплата трафика, так как в муниципальных бюджетах на это не было предусмотрено средств).
Реализация национальных проектов создает дополнительные расходные обязательства и для региональных властей. Дело в том, что сферы, выбранные в качестве общенациональных приоритетов, в основном закреплены за региональными властями. Вторгаясь в компетенцию региональных властей, национальные проекты создают для них скрытые нефинансируемые расходные мандаты:
- в рамках проектов «Образования» и «Здоровье» дополнительное поощрение и увеличение зарплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы происходит на фоне сохранения планового роста оплаты труда в целом по отраслям образования и здравоохранения. Во избежание перетока кадров необходимой реакцией со стороны региональных властей явилось вынужденное повышение зарплаты для прочих сотрудников сфер образования и здравоохранения;
- в рамках реализации нацпроектов не в полной мере предусмотрено финансирование расходов на содержание и эксплуатацию высокотехнологичной медицинской техники, переподготовку специалистов для работы на этом оборудовании.
Среди направлений и ориентиров налогово-бюджетной политики, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2008 г., значится продолжение курса на снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен. Стремительное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры во второй половине 2008 г. создало предпосылки для вынужденной реализации данного тезиса: кризис актуализировал необходимость поиска путей компенсации выпадающих нефтегазовых доходов бюджета. По итогам 2008 г. сокращение поступлений налоговых доходов в бюджет расширенного правительства составило порядка 1 п.п. ВВП, причем более существенного выпадения доходов бюджета удалось избежать лишь вследствие сохранения беспрецедентно высоких цен на энергоносители на мировых рынках в первом полугодии 2008 г.
Еще одним ориентиром последнего Бюджетного послания было снижение налогового бремени на экономику. Так, из представленных в табл. 2 данных видно, что налоговая нагрузка на экономику в России в течение 2001–2008 гг. изменялась незначительно, колеблясь в пределах 35,3–36,3% ВВП.
Таблица 2 - Динамика уровня налоговой нагрузки и поступлений основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в 2000–2008 гг. (в % ВВП)
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Уровень налоговой нагрузки (1+2+3) 36,17 36,29 35,28 35,82 36,30 35,94 36,06 35,58 Поступления налогов (1), в том числе: 31,96 29,80 28,21 27,47 25,65 24,44 25,74 23,95 налог на прибыль 5,75 4,28 3,98 5,09 6,16 6,21 6,58 6,05 НДФЛ 2,86 3,31 3,44 3,37 3,27 3,46 3,84 4,01 ЕСН* 5,79 4,13 3,68 3,49 1,99 1,94 1,98 1,95 НДС 7,17 6,96 6,66 6,27 6,81 5,62 6,86 5,13 акцизы 2,72 2,44 2,59 1,43 1,17 1,01 0,95 0,84 НДПИ** 0,74 2,55 2,50 2,99 4,20 4,07 3,63 4,11 Страховые взносы на обязательное пен- 0,00 2,76 2,94 2,80 2,88 2,93 3,05 3,00 сионное страхование (2) Доходы от внешнеэкономической дея- 4,21 3,73 4,13 5,54 7,77 8,57 7,27 8,63 тельности (3)
* без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
** в 2001 г. вместо НДПИ указано значение платежей за добычу полезных ископаемых.
В 2008 г. объем налоговых поступлений в бюджетную систему страны сократился на 1,8 п.п. ВВП по сравнению с предыдущим годом. Структура налоговых поступлений бюджета расширенного правительства представлена на рис. 1.
*без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Рис. 1. Доля налоговых поступлений в суммарных доходах бюджета расширенного правительства в 2005–2008 гг., в %
В структуре налоговых поступлений в 2008 г. произошли заметные изменения: поступления от НДС упали ниже уровня 2006 г., кроме того сократились до значения 2005 г. поступления в бюджетную систему страны от налога на прибыль предприятий. Эти обстоятельства стали решающими факторами существенного падения относительно уровня 2007 г. налоговых поступлений бюджета расширенного правительства. Однако следует отметить, что вопреки ожиданиям доля поступлений НДПИ в ВВП, как и величина доходов от внешнеэкономической деятельности, в 2008 г. не продолжило свое падение вслед за показателями 2007 г. – поступления доходов в бюджет от данных налогов выросли. Также следует отметить, что на протяжении 2005–2008 гг. наблюдаются устойчивые тенденции увеличения доли НДФЛ, снижения доли акцизов и стабилизация доли ЕСН в ВВП.
Заключение
Государственный бюджет – система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Очевидно, что негативный внешнеэкономический фон и сокращение объемов поступлений от внутренних налогов обуславливают необходимость проведения более сдержанной бюджетной политики, основанной на взвешенном соизмерении объемов принимаемых обязательств с возможностями их финансирования. Одним из направлений сокращения расходов федерального бюджета может быть пересмотр объемов финансирования приоритетных национальных проектов. Дело в том, что отсутствие системного подхода к формированию содержания проектов приводит к ежегодному расширению перечня направлений и мероприятий государственной поддержки, тем самым возникают дополнительные бюджетные расходы (на финансирование новых «узких мест»: например, сначала подсоединение школ к интернету, затем оплата трафика, так как в муниципальных бюджетах на это не было предусмотрено средств).
В 2009 г. помимо снижения нефтегазовых доходов наибольшее падение поступлений следует ожидать по налогу на прибыль, НДС, по налогу на доходы физических лиц и ЕСН, что будет обусловлено ухудшением финансового состояния российских предприятий, сокращением деловой активности, увеличением количества безработных, снижением доходов от трудовой и предпринимательской деятельности. Наибольшую стабильность в условиях кризиса будут сохранять имущественные налоги (налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог и пр.), однако при затяжном характере кризисных явлений в экономике доходы от них также будут сокращаться.
Список литературы
Красковский Ю.В. Бюджетно-структурная сбалансированность региональной экономики. - СПб.: СПбГУЭФ, 2007.- 544 с.
Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм /Под ред. Химичевой Н.И - 2-е изд.- М.: Норма, 2007.- 544 с.
Мазина Е.Б. Экономическое развитие и бюджетная обеспеченность регионов. - Н. Новгород: ВВАГС, 2007.-354 с.
Новый порядок проведения ревизий // "Учет в бюджетных учреждениях" от 02.08.2007. с.3-6.
Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. С. 655.
Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007.-544 с.
Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2007.-265 с.
Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теоретические аспекты. Казан. фин.-экон. ин-т. - Казань, 2007.-276 с.
Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теоретические аспекты. Казан. фин.-экон. ин-т. - Казань, 2007.- с.87.
Красковский Ю.В. Бюджетно-структурная сбалансированность региональной экономики. - СПб.: СПбГУЭФ, 2007.- с.54.
Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм /Под ред. Химичевой Н.И - 2-е изд.- М.: Норма, 2007.- с.76.
Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм /Под ред. Химичевой Н.И - 2-е изд.- М.: Норма, 2007.- с.76.
Новый порядок проведения ревизий // "Учет в бюджетных учреждениях" от 02.08.2007. с.3.
Новый порядок проведения ревизий // "Учет в бюджетных учреждениях" от 02.08.2007. с.8.
Новый порядок проведения ревизий // "Учет в бюджетных учреждениях" от 02.08.2007. с.9.
Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. С. 87.
Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. С. 88.
Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. С. 97.
Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. С. 97..
2
1.Красковский Ю.В. Бюджетно-структурная сбалансированность региональной экономики. - СПб.: СПбГУЭФ, 2007.- 544 с.
2.Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм /Под ред. Химичевой Н.И - 2-е изд.- М.: Норма, 2007.- 544 с.
3.Мазина Е.Б. Экономическое развитие и бюджетная обеспеченность регионов. - Н. Новгород: ВВАГС, 2007.-354 с.
4.Новый порядок проведения ревизий // "Учет в бюджетных учреждениях" от 02.08.2007. с.3-6.
5.Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. С. 655.
6.Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007.-544 с.
7.Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2007.-265 с.
8.Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теоретические аспекты. Казан. фин.-экон. ин-т. - Казань, 2007.-276 с.
Вопрос-ответ:
Что такое бюджетная система РФ и какая роль она играет в экономике государства?
Бюджетная система РФ — это комплекс взаимосвязанных между собой органов, процедур и правил, регулирующих формирование, исполнение и контроль бюджетов всех уровней в Российской Федерации. Главная роль бюджетной системы заключается в обеспечении финансовой устойчивости государства, распределении средств для выполнения государственных функций, социальной защиты населения, развития экономики и других задач.
Какова структура и принципы построения бюджетной системы РФ?
Бюджетная система РФ состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Принципы построения бюджетной системы включают единообразие бюджетной политики, единый бюджетный цикл, координацию деятельности бюджетных учреждений и контроль за исполнением бюджетов.
Как осуществляются ревизии бюджетных учреждений и какие задачи они решают?
Ревизии бюджетных учреждений проводятся государственными контрольными органами и направлены на проверку правильности и эффективности использования бюджетных средств. Задачи ревизий включают выявление финансовых нарушений, определение эффективности бюджетных программ, обеспечение прозрачности и открытости финансовых операций.
Как проводится анализ бюджета РФ и какие особенности он имеет?
Анализ бюджета РФ включает оценку его доходной и расходной части, а также сравнение выполнения плановых показателей с реальными результатами. Особенности анализа бюджета РФ включают учет федеральной, региональной и местной составляющих, а также анализ влияния бюджета на социально-экономическое развитие страны.
Какие изменения произошли в бюджете РФ в 2008 году по сравнению с предыдущим годом?
В 2008 году бюджет РФ имел увеличение расходов по сравнению с 2007 годом. Подробный анализ бюджета за этот период позволяет выявить конкретные изменения и направления расходования бюджетных средств, включая различные государственные программы и социальные меры.
Какова роль бюджетной системы в экономике государства?
Бюджетная система играет ключевую роль в экономике государства, ведь через нее осуществляется планирование, выполнение и контроль за распределением государственных финансовых ресурсов. Она способствует финансовой стабильности, обеспечивает финансирование социальных программ и инфраструктурных проектов, регулирует взаимодействие между различными уровнями бюджетной системы и секторами экономики.
Какова структура и принципы построения бюджетной системы РФ?
Бюджетная система РФ состоит из федерального, региональных и местных бюджетов. Федеральный бюджет формируется на основе доходов от федеральных налогов и сборов, региональные и местные бюджеты - на основе доходов от региональных и местных налогов и сборов. Принципы построения бюджетной системы включают субпринципы единства, целевого и принцип финансовой децентрализации.
Что такое ревизии бюджетных учреждений?
Ревизии бюджетных учреждений - это процесс проверки финансовой деятельности и выполнения бюджетных обязательств со стороны специальных органов контроля. Они проверяют соответствие организации бюджетным правилам и нормам, эффективность использования бюджетных средств, наличие коррупции или мошенничества. Ревизии помогают предотвратить неправомерные траты и обеспечивают прозрачность и отчетность в работе бюджетных учреждений.
Как проводится анализ бюджета России в 2008 году?
Анализ бюджета России в 2008 году включает оценку доходов и расходов федерального бюджета, а также основных показателей его исполнения. Он осуществляется на основе данных о фактических доходах и расходах, а также сравнения с плановыми показателями. Анализ позволяет выявить уровень эффективности бюджетных расходов, определить приоритетные направления развития и принять меры по улучшению финансового состояния государства.
Что такое бюджетная система РФ и какую роль она играет в экономике государства?
Бюджетная система РФ - это совокупность органов и процедур, которые обеспечивают планирование, управление и контроль за использованием бюджетных средств государства. Она имеет огромное значение в экономике государства, так как через бюджетные средства осуществляется финансирование государственных программ, социальных выплат, обеспечение функционирования государственных учреждений и многих других аспектов жизни общества. Бюджетная система РФ также является важным инструментом регулирования экономики, позволяя государству участвовать в формировании спроса и поддерживать экономическую стабильность.